Проект может быть полезен для проведения уроков внеклассного чтения.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_12_zriteley.docx | 59.74 КБ |
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
«Проблемы современных подростков в русской литературе»
(на материале повести Инны Манаховой «Двенадцать зрителей»)
(работа по предмету «литература»)
Выполнил: ученик 10 класса
Грачев Юрий.
Руководитель: учитель русского
языка и литературы Исаева Л. В.
2019-2020 уч. год
Оглавление.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности детей подросткового возраста…………………………4
Глава II.«Сегодня – дети, завтра – народ»……...……………………..………. 5
Глава III. Повесть Инны Манаховой «Двенадцать зрителей»..…………….….6
1.Герой- подросток на страницах повести «Двенадцать зрителей»…............6-7
2.Проблема участия и равнодушия, добра и зла в среде молодёжи…………7-8
3. Проблемы подростков – в духовном кризисе……………………...............8-9
Глава IV. Результаты анкетирования «Проблемы детей подросткового возраста» среди учащихся……………………………………………………....10
Вывод……………………………………………………………………………..11
Источники………………………………………………………………………..12
2
Введение.
На уроках литературы мы изучали произведение Инны Манаховой «Двенадцать зрителей». Меня заинтересовало это произведение тем, что в нём отражены проблемы современных подростков.
Очень много проблем возникает в подростковом возрасте. Как их решить? Хорошо, когда на помощь приходит писатель со своим произведением. Повесть Инны Манаховой мы не просто читали, а сопоставляли прочитанное с современной жизнью.
Так наметился план нашего проекта.
Мы поставили цель работы: выявить круг проблем современных подростков, используя произведение Инны Манаховой «Двенадцать зрителей».
Определили задачи: прочитать и проанализировать повесть ; изучить характеры героев повести, мотивы их поступков.
Мы выдвинули гипотезу: в произведении показаны основные проблемы современных подростков и намечены пути выхода из них.
Основными методами исследования стали наблюдение, поиск и сбор информации, а также отбор наиболее значимых материалов.
3
Особенности детей подросткового возраста
Известно, что подростковый возраст — самый важный и наиболее трудный период человеческой жизни, так как в это время происходит физическое и психологическое формирование личности. В этом возрасте дети пытаются найти себя, свой путь в жизни.
Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя – относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией.
В тех случаях, когда родители не готовы относиться к подростку как к самостоятельному, взрослому человеку, уважая его взгляды и чувства, подростки отдают предпочтения сверстникам, с которыми можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами. Возникают напряженные отношения с родителями, подросток избегает общения с ними.
В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. А на поверку оказывается, что подросток не умеет реализовать себя, не умеет отстаивать свое мнение. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен, часто агрессивен. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком. И какой будет эта личность, зависит от духовной атмосферы, в которой живет подросток. То есть свою дальнейшую судьбу подросток выберет не сам, а под влиянием тех людей, которые его окружают.
Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.
«Сегодня – дети, завтра – народ».
Наряду с меняющейся жизнью меняется и образ литературного героя, что особенно ярко проявляется в произведениях подростковой литературы. Усложняется процесс вхождения подростка во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.
Герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд, ничем не примечательные девушки и юноши. Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.
Честно писать о проблемах современных подростков решается не каждый автор. Поэтому нам показалось интересным, что в 2014 году издательство «Детская литература» начало выпуск серии книг «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова». В ней публикуются произведения,
вошедшие в шорт-лист конкурсов. Эти книги помогут читателям-подросткам
открыть для себя новых современных талантливых авторов. Привлекает выражение Сергея Михалкова: «Сегодня – дети, завтра – народ». Книги отличают актуальность и острота тем (отношения в семье, поиск своего места в жизни, проблемы школы и улицы, человечность и равнодушие взрослых и детей), жизнеутверждающие развязки, поддержание традиционных культурных и семейных ценностей.
Обратимся к повести Инны Манаховой «Двенадцать зрителей».
5
Повесть Инны Манаховой «Двенадцать зрителей».
