В современном мире проблема нравственного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих развитие детей, являются книги.
Читая художественные произведения, в частности и этого писателя, мы зачастую узнаем или представляем в них самого себя, свою жизнь, свои трудности и проблемы. Ведь не зря же говорят, что читая и перечитывая произведения русских писателей, мы становимся мудрее и опытнее на целую жизнь, чужую жизнь, эпизоды которой мы с уверенностью используем и в своем будущем.
А своё прошлое воспринимаем совершенно по другому, смотря на него другими глазами.
Цель проекта:
Углубить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова.
Привлечь внимание сверстников к чтению рассказов А. П. Чехова.
Узнать об особенностях чеховского юмора и грусти.
Задачи:
Найти смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова.
Выяснить при помощи анализа рассказов, каков бывает смех.
Чего больше и в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по литературе | 758.15 КБ |
proekt_malozyomova_petra.docx | 758.15 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. В.П. Сергеева села Родничок Балашовского района Саратовской области»
Творческий проект по литературе
«Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова»
Выполнил:
Малозёмов Пётр
Ученик 8-го класса.
Руководитель проекта:
Емельянова Н.А
2020г
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.
А.П. Чехов.
Тема проекта: «Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова».
Актуальность темы:
В современном мире проблема нравственного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих развитие детей, являются книги.
Читая художественные произведения, в частности и этого писателя, мы зачастую узнаем или представляем в них самого себя, свою жизнь, свои трудности и проблемы. Ведь не зря же говорят, что читая и перечитывая произведения русских писателей, мы становимся мудрее и опытнее на целую жизнь, чужую жизнь, эпизоды которой мы с уверенностью используем и в своем будущем.
А своё прошлое воспринимаем совершенно по другому, смотря на него другими глазами.
Цель проекта:
Углубить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова.
Привлечь внимание сверстников к чтению рассказов А. П. Чехова.
Узнать об особенностях чеховского юмора и грусти.
Задачи:
Найти смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова.
Выяснить при помощи анализа рассказов, каков бывает смех.
Чего больше и в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя.
Содержание
1. Вступление. Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве. _____________4
2. Смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова._______________________________4
3. Анализ рассказа, «Хамелион», каков бывает смех. _______________________________6
4. Чего больше и в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя. _________7
5. Выводы.___________________________________________________________________9
6. Литературные произведения А.П.Чехова в картинках. ___________________________10
Источник ___________________________________________________________________12
Вступление.
Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве.
Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу. Помощь отцу в торговле стало для сыновей обязательным занятием. Но особого энтузиазма у самого Павла Егоровича купеческое дело не вызывало. Детям работу в продуктовой лавке приходилось совмещать с учебой в гимназии, бесконечными спевками и репетициями в церковном хоре, молениями. Чрезмерная набожность отца обернулась для Антона впоследствии отвращением к религии. Кроме того, все сыновья должны были овладеть каким-либо ремеслом. Будущий писатель изучал портняжное дело. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.
Антон Павлович писал о своем детстве: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Деспотизм преступен трижды…»
Детство и юность Чехова проходили, в основном, в бакалее, где он научился наблюдать повседневную жизнь простого русского человека. Мальчик подолгу мог спокойно сидеть и слушать разговоры посетителей, их сплетни, жалобы, радости и надежды. Умение писателя слушать станет одним из самых ценных навыков его как рассказчика.
Когда Антону исполнилось 16 лет, в его жизни произошли значимые изменения. Разорившись, отец перевез всю семью в Москву, а будущий писатель остался доучиваться в Таганроге один. Освободившись от работы в магазине, Антон значительно улучшил свои успехи в обучении.
Обучение в гимназии стало важным периодом на пути созревания и формирования личностных качеств, развития духовных основ будущего писателя. Именно эти годы снабдили Чехова огромным материалом для писательской деятельности. Наиболее колоритные и типичные фигуры можно впоследствии встретить на страницах его произведений.
В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами.
Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».
Смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова.
Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность, образованность и юмор, которые конечно же является исключительно добрым и позитивным.
Смешное и грустное переплетаются в рассказах этого автора так же, как и в жизни легко и не замысловато.
Если посмотреть любое из его произведений, то можно увидеть что для каждого читателя найдется момент для искренней улыбки и даже смеха. Очень часто улыбку и смех вызывает поведение героев его рассказов. Но в тоже время, если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть в их поступках и выражениях отражение личных особенностей и недостатков каждого из читающих.
Мягкий, озорной и житейский, но в тоже время грустный и заставляющий задуматься юмор – это пожалуй характерная черта, которая присуща практически всем произведениям этого знаменитого писателя. И надо справедливо заметить, что проявляться эта черта стала уже в раннем возрасте писателя, в то время как создавались первые произведения Чехова.
Смешное и веселое стоит в каждом произведении автора на первом месте, но только те люди, которые действительно задумываются и вникают в прочтение рассказов видят, что за этим всем незримо стоит грустное и обыденное..
Очень отчетливо увидеть это можно в таких рассказах, как "Хамелеон" или "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника" или "Лошадиная фамилия" и так далее.
Знаменитый рассказ «Лошадиная фамилия», который заставляет читателя искреннее смеяться, наблюдая, как нерадивый отец семейства вместе со всеми домочадцами пытается разгадать «лошадиную фамилию» зубного врача. Однако даже за этой веселой сценой стоит некоторая авторская грусть: люди впустую проводят свое время, интересуясь не человеком, а только его нелепой фамилией.
То же самое мы встречаем в рассказе «Смерть чиновника». В нем передается судьба мелкого чиновника Червякова, совершившего оплошность (чихнувшего в театре на лысину генерала) и умершего от переживаний по этому поводу. Сама атмосфера рассказа юмористическая, но в конце произведения читатель испытывает чувство горечи: главный герой умирает от собственного страха, причины которого на самом деле ничтожны.
В не менее известном рассказе «Хамелеон». Главный его герой отдает диаметрально противоположные приказания насчет маленькой собачонки, доставляющей прохожим неудобства, в зависимости от предположений людей из толпы, кому принадлежит эта собачка: человеку бедному или богатому и знатному.
Подобострастие «хамелеона» вызывает у читателей искренний смех, однако это тоже смех сквозь слезы. Ведь многие люди ведут себя также двулично, подобострастно и лживо.
Похожую сцену наблюдаем и в рассказе «Толстый и тонкий». Случайная встреча двух товарищей, учившихся когда-то вместе в гимназии, на первых порах выглядит весьма душевно, пока речь не заходит о служебном положении «тонкого» и «толстого» господина. Оказывается, что «толстый» товарищ занимает пост гораздо выше «тонкого». После того, как это обстоятельство выясняется, никакой душевный разговор уже невозможен. Прежние приятели расходятся друг с другом, потому что в мире фальши и ложной славы они не могут общаться на равных.
Читатели этого рассказа не могут сдержать улыбки, при изучении такой сцены, однако, это улыбка грустная.
Грустное в рассказах писателя выискивает свое убеждение в том, что сама жизнь по сути сама не совершенна.
Однако нельзя не отметить, что данный писатель учит каждого из своих читателей исправлять это несовершенство, направляя его к доброму, искреннему, мягкому и чистому юмору.
Сам Антон Павлович, по рассказам и воспоминаниям его современников, очень много любил шутить, зачатую над самим собой, однако, в каждой его шутке прослеживались грустные моменты, которые нельзя было не увидеть.
Именно писателю принадлежит такая афористичная, но наполненная тоской фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься».
Правда, не всегда он был столь бескомпромиссен. Есть и другие его более светлые высказывания. «Пахнет осенью, – писал Чехов в одном из писем другу. – А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».
