Дуэль – поединок чести, основанный на соблюдении строгих правил дуэльного кодекса, который утверждал: «Дуэль не должна ни в коем случае, никогда и ни при каких обстоятельствах служить средством удовлетворения материальных интересов одного человека или какой-нибудь группе людей, оставаясь всегда исключительно орудием удовлетворения интересов ЧЕСТИ».
Вложение | Размер |
---|---|
kasatkina_dueli.docx | 669.22 КБ |
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева
Место дуэли в жизни и творчестве поэтов
I половины XIX века
Научно-исследовательская работа
Литературная секция
Автор: Касаткина Анастасия Дмитриевна,
уч-ся 11 класса МКОУ Мечётская СОШ
Руководитель: Новикова Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Мечётская СОШ
село Мечётка
Бобровский район
Воронежская область
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение. Из истории дуэли…………………………………………………………стр. 3-5 II. Правила дуэли………………………………………………………………………..стр. 5-6
III. Дуэли в жизни поэтов I половины ХIХ века……………………………………..стр.6- 13
1. Дуэль в жизни А.С.Грибоедова…………………………………………..стр. 6-8
2. К.Ф.Рылеев – дуэлянт……………………………………………………..стр. 8-10
3.Дуэли А.С.Пушкина……………………………………………………...стр. 10-11
4. М.Ю.Лермонтов и его дуэли…………………………………………….стр.11-13
IV. Дуэли в творчестве поэтов………………………………………………………..стр. 14-17
V. Заключение………………………………………………………………………….стр. 17-18
VI. Список литературы……………………………………………………………………стр.19
…И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
***
I. Введение. Из истории дуэли.
Тема дуэли в русском обществе и литературе почти не изучена, поэтому она представляет для меня интерес и я решила исследовать эту тему самостоятельно. Тем более, что с детства я увлекаюсь книгами, в которых красочно были описаны поединки на мечах, шпагах и пистолетах – это «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Три мушкетёра» А.Дюма.
При слове дуэль вспоминается отчаянная храбрость и благородство д,Артаньяна, дружба мушкетёров, их весёлые шутки. Во Франции 17 века дуэли случались на каждом шагу. В романе «Три мушкетера» Александр Дюма ярко и иронично показал, как Д'Артаньян получил сразу три вызова на дуэль в один и тот же день: нечаянно задел раненое плечо Атоса, поднял кружевной платок, который обронил Арамис, запутался в плаще Портоса и увидел изнанку перевязи. Самое интересное, что все три мушкетера не назвали друг другу истинных причин дуэли. Знал об этом только Д'Артаньян, но и он не раскрыл тайны. В царствовании Людовика ХIII дуэли уносили сотни тысяч жизней и первый министр кардинал Ришелье даже издал указ, запрещающий дуэли под страхом смертной казни: «Дворяне могут проливать кровь только во славу Короля и Отечества».
В России поединки чести возникли в петровское время. Тогда же в «Уставе воинском» появилась глава «Патент о поединках и начинании ссор»: Пётр I запрещал распоряжаться жизнью подданных – судить их мог только царь. В «Уставе» строго определена вина каждого дуэлянта:
«Ежели случиться, что двое на назначенное место выедут, и один против другого шпаги обнажат, то Мы повелеваем таковых, хотя никто из оных уязвлён или умерщвлён не будет, без всякой милости, такожде и секундантов или свидетелей, на которых докажут, смертию казнить и оных пожитки отписать. … Ежели же биться начнут, и в том бою убиты и ранены будут, то как живые, так и мёртвые повешены да будут».
Петровский Указ не был отменён ни во времена Александра I, ни при Николае I, но никогда не исполнялся. Дуэлянта приговаривали к смерти, а потом казнь заменяли разжалованием в солдаты и ссылкой. Впрочем, в глазах общества такой человек «с историей » выглядел героем, и барышни влюблялись в молодых страдальцев, у кого, по словам лермонтовского Печорина, «под толстой шинелью бьётся сердце страстное и благородное». Меня эта тема заинтересовала, и я решила проследить историю дуэлей, а именно место дуэли в жизни и творчестве поэтов первой половины 19 века.
Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны в прошлом, потому им тяжело разобраться в том или ином произведении.
Цель исследования:
определить место дуэли в жизни и творчестве поэтов I половины XIX века; проследить, как изображается в художественных произведениях дуэль; узнать причины дуэли; проследить психологию дуэлянтов; дополнить документальные знания художественными характеристиками.
Для достижения поставленных целей, необходимо было решить комплекс задач:
1.Изучение истории возникновения дуэли.
2.Знакомство с дуэльным кодексом.
3.Исследование описания дуэлей в русской литературе 19 века.
4. Влияние дуэли на судьбу литературных героев.
Сделав предварительный анализ местной речи и изучив литературу по данному вопросу, мы выдвинули гипотезу: тема дуэли занимала важное место в жизни и творчестве поэтов 1 половины 19 века.
Объект исследования: жизнь и творчество поэтов 1 половины 19 века.
Предмет исследования: место дуэли в жизни и творчестве поэтов I половины XIX века.
Новизна нашей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы еще никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано до нас не было.
Практические методы: поиск, обобщение, систематизация материала.
Практическая ценность: материал работы послужил для создания презентации, используемой на уроках литературы и внеклассной работе по литературе.
Исследование проведено: 2019 году.
II. Правила дуэли.
Дуэль – поединок чести, основанный на соблюдении строгих правил дуэльного кодекса, который утверждал: «Дуэль не должна ни в коем случае, никогда и ни при каких обстоятельствах служить средством удовлетворения материальных интересов одного человека или какой-нибудь группе людей, оставаясь всегда исключительно орудием удовлетворения интересов ЧЕСТИ».
Цель этих правил – поставить противников в равные условия, чтобы ни один из них не имел преимуществ.
Во Франции дуэль чаще всего происходила на шпагах, а русские дрались почти всегда на пистолетах и стрелялись на расстоянии 10-12 шагов или ещё меньше, смотря по тяжести нанесённого оскорбления. Нередким был смертельный исход – для одного из противников, а иногда и обоих. Поведение человека во время дуэли, как и на поле сражения, создавало ему репутацию храбреца или труса. Самым большим шиком почиталась демонстрация равнодушия, даже презрения к смерти.
По правилам дуэльной чести отказаться от выстрела или выстрелить в воздух мог только тот, кто стрелял вторым - ведь он уже доказал свою смелость – и только в том случае, когда оскорбление было несерьёзным. Зато тот, кто струсил во время поединка, наказывался общественным презрением и уже никто в обществе не принимал от него вызов – за ним больше не признавали прав чести.
Дуэль начиналась с того, что человек, считающий себя оскорблённым и требующий удовлетворения, то есть сатисфакции, посылал противнику вызов, или картель. По принятому ритуалу вызов мог быть сделан на месте или его присылали в письменном виде.
Условия дуэли могли быть разные. Противники договаривались об обмене двумя или тремя выстрелами или – чаще всего – дуэль продолжалась «до первой крови». В таком случае достаточно было слегка оцарапать противника – и кровь смывала оскорбление.
После вызова противники больше не общаются друг с другом – условия дуэли обсуждают секунданты. Они уславливаются о месте и времени поединка, приобретают и проверяют дуэльные пистолеты.
Лучшими в пушкинское время считались пистолеты парижского оружейника Лепажа, но пули к ним опытные дуэлянты предпочитали отливать сами, а не пользоваться готовыми.
Секунданту надо было ещё позаботиться о карете – достаточно вместительной, чтобы довезти раненого, и о докторе.
III. Дуэли в жизни поэтов I половины ХIХ века.
1. Дуэль в жизни А.С.Грибоедова.
