У Церкви есть свои воины, которые оберегают душу народа от вражеских нападений.
Архимандрит Амвросий (Мунтяну)
Современная жизнь все дальше и дальше отдаляет человека от Бога. Человек забывает о своем предназначении, о смысле своего существования. А значит, как это ни парадоксально звучит, человек просто перестает быть человеком в подлинном значении этого слова. Он постепенно теряет те образ и подобие Божии, по которым был создан Творцом. Его ориентирами сегодня становятся культ наслаждений, беззаботность, безответственность, самодостаточность богатства и т.п. И поэтому самое актуальное — вернуть человеку подлинные ценности, развернуть его лицом к Богу, настроить на иной лад. Для этого не требуется больших материальных затрат или особого образования. Мы сами являемся и объектом, и субъектом строительства: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Изменение нашего внутреннего мира, самое для нас доступное, но вместе с тем и самое сложное дело. К этому изменению призывают нас святые отцы, и призыв этот остается актуальным до сих пор. Что самое применимое из наследия отцов для современной жизни? Сохранение себя в этом постоянно меняющемся мире, сохранение идеалов и принципов христианской жизни в повседневности. Каждый день, каждый час ставит нас перед нравственным выбором: поступить согласно заповедям или согласно духу мира сего. Почему человек уходит из мирской суеты в монастырь? Что его заставляет это сделать? На эти вопросы я попытаюсь найти ответы на примере жизни иеромонаха Бориса (Григорьева) Валдайского Иверского Святоозерского мужского монастыря.
«Я люблю Россию до боли сердечной…» Эти слова Салтыкова- Щедрина как нельзя лучше характеризуют этого человека – моряка и монаха. 1
В чем притягательная сила влияния этого простого скромного поистине Божьего человека? Чем заслужил отец Борис такое почтение? Поиск ответов на эти вопросы составили цель нашего исследования.
В наши задачи входило:
Методы исследования: анализ, систематизация, описание, интервьюирование.
__________________________________________________________________
Актуальность работы:
Роль монашества в современном обществе определяется целью монашества и монастырей, в целом, а оно, как известно, заключается в поддержание непрерывной молитвы. Монашеские обители были основаны как места непрерывного молитвословия. Не существует и не может существовать никакой другой большей цели, кроме той, ради которой были задуманы монастыри.
Монах по определению человек отрешенный от общества, но это не означает, что он должен быть равнодушным к людскому горю. Наоборот, из многовековой истории нашего народа мы узнаём, что монастыри принимали активное участие в жизни общества, заботясь о чистоте веры и нравов народа, оберегая человеческую душу от пагубных влияний, направляя людей на путь истины. Монахи всегда были духовными стражами страны.
Подобно тому, как стране нужны солдаты для охраны её границ, у Церкви есть свои воины, которые оберегают душу народа от вражеских нападений. Кто приютил мирянина, когда иноплеменники вторгались в его дом с мечом в руках? Монастырь. Кто дал ему кусок хлеба во время засухи и неурожая? Монастырь. Кто успокоил его боль и горе? Конечно, монастырь.
Монастыри были и ещё являются больницей и школой для нашего народа. В наших монастырях были написаны первые книги, отсюда черпали любовь к Богу и к Церкви, у монахов учились терпению и доброте, столь характерные для нашего народа, здесь, в монастырских храмах, подвижники благочестия, благодатью Христовой, исцеляли «всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23).
Обращение к духовному возрождению отца Бориса видится нам актуальной задачей, решение которой способно предоставить еще один пример, показывающий связь личной нравственности человека со всей общественной жизнью. Мы надеемся со временем максимально заполнить этот период новыми фактами, а пока нам представляется важным систематизировать известные данные и добавить к ним некоторые свои размышления и результаты исследования.
Тематическое направление: Традиции защиты Отечества в современной жизни.
Номинация: историческая (исследование)
Исследовательская работа на тему:
«Служение России»
Выполнила:
Гаврилова Анна Александровна, учащаяся группы «Краеведение»
муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей «Пульс» города Валдай Новгородской области, 11 класс
Руководитель:
Гаврилова Надежда Ивановна, педагог
муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей «Пульс»города Валдай Новгородской области
89632401719
2019 год
Содержание:
1.Введение_____________________________________________3
Цель___________________________________________________
Задачи_________________________________________________
2.Основная часть________________________________________5
Глава 1. Детские и юношеские годы. Воспитание любовью.__ 5
Глава 2.Служба в армии.________________________________ 6
2.1 ( БРАФ) ВМФ- историческая справка.____________ 6
2.2. Служба в армии. Начало духовного пути.________ 8
2.3. В поисках своего пути_________________________9
Глава 3. Валдайский период.