Антон Павлович очень часто применяет приём так называемой грустной иронии во многих своих произведениях. Но, стоит справедливо заметить, что именно эта ирония обладает некими целительными свойствами сама по себе. Прежде всего она создается с целью помочь читателю посмотреть на окружающий его мир человеческих взаимоотношений о человеческих ценностей как бы со стороны, помогает лучше понять других людей, показывая что все люди равны, и просто грешно подразделять их на какие-то группы, учить чувствовать и любить самого себя, и окружающих людей, впрочем не только людей, но и весь окружающий мир.
Анализ рассказа, «Хамелеон», каков бывает смех.
На примере анализа рассказа, попробуем определить каков бывает смех.
Прочитав название «Хамелеон», читатель может предположить, что речь идет о животном мире, о природе. Хамелеон – порода ящериц, быстро меняющих цвет в зависимости от окружающей среды.
Но в рассказе речь идет о людях, об их поведении, о моральных качествах.
Хамелеоном можно назвать полицейского надзирателя Очумелова, который меняет свое отношение к окружающему в зависимости от ситуации. Главный герой рассказа, полицейский надзиратель Очумелов, пытается выяснить, почему это собралась толпа на базарной площади. Он серьезно берется за дело:
Ответ кого-то из толпы, что собака принадлежит генералу Жигалову, сразу изменяет и вид Очумелова, и его взгляд на ситуацию и виновника произошедшего. Очумелов, будто ящерица хамелеон, меняет свою «расцветку» в зависимости от окружающей среды. Он несколько раз меняет свое решение в зависимости от того, кто хозяин собаки. Причина – незыблемая убежденность в превосходстве генеральского над всем остальным.
Очень важно, как Чехов использует в рассказе художественную деталь.
Деталь – выразительная подробность в произведении, которая помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Особую значительность полицейскому надзирателю Очумелову придает шинель, которую он использует, будто хамелеон свою шкурку:
– Снимите с меня пальто... Ужас как жарко!
– Что-то ветром подуло... Знобит...
Другой интересной деталью становится палец Хрюкина, который он поднимает как знамя, выступая пострадавшим, и опускает, когда из пострадавшего переходит в разряд обвиняемых.
Сочетание важного вида полицейского надзирателя Очумелова и узелка в его руке создает комический эффект.
Поведение Очумелова – это подобострастие перед вышестоящими и хамство и вседозволенность по отношению к низшим.
С одной стороны, в речи полицейского мы слышим слова официально-делового стиля: протокол, постановление.
С другой – грубую брань: я покажу ему Кузькину мать.
Прием сочетания в речи персонажей разностильной лексики не только создает комический эффект, но и помогает Чехову разоблачить героя, показать его истинное лицо. Комичны и реплики городового Елдырина:
– А может быть, она генеральская. На морде у ней не написано...
Вместе с Очумеловым переживает ряд превращений и Хрюкин. От потерпевшего до виновника событий и наоборот. Портрет золотых дел мастера Хрюкина создается несколькими штрихами: ситцевая крахмальная рубаха, расстегнутая жилетка, полупьяное лицо.
Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски: вышеописанный человек.
Настроение толпы тоже меняется в зависимости от ситуации. Обыкновенный случай стал развлечением для сонной базарной площади, и толпа тоже хамелеонствует, тоже меняет свое поведение в зависимости от того, кому принадлежит собака.
Обратим внимание на говорящие фамилии героев рассказа.
Очуметь – это утратить способность соображать, ясно мыслить. Хрюкин – свинья.
Можно сделать вывод, что Чехов в своем рассказе высмеивает беспринципных людей, которые меняют свою позицию в зависимости от ситуации.
Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Все жители города хамелеонствуют: толпа, полицейский надзиратель, золотых дел мастер Хрюкин, городовой.
Зададим вопрос: рассказ А.П. Чехова сатирический или юмористический?
Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – это смех веселый и доброжелательный.
Сатира (букв. смесь, всякая всячина) – беспощадное осмеяние, критика действительности, явления, человека.
Хамелеон – понятие нарицательное, определяющее целое социальное явление – хамелеонство.
Персонажи рассказа комичны именно своей изменчивостью.
