Работа посвящена одному из самых сложных вопросов современности. Само определение слова культура вызывает множество споров и дискуссий. Но изречение Д.С. Лихачева о необходимости спасения культуры в провинции, ставшее основой для рассуждений, выбрано автором совсем не случайно. Центральная мысль работы – глубокая вера в наличие в провинции не только талантливых людей, но и условий для формирования в каждом человеке культурных потребностей и реализации их. Личными наблюдениями проиллюстрирована забота правительства округа о сохранении и преумножении культуры как коренных народов, так и к культуре России в целом. Главную угрозу культуре автор работы видит в равнодушии молодого поколения к своим истокам, к природе, к своему народу.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.docx | 59.03 КБ |
Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников
«Идеи Д.С. Лихачева и современность»
Конкурсное сочинение
Я смогу…
Автор:
Константинова Екатерина Александровна,
ученица 9 класса МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
Педагог - наставник:
Чиркова Мария Никитична, преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
Константинова Людмила Николаевна, классный руководитель МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
п.г.т Новоаганск
2017 год
Содержание работы.
1.Зарубки на заметку …………………………………………………..5
2. Провинциалка ……………………………………………………….7
3. Югорские пейзажи…………………………………………………..9
4. Бронзовый витязь и не только………………………………..…..12
Вместо вступления.
Подслушанный разговор
Можно ли назвать ученика самой обычной средней школы гениальным, если он победил в Конкурсе творческих работ, посвященных творчеству Дмитрия Сергеевича Лихачева? Если можно, то это значит, что в нашем поселке выросли гении - Лена и Настя. У одной – второе место, у другой – первое. Обе учились в нашей школе, сидели за теми же самыми партами, читали те же самые книги, спорили с теми же учителями. И, наверное, начиная работу над сочинением, они так же, как и я, спрашивали себя: как раскрыть мысль академика Лихачева на примере моего совсем не богатого жизненного опыта? Какой иллюстративный материал будет здесь уместен? Как построить свою работу, чтобы она хотя бы приблизительно соответствовала тем требованиям, которые организаторы конкурса рекомендуют выполнять? А какое название подобрать?
Размышляя над этими задачками, я и не заметила, как подошла к детскому саду и невольно стала свидетелем любопытного разговор совсем молодой мамы и сына.
- Ты почему это сегодня такой сердитый?
- Я не сердитый. Я невоспитанный.
- Кто это тебе такое сказал?
- Артём.
- И у него были причины для этого?
- Мама, а если я ему в кашу добавил кисель, то это причина?
- А сам-то ты как думаешь?
- Вера Васильевна сказала, что хорошие друзья так не поступают. Мамочка, ты тоже так думаешь?
- Я бы точно своей лучшей подружке кисель не стала в тарелку выливать.
-Тебе хорошо. Ты воспитанная. Так бабушка говорит. А папа всегда поправляет ее: «Больно культурная».
- Ты разговор-то не переводи на меня. Нельзя быть слишком культурным. Это как здоровье. Когда ты не болеешь, мы все радуемся: и папа, и бабушка, и я …
- А если у человека нет культуры, он тоже больной?
-Думаю, да. Только у него горлышко не болит, он не чихает и не кашляет. И плохо от такой болезни скорее всем окружающим.
- Вот и Артем мне сегодня сказал: «Мне так плохо от тебя». Мама, а это не заразно? Вдруг Артем завтра тоже заболеет.
- А ты не хочешь кашу с киселем из одной тарелки?
Не знаю, чем закончился этот вполне взрослый разговор пятилетнего Кирилла с его мамой. Я помогла одеться своему младшему брату, и мы пошли домой. Но по дороге я снова и снова прокручивала в голове ответы этой мамы. Мой младший брат тоже очень часто задает мне вопросы на тему «Что такое хорошо? И что такое плохо?», особенно когда ему кажется, что его обидели. И часто мне на помощь приходит книга Д.С. Лихачева «Заветное». С ней я познакомилась в прошлом учебном году, когда готовилась к экзамену по русскому языку и однажды прочитала небольшой фрагмент статьи этого ученого, рекомендованной для сжатого изложения, а потом отыскала и книгу. Составители этого сборника отобрали из разных статей, книг Д.С. Лихачева выдержки о том, что следует знать каждому культурному человеку. Она сделана специально для детей, прекрасно иллюстрирована и состоит из статей, писем, выступлений академика. На страницах её можно найти ответы на все вопросы, которые часто встают перед детьми: как научиться дружить, что означает быть культурным человеком, какого человека можно считать интеллигентным. А. А. Лиханов, председатель Российского детского фонда, выступая на пресс-конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича, напомнил о том, что Лихачев не только ученый, но и замечательный учитель. Он сказал об этой книге: «Наша книга как раз и есть скромное, но лекарство от того, что сегодня происходит, от детских бед, от детских печалей». [5].
