Работа подготовлена на научно-практическую конференцию школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskie_figury_rechi_v_chastushke_bytuyushchey_v_derevne_mozzhuha.doc | 95.5 КБ |
Департамент образования и науки Кемеровской области
Областная научно-практическая конференция
«Мы – будущее Кузбасса»
Секция «Русская лингвистика. Литература»
Тема работы:
Поэтические фигуры речи в частушках, бытующих в деревне Мозжуха
Автор:
Тетеркина Анастасия Вячеславовна, 7 класс
МБОУ «Мозжухинская ООШ»
Кемеровского муниципального района
Научный руководитель:
Зайцева Елена Сергеевна,
учитель русского языка
и литературы
КЕМЕРОВО-2019
Оглавление:
I. Введение стр. 3
II. Основная часть стр.4-11
а) частушки с эпитетом и гиперболой
б) частушки с эпифорой и анафорой
в) частушки с антонимами
III. Заключение стр.12
IV. Литература стр. 13
V. Приложение стр.14-21
Введение
Обоснование выбранной темы: фольклор - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить и беречь. Непонимание молодежью искусства, созданного народом, происходит от нехватки пропаганды народного искусства.
Цель исследования: изучение и анализ художественных средств вразительности в частушках, бытующих в деревне Мозжуха.
Задачи исследования:
-собрать материал о частушке как жанре современного фольклора;
-определить ее информационную ценность и актуальность;
-собрать частушки у односельчан, вместе с тем узнать об их жизни и увлечениях; начать работу над созданием сборника «Местные частушки».
Объект исследования: различные тропы и образные выражения частушек.
Предмет исследования: частушка, бытующая в деревне Мозжуха
Гипотеза: частушка – уникальное явление современного фольклора, так как в них можно встретить самые различные тропы и образные выражения. Частушка выражает различные черты человеческого характера.
Методы исследования:
- поиск материала;
- изучение литературы по выбранной теме;
- отбор информации;
- систематизация собственного опыта.
Основная часть
В наше время, пожалуй, каждый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, наверное, слышал их на различных праздниках. «Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».
Исходя из изученной литературы о частушке, возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
В основе природы частушки, как отмечают все исследователи этого жанра, лежит импровизация, экспромт, частушка всегда поднимает только актуальную тему, соответствующую бытовому моменту ее исполнения.
Сразу пример.
С неба звездочка упала
На кривую линию.
Меня милый перевел
На свою фамилию!
Или
Дети в цирке побывали,
Дрессировщика видали,
Дома бабушку связали,
Целый день дрессировали.
Или
Полюбила водолаза
Только горюшко одно:
Приглашает на свиданье
То на берег, то на дно!
Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек. Отмечая эту особенность частушки, мы пришли к выводу, что важнее собрать, записать и донести до следующего поколения безымянные частушки, которые пели наши прабабушки, поют бабушки и мамы.
Справочно:
Мы узнали имена собирателей частушек: Д.К.Зеленин, П.А.Флоринский, В.И.Симаков, Е.Н.Елеонская, братья Геннадий и Александр Заволокины. И в настоящее время многочисленные учреждения культуры, самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы собирают частушки для их сценического воспроизведения. На сцене - от клуба до первоклассного концертного зала - частушки получают вторую жизнь. Это один из способов сохранения народного творчества, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и молодого поколений, жителей деревни и города.
В ходе изучения литературы по данной теме мы решили узнать: есть ли в деревне люди, собирающие и исполняющие частушки.
Для этого мы разделили наших респондентов на 2 возрастных категории.
Спрашивали и записывали частушки у жителей, относящихся к поколению наших бабушке и мам; а также опросили сверстников.
К сожалению, сделан неутешительный вывод: среди сверстников жанр частушки практически неизвестен. Из опрошенных 46 человек только 6 смогли спеть частушки, которые слышали от своих бабушек. И поэтому мы считаем, что наше исследование необходимо продолжить, и планируем создать сборник «Мозжухинские частушки».
А вот в ходе опороса старшего поколения нам повезло. Представилась уникальная возможность проследить бытование частушки в наше деревне: в семье нашей одноклассницы сохранилась тетрадь прабабушки Акимовой Раисы Трофимовны, которая собирала частушки с 1989 года, также нам напели частушки жители деревни. Всего были опрошены более 40 человек, в том числе моя бабушка Валентина Ивановна Тетеркина.
Используя полученные материалы, мы решили применить полученные в ходе изучения русской литературы знания и посмотреть, как используются поэтические фигуры речи в собранных нами частушках.