Поэты первой половины 19 века: А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, К.Ф.Рылеев – являются яркими представителями своего времени, и в их жизни дуэль сыграла роковую роль. Трагически кончилась так называемая «четверная» дуэль за танцовщицу Истомину между Завадовским – Шереметевым и Якубовичем – Грибоедовым. Это яркий пример дуэли, поводом к которой послужила ревность. Свидетель дуэли – доктор Ион рассказывал: «Грибоедов и не думал ухаживать за Истоминой, а обходился с ней запросто, по-приятельски. Переехав к Завадовскому, Грибоедов после представления взял по старой памяти Истомину в свою карету и увёз к себе, в дом Завадовского. Как в этот же вечер пронюхал про это Якубович, храброе и буйное животное, этого никто не знает. Он и донёс сразу Шереметеву о случившемся. Истомина прожила у Завадовского двое суток, что взбесило Шереметева, хотя к этому времени они были в ссоре и в разъезде. Между бывшими друзьями возникла ссора, подогретая Якубовичем, известным бретером – так называли человека, готового стреляться по каждому пустяку, подвергая опасности свою и чужую жизнь. По воспоминаниям близкого друга Грибоедова, Шереметев просил у Якубовича совета, что ему делать:
- Что делать, - ответил тот, - очень понятно: драться, разумеется, надо, но теперь главный вопрос состоит в том, как и с кем. Истомина твоя была у Завадовского, но привёз её туда Грибоедов – это два, стало быть, тут два лица, требующие пули… Доктор Ион вспоминал:
- Барьер был на шагах. Первый стрелял Шереметев и слегка оцарапал Завадовского. По вечным правилам дуэли Шереметеву должно было приблизиться к дулу противника… Он подошёл. Тогда многие стали довольно громко просить Завадовского, чтобы он пощадил жизнь Шереметеву.
– Я буду стрелять в ногу, - сказал Завадовский.
– Ты должен убить меня, или я рано или поздно убью тебя, - сказал ему Шереметев, услышав эти переговоры.
– Зарядите мои пистолеты, - прибавил он, обращаясь к своему секунданту. Завадовскому оставалось только честно стрелять по Шереметеву. Он выстрелил, пуля пробила бок и прошла через живот, только не на вылет, а осталась в правом боку. Шереметев упал навзничь.
Образ умирающего Шереметева всю жизнь преследовал Грибоедова. Его дуэль с Якубовичем была отложена: они стрелялись уже на Кавказе, куда Якубович был вскоре после дуэли сослан. Грибоедов промахнулся, а Якубович прострелил Грибоедову руку.
2. К.Ф.Рылеев – дуэлянт.
В 1824 году Кондратий Рылеев вызвал на дуэль прапорщика Финляндского полка Константина Шаховского. Шаховской ухаживал за незаконнорождённой сестрой поэта. В обществе считалось, что Рылеев вступился за честь сестры. Однако секундант поэта Александр Бестужев утверждал, что поэта вывело из себя то, что Шаховской подписывал письма, адресованные сестре, «Рылеевой». Это, якобы, раздражало Рылеева, считавшего свою родственницу недостойной носить такую фамилию. В результате поединка Рылеев получил не очень серьезное ранение в ногу. Однако мать поэта, под впечатлением от произошедшего, «схватила горячку» и через несколько месяцев скончалась.
10 сентября 1825 года флигель-адъютант Владимир Новосильцев стрелялся с поручиком Константином Черновым. Причиной дуэли стало неподобающее поведение первого по отношению к сестре Чернова.
Екатерина Чернова была невестой Новосильцева, но адъютант главнокомандующего 1-й армии фактически отказался от брака, поддавшись давлению своей матери, категорически не желавшей этого брака по причине бедности семьи Черновых. Дуэль закончилась смертельными ранениями обоих участников. Одним из секундантов Константина Чернова был поэт и декабрист Кондратий Рылеев, который сам за год до этого события стрелялся с воздыхателем своей сестры.