Но далеко не во всех библиотеках можно найти эту книгу, да и в списке самых важных произведений для детей она не значится. «Последним рыцарем культуры» называли академика Лихачева люди, хорошо понимающие его заслуги в деле сохранения литературы, архитектуры, музеев, библиотек. «Прежде всего надо спасать культуру провинции... Большинство талантов и гениев в нашей стране родилось и получило первоначальное образование не в Петербурге и не в Москве. Эти города только собирали все лучшее, ... но рождала гениев именно провинция». [2].
Эти слова для своей работы я выбрала не случайно. Где-то там, глубоко внутри меня, сидит уже давно желание понять: какой он, культурный человек? Начитанный, интеллигентный, образованный, грамотный, разбирающийся во всех видах искусства? Или есть еще что-то, что отличает его от человека некультурного? Можно ли назвать бабушку, всю жизнь, прожившую в деревне и ни разу не побывавшую в картинной галерее, но никогда ни единым словом никого не обидевшую, некультурной? И всегда ли человек, обремененный тремя дипломами о высшем образовании, соответствует критериям культурного человека, особенно если он позволяет себе для экспрессивности нецензурные выражения и хамское поведение?
А еще я очень хотела бы узнать
- Правда ли, что настоящие гения родятся вдали от мегаполиса?
- Почему столичные жители так не любят провинциалов?
- Зависит ли успешность человека от того, где он родился и вырос?
- И могу ли я когда-нибудь дорасти в культурном плане до тех моих ровесников, которым выпало счастье родиться не в провинциальном городке, а в самом центре России, где с пеленок к их услугам и театры, и филармонии, и музеи, и выставки?
- И почему надо спасать культуру провинции и от кого?
Часть 2.
Основная
Глава 1.Зарубки на заметку
Когда человечество оценивает вклад ученого в развитие той или иной отрасли науки, то учитываются все открытия, которыми пользуются потомки. А как измерить вклад культуролога? Наверное, эта оценка зависит в том числе и от степени знакомства с трудами ученого. Надо сказать, что в нашей, провинциальной, школе, имя Д.С. Лихачева знакомо и взрослым, и детям. И не только потому, что восемь старшеклассников нашей школы в разные годы участвовали в конкурсе творческих работ, и двое наших выпускников уже закончили Санкт-Петербургский университет профсоюзов, но и потому что в нашей школьной библиотеке есть его труды. А библиотекам и чтению ученый отводил основную роль в самообразовании, он писал: «Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но если библиотеки есть, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются неслучайными людьми, а профессионалами - культура в стране не погибнет. [8, с.207, 208 ].
И в поиске ответа на вопрос «Что такое культура?» я обратилась к наследию Лихачева. Данное понятие, как и многие в русском языке, далеко не однозначно. На уроках русского языка мы чаще всего касаемся термина «культура речи», на уроках истории рассматриваем культуру как «совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать». Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. На уроках обществознания моя преподавательница часто предлагает нам в качестве домашнего задания проекты. Самое привлекательное для меня в проектной деятельности – это возможность предоставить на суд одноклассников продукт совместной учебной, творческой или игровой деятельности. К уроку на тему «Всеобщая декларация прав человека» наша творческая группа выбрала пункт №27, который гласит: «Каждый имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества». При подготовке проекта нам необходимо было подобрать из жизни, телевизионных передач и других СМИ примеры, которые убеждали бы нас в том, что данное утверждение наряду со статьей 44 части третьей «Конституции», говорящее о том, что каждый гражданин страны должен заботиться о сохранении исторического и культурного наследия», действует. [1, с. 127]. Очень сложно было определиться с выбором самых интересных цитат, изречений. Все казалось важным и интересным. Но все же в результате долгих споров с собой выбрала самые неожиданные, как мне кажется, изречения. Приведу в качестве примера некоторые из них.
1. «Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. Сегодня, когда миру реально угрожает идеология экстремизма и террора, ценности гуманизма остаются одним из принципиальных средств противодействия этому злу.»[15] В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, которая состоит в том, чтобы из «просто населения делать народ». Такую оценку наследия академика Д.С. Лихачева дал В.В. Путин. И если глава государства обращает внимание на важность изучения работ ученого как средства защиты от зла, то почему в учебниках литературы так мало о нем написано? Я понимаю, что нельзя все важное и значимое включить в курс школьной программы, но книгу «Письма о добром» я бы посоветовала прочитать всем, особенно выпускникам школы, которые на экзамене по русскому языку пишут сочинение о нравственности и никак не могут вспомнить примеры из художественно или публицистической литературы.