«Пропала девочка! Аня Берс...» - так начинается повесть «Двенадцать зрителей». Интересна композиция повести: история пятнадцатилетней школьницы рассказана двенадцатью людьми - и близкими ей, и случайными знакомыми. Они, словно присяжные, анализируя ее поступки, приглашают и нас задуматься и составить свое мнение - но уже о каждом из персонажей. Этот приём автора - довольно интересный ход. Узнавая о событиях под разным углом зрения, мы можем составить собственное мнение о проблеме, поднимающейся в этом произведении.
Что хотел донести до нас автор? Понять смысл участия и равнодушия, добра и зла в среде молодёжи? Что значит фраза, адресованная последнему зрителю: «В любой игре, да и в жизни побеждает не самый сильный, а тот, кто никогда не сдается»? Необычность нашей встречи с повестью состоит в том, что мы оказываемся и зрителями, и читателями, и самой Аней Берс. Постараемся увидеть героев со стороны, понять, что чувствует каждый из них.
Герой-подросток на страницах повести «Двенадцать зрителей».
Двенадцать зрителей жизни Ани по-разному вспоминают о ней в двенадцати главах книги. По мнению четвёртого зрителя, Аня – хороший человек: «не испугавшись оравы пацанов … с велосипедными цепями,..
Дотащила меня на себе до квартиры, - промыла и обработала мои
порезы, наложила повязку…». Это в разговоре с ним девочка
утверждает: «За любимых людей нужно бороться!».
Шестой зритель, мальчик, на 5 лет моложе Ани, считает, что Аня
была «настоящей выдумщицей», сумевшая показать, что «совершать
добрые поступки надо бескорыстно». Мама одноклассницы Ани говорила,
что такие люди, как Аня, сейчас – «редкость». Папа считал, что Аня способная теннисистка, очень гордился её успехами и победами и во всем её поддерживал. Девочка не кичилась тем, что хорошо играет, она «играет просто потому, что игра доставляет ей удовольствие». Аня училась неплохо, хотела стать врачом и уехать работать добровольцем в Африку, спасать голодных и убогих.
6
А потом папа умер. Неприятности одна за другой посыпались на
Аню. Она стала «похожей на испуганного котенка», - говорит автор
устами девушки-художницы. Семейная драма осложнилась конфликтом
в спортивной школе. Аня надеялась на поддержку подруги, но услышала
от неё: «Ты ничтожество! Ни ума, ни характера, ни внешности!».
Аня не такая, как все, она на зло отвечала добром. Скрывавшая свои
чувства под улыбкой, девочка у одних вызывала непонимание, у других
– злобу. Наверное, это был единственный способ укрыться от внешнего
мира.
А потом был тяжелый разговор в кафе с будущим маминым мужем,
который хотел увезти маму в Европу, но считал, что та отказывается
ехать из-за дочери. И девочка подумала: «Я – никто. Я никому не
нужна!»
Уставшую, измученную Аню сбила машина, в которой ехали молодые
люди после вечеринки. Они погрузили умирающую девочку в
электричку и бросили на произвол судьбы. Счастье, что не все были
равнодушны к девочке, и Аня оказалась в больнице.
Проблема участия и равнодушия, добра и зла в среде молодёжи.
Читая повесть, понимаешь, что очень многое зависит от действий и слов
другого человека. Словом можно ранить, обидеть, но можно и воскресить.
То же самое относится и к поступкам.
Третий зритель видит только то, что на поверхности; он не понимает,
что с Аней (а ведь у неё перевязана голова, её тошнит, каждое движение
головой приносит ей мучения!): «…ничего у нас с ней не получится.
Напрасно я заложил часы. Напрасно покупал цветы, шарики и
прочую ерунду…» Он не заметил главного в Ане – а ведь она нуждалась
в помощи!
Одноклассница (5-ый зритель) не смогла понять внутреннего мира
Ани, она завидовала ей во всём. Узнав, что какая-то девица, явно
7
старше её, даже издевается над Аней, радуется: «Каким бальзамом на
душу пролилась мне эта весть! Аня мучается! Аня страдает!». А
потом, наговорив ей гадостей, фактически прогоняет её!
В больнице выяснилось, что у Ани не только сотрясение мозга и
сломана рука. Она «ещё страдала от какой-то странной душевной
болезни, отчего совсем не разговаривала и почти не двигалась, а только и
делала, что лежала лицом к стеночке в своей тёмной палате с плотно
занавешенными окнами, сжималась под одеялом и крупно дрожала», -
читаем мы воспоминания 10-ого зрителя, выздоравливающей девушки-
художницы.