3.1. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий
мужской монастырь.___________________________10
3.Заключение.
Мое отношение к теме исследования. _______________________13
Список используемой литературы___________________________14
Приложение_____________________________________________15
1.Введение.
У Церкви есть свои воины, которые оберегают душу народа от вражеских нападений.
Архимандрит Амвросий (Мунтяну)
Современная жизнь все дальше и дальше отдаляет человека от Бога. Человек забывает о своем предназначении, о смысле своего существования. А значит, как это ни парадоксально звучит, человек просто перестает быть человеком в подлинном значении этого слова. Он постепенно теряет те образ и подобие Божии, по которым был создан Творцом. Его ориентирами сегодня становятся культ наслаждений, беззаботность, безответственность, самодостаточность богатства и т.п. И поэтому самое актуальное — вернуть человеку подлинные ценности, развернуть его лицом к Богу, настроить на иной лад. Для этого не требуется больших материальных затрат или особого образования. Мы сами являемся и объектом, и субъектом строительства: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Изменение нашего внутреннего мира, самое для нас доступное, но вместе с тем и самое сложное дело. К этому изменению призывают нас святые отцы, и призыв этот остается актуальным до сих пор. Что самое применимое из наследия отцов для современной жизни? Сохранение себя в этом постоянно меняющемся мире, сохранение идеалов и принципов христианской жизни в повседневности. Каждый день, каждый час ставит нас перед нравственным выбором: поступить согласно заповедям или согласно духу мира сего. Почему человек уходит из мирской суеты в монастырь? Что его заставляет это сделать? На эти вопросы я попытаюсь найти ответы на примере жизни иеромонаха Бориса (Григорьева) Валдайского Иверского Святоозерского мужского монастыря.
«Я люблю Россию до боли сердечной…» Эти слова Салтыкова- Щедрина как нельзя лучше характеризуют этого человека – моряка и монаха. 1
В чем притягательная сила влияния этого простого скромного поистине Божьего человека? Чем заслужил отец Борис такое почтение? Поиск ответов на эти вопросы составили цель нашего исследования.
В наши задачи входило:
Методы исследования: анализ, систематизация, описание, интервьюирование.
__________________________________________________________________
1 С.Макашин. Салтыков – Щедрин, т.1 изд.2,1951. Введение
Актуальность работы:
Роль монашества в современном обществе определяется целью монашества и монастырей, в целом, а оно, как известно, заключается в поддержание непрерывной молитвы. Монашеские обители были основаны как места непрерывного молитвословия. Не существует и не может существовать никакой другой большей цели, кроме той, ради которой были задуманы монастыри.
Монах по определению человек отрешенный от общества, но это не означает, что он должен быть равнодушным к людскому горю. Наоборот, из многовековой истории нашего народа мы узнаём, что монастыри принимали активное участие в жизни общества, заботясь о чистоте веры и нравов народа, оберегая человеческую душу от пагубных влияний, направляя людей на путь истины. Монахи всегда были духовными стражами страны.
Подобно тому, как стране нужны солдаты для охраны её границ, у Церкви есть свои воины, которые оберегают душу народа от вражеских нападений. Кто приютил мирянина, когда иноплеменники вторгались в его дом с мечом в руках? Монастырь. Кто дал ему кусок хлеба во время засухи и неурожая? Монастырь. Кто успокоил его боль и горе? Конечно, монастырь.
Монастыри были и ещё являются больницей и школой для нашего народа. В наших монастырях были написаны первые книги, отсюда черпали любовь к Богу и к Церкви, у монахов учились терпению и доброте, столь характерные для нашего народа, здесь, в монастырских храмах, подвижники благочестия, благодатью Христовой, исцеляли «всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23).
Обращение к духовному возрождению отца Бориса видится нам актуальной задачей, решение которой способно предоставить еще один пример, показывающий связь личной нравственности человека со всей общественной жизнью. Мы надеемся со временем максимально заполнить этот период новыми фактами, а пока нам представляется важным систематизировать известные данные и добавить к ним некоторые свои размышления и результаты исследования.