Но Чехов нас заставляет не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется сатирическая направленность его ранних рассказов.
Чего больше и в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя.
Каждый знаком с творчеством А.П. Чехова. Наверное, многие смеялись над сатирическими рассказами писателя, пока не осознавали трагичность ситуации, изображённой в них.
Грустный юмор - яркая особенность рассказов А.П. Чехова. Возможно, истоки исключительного таланта писателя находятся в его биографии.
В произведениях Чехова огромное число оттенков комедийного и драматического. Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации, тем к более неожиданным выводам приходил.
Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс.
Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное. Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди.
Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного. Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.
Рассказ “Смерть чиновника” сначала кажется смешным.
Чиновник Червяков чихнул на лысину генерала и замучил “значительное лицо” извинениями. Дождавшись генеральского гнева, “придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и ...помер”.
История эта трагична, так как рисует картину страшного измельчания человека. Ведь Червяков боялся не гнева генерала, а отсутствия какой-либо реакции.
Чиновник так привык подчиняться, что не мог понять, почему “сиятельное лицо” “не распекает” его. Также двусмыслен и рассказ “Хамелеон”.
Поведение Очумелова вызывает и смех и слезы.
Ведь он потому и “хамелеон”, что воплощает в себе двуличие мира, в котором каждый должен быть бессловесным холопом и одновременно надменным повелителем. Чехов показывает жизнь, которая строится по законам господства и подчинения.
По-другому воспринимать мир люди разучились. Подтверждение этому мы находим и в рассказе “Толстый и тонкий”.
Встреча двух гимназических товарищей омрачается тем, что у одного из них более высокий чин. При этом “толстый” вовсе не собирался унижать своего бывшего приятеля. Напротив, он добродушен и искренне рад встрече.
Но “тонкий”, услышав о тайном советнике и двух звездах, “съежился, сгорбился, сузился”. На его лице появились необходимые в таких случаях “сладость и почтительная кислота”, он отвратительно захихикал и стал прибавлять ко всем словам частицу “с”.
От такого добровольного холопства “тайного советника стошнило”.
Так комическая ситуация оборачивается драмой, ведь речь идет об уничтожении человеческого в человеке.
На первый взгляд, смешной рассказ “Злоумышленник”.
Главный герой — безграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, “коей рельсы прикрепляются к шпалам”, чтобы из нее сделать грузила.
Весь рассказ — это диалог между “судебным следователем” и “злоумышленником”, построенный по законам абсурда.
Чехов заставляет нас смеяться над бестолковым, непонятливым мужиком. Но за ним встает вся Россия, забитая и нищая, поэтому хочется уже не смеяться, а плакать. Больше всего на свете Чехов ненавидел добровольное рабство.
К людям-холопам он был беспощаден. Разоблачая их, Чехов пытался спасти человеческие души от измельчания.
Выводы
В произведениях Чехова огромное число оттенков комедийного и драматического.
Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации, тем к более неожиданным выводам приходил.
Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс. Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное.
Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного.
Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.
Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.
В произведениях А.П.Чехова смешное, и грустное помогали писателю решить основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно.
Антон Павлович с помощью своего творчеств пытается поставить людей на путь истинный, он смешивает в своих рассказах смешное и грустное, одновременно и «качает головой» на поступки описываемых людей, и смеётся над ними, и пытается исправить их, как бы по-доброму подталкивая на эти самые перемены. Грустное и смешное в произведениях Чехова неразрывно связано, так автору легче достучаться до читателя и обратить его внимание на поведение, как своё, так и других людей.
Не стоит пренебрегать чтением, ведь оно позволяет нам иногда уходить от реальности, застревая в которой люди становятся более жестокими и озлобленными, а проводя время за чтением, мы наоборот становимся открытие и доброжелательней.
Чтобы вырасти и стать настоящим человеком, нужно уже сейчас задумываться о своих поступках, выбирать, каким быть? Жить, как Червяков, Очумелов, Тонкий… или…?
Литературные произведения А.П.Чехова в картинках.