Аня«ничего не рассказывала ни о себе, ни о своей семье». «Я – никто,
шептала она на мои расспросы. – Если бы я была кем-то, за мной бы давно
приехали, но я до сих пор здесь – значит, я никому не нужна». Именно
девушка- художница нашла тропинку к сердцу Ани, вернула ей интерес к
жизни; оказалось, что их многое объединяет. «Мы разговаривали с ней …ночи напролёт и никак не могли наговориться». «Она была явно старше меня, но я почему-то всегда воспринимала её как неразумного ребёнка, и, когда она грустила, я совершенно по-матерински прижимала её голову к груди, ерошила ей волосы и молча баюкала её…» .
Отрадно думать, что есть среди подростков неравнодушные люди,
которым не всё равно, что происходит с находящимся рядом человеком.
Проблемы подростков – в духовном кризисе.
Рассматривая социальные условия, в которых живут и взрослеют
герои повести, характеризуя людей, окружающих подростков, можно сделать вывод: общество находится в глубоком духовном кризисе, а многие взрослые утратили общечеловеческие чувства: достоинство, честность, умение сопереживать, прийти на помощь.
Подростковый мир и без того жесток, и к жестокости этого мира
добавляются несколько слов, жестов, взглядов взрослых и даже их
бездействия. Небрежно брошенная фраза будущего маминого мужа «Если бы не ты, она давно бросила бы всё и уехала со мной!» существенно повлияла на дальнейшие действия Ани.
8
Молодые люди, сбившие Аню, а потом погрузившие умирающую
девочку в электричку и бросившие её на произвол судьбы, прекрасно
понимают, что поступают трусливо. Почему? Думается, ответ на этот вопрос мы найдём в рассуждениях 9-ого зрителя: «А вдруг полицейские подумают, что это я её избил, и задержат меня до выяснения обстоятельств? А у меня, между прочим, дела, и, вообще, я тут ни при чём, просто ехал в электричке». Читаем далее: «…почему же именно я должен кому-то помогать? Всю свою жизнь я буквально замирал от страха перед окружающими людьми. Каждый встречный, в особенности незнакомый человек, виделся мне потенциальным врагом… проблемы есть у всех, и решать их надо самостоятельно!»
А вот случайная бабушка на перроне ничего и никого не побоялась:
«…я на станцию, а ты тут покарауль её, пока я звоню!»
Неужели правда, равнодушие – социальная болезнь молодёжи XXI века?!
9
Результаты анкетирования «Проблемы детей подросткового возраста»
среди учащихся.
Среди учащихся 8-10 классов нашей школы было проведено анкетирование с целью определить, с какими проблемами они сталкиваются в данный момент. Было опрошено 17 подростков.
В результате опроса выяснилось, что самую большую проблему
представляют отношения с родителями (у 7 учащихся) и учителями – тоже у
7 учащихся. Проблемы со сверстниками волнуют 2-х учащихся. Отрадно
заметить, что более чем у половины опрошенных (а это 9 человек!) вообще
нет проблем.
На второй вопрос: «В чём причина возникновения этих проблем?»
девятиклассники ответили следующим образом: 40% видят причину в
собственной лени; 20% указывают на большую нагрузку в школе; 15% винят
родителей в своих проблемах; неуверенность в себе и плохое самочувствие
являются причиной неудач у 25% опрошенных.
Третий вопрос был сформулирован так: «Каковы пути преодоления
этих проблем?». 41% учащихся ищут помощи у взрослых; 21% видят
спасение в учёбе; 14% обращаются к друзьям.
Отсутствие проблем с одноклассниками и родителями говорит о
положительном микроклимате как в школе, так и в семьях. Тем
не менее, надо отметить: учащиеся находятся в таком возрасте, что не всегда
могут правильно оценить и откровенно ответить, какие чувства их тревожат.
10
Вывод.