Основная часть.
Глава 1. Детские и юношеские годы. Воспитание любовью.
Григорьев Евгений Васильевич родился 7 октября 1965 года в деревне Мстинский
Мост Маловишерского района Новгородской области в семье служащих. Отец, Григорьев Василий Васильевич, начальник военизированной охраны. Мать, Клавдия Александровна, дежурная по станции, Почетный железнодорожник.
Семья его, как и вся окружающая среда, была охвачена духом того времени – построением светлого коммунистического будущего. Все церковное презиралось. Однако в детском возрасте мальчик не мог жить холодным рассудком. Бог дал ему сердце пламенное и горячее, и всю любовь сердца своего он разделил между матерью и родовым гнездышком.
Влияние впечатлений детства отразилось и на формирование духовных взглядов, и на специфических чертах его характера. Действительно, такие качества русского человека как милосердие, любовь, сострадание к людям можно было почерпнуть только из недр русской земли, из русской деревни, из глубинной мудрости русского народа. Эта любовь звучит и в воспоминаниях С.А.Нилуса, чье имя связано с Валдайской землей: «Когда я приезжал в родную деревню…я мчался в какой-нибудь уединенный уголок родимой нивы и там горячо, горько и вместе с тем радостно плакал, припадая и целуя ее пахучую, ядреную землю».2
Любовь матери к своим детям( их в семье трое: Вера, Сергей и Евгений) спасала и оберегала их от бед и неприятностей. С родителями часто бывали в Ленинграде. Первые детские впечатления запомнились Евгению на всю жизнь: Нева, корабли, бронзовая фигура на невысоком постаменте - памятник адмиралу Крузенштерну. Родители рассказывали, что адмирал ходил по далеким морям, открыл новые земли. Эти рассказы оставили глубокий след в памяти мальчика. Его рано пленили морские просторы, стены древних кремлей, благородные силуэты старинных церквей и, кажется, нигде так не волновали сказки, как в доме бабушки, которые она рассказывала в сумерки, при трепетном мерцании лампад, оживлявшим иконные лики.
Пионерская и комсомольская организации не обошли стороной Евгения. В 1979 году закончил восьмилетку и продолжил образование в профессионально-техническом училище в поселке Кулотино на тракториста-машиниста широкого профиля. Всегда подтянутый, с открытым взглядом и приветливой улыбкой, Евгений производил впечатление очень общительного человека. Он охотно заводил знакомства, умел слушать собеседника и поддерживать разговор, обладал присущим его возрасту любопытством к людям и искал дружбы сверстников. Но дружба давалась ему не просто. При всей своей общительности Евгений не так-то легко допускал посторонних до своего «святая святых».
По окончании училища поступил в Новгородский политехнический институт, отучился год и был призван в армию, в Военно-морской флот.
Служба прошла на полуострове Рыбачий Мурманской области в береговых ракетно-артиллерийских войсках и морской пехоте Северного флота.
2Нилус.С.А. Жизнеописание, стр.9
Глава 2. Служба в армии.
2.1 ( БРАФ) ВМФ- историческая справка.
В системе обороны страны защита ее побережья возложена на береговые ракетно-артиллерийские войска (БРАВ) ВМФ. Прежде чем достичь сегодняшнего состояния, этот род сил флота прошел в своем развитии большой путь.
Первое упоминание о применении артиллерии на Руси относится к 1382 г. Известно, что именно в те далекие времена с крепостных стен Москвы поражали врага “огненной стрельбой” пушки (так называемые тюфяки), обороняя столицу от наседавших полчищ Тохтамыша.
Первые огнестрельные орудия представляли собой железные трубы с глухим дном, закрепленные на деревянном станке. Заряжались такие орудия с дула и применялись в обороне и при осаде крепостей. Снарядами для них служили куски железа или камни, а позже - специально отлитые ядра. Несколько артиллерийских орудий с запасом пороха и артиллерийских боеприпасов назывались на Руси стрельным нарядом, который делился на крепостной, осадный (стенобитный) и полковой. В приморских крепостях размещались пушки, предназначенные для ведения стрельбы в сторону моря. Так родилась береговая оборона, основу которой до появления ракетного оружия составляла береговая артиллерия.