Используема литературы
Литература 8 класс Учеб.для общеобразоват.учредений В 2ч. Ч.2 /авт.-сост.В.Я.Коровина (и др.)-М.: Просвещение, 2009.
Интернет ресурсы;
https://obrazovaka.ru/essay/chehov/detstvo-i-yunost
https://www.kritika24.ru/page.php
https://www.yaklass.ru/materiali
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. В.П. Сергеева села Родничок Балашовского района Саратовской области»
Творческий проект по литературе
«Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова»
Выполнил:
Малозёмов Пётр
Ученик 8-го класса.
Руководитель проекта:
Емельянова Н.А
2020г
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.
А.П. Чехов.
Тема проекта: «Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова».
Актуальность темы:
В современном мире проблема нравственного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих развитие детей, являются книги.
Читая художественные произведения, в частности и этого писателя, мы зачастую узнаем или представляем в них самого себя, свою жизнь, свои трудности и проблемы. Ведь не зря же говорят, что читая и перечитывая произведения русских писателей, мы становимся мудрее и опытнее на целую жизнь, чужую жизнь, эпизоды которой мы с уверенностью используем и в своем будущем.
А своё прошлое воспринимаем совершенно по другому, смотря на него другими глазами.
Цель проекта:
Углубить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова.
Привлечь внимание сверстников к чтению рассказов А. П. Чехова.
Узнать об особенностях чеховского юмора и грусти.
Задачи:
Найти смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова.
Выяснить при помощи анализа рассказов, каков бывает смех.
Чего больше и в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя.
Содержание
1. Вступление. Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве. _____________4
2. Смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова._______________________________4
3. Анализ рассказа, «Хамелион», каков бывает смех. _______________________________6
4. Чего больше и в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя. _________7
5. Выводы.___________________________________________________________________9
6. Литературные произведения А.П.Чехова в картинках. ___________________________10
Источник ___________________________________________________________________12
Вступление.
Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве.
Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу. Помощь отцу в торговле стало для сыновей обязательным занятием. Но особого энтузиазма у самого Павла Егоровича купеческое дело не вызывало. Детям работу в продуктовой лавке приходилось совмещать с учебой в гимназии, бесконечными спевками и репетициями в церковном хоре, молениями. Чрезмерная набожность отца обернулась для Антона впоследствии отвращением к религии. Кроме того, все сыновья должны были овладеть каким-либо ремеслом. Будущий писатель изучал портняжное дело. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.
Антон Павлович писал о своем детстве: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Деспотизм преступен трижды…»
Детство и юность Чехова проходили, в основном, в бакалее, где он научился наблюдать повседневную жизнь простого русского человека. Мальчик подолгу мог спокойно сидеть и слушать разговоры посетителей, их сплетни, жалобы, радости и надежды. Умение писателя слушать станет одним из самых ценных навыков его как рассказчика.
Когда Антону исполнилось 16 лет, в его жизни произошли значимые изменения. Разорившись, отец перевез всю семью в Москву, а будущий писатель остался доучиваться в Таганроге один. Освободившись от работы в магазине, Антон значительно улучшил свои успехи в обучении.
Обучение в гимназии стало важным периодом на пути созревания и формирования личностных качеств, развития духовных основ будущего писателя. Именно эти годы снабдили Чехова огромным материалом для писательской деятельности. Наиболее колоритные и типичные фигуры можно впоследствии встретить на страницах его произведений.
В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами.
Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».
Смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова.
Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность, образованность и юмор, которые конечно же является исключительно добрым и позитивным.
Смешное и грустное переплетаются в рассказах этого автора так же, как и в жизни легко и не замысловато.
Если посмотреть любое из его произведений, то можно увидеть что для каждого читателя найдется момент для искренней улыбки и даже смеха. Очень часто улыбку и смех вызывает поведение героев его рассказов. Но в тоже время, если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть в их поступках и выражениях отражение личных особенностей и недостатков каждого из читающих.