2. «Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком».[9,c.355] Это изречение Д.С. Лихачева в нашем многонациональном округе особенно актуально. Югра- территория особенная во всех отношениях. У нас все уникально: природа, климат, обычаи, люди, язык. Конечно, большая часть населения говорит на русском языке. Но в округе очень много делается и для сохранения языков коренных народов. Это и национальные праздники, и школы с изучением языков... И вот уже третий раз по всей территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рамках празднования Международного дня родного языка проводится Образовательная акция «Фронтальный диктант на хантыйском, мансийском и ненецком языках. 21 февраля 2017 года в 12.00 в диктанте приняли участие учащиеся школ и их родители, педагоги и пенсионеры, ученые, рабочие и служащие. В селе Варьёган, где родились и выросли два крупных писателя, хантыйский — Еремей Айпин и ненецкий — Юрий Вэлла (Айваседа), участвовали в диктанте 12 человек. «Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны».[8, с.206]. Следует отметить, что в настоящее время в округе проживает почти 31 тысяча представителей коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы), что составляет 2% от населения региона (более 1,6 млн человек). Почти 4,5 тысячи из них ведут традиционный образ жизни.
3. Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Лихачева называли «лагерным академиком» не только потому, что остался он культурным человеком и на Соловках, вопреки всему. Он почти никогда не говорил о себе, о тех испытаниях, которые пришлось перенести. Он говорил о духовной стойкости, о красоте души тех, кто был рядом. Он не поощрял зло, не причинял вреда, он даже там умудрился заниматься наукой. Вот это научное стремление наблюдать, по его признанию, и помогло ему остаться человеком самому и понять, что каждый человек – человек. Культура поведения, жеста, слова, если она есть, останется в человеке всегда, в каких бы условиях он ни оказался. Уподобляется стаду лишь тот, в ком представления о нравственности не заложены
Эти примеры красноречиво говорят о том, что мысли академика Лихачева нашли отклик в людских душах на разных уровнях: от школьника, стремящегося постичь азы культуры, до правительства, обеспечивающего необходимые условия для реализации завещания Д. С. Лихачева, который утверждал: «Я мыслю себе XXI век как век гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке», - писал Д. С. Лихачев. [4].
Глава 2.
Провинциалка.
«Понаехали тут!» Много раз я слышала эту фразу. Она по-разному произносится: иногда с раздражением, иногда с какой-то злостью, иногда шутливо, но звучит все равно оскорбительно. И часто произносят ее совсем не коренные москвичи и петербуржцы, а как раз те, кто сам когда-то «понаехал». Те, к кому обращена эта фраза, ведут себя почти всегда одинаково: обижаются. А ведь многие провинциалы, приехав в столицу, добиваются гораздо большего, чем тот, кто от рождения горожанин, привыкший жить на всем готовом. Ему, как правило, достается в наследство квартира, дача и прочие материальные ценности. Провинциалам приходится всего добиваться самим. Помню, как герой Анатолия Папанова в фильме «Приходите завтра» произносит фразу: «Кто он такой? Провинциалишка с двумя-тремя работами...», желая унизить более талантливого скульптора, чем он сам. И этот «москвич» не задумывается над тем, как больно он ранит Фросю Бурлакову, которая приехала в Москву, чтобы учиться на артистку. Конечно, девушка не умеет правильно одеваться, красиво вести себя в ресторане в отличие от него. Но кому из них в большей степени присуща культура как показатель внутренней интеллигентности? Она не проявляется внешне никак, но она либо есть в человеке, либо отсутствует. Если вспоминать фильм дальше, то надо, конечно же, сказать о той жадности, с которой героиня учится петь. Та внутренняя культура, которую ей с молоком матери привили, не заставила себя долго ждать. У нее такая богатая душа, без которой русская народная песня не зазвучит.
Есть и другие яркие примеры того, что рожденные где-то там, в самой глубинке, композиторы и художники, писатели и поэты, напитавшись просторами бесконечных полей и безбрежных рек, становились известными всему миру только благодаря своим исконно русским корням, воздуху, которым дышали, лесным родникам, из которых пили воду. Сергей Есенин родился в Рязани, П.И Чайковский - в Удмуртии, Иван Иванович Шишкин - в Елабуге.