Читая произведение, мы часто ищем в нём то, что может пригодиться в
современной жизни. Очень много проблем личного характера возникает в
подростковом возрасте, а решить их не так просто. И тут на помощь
приходит писатель со своим произведением. Очень важно не просто что-то
читать, а необходимо вдумываться в прочитанное и сопоставлять с
современной жизнью.
Проблемы подростков чаще всего исчезают по мере взросления. Но очень важно, чтобы это происходило как можно безболезненно. Помочь в такой ситуации может только семья. Именно семейная атмосфера играет
ключевую роль в развитии подростка. Подросткам особенно необходима
поддержка и защита взрослых. Нужно оставаться рядом со своими
взрослеющими детьми.
Повесть «Двенадцать зрителей» заставляет задуматься, присмотреться к себе и окружающим. Повесть помогает понять, что нельзя сдаваться, нужно идти вперед, потому что «побеждает не самый сильный, а тот, кто никогда не сдается!».
11
Источники.
1. https://e-libra.ru/read/476763-dvenadcat-zriteley-sbornik.html
2.https://e-libra.ru/read/476763-dvenadcat-zriteley-sbornik.html
3.https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text
4.https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text
12
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
ПРОЕКТ
«Проблемы современных подростков в русской литературе»
(на материале повести Инны Манаховой «Двенадцать зрителей»)
(Гуманитарное направление: «Человек в современном мире».)
Выполнил: Грачев Юрий,
ученик 10 класса.
Руководитель: Исаева Лиана
Вахтанговна, учитель
русского языка и литературы
I квалификационной категории
2019-2020 уч. год
Введение.
На уроках литературы мы изучали произведение Инны Манаховой «Двенадцать зрителей». Нас заинтересовало это произведение тем, что в нём отражены проблемы современных подростков.
Очень много проблем возникает в подростковом возрасте. Как их решить? Хорошо, когда на помощь приходит писатель со своим произведением. Повесть Инны Манаховой мы не просто читали, а сопоставляли прочитанное с современной жизнью.
Так наметился план нашего проекта.
Мы поставили цель работы: выявить круг проблем современных подростков, используя повесть Инны Манаховой «Двенадцать зрителей».
Определили задачи: прочитать и проанализировать повесть ; изучить характеры героев повести, мотивы их поступков.
Выдвинули гипотезу: в произведении показаны основные проблемы современных подростков и намечены пути выхода из них.
Основными методами исследования стали наблюдение, поиск и сбор информации, а также отбор наиболее значимых материалов.
Особенности детей подросткового возраста
Известно, что подростковый возраст — самый важный и наиболее трудный период человеческой жизни, особенностью которого считается чувство взрослости. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя – относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией.
В тех случаях, когда родители не готовы относиться к подростку как к самостоятельному, взрослому человеку, уважая его взгляды и чувства, подростки отдают предпочтения сверстникам, с которыми можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами. Возникают напряженные отношения с родителями, подросток избегает общения с ними.
В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен, часто агрессивен. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком. И какой будет эта личность, зависит от духовной атмосферы, в которой живет подросток. Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.
2
«Сегодня – дети, завтра – народ».
Честно писать о проблемах современных подростков решается не каждый автор. Поэтому нам показалось интересным, что в 2014 году издательство «Детская литература» начало выпуск серии книг «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова». Эти книги помогут читателям-подросткам открыть для себя новых современных талантливых авторов. Привлекает выражение Сергея Михалкова: «Сегодня – дети, завтра – народ». Книги отличают актуальность и острота тем, жизнеутверждающие развязки, поддержание традиционных культурных и семейных ценностей.
Обратимся к повести Инны Манаховой «Двенадцать зрителей».
Повесть Инны Манаховой «Двенадцать зрителей».
«Пропала девочка! Аня Берс...» - так начинается повесть. Интересна её композиция : история пятнадцатилетней школьницы рассказана двенадцатью людьми - и близкими ей, и случайными знакомыми. Они, словно присяжные, анализируя ее поступки, приглашают и нас задуматься и составить свое мнение - но уже о каждом из персонажей. Этот приём автора – довольно интересный ход.