Мягкий, озорной и житейский, но в тоже время грустный и заставляющий задуматься юмор – это пожалуй характерная черта, которая присуща практически всем произведениям этого знаменитого писателя. И надо справедливо заметить, что проявляться эта черта стала уже в раннем возрасте писателя, в то время как создавались первые произведения Чехова.
Смешное и веселое стоит в каждом произведении автора на первом месте, но только те люди, которые действительно задумываются и вникают в прочтение рассказов видят, что за этим всем незримо стоит грустное и обыденное..
Очень отчетливо увидеть это можно в таких рассказах, как "Хамелеон" или "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника" или "Лошадиная фамилия" и так далее.
Знаменитый рассказ «Лошадиная фамилия», который заставляет читателя искреннее смеяться, наблюдая, как нерадивый отец семейства вместе со всеми домочадцами пытается разгадать «лошадиную фамилию» зубного врача. Однако даже за этой веселой сценой стоит некоторая авторская грусть: люди впустую проводят свое время, интересуясь не человеком, а только его нелепой фамилией.
То же самое мы встречаем в рассказе «Смерть чиновника». В нем передается судьба мелкого чиновника Червякова, совершившего оплошность (чихнувшего в театре на лысину генерала) и умершего от переживаний по этому поводу. Сама атмосфера рассказа юмористическая, но в конце произведения читатель испытывает чувство горечи: главный герой умирает от собственного страха, причины которого на самом деле ничтожны.
В не менее известном рассказе «Хамелеон». Главный его герой отдает диаметрально противоположные приказания насчет маленькой собачонки, доставляющей прохожим неудобства, в зависимости от предположений людей из толпы, кому принадлежит эта собачка: человеку бедному или богатому и знатному.
Подобострастие «хамелеона» вызывает у читателей искренний смех, однако это тоже смех сквозь слезы. Ведь многие люди ведут себя также двулично, подобострастно и лживо.
Похожую сцену наблюдаем и в рассказе «Толстый и тонкий». Случайная встреча двух товарищей, учившихся когда-то вместе в гимназии, на первых порах выглядит весьма душевно, пока речь не заходит о служебном положении «тонкого» и «толстого» господина. Оказывается, что «толстый» товарищ занимает пост гораздо выше «тонкого». После того, как это обстоятельство выясняется, никакой душевный разговор уже невозможен. Прежние приятели расходятся друг с другом, потому что в мире фальши и ложной славы они не могут общаться на равных.
Читатели этого рассказа не могут сдержать улыбки, при изучении такой сцены, однако, это улыбка грустная.
Грустное в рассказах писателя выискивает свое убеждение в том, что сама жизнь по сути сама не совершенна.
Однако нельзя не отметить, что данный писатель учит каждого из своих читателей исправлять это несовершенство, направляя его к доброму, искреннему, мягкому и чистому юмору.
Сам Антон Павлович, по рассказам и воспоминаниям его современников, очень много любил шутить, зачатую над самим собой, однако, в каждой его шутке прослеживались грустные моменты, которые нельзя было не увидеть.
Именно писателю принадлежит такая афористичная, но наполненная тоской фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься».
Правда, не всегда он был столь бескомпромиссен. Есть и другие его более светлые высказывания. «Пахнет осенью, – писал Чехов в одном из писем другу. – А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».
Антон Павлович очень часто применяет приём так называемой грустной иронии во многих своих произведениях. Но, стоит справедливо заметить, что именно эта ирония обладает некими целительными свойствами сама по себе. Прежде всего она создается с целью помочь читателю посмотреть на окружающий его мир человеческих взаимоотношений о человеческих ценностей как бы со стороны, помогает лучше понять других людей, показывая что все люди равны, и просто грешно подразделять их на какие-то группы, учить чувствовать и любить самого себя, и окружающих людей, впрочем не только людей, но и весь окружающий мир.
Анализ рассказа, «Хамелеон», каков бывает смех.
На примере анализа рассказа, попробуем определить каков бывает смех.