Мы поставили задачу посмотреть, как часто используются в собранных нами частушках эпитет, гипербола, анафора, эпифора, антоним
Для этого мы проанализировали тексты частушек, и получили следующие результаты.
1. Часто ли используются эпитет и гипербола при создании частушек?
Для ответа на данный вопрос были поставлены задачи:
- Дать определение эпитету и гиперболе.
- Найти в собранных нами частушках с эпитеты и гиперболы.
Справочно:
Мы взяли такое определение эпитета - это художественное определение, выделяющее одно из свойств конкретного предмета или явления. Чаще всего это прилагательное, например, «сладостный напев», «гордый конь». Но эпитет может быть и наречием — «горячо любить», именем существительным — «веселья шум», числительным — «первый друг», глаголом — «желание забыться».
В наших частушках эпитет является неотъемлемой частью характеристики образа. Эпитеты оригинальные, меткие, индивидуальные, ироничные. Девушка называет своего друга «миленький мой, от свечи огарочек», «цветочек аленький», «ягодиночка», «миленок, как теленок», называет разлюбившего ее милого «такой лягушонок. В другой частушке девушка характеризует неверного ухажера «залеточка, залеточка, вертучие глаза».
Есть и похвальба: «У меня глазеночки, как ржаные зернышки». Парень, называет девушку, которая «иссушила» его, ковылиночкой.
Как видим, несомненно, эпитет украшает частушку и придает ей индивидуальность.
Достаточно часто в частушке можно увидеть и гиперболу. Ее использование позволяет ярче передать в краткой форме историю, о которой рассказывает частушка.
Так, девушка в гиперболической форме говорит о себе: «Про меня про молоду восемь сплетен на году, пусть идет девятая, я не виноватая». Еще один пример: « Весела я, весела, Меня любит два села, А из третьего села Я другого завела». Задорно звучит характеристика-отповедь завистницам: «Говорят, что я мала, Мала, не отпираюся, семерых с ума свела, восьмого собираюся!»
Ирония и гипербола идут в частушке рядом: «У милого гармониста
Глазки разбегаются. За него пятнадцать девок замуж собираются». «У кого сколько миленков, у меня–то семеро. И грузин. И армянин. Даже чукча с Севера».
Проводя анализ поэтических фигур речи в частушках, собранных нами в деревне Мозжуха, мы отметили, что Мозжухинская частушка использует и анафору, и эпифору при построении истории.
Справочно:
Понятия Анафора и Эпифора.
В художественных произведениях для усиления образно-выразительной речи авторы используют так называемые стилистические фигуры, среди которых есть анафора, или единоначатие, и эпифора, или повторение концовки. Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Эпифора — это повтор слов и выражений в конце стихотворных строк.
Такая фигура, как анафора, является неотъемлемой частью поэтики нашей частушки. Использование анафоры многократно усиливает эффект от сказанного: «Я люблю, когда пылает, я люблю, когда горит, я люблю, когда мой миленький с улыбкой говорит!». Благодаря повторам, история в частушке нестатична, она как эпизод из короткометражного художественного фильма: «Почему бы не сплясать, почему не топнуть. Неужели в этом доме
половицы лопнут?» Или вот еще пример: «Холодна вода в колодце, холодна, невидно дна! Раньше парочкой гуляла, а теперь хожу одна!»
Нам кажется, что именно за счет повтора возникает ощущение той скорости, с которой исполняется частушка: «Открой, мамочка, окошко одну половиночку. Отпусти меня гулять одну вечериночку».
Эпифора встречается в собранной нами частушке реже, чем анафора.
Вот наиболее характерный пример такого повтора: «Пол пробью, потолок пробью. На доске остануся, а с милым не расстануся!». Вот еще пример: «Ох, ты, миленький ты мой, ты в деревне, я в другой, ты в деревне, я в другой, редко видимся с тобой».
Как песенный плясовой жанр, частушка стремится донести в краткой форме целую историю, поэтому использует не только буквальный повтор, но и противопоставление, антонимы.
Справочно:
Мы взяли за основу определение антонима, которое дается в словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова: «Антоним – слово, противоположное по лексическому значению другому слову. Термин употребляется в языкознании. Например, светлый - темный». Антонимы образуют антонимические пары, то есть пары слов, противоположных по значению. Лингвисты отмечают, что антонимические пары встречаются практически во всех частях речи (за исключением местоимений). Например, ложь-правда (существительные), быстрый - медленный (прилагательные), хорошо - плохо (наречия), молчать - говорить (глаголы), один - миллион (числительные), предлоги (в- из), частицы (да - нет), междометия (здравствуй- прощай).