Что хотел донести до нас автор? Понять смысл участия и равнодушия, добра и зла в среде молодёжи? Что значит фраза, адресованная последнему зрителю: «В любой игре, да и в жизни побеждает не самый сильный, а тот, кто никогда не сдается»? Необычность нашей встречи с повестью состоит в том, что мы оказываемся и зрителями, и читателями, и самой Аней Берс. Постараемся увидеть героев со стороны, понять, что чувствует каждый из них.
Герой-подросток на страницах повести «Двенадцать зрителей».
Двенадцать зрителей жизни Ани по-разному вспоминают о ней в двенадцати главах книги. По мнению четвёртого зрителя, Аня – хороший человек: «не испугавшись оравы пацанов … с велосипедными цепями,..
Дотащила меня на себе до квартиры, - промыла и обработала мои
порезы, наложила повязку…». Это в разговоре с ним девочка
утверждает: «За любимых людей нужно бороться!».
3
Шестой зритель, мальчик, на 5 лет моложе Ани, считает, что Аня
была «настоящей выдумщицей», сумевшая показать, что «совершать
добрые поступки надо бескорыстно». Мама одноклассницы Ани говорила,
что такие люди, как Аня, сейчас – «редкость».
Папа Ани считал, что его дочка - способная теннисистка, очень гордился её успехами и победами и во всем её поддерживал. Девочка не кичилась тем, что хорошо играет, она «играет просто потому, что игра доставляет ей удовольствие». Аня училась неплохо, хотела стать врачом и уехать работать добровольцем в Африку, спасать голодных и убогих.
А потом папа умер. Неприятности одна за другой посыпались на
Аню. Она стала «похожей на испуганного котенка», - говорит автор
устами девушки-художницы. Семейная драма осложнилась конфликтом
в спортивной школе. Аня надеялась на поддержку подруги, но услышала
от неё: «Ты ничтожество! Ни ума, ни характера, ни внешности!».
Аня не такая, как все, она на зло отвечала добром. Скрывавшая свои
чувства под улыбкой, девочка у одних вызывала непонимание, у других
– злобу. Наверное, это был единственный способ укрыться от внешнего
мира.
А потом был тяжелый разговор в кафе с будущим маминым мужем,
который хотел увезти маму в Европу, но считал, что та отказывается
ехать из-за дочери. И девочка подумала: «Я – никто. Я никому не
нужна!»
Проблема участия и равнодушия, добра и зла в среде молодёжи.
Читая повесть, понимаешь, что очень многое зависит от действий и слов
другого человека. Словом можно ранить, обидеть, но можно и воскресить.
То же самое относится и к поступкам.
Третий зритель видит только то, что на поверхности; он не понимает,
что с Аней (а ведь у неё перевязана голова, её тошнит, каждое движение
головой приносит ей мучения!): «…ничего у нас с ней не получится.
Напрасно я заложил часы. Напрасно покупал цветы, шарики и
прочую ерунду…» Он не заметил главного в девочке – а ведь она нуждалась
в помощи! 4
Одноклассница (5-ый зритель) не смогла понять внутреннего мира
Ани, она завидовала ей во всём. Узнав, что какая-то девица, явно старше её, даже издевается над Аней, радуется: «Каким бальзамом на душу пролилась мне эта весть! Аня мучается! Аня страдает!». А
потом, наговорив ей гадостей, фактически прогоняет её!
В больнице выяснилось, что у Ани не только сотрясение мозга и
сломана рука. Девочка «ещё страдала от какой-то странной душевной
болезни, отчего совсем не разговаривала и почти не двигалась, а только и
делала, что лежала лицом к стеночке в своей тёмной палате с плотно
занавешенными окнами, сжималась под одеялом и крупно дрожала», -
читаем мы воспоминания 10-ого зрителя, выздоравливающей девушки-
художницы.
Аня«ничего не рассказывала ни о себе, ни о своей семье». «Я – никто,
шептала она на мои расспросы. – Если бы я была кем-то, за мной бы давно
приехали, но я до сих пор здесь – значит, я никому не нужна». Именно
девушка- художница нашла тропинку к сердцу Ани, вернула ей интерес к
жизни; оказалось, что их многое объединяет. «Мы разговаривали с ней …ночи напролёт и никак не могли наговориться». «Она была явно старше меня, но я почему-то всегда воспринимала её как неразумного ребёнка, и, когда она грустила, я совершенно по-матерински прижимала её голову к груди, ерошила ей волосы и молча баюкала её…» .