Шло время, и на месте береговых батарей Котлина была воздвигнута самая мощная российская крепость - Кронштадт, - на протяжении всей истории нашего флота стоявшая непреодолимой твердыней на пути к столице Отечества - Санкт-Петербургу.
Поистине решающую роль сыграли крепостные сооружения и береговая артиллерия в славной обороне Севастополя, Одессы и Петропавловска в боях с англо-французскими и другими войсками в Крымской войне 1853-1856 гг.
В годы 1-й мировой войны 1914-1918 гг. впервые в истории морского искусства командование Балтийским флотом создало на угрожаемых направлениях глубокоэшелонированную оборону, состоявшую из минных заграждений и береговых батарей на их флангах. В ходе войны кайзеровский флот, имевший неизмеримое численное превосходство над нашим Балтийским, так и не смог прорвать наши минно-артиллерийские позиции.
К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ имелось 260 батарей береговой артиллерии и 6 бронепоездов, которые насчитывали более 1100 орудий (от 100 до 406 мм) с дальностью стрельбы от 21 до 45,5 км.
Как род сил ВМФ береговая оборона предназначалась для защиты военно-морских баз от нападения противника с моря и суши, для содействия кораблям и сухопутным войскам, действовавшим в прибрежном районе. В годы Великой Отечественной войны береговая артиллерия особенно проявила себя в обороне городов-героев: Ленинграда, Севастополя, Одессы, Керчи и Новороссийска. Она являлась основным огневым средством в обороне п-ова Ханко, Моонзундских о-в на Балтийском море, п-ова Рыбачий и п-ова Средний на побережье Баренцева моря, военно-морской базы Туапсе на Черном море. Только в обороне Ленинграда принимало участие до 400 орудий морской артиллерии калибром от 100 до 406 мм, из них 207 береговых.
Оборона побережья и ныне одна из важнейших задач ВМФ. Ведь наше Отечество остается великой морской державой. Воды 14 морей и трех океанов омывают ее берега.
Ракетно-ядерное оружие, появившееся в послевоенные годы в наших вооруженных силах, нашло широкое применение и на флоте. В 50-е годы береговая артиллерия была преобразована в береговые ракетно-артиллерийские войска ВМФ. Теперь наряду с традиционной для береговой обороны ствольной артиллерией крупных калибров эти войска имеют на вооружении и ракеты. Поэтому береговая оборона продолжает оставаться надежным средством поражения разнообразных надводных и наземных объектов. А если учесть, что броня на современных боевых кораблях практически отсутствует, то и артиллерийские снаряды способны причинить им самые серьезные повреждения, особенно радиоэлектронному оборудованию, расположенному на палубе и в надстройках.
В начале 1990 г. в ВМФ произошли некоторые организационные изменения. Ныне два рода сил - береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота - преобразованы в Береговые войска ВМФ. Теперь в каждом флоте - Северном, Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском - имеются Береговые войска флота. В их состав, кроме БРАВ и МП, входит по одной дивизии береговой обороны.
Береговые войска ВМФ до 1989 года—Береговые ракетно-артиллерийские войска)— род сил ВМФ России предназначенных для прикрытия сил флотов, войск, населения и объектов на морском побережье от воздействия надводных кораблей противника; обороны военно-морских баз и других важных объектов флотов с суши, в том числе от морских и воздушных десантов; высадки и действий в морских, воздушно-морских десантах; содействия сухопутным войскам в противодесантной обороне десантноопасных районов морского побережья; уничтожения надводных кораблей, катеров и десантно-транспортных средств в зоне досягаемости оружия. 3
________________________________________________________________________________________________________
3Из книги В. Дыгало "Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло"
2.2. Служба в армии. Начало духовного пути.
У нас всех есть один якорь,
с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься:
чувство долга.
Тургенев И. С.
Служба в ВМФ, ракетно- артиллерийских войсках, была сложной, но интересной. Евгений с гордостью сообщал своим родным о службе, тем более он – старший оператор оптико-электронных систем наведения ракет.
Армейская дисциплина, жизнь в мужском коллективе, строгость командиров дали свои добрые плоды. В служебной характеристике на военнослужащего написано:
«…зарекомендовал себя как исполнительный, грамотный и дисциплинированный военнослужащий. К своим служебным обязанностям относится добросовестно… В трудную минуту готов прийти на помощь товарищу…По службе характеризуется положительно. Командные и организаторские навыки развиты. Пользуется заслуженным авторитетом.»