Да и А.С. Пушкина по большому счету нельзя назвать ни москвичом, ни петербуржцем, хотя и спорят до сих пор две столицы о том, чей он. А он родом из Захарово, До сих пор не прекращаются споры о значении этого местечка в жизни поэта. Говорят, о культовых местах, связанных с жизнью поэта: о Михайловском, Тригорском, Арбате, Мойке, конечно же, о Царском селе. А то, что в Захарово жила удивительная женщина с удивительной судьбой, Мария Алексеевна Ганнибал, любящая бабушка, благодаря которой у Пушкина было счастливое детство, многие забывают. Но ведь все жизненные впечатления накладываются на то чистое сознание, которым обладает только маленький человек. И место детства ребенка порой оказывает самое большое влияние на судьбу человека. В Захарово, которое бабушка купила специально для внука, маленький Саша, говоривший до шести лет только на французском языке, впервые услышал русскую речь. Бабушка выгнала всех иностранных гувернеров, доверив внука дядьке Никите Козлову и Арине Родионовне. Малообщительный, толстенький, болезненный мальчик с экзотической внешностью здесь, в Захарово, стал подвижным, крепким ребенком, живо интересующимся творчеством русского народа. Сейчас подмосковное Захарово трудно назвать провинцией, но в те времена оно было очень далеко от столицы и от моды на все иностранное. В романе «Евгений Онегин» Пушкин пишет о своей любимой героине:
И Таня слышит новость эту.
На суд взыскательному свету
Представить ясные черты
Провинциальной простоты,
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей... [10, с.384].
Но мы-то знаем, что не провинциальность Татьяны, а ее внутренняя цельность и красота привлекают к ней Онегина, вернувшегося из путешествия и много переосмыслившего.
Так что же называет провинциальностью Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей статье? Это территориальная отдаленность или это особый мир, в котором формируется не только талант музыканта, художника, поэта, но и способность более восприимчивого отношения к красоте? Вкладывал ли в это слово академик Лихачев некоторую долю пренебрежительности, которая сегодня явно слышна в устах тех, кто бросает в адрес не отличающихся внешним блеском и лоском провинциалов, высокомерное «Деревня!»?
В музее писателей в Орле под портретом Бунина написаны слова: «Я рос... в том плодородном подстепье... где образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым...». Можно долго гадать: откуда такая чаща талантов? Василий Песков пишет: «Бунин говорит о рождении именно в этих краях русского языка... Можно утверждать: и природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. Перечислим отдельно людей, для которых творчество немыслимо без присутствия в нем природы: Тургенев, Кольцов, Фет, Тютчев, Бунин, Пришвин, Есенин. Это все уроженцы полу степной России. Вспомним о соловьях, лучше всего почему-то поющих в садах и перелесках под Курском... Есть у земли какие-то тайны. И литературные гнезда об этом говорят.». [13].
Всегда русская культура считала простор и волю величайшим эстетическим и этическим идеалом для человека, об этом пишет академик Лихачев неоднократно: «…Следует помнить одну забытую истину: в столицах живёт по преимуществу «население», народ же живёт в стране многих городов и сёл. Самое важное, что нужно сделать, возрождая культуру, - это вернуть культурную жизнь в наши небольшие города…». [2]. По Далю, "провинциял" – это всего лишь "житель захолустья", но никак не убогий, сирый и ограниченный. И творчество провинциальных художников – доказательство этому.
Глава 3.
Югорские пейзажи.
Д.С. Лихачев считал, что у природы есть своя культура. Если человеческому обществу свойственно состояние хаоса, то для природы оно противоестественное. «В чем же выражается культура природы?» - спрашивает академик. И доказывает, что она по-своему «социальна», живет сообществом. «Существуют растительные ассоциации»: деревья живут не вперемешку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не со всеми. Сосны, например, имеют соседями определенные лишайники, мхи, грибы, кусты и т. д». [6, Письмо №34].
По мнению Д.С. Лихачева, природе: и растениям, животным – известны правила поведения. «Деревья тянутся к солнцу по-разному – иногда шапками, чтобы не мешать друг другу, а иногда раскидисто, чтобы прикрывать и беречь другую породу деревьев, начинающую подрастать под их покровом. Под покровом ольхи растет сосна. Сосна вырастает, и тогда отмирает сделавшая свое дело ольха». [6, №34]. В одном из писем академик Лихачев утверждает, что именно «усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек» формировался русский пейзаж, который не оставляет равнодушным никого. «Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье». [6, Письмо №34].