Если исследовать способы образования антонимов, то можно обнаружить, что антонимы могут быть образованы путем: подбора словообразовательного элемента с противоположным значением (например, приставки: вталкивать - выталкивать, недобор - перебор, погрузка - разгрузка); подбора корня с противоположным значением (например, друг - враг, спать - бодрствовать, красивый - уродливый и так далее).
Таким образом, различают антонимы разнокорневые, или лексические (смех - слезы), и однокорневые (приехал - уехал). В художественной речи для большей выразительности нередко используются в роли антонимов слова в иносказательном, переносном или символическом значении, например:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин)
Слова волна – камень, стихи - проза, лед- пламень в своих прямых значениях не являются антонимами, но в произведении А.С. Пушкина выступают как образные противопоставления. Антонимы такого типа, обладающие противоположным значением только в данном тексте, называются контекстуальными антонимами, или окказионализмами (остальные антонимы будем считать языковыми).
Таким образом, если анализировать употребление антонимов в частушках, то можно сделать следующие выводы:
В собранных нами частушках употребляются и разнокорневые антонимы, и однокорневые:
Мне не надо пуд гороха,
А одну горошину,
Мне не надо девок много,
А одну хорошую.
Ты пошто меня не любишь,
Я пошто тебя люблю,
Ты пошто ко мне не ходишь,
Я пошто к тебе хожу.
Я не стану завиваться
Себе волосы палить
Меня милый обещает
Незавитую любить.
Гораздо чаще встречаются контекстуальные антонимы:
Я иду, иду горой,
Он идет тропиночкой,
Я его люблю душой,
А он лишь половиночкой.
Я гуляла с Колею
С пребольшой неволею.
А теперь я с Васею
По своему согласию.
Про милова говорят,
Что мой милый некрасив.
Я его не променяю
На красивых пятерых.
Было мне четыре года
Девки бегали за мной.
Пока искал, куражился,
Не осталось ни одной.
Заключение
Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины 19 века.
Проанализировали частушки, которые пели в нашей деревне и пришли к выводу, что поэтические фигуры речи в собранных в д.Мозжуха частушках богаты и разнообразны. Для создания поэтического образа использованы эпитеты, гиперболы, анафора и эпифора, антонимы.
Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобрали и изучили научный материал о частушках; познакомились с частушками, распространенными среди жителей нашей деревни; начали подготовку сборника «Мозжухинская частушка».
Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями деревни, узнавая новое для нас, мы получили огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми. Многое узнали об их жизни, об их увлечениях.
Частушки – часть фольклора, богатство нации, это памятник истории. И чтобы он не был утрачен, необходимо их собирать. Записывать и передавать из поколения в поколение, как делали это наши предки.
Литература
Интернетресурсы:
1.www.websib.ru/.../039/group3/klass5/narod.htm.
2.ru.wikipedia.org/wiki/Частушка.
3.dic.academic.ru/dic.nsf/bse/149569/Частушка.
4.www.russika.ru/t.php?t=4568.
5.https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/25/issledovatelskaya-rabota-chastushka-loginova-vasilina.
6.https://go.mail.ru/search?fr=vbm10&fr2=query&q=что+такое+эпитет.
7.http://fb.ru/article/276124/poeticheskiy-sintaksis-osobennosti-primeryi-anafora-epifora.
8. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/320.
9.Боков Виктор. Раздумья о частушке. – https://ale07.ru/music/notes/song/npr/chastushka/chastushka0.htm
Приложение
Эпитет
Ох, миленький мой,
От свечи огарочек,
Неи пойду я с тобой
Ты не купил подарочек!
Про милова говорят,
Он плохой да маленький.
Погляжу я на него,
А мне – цветочек аленький.
Мой миленок как теленок,
Только веники жевать
Проводил меня до дому,
Не сумел поцеловать.
Меня милый разлюбил,
Я сказала: «Наплевать!»
Я такого лягушонка
Решетом могу поймать.
Я повешу ленту желту
К ягодинке на окно.
Ты треплися леньта желта
С ягодинкой заодно.
До чего ж ты довела,
Стал я тоньше ковыля,
Что ты шутить,чем ты сушишь,
Ковылиночка моя?
У меня глазеночки
Как ржаные зернышки.
Их посеять – прорастут,
Ребят хороших завлекут!