Отрадно думать, что есть среди подростков неравнодушные люди,
которым не всё равно, что происходит с находящимся рядом человеком.
Проблемы подростков – в духовном кризисе.
Рассматривая социальные условия, в которых живут и взрослеют
герои повести, характеризуя людей, окружающих подростков, можно сделать вывод: общество находится в глубоком духовном кризисе, а многие взрослые утратили общечеловеческие чувства: достоинство, честность, умение сопереживать, прийти на помощь.
Подростковый мир и без того жесток, и к жестокости этого мира
добавляются несколько слов, жестов, взглядов взрослых и даже их
бездействия. Небрежно брошенная фраза будущего маминого мужа «Если бы не ты, она давно бросила бы всё и уехала со мной!» существенно повлияла на дальнейшие действия Ани.
5
Молодые люди, сбившие Аню, а потом погрузившие умирающую
девочку в электричку и бросившие её на произвол судьбы, прекрасно
понимают, что поступают трусливо. Почему? Думается, ответ на этот вопрос мы найдём в рассуждениях 9-ого зрителя: «А вдруг полицейские подумают, что это я её избил, и задержат меня до выяснения обстоятельств? А у меня, между прочим, дела, и, вообще, я тут ни при чём, просто ехал в электричке». Читаем далее: «…почему же именно я должен кому-то помогать? Всю свою жизнь я буквально замирал от страха перед окружающими людьми. Каждый встречный, в особенности незнакомый человек, виделся мне потенциальным врагом… проблемы есть у всех, и решать их надо самостоятельно!»
А вот случайная бабушка на перроне ничего и никого не побоялась:
«…я на станцию, а ты тут покарауль её, пока я звоню!»
Неужели правда, равнодушие – социальная болезнь молодёжи XXI века?!
Результаты анкетирования «Проблемы детей подросткового возраста»
среди учащихся.
Среди учащихся 8-10 классов нашей школы было проведено анкетирование с целью определить, с какими проблемами они сталкиваются в данный момент. Было опрошено 17 подростков.
В результате опроса выяснилось, что самую большую проблему
представляют отношения с родителями (у 7 учащихся) и учителями – тоже у
7 учащихся. Проблемы со сверстниками волнуют 2-х учащихся. Отрадно
заметить, что более чем у половины опрошенных (а это 9 человек!) вообще
нет проблем.
На второй вопрос: «В чём причина возникновения этих проблем?»
старшеклассники ответили так: 40% из них видят причину в
собственной лени; 20% указывают на большую нагрузку в школе; 15% винят
родителей в своих проблемах; неуверенность в себе и плохое самочувствие
являются причиной неудач у 25% опрошенных.
При обдумывании ответа на третий вопрос «Каковы пути преодоления
этих проблем?» 41% учащихся решили искать помощи у взрослых; 21% видят спасение в учёбе; 14% обращаются к друзьям.
6
Отсутствие проблем с одноклассниками и родителями говорит о
положительном микроклимате как в школе, так и в семьях. Тем
не менее, надо отметить: учащиеся находятся в таком возрасте, что не всегда
могут правильно оценить и откровенно ответить, какие чувства их тревожат.
Вывод.
К какому же выводу мы приходим, познакомившись с повестью и проведя анкетирование?
Читая произведение, мы часто ищем в нём то, что может пригодиться в современной жизни. Очень важно не просто что-то читать, а необходимо вдумываться в прочитанное и сопоставлять с современной жизнью.
Проблемы подростков чаще всего исчезают по мере взросления. Но очень важно, чтобы это происходило как можно безболезненно. Помочь в такой ситуации может только семья. Именно семейная атмосфера играет
ключевую роль в развитии подростка. Подросткам особенно необходима
поддержка и защита взрослых. Нужно оставаться рядом со своими
взрослеющими детьми.
Повесть «Двенадцать зрителей» заставляет задуматься, присмотреться к себе и окружающим. Повесть помогает понять, что нельзя сдаваться, нужно идти вперед, потому что «побеждает не самый сильный, а тот, кто никогда не сдается!».
7
У меня в портфеле
Три орешка для Золушки
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Пятёрки