Мне кажется, что нигде, кроме нашей Югры, не ощущаешь такого приволья и простора. Одни наши кедровые леса чего стоят. Воздух такой, что его пить хочется. Трудно сказать, в какое время года наши окрестности всего привлекательнее: зимой входишь в лес словно в снежное царство. А снег не белый, а разноцветный. Осенью - настоящее буйство красок. Есть у Д.С. Лихачева объяснение такой красоте. «В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин». [6, №34].
Источником вдохновения и творческой энергии стала югорская природа для многих художников нашего края. Широко известны пейзажные зарисовки Митрофана Тибетова, это его называют «первым живописцем народа ханты», Геннадия Райшева, персональные выставки которого проводились и в Тобольске, и в Москве, и в Венгрии, и в Финляндии, Игоря Потпота, известного в Америке, Швейцарии не только своими пейзажами, но и работами по кости. А совсем недавно я открыла заново для себя творчество Валентина Викторовича Ливна. В семье Ливна – все художники, и отец, и сын, и внучка. Общий трудовой стаж династии Ливнов насчитывает 70 лет. Валентин Викторович и его сын стояли у истоков художественного образования детей в Нижневартовском районе. Их ученики стали призерами конкурсов детского творчества в Нижневартовском районе и округе. Художественное отделение Новоаганской ДШИ известно далеко за пределами округа. Валентин Викторович начал рисовать еще в детстве. Свои первые рисунки он чертил углями из печи на стенах домов. А теперь он один из самых известных художников Нижневартовского района. Несмотря на свой возраст, Валентин Викторович неустанно занимается творчеством. Он постоянный участник областных, окружных, региональных и международных выставок и фестивалей. Спокойное величие русской старины и неторопливое течение времени на сибирских просторах – эти мотивы стали основными для него в последние годы. Гармония человека и окружающего пространства, цельность бытия – таков итог долгого пути самосознания Валентина Ливна.
И мне было не по себе, когда выяснилось, что я знаю о нем лишь то, что он существует. А рядом со мной учатся ребята, которым преподает живой художник. Правда, делает он это сейчас все реже и реже. Совсем недавно вместе с шестиклассниками и посетила выставку работ, основная тема которых – родная югорская природа. С разрешения ребят приведу лишь несколько отзывов.
Матвей: Вчера мы были на экскурсии в школе искусств. Нас познакомили с работами художника, который много лет живет в нашем поселке. Он родился не здесь, и первые его работы были написаны далеко от нашего края, но Ливн Валентин Викторович давно считает себя местным жителем. И на многих его картинах можно увидеть родные северные пейзажи. На выставке представлены разнообразные жанры. Есть портреты, натюрморты. Мне больше всего понравилась картина, названная «Мостик». Она написана в 2004 году. В этот время художник уже жил в нашем поселке, а значит, именно наша природа послужила для него источником вдохновения. Художник изобразил раннюю осень и показал все разнообразие и все великолепие сибирской природы. На заднем плане – густой лес. В.В. использовал много зеленых оттенков для изображения сосен, елей и кустарников. Березы, осины и рябины выписаны оранжевыми, коричневыми, желтыми цветами. Вечернее небо начинает сереть. Видим и золотисто-розовый закат. Центральное место в картине занимает мостик через старицу реки Аган, художник очень правдоподобно изобразил старенький деревянный мостик и бурую гладь воды. Это место мне знакомо и так же дорогу, как и художнику. Природа нашего края неповторима, и В.В. Ливн очень убедительно это доказывает.
Арсений: В 2014 году В.В. Ливн написал картину «Осенний день» На ней мы видим простой сельский пейзаж. Художник показал повседневную жизнь сельских жителей. Женщина, слегка наклонив голову, боронит землю. Видимо, готовит землю к зиме. На женщине самая обычная картина. Но от картины исходит ощущение праздничности и торжественности, благодаря краскам, которые художник использовал для создания настроения. Все усыпано ярким ковром разноцветных листьев. Красно-желто-оранжевые деревья горят под еще теплым солнцем. Они украшают грустные серые деревенские дома. На заднем плане можно разглядеть плывущие по пасмурному небу облака. Белые, голубые, с рваными розовыми всполохами. Словно наполненные солнечным светом изнутри. Игра тонов и полутонов поражает. Пейзаж и грустный, и веселый. Несмотря на то, что картина солнечная, на душе грустно: скоро зима.
Даша: Сегодня мы ходили на экскурсию, и я увидела замечательную картину В.В. Ливна «Новоаганские задворки». Именно эта картина заинтересовала больше всего. В ней я нашла то, что никогда не видела на других полотнах. Мне кажется, что эта картина особенная. Здесь много снега, он везде: на дороге, деревьях, крыше. Под светом заката розовый снег сверкает, как живой. На заднем плане мы видим снежные крыши домов. Дома разные. Очень необычно изображено небо. Солнца уже нет, а только догорают последние его лучи. Поэтому для неба художник выбрал разные краски. Деревьев почти не видно, но их присутствие выдают длинные тени.