Прочитав название «Хамелеон», читатель может предположить, что речь идет о животном мире, о природе. Хамелеон – порода ящериц, быстро меняющих цвет в зависимости от окружающей среды.
Но в рассказе речь идет о людях, об их поведении, о моральных качествах.
Хамелеоном можно назвать полицейского надзирателя Очумелова, который меняет свое отношение к окружающему в зависимости от ситуации. Главный герой рассказа, полицейский надзиратель Очумелов, пытается выяснить, почему это собралась толпа на базарной площади. Он серьезно берется за дело:
Ответ кого-то из толпы, что собака принадлежит генералу Жигалову, сразу изменяет и вид Очумелова, и его взгляд на ситуацию и виновника произошедшего. Очумелов, будто ящерица хамелеон, меняет свою «расцветку» в зависимости от окружающей среды. Он несколько раз меняет свое решение в зависимости от того, кто хозяин собаки. Причина – незыблемая убежденность в превосходстве генеральского над всем остальным.
Очень важно, как Чехов использует в рассказе художественную деталь.
Деталь – выразительная подробность в произведении, которая помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Особую значительность полицейскому надзирателю Очумелову придает шинель, которую он использует, будто хамелеон свою шкурку:
– Снимите с меня пальто... Ужас как жарко!
– Что-то ветром подуло... Знобит...
Другой интересной деталью становится палец Хрюкина, который он поднимает как знамя, выступая пострадавшим, и опускает, когда из пострадавшего переходит в разряд обвиняемых.
Сочетание важного вида полицейского надзирателя Очумелова и узелка в его руке создает комический эффект.
Поведение Очумелова – это подобострастие перед вышестоящими и хамство и вседозволенность по отношению к низшим.
С одной стороны, в речи полицейского мы слышим слова официально-делового стиля: протокол, постановление.
С другой – грубую брань: я покажу ему Кузькину мать.
Прием сочетания в речи персонажей разностильной лексики не только создает комический эффект, но и помогает Чехову разоблачить героя, показать его истинное лицо. Комичны и реплики городового Елдырина:
– А может быть, она генеральская. На морде у ней не написано...
Вместе с Очумеловым переживает ряд превращений и Хрюкин. От потерпевшего до виновника событий и наоборот. Портрет золотых дел мастера Хрюкина создается несколькими штрихами: ситцевая крахмальная рубаха, расстегнутая жилетка, полупьяное лицо.
Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски: вышеописанный человек.
Настроение толпы тоже меняется в зависимости от ситуации. Обыкновенный случай стал развлечением для сонной базарной площади, и толпа тоже хамелеонствует, тоже меняет свое поведение в зависимости от того, кому принадлежит собака.
Обратим внимание на говорящие фамилии героев рассказа.
Очуметь – это утратить способность соображать, ясно мыслить. Хрюкин – свинья.
Можно сделать вывод, что Чехов в своем рассказе высмеивает беспринципных людей, которые меняют свою позицию в зависимости от ситуации.
Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Все жители города хамелеонствуют: толпа, полицейский надзиратель, золотых дел мастер Хрюкин, городовой.
Зададим вопрос: рассказ А.П. Чехова сатирический или юмористический?
Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – это смех веселый и доброжелательный.
Сатира (букв. смесь, всякая всячина) – беспощадное осмеяние, критика действительности, явления, человека.
Хамелеон – понятие нарицательное, определяющее целое социальное явление – хамелеонство.
Персонажи рассказа комичны именно своей изменчивостью.
Но Чехов нас заставляет не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется сатирическая направленность его ранних рассказов.
Чего больше и в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя.
Каждый знаком с творчеством А.П. Чехова. Наверное, многие смеялись над сатирическими рассказами писателя, пока не осознавали трагичность ситуации, изображённой в них.
Грустный юмор - яркая особенность рассказов А.П. Чехова. Возможно, истоки исключительного таланта писателя находятся в его биографии.
В произведениях Чехова огромное число оттенков комедийного и драматического. Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации, тем к более неожиданным выводам приходил.
Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс.
Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное. Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди.
Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного. Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.
Рассказ “Смерть чиновника” сначала кажется смешным.
Чиновник Червяков чихнул на лысину генерала и замучил “значительное лицо” извинениями. Дождавшись генеральского гнева, “придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и ...помер”.
История эта трагична, так как рисует картину страшного измельчания человека. Ведь Червяков боялся не гнева генерала, а отсутствия какой-либо реакции.
Чиновник так привык подчиняться, что не мог понять, почему “сиятельное лицо” “не распекает” его. Также двусмыслен и рассказ “Хамелеон”.
Поведение Очумелова вызывает и смех и слезы.
Ведь он потому и “хамелеон”, что воплощает в себе двуличие мира, в котором каждый должен быть бессловесным холопом и одновременно надменным повелителем. Чехов показывает жизнь, которая строится по законам господства и подчинения.
По-другому воспринимать мир люди разучились. Подтверждение этому мы находим и в рассказе “Толстый и тонкий”.
Встреча двух гимназических товарищей омрачается тем, что у одного из них более высокий чин. При этом “толстый” вовсе не собирался унижать своего бывшего приятеля. Напротив, он добродушен и искренне рад встрече.
Но “тонкий”, услышав о тайном советнике и двух звездах, “съежился, сгорбился, сузился”. На его лице появились необходимые в таких случаях “сладость и почтительная кислота”, он отвратительно захихикал и стал прибавлять ко всем словам частицу “с”.
От такого добровольного холопства “тайного советника стошнило”.
Так комическая ситуация оборачивается драмой, ведь речь идет об уничтожении человеческого в человеке.
На первый взгляд, смешной рассказ “Злоумышленник”.
Главный герой — безграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, “коей рельсы прикрепляются к шпалам”, чтобы из нее сделать грузила.
Весь рассказ — это диалог между “судебным следователем” и “злоумышленником”, построенный по законам абсурда.
Чехов заставляет нас смеяться над бестолковым, непонятливым мужиком. Но за ним встает вся Россия, забитая и нищая, поэтому хочется уже не смеяться, а плакать. Больше всего на свете Чехов ненавидел добровольное рабство.
К людям-холопам он был беспощаден. Разоблачая их, Чехов пытался спасти человеческие души от измельчания.
Выводы
В произведениях Чехова огромное число оттенков комедийного и драматического.
Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации, тем к более неожиданным выводам приходил.
Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс. Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное.
Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного.
Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.
Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.
В произведениях А.П.Чехова смешное, и грустное помогали писателю решить основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно.
Антон Павлович с помощью своего творчеств пытается поставить людей на путь истинный, он смешивает в своих рассказах смешное и грустное, одновременно и «качает головой» на поступки описываемых людей, и смеётся над ними, и пытается исправить их, как бы по-доброму подталкивая на эти самые перемены. Грустное и смешное в произведениях Чехова неразрывно связано, так автору легче достучаться до читателя и обратить его внимание на поведение, как своё, так и других людей.
Не стоит пренебрегать чтением, ведь оно позволяет нам иногда уходить от реальности, застревая в которой люди становятся более жестокими и озлобленными, а проводя время за чтением, мы наоборот становимся открытие и доброжелательней.
Чтобы вырасти и стать настоящим человеком, нужно уже сейчас задумываться о своих поступках, выбирать, каким быть? Жить, как Червяков, Очумелов, Тонкий… или…?
Литературные произведения А.П.Чехова в картинках.
Используема литературы
Литература 8 класс Учеб.для общеобразоват.учредений В 2ч. Ч.2 /авт.-сост.В.Я.Коровина (и др.)-М.: Просвещение, 2009.
Интернет ресурсы;
https://obrazovaka.ru/essay/chehov/detstvo-i-yunost
https://www.kritika24.ru/page.php
https://www.yaklass.ru/materiali
Пока бьют часы
Как нарисовать зайчика
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Мать-и-мачеха
Как зима кончилась