Ох, залеточка, залеточка,
Вертучие глаза,
На тебя, моя залеточка,
Надеятся нельзя.
Меня милый изменил.
Я не охнула.
Не зеленая трава-
Не засохну я!
Гипербола
Про меня про молоду
Восемь сплетен на году,
Пусть идет девятая,
Я не виноватая.
Весела я, весела,
Меня любит два села,
А из третьего села
Я другого завела.
У кого сколько миленокв,
У меня –то семеро.
И грузин. И армянин.
Даже чукча с Севера.
У милого гармониста
Глазки разбегаются.
За него пятнадцать девок
Замуж собираются.
Ох,туфли мои,
Носы выстрочены,
Не хотела танцевать-
Сами выскочили!
В санатории была
Очень я намаялась:
Восемь коек поломала
И домой отправилась.
Говорячт, что я малал,
Мала, не отпираюся,
Семерых с ума свела,
Восьмого собираюся!
АНАФОРА
Александр Сергеич Пушкин,
Что ж ты с нами не живешь?
Ты писал бы нам частушки,
Их бы пела молодежь!
Что за озеро за это-
Лебеди купаются.
Что за девица за эта-
Все в нее влюбляются.
Открой, мамочка, окошко
Одну половиночку.
Отпусти меня гулять
Одну вечериночку.
Зачем ходил, зачем любил,
Зачем подарочки дарил?
Из-за тебя, мой крокодил
Ко мне никто не подходил!
Я люблю, когда пылает,
Я люблю, когда горит,
Я люблю,
Когда мой миленький
С улыбкой говорит!
Балалайка, балалайка, балалайка
Семь досок.
Ты подпой мне, балалайка,
Как у милки голосок.
Холодна вода в колодце,
Холодна, невидно дна!
Раньше парочкой гуляла,
А теперь хожу одна.
Сколько лесу не руби,
Милее нет сосеночки.
Сколько девок не любил,
Милее нет Настеночки
Не заваривайте чаю,
Чаю пить я не хочу,
После чаю я скучаю,
Видеть милую хочу!
Почему бы не сплясать,
Почему не топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Эпифора
Пол пробью,
Потолок пробью.
На доске остануся,
А с милым не расстануся!
Я надену кофту рябу,
Рябую-прерябую.
Кто с моим миленком сядет-
Морду покарябую.
Моя мама мировая.
И мой папа мировой.
А я тоже мировая-
В три часа хожу домой!
Ох, ты, миленький ты мой,
Ты в деревне, я в другой,
Ты в деревне, я в другой,
Редко видится с тобой.
Говорят, что не красива,
Знаю - не красавица!
Но не все красивых любят
А кому что нравится.
Девочки, да милые,
Ссориться не надо,
Ребята сами выберут.
Кому какую надо.
Мы с товарищем ходили,
Он ходил, и я ходил.
До чего ж мы доходили-
Он родил и я родил!
Я иду, иду, иду,
Стану и подумаю,
У него жена и дети,
Что я дура думаю!
Антоним
Я иду, иду горой,
Он идет тропиночкой,
Я его люблю душой,
А он лишь половиночкой.
Я Иван и ты Иван
Голубые очи.
Мы с тобою на работу,
Наши жены в Сочи.
Мне не надо пуд гороха,
А одну горошину,
Мне не надо девок много,
А одну хорошую.
Ты пошто мнея не любишь,
Я пошто тебя люблю,
Ты пошто ко мне не ходишь,
Я пошто к тебе хожу.
Я гуляла с Колею
С пребольшой неволею.
А теперь я с Васею
По своему согласию.
А я ростом небольшая,
Но могу надеяться.
Мой миленочек большой
Ростиком поделится.
Все идут служить в пехоту.
А мой миленький- на флот
Как такому разгильдяю
Доверят пароход!
Ох, залетка дорого,
У нас с тобою два пути:
Мне, девчоночке, учиться,
Тебе в армию идти.
Про милова говорят,
Что мой милый некрасив.
Я его не променяю
На красивых пятерых.
Я не стану завиваться
Себе волосы палить
Меня милый обещает
Незавитую любить.
Было мне четыре года
Девки бегали за мной.
Пока искал, куражился,
Не осталось ни одной.
Милый мой, да я твоя,
Куда хошь девай меня.
Бросай жену законную,
Люби меня, знакомую.
Военная хитрость
Заповеди детства и юности
Бабочка
Любили тебя без особых причин...
Свинья под дубом