Эллина: Картина «Бабье лето» мне понравилась больше других. На ней - наш родной поселок. Через окно видно, что на улице –прекрасная погода. На небе видим пушистые белые облака. Светит солнце. Большой просторный двор весь окрашен в золотистый цвет. Около дома –уже облетевшие березки. А на переднем плане картины – самый красивый осенний букет- грозди рябины. Рядом лежат шишки. Кувшин с водой.
Вероника: Мне очень понравилась картина В.В. Ливна «Лето». На ней очень много летних ярких красок. Большую часть полотна занимают одуванчики. Желтые маленькие цветочки обсыпали луг. В центре зеленого поля красуются белоствольные стройные березки. По голубому небу плывут облака. Смотришь на горизонт, а он кажется бесконечным. Солнце освещает верхушки берез. Если бы я оказалась на этом месте, то, наверное, у меня бы дух захватило от такой красоты: потрясающе красивые бабочки, как живые, летают над полем. Веет легкий ветерок, и от него по всей картине легкое движение. Такое хорошее лето, как на картине В.В. Ливна, у нас редко бывает. Наверное, поэтому мне так понравилась эта работа. Она теплая и радостная.
В тот день, когда мы посетили мастерскую художника, было яркое солнце. И вид из окна был потрясающе прекрасен. Мальчишки и девчонки столпились около картины, на которой был запечатлен этот самый вид: ярко-синее небо, чистейший снег, голые деревья и простор. Я прислушивалась во время экскурсии к тому, что говорили ребята, и постоянно ловила себя на мысли о том, что только благодаря их приглашению я открыла для себя чудесный мир художника. Стыдно быть такой невеждой. Не зависит степень культурности от километров, которые отдаляют тебя от столичных музеев.
Глава 4.
Бронзовый витязь и не только.
В одном из последних интервью Дмитрий Сергеевич обращается с напутствием к молодому поколению: «Спешите учиться, спешите получать образование. Образованность — это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира». [3, C.61].
Но сегодня уже мало просто получить определенный объем знаний. Нам надо научиться применять свои навыки на практике, и сегодня это делают многие школьники. В Томске при поддержке и помощи народного артиста России Николая Бурляева родился детско-юношеского фестиваля идейно-нравственного кино, его назвали «Бронзовый витязь». Сначала принимались работы школьников только Томского района, а затем из Томска, Северска, а также Молчанова, Зырянского, Асина, Колпашева, Кожевникова. Взрослые отмечают рост географии фестиваля: «Бронзовый витязь» впервые прошёл в Томском районе в 2014 году как районный кинофестиваль; в 2016 году он имел статус областного с международным участием, а с 2017 года это будет международный детско-юношеский фестиваль доброго кино! На закрытии Томского кинофорума народный артист России Сергей Безруков сказал, обращаясь к детям:
– Будет правильно, если вы и ваши сверстники из других населённых пунктов будете не только просматривать и обсуждать доброе и поучительное кино, но и самостоятельно создавать фильмы. Причём они могут быть о чём и о ком угодно: о фронтовике-ветеране, о родной деревне, о своей школе или соседской девчонке. Главное при этом – не терять идею «Золотого витязя» и делать действительно доброе кино. [14]. Интересно то, что Гран-при фестиваля «Бронзовый витязь» присуждён фильму «Устами младенца» киностудии Зоркальцевской школы. Искренне, трогательно и наивно девочка-первоклассница рассуждает об очень важном – о добре, о малой родине, о Боге. Высокую оценку получил фильм Ивана Макарова «Я родом из Поросино» – о своей малой родине. Приз зрительских симпатий отдан фильму Дениса Шарапова «Живи в реальности!»: автор остроумно подметил привычку сверстников зависать в Сети, проводить там львиную долю свободного времени. Хотя есть более интересные занятия.