Все должен уметь российский моряк: затушить на службе пожар, спасти тонущего товарища. До сих пор вспоминает Евгений, как отрабатывали в бассейне приемы спасения тонущих, как прыгали в ледяную воду, пытаясь самим взобраться на плот и помочь товарищу. Ребята мечтали о морских походах, о каких-то непредсказуемых действиях, чтобы отличиться и себя проявить, вплоть до защиты Родины, но служба прошла спокойно.
Мечта о море стала реальностью, но все изменилось в одно мгновение. Случайно в руки попался журнал «Работница», очень популярный в то время. Странно, но в нем была напечатана Нагорная Проповедь Христа. И что-то изменилось , что-то ушло, а что-то стало ближе. И как говорит сам отец Борис: «Армия подвигла меня на философские размышления. Высшая философия – это монашество, подвижничество». Стал читать книги Ивана Ильина. Ильин был религиозным философом и принадлежал к той философской эпохе, которую
принято называть русским религиозным ренессансом. Он шел своим собственным путем. Являясь православным философом, он сознательно не вторгался в область богословия, опасаясь впасть в еретический соблазн, всегда согласовывал свои религиозные построения с иерархами Русской православной церкви.
Через все эмигрантское творчество Ильина проходит одна тема - судьба России, ее национальное возрождение. Катастрофа 1917 года для Ильина - наиболее яркое проявление кризиса мировой культуры. Поэтому судьба России - часть мировой судьбы. То, что пишет Ильин о России и для России, приобретает вселенское значение.
"Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца... Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа".4
__________________________________________________________________
4 Томсинов В. А. Мыслитель с поющим сердцем. Судьба и творчество Ивана Александровича Ильина // Ильин И. А. Теория права и государства. Издание второе, дополненное. — М.: Зерцало, 2008. — С. 8-180.
2.3.В поисках своего пути.
Море уходит на второй план. Море, мечта, служение. Что будет самым главным? Что подскажет сердце?
1987 год. Море отпускает своего юнгу. После морских будней Евгений начинает работать в домостроительном комбинате города Ленинграда, любимом городе своего детства, стал ходить в церковь и помогать отцу Александру звонить в колокола.
Никого не заставляют быть монахом, и в наше время монашество — это особый исповеднический подвиг. По течению, как известно, плывёт только мёртвая рыба. А монах — это человек, взявший на себя подвиг ни много ни мало противостояния миру и злу, которое есть в мире. Для этого требуются особые внутренние силы, которые нужно в себе воспитать. И, конечно, без Божиего призвания, без сугубого Божиего благословения, без благодати, которая поддерживает человека в этом подвиге, монахом быть невозможно.
Почему двадцатилетний юноша выбирает этот путь? На этот вопрос отец Борис отвечает так:
« Есть спасение человека, то есть достижение им царствия Божия; и оно должно совершиться ещё в этой жизни: царствие Божие внутри вас (Лк. 17, 21), — говорит Господь в Евангелии. Спасение — это определённая степень победы над грехом, степень духовности, чистоты, добродетели, которой человек достигает в этой жизни. Но, кроме спасения, достижение которого — цель всех христиан, всех членов Церкви, есть ещё духовное совершенство — святость. Цель монашества — достижение святости. Конечно, Промысл Божий призывает людей по-разному. Но лучшие монахи все-таки «получаются» из молодых. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что большинство святых Православной Церкви ушло в монастырь в двадцатилетнем возрасте. Может быть, не ровно в двадцать лет, а в двадцать один, двадцать четыре, двадцать пять. Это самый благословенный возраст, когда душа человека ещё мягкая, ещё ничем не запечатлена: никакими грехами, пороками, навыками, заблуждениями. Душа его как чистый лист бумаги, на котором можно писать святые письмена. Кроме нашего желания, нужно, прежде всего, чтобы была воля Божия на то, чтобы человек ушёл в монастырь. Волю Божию надо искать. Как это делается? Наверное, не должно быть так, что человек только крестился, только начал ходить в храм — и сразу поступает в монастырь. Всякое, конечно, бывает, но сначала нужно походить в храм, стать православным христианином. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином. Живя в миру, посещая святой храм, нужно постараться взять из сокровищницы Церкви все возможное, то есть достигнуть определённого духовного уровня, стать настоящим православным церковным человеком. Надо соблюдать посты, которые предписывает Православная Церковь, ежедневно совершать молитвенное правило, регулярно, не реже одного раза в неделю, посещать храм. Вообще, христианин должен любить богослужение, любить духовную жизнь, обязательно читать духовные книги.»