В рамках фестиваля было 12 номинаций, и зрители с удовольствием знакомились с фильмами-призёрами, аплодировали юным создателям. Призы остаются и в Томской области (киностудии посёлков Рассвет и Мирный, Кожевниково, Северск, и уезжают в другие регионы – Красноярск, Челябинск, Новосибирск, Сербия, Болгария). Нет в списке победителей детей из Москвы и Санкт-Петербурга. Но зато дети из провинции смогли не только представить свои работы на суд мастеров кино, но и получить советы из уст прославивших наших страну деятелей искусства и культуры. Во время фестиваля состоялись авторские творческие вечера для участников кинофестиваля, были проведены образовательные мастер-класса для начинающих актеров и режиссеров. Гостем фестиваля «Бронзовый Витязь» по традиции был народный артист России, актер театра и кино, Президент Международного кинофестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев. Николай Петрович уже неоднократно посещал Томск в рамках своей общественной и просветительской деятельности. В 2015 году между Николаем Бурляевым и администрацией Томского района было заключено Соглашение о сотрудничестве по вопросам развития детского киноискусства и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на территории Томской области. Принял участие в работе детско-юношеского фестиваля сценарист и композитор Сергей Маховиков. На счету Сергея Анатольевича десятки ролей в целой плеяде военных и драматических фильмов. Посетили томскую землю и зарубежные гости: это профессор Национальной академии театральных и киноискусств (София, Болгария), режиссёр многочисленных фильмов Венелин Грамадски из Болгарии; режиссер и сценарист Йован Маркович и мультипликатор Снежана Трайкович из Сербии.
Наверное, именно о такой помощи провинциальной культуре говорил Д.С. Лихачев, утверждая, что по-настоящему талантливых людей рождает провинция. Но всегда ли мы стремимся к повышению своего культурного уровня? Готово ли молодое поколение оценить ту заботу о нас, которым продиктовано появление одного из ярких проектов сегодняшнего времени?
Я говорю о российском проекте «Большой театр в кино». Большой театр совместно с компаниями Pathe Live и Bel Air Media осуществляет прямые трансляции балетных спектаклей в кинотеатры всего мира. Спектакли Большого стали доступны зрителям самых разных городов и стран. С мая 2011 г. это стало возможно и на территории России, где эксклюзивным дистрибьютором трансляций наших спектаклей стала компания CoolConnections. Анна Зимина, директор по региональному развитию арт-объединения CoolConnections, считает, что каждого нового города — большая победа для проекта.
— У нас были хорошие связи в Новосибирске, Екатеринбурге, Воронеже, люди, занимающиеся примерно тем же: фестивалями и интересным контентом, которые готовы были попробовать развивать новое направление у себя. Если бы не они, вряд ли бы сейчас что-то получилось. Поэтому начинали мы с малого: 5 городов, потом 10, зато сейчас проект охватывает уже более 40 населенных пунктов и более 80 кинотеатров. [12].
Все кинотеатры, участвующие в проекте, оборудованы специальной спутниковой антенной, цифровым ресивером, высококачественным кинотеатральным оборудованием и дают возможность зрителям смотреть показы в комфортабельных залах. В прошлом году и у нас появилась такая уникальная возможность. Впечатление от просмотра превзошло все мои ожидания. Я просто забыла, что мы не в театре, а все действие происходит на экране. Это действительно очень нужный проект. Ведь далеко не все подростки могут пойти в Большой театр, не все мои одноклассники пока в Москве были, да и стоимость билета существенно отличается – всего за 250 рублей можно познакомиться с балетом «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Но больно за тех, кто предпочитает потратить эту сумму на пиво и чипсы. Зал почти пустой. Так как же можно вернуть культуру в провинцию, если мы этого не хотим?
Заключение.
Прикоснувшись к творчеству Д.С. Лихачева, начинаешь задумываться над многими вопросами, над которыми работал ученый. То, что он нисколько не принижал людей, родившихся в провинции, а наоборот, поддерживал, это однозначно. Но больно царапают его тревожные замечания по поводу того, как мы, провинциалы, стремясь в столицах за неделю все посмотреть и все увидеть, не замечаем того богатства, что под носом. Василий Песков писал: «Я не знаю города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков. Любой угол земли может подарить миру способного человека. И все-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками». [11, с.13]. Но это те, кто жил при Лихачеве, гордились и уважали. А наше поколение? Знаем ли мы имена тех людей, которые родились и выросли там, где сегодня живем мы. Могу твердо сказать, что только единицы учеников нашей школы знакомы с творчеством двух крупных писателей, хантыйского — Еремея Айпина и ненецкого — Юрия Вэллы, родившихся в десяти километрах от нас. Еремей Айпин выдвигался на Нобелевскую премию от лиги малочисленных народов, а Юрий Вэлла, до конца своей жизни называл себя обычным оленеводом и жил на стойбище, сохраняя традиционный образ жизни. Он был главным энтузиастом, когда создавался в Варьёгане Музей под открытым небом. Сегодня Этнографический парк-музей с. Варьёган славится тем, что он далеко известен за пределами района и округа. Его посетителями являются гости, приезжающие со всех уголков России, а также иностранные туристы из ближнего и дальнего зарубежья. И только пять человек из моего класса один раз были в этом музее, стоимость билета в который для школьников – 15 рублей.
Вот и напрашивается сам собой вывод: спасать культуру в провинции надо, но прежде всего от равнодушия. Есть у нас таланты, созданы условия для творчества, но без признания любое хорошее дело можно загубить. Жаль, что в нашей школе не преподается теперь такой предмет, как МХК, на котором нам преподавались азы культуры. Возможно, поэтому практически пустует наш превосходный зал во время трансляции балетных спектаклей. Но лучше все-таки наслаждаться просмотром при пустом зале, чем под звуки поедаемого поп-корма.
Второй вывод. О самобытности русской культуры. Я знаю, что очень немногим моим ровесникам нравятся этнографические музеи, без разницы, культура какого народа там представлена: ханты, ненцев, татар или русских. И многие даже стесняются говорить, каких они кровей. А ведь именно глубоко национальное сегодня осталась неразрушенным под влиянием урбанистической культуры с её новомодными западными направлениями и течениями. Как известно, революции, дворцовые и правительственные перевороты случаются в столицах. А потом уже распространяются как волны. И пока дойдут до провинции, становятся уже не такими агрессивными требования восставших. И, как известно, самыми сохранными в культурном отношении остаются нетронутые села и деревни. Здесь как воспитывали в детях уважение к родной земле, к природе, так и сейчас этого же требуют от детей. И любовь к родной земле здесь не пустые слова.
В одной из свой работ, посвященных бессмертному памятнику древнерусской культуры, Д.С. Лихачев спрашивает: «Почему идеи «Слова» продолжают волновать нас?» И отвечает: «Любовь к Родине вдохновляла автора «Слова о полку Игореве». Она как бы водила его пером. Она же сделала его произведение бессмертным — равно понятным и близким всем людям, подлинно любящим свою Родину и свой народ.
«Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством — теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. «Слово» буквально напоено им». [7].
В провинции, как известно, люди более оседло живут. Здесь жили деды, здесь жили отцы, и дети здесь жить будут. Это не перекати поле, которым нечего терять: сегодня в Европе живу, завтра в Россию вернусь.
Вывод третий о гениях. Конечно, без гениев, рожденных на русской земле под родным незагазованным небом, где не расстреливаются облака в дни праздников, где дожди идут, согласно природному расписанию, где реки свободно разливаются весной, а осенью сковываются морозом, а не гранитом, не будет пополняться талантами ни Москва, ни Санкт-Петербург. Ведь сколько их, сбежавших из столиц, русских людей, бросивших все блага цивилизации и вернувшихся к истокам?!
В нашем поселке есть озеро Магылорское. Когда –то было оно глубокое, большое, холодное и очень чистое. Сначала на его берегу построили вертолетную площадку, потом к ней провели дорогу, вырыли канавку, куда стали ссыпать весь строительный мусор. И все родники, которые были на побережье, умерли. Теперь на месте источника чистейшей воды – большая грязная лужа. Как родники питают большие реки и озера, так малые городки и села подпитывают культуру страны. И если не позаботиться об источниках сегодня, иссякнет русский дух, останутся лишь третьесортные фильмы, заимствованные проекты, бездушные картины, фальшивые песни.
Я снова спрашиваю себя: «Смогу ли я?». И отвечаю вопросом «А кто мне может помешать?». Все условия у меня есть. Многое я уже успела, но впереди еще больше. Свое знакомство с культурой России я начала с просмотра интерактивных экскурсий, с изучения альбомов, с просмотра фильмов. Потом, когда я гуляла по Санкт-Петербургу с мамой, в голове у меня все время возникал вопрос: «Где-то я уже такое видела?». Смотрю на Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина, а он мне напоминает Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана в г. Йошкар-Оле. А вот Сампсониевский собор - одно из старейших зданий – и снова я думаю, что я была в нем, но только это было в Свято-Гурьевской церкви села Азъял-Петьял республики Марий Эл.
Культура рождается в человеке не сама по себе. Это трудная и постоянная работа родителей, учителей общеобразовательной школы и преподавателей школы искусств, но, самое главное, самого человека. Я много читаю, смотрю, думаю, спорю, пытаюсь всегда отыскать тот материал, который чем-то зацепил. И не боюсь учиться.
Я смогу….
Список использованной литературы.
Интернет-ресурсы.
Мальчик и колокольчики ландышей
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Военная хитрость
Как нарисовать портрет?
Карандаши в пакете