Евгений приезжает в Новгород на Волхове. Епископ Лев Новгородский в 1992 году рукоположил в священники и постриг в монашество. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь стал тихой гаванью для бывшего моряка-мечтателя.
Глава 3. Валдайский период.
3.1. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.
Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на Новгородской земле и занимает полностью один из островов живописного Валдайского озера, переименованного по случаю создания монастыря в 1654 году в Святое.
Созданный в XVII веке патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии византийской духовной культуры. Богатейшая и известнейшая из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла.
В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. В специальной грамоте царь Алексей Михайлович приносил покаяние за своего "прадеда" Иоанна Васильевича, признавал его вину и выражал почтение к его мученической смерти. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае. Весной 1652 года скончался патриарх Иосиф, единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 года состоялось поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором. Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским. Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом. В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство.
С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.
В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году.
Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными "не по уставам Святых Отцов", вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли. Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания. В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей они прожили на Валдае около 5 лет. Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.
После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции "излишков хлеба". Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.
За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
В 1991 году обитель была возвращена во владение Новгородской епархии, и монастырь обрел свое первоначальное предназначение. Пошли восстановительные работы.
Священство и часть братии, занятые на послушаниях при храме, неизменно и ежедневно присутствует на всех богослужениях, остальная часть выполняет другие различного рода послушания - занимаются огородами, работают на скотном дворе, в столярных мастерских, на пасеке.
В связи с окончанием комплексной реставрации и реконструкции монастыря 12 января 2008 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил обитель и совершил чин малого освящения Успенского собора.
4. Заключение.
Мое отношение к теме исследования.
«Едут в Иверский монастырь не только к Владычице, но и к воспитанникам ее - батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае - семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать - кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз - всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные - откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые - Божья радость.
Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть - играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у "любимых бабушек", печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.» 4
Такой отзыв мы нашли в Интернете. 20 лет отец Борис служит в Иверском монастыре.
Проследив жизнь отца Бориса, можно понять, что же представляет собой вера. Монах — это не тот, кто заключает себя в четыре стены, ничего не ест и не спит. Монах — это совершенный христианин, а христианство есть любовь к ближнему и любовь к Богу. В этих двух заповедях выражено все Евангелие, монах посвящает всю свою жизнь их исполнению. Значит, монах — человек, целью и смыслом жизни которого является служение ближнему. В этом отношении современные монахи совершают своё служение. Совершают на приходах, в святых обителях, восстанавливая с нуля или из развалин святые монастыри. Нашему времени в основном свойственно нести подвиг строительства, возрождения монашеской жизни.
Отец Борис не был великим флотоводцем, но он нашел свое призвание в служении Богу. Монах был и остаётся воином Христовым, Господним атлетом, свечой в церковном подсвечнике, хранителем молитвы. Как говорит Святейший патриарх Кирилл, Церковь не модернизируется, она актуализируется, то есть чувствует пульс времени, понимает угрозы духовной жизни человека, вникает в сущность проблем, с которыми сталкивается общество и старается помочь в их преодолении. Сегодня монахи являются подобного рода санитарами общества.
____________________________________________________________________
4 http://www.pravoslavie.ru/put/valdaj.htm Елена Максимова
Список используемой литературы:
Библиографический словарь в 2-х частях под.редакцией Скатова Н.Н.- Москва,1998.
Протоирей Владислав Цыпин: История русской церкви, книга 9.- Москва,1997.
http://www.pravoslavie.ru/put/valdaj.htm Елена Максимова Томсинов В. А. Мыслитель с поющим сердцем. Судьба и творчество Ивана Александровича Ильина // Ильин И. А. Теория права и государства. Издание второе, дополненное. — М.: Зерцало, 2008. — С. 8-180.
Из книги иеромонаха Сергия (Рыбко) «Возможно ли спасение в XXI веке?»
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Отчего синичка развеселилась
«Течет река Волга»
О чем поет Шотландская волынка?
Рыжие листья