О том, что Пушкина "высекли" в тайной канцелярии, сказал Толстой-Американец, которому Пушкин имел несчастье сделать замечание, что граф передергивает карты. А Кондратий Рылеев повторил это в чьей-то светской гостиной. В сентябре 1819 года поэт вызвал последнего на дуэль и дрался с ним в Батове, в имении его тещи. Оба стреляли в воздух. О том, что поэты дрались на пистолетах, видно из полусерьезного пушкинского письма к Бестужеву, датированного 24 марта 1825 года:
«Откуда ты взял, что я льщу Рылееву? Мнение свое о его «Думах» я сказал вслух и ясно; о поэмах его - также. Очень знаю, что я его учитель в стихотворном языке, но он идет своей дорогой. Он в душе поэт. Я опасаюсь его не на шутку и жалею очень, что его не застрелил, когда к тому имел случай – да черт его знал! Жду с нетерпением «Войнаровского» и перешлю ему все свои замечания. Ради Христа! чтоб он писал — да более, более!». Смысл этого «да черт его знал» в том, что если б знал, то уж точно бы застрелил. Он шутил, но в каждой шутке есть доля правды. И шутка с подтекстом – Пушкин знал, что Бестужев обязательно покажет письмо другу и тогда Рылееву придется рассказать о тайной дуэли. «То бы уж точно застрелил», - написал Пушкин. Так мог писать лишь тот, кто был оскорблен, вызвал противника и побывал под пистолетом. И поединок был, потому что бросить такое даже в шутку, мол, жалею, что не застрелил, значило - оскорбить бывшего противника. Поединок был тайный. Дуэль состоялась по дороге на южную ссылку, а секундантами у Пушкина были Дельвиг и Яковлев, которые томились недалеко от них, пока два поэта, оба выстрелив вверх, потом долго разговаривали. Расстались они, обняв напоследок друг друга. Когда Пушкин писал то свое письмо Александру Бестужеву, он надеялся что в Петербурге, ровно через пять лет после дуэли, распространится так необходимая ему молва о том, что он отстоял свою честь – еще тогда, когда родилась сплетня о том, что его высекли... А Рылеев, прочитав его письмо, откликнулся на это такими строчками в стихотворении «Бестужеву»:
Хоть Пушкин суд мне строгий произнёс
И слабый дар, как недруг тайный, взвесил,
Но от того, Бестужев, ещё нос
Я недругам в угоду не повесил.
3. Дуэли А.С.Пушкина.
В жизни А.С.Пушкина было несколько дуэлей, две из них в Кишинёве. Одну из-за карт с каким-то офицером. Дуэль была оригинальная. Пушкин явился с черешнями и, пока офицер целился в него, преспокойно кушал ягоды. Офицер стрелял первым, но не попал. Наступила очередь Пушкина. Вместо выстрела поэт спросил: «Довольны ли вы?» И когда дуэлянт бросился к Пушкину в объятия, он отстранил его и со словами «это лишнее» - преспокойно удалился. Пушкину было в это время 20 лет. В Кишинёве он оказался окружён военными, многие из которых прошли поля сражений 1812 года, а ему молодому человеку, ещё надо было доказать свою храбрость, своё презрение к смерти. Он выстоял под дулом пистолета, но отказался от своего выстрела.
Третья дуэль Пушкина состоялась 27 января 1837 года с Дантесом и стала трагической при следующих условиях, подписанных секундантами Пушкина и Дантеса:
1. Противники становятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга и пяти шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
2. Вооружённые пистолетами противники по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьеры, могут стрелять.
3. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.
4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз: противники становятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
6.Секунданты, нижеподписавшиеся и облечённые всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.
Д, Аширак рассказывал, что Пушкин во время дуэли поражал своим мужеством и спокойствием, что он во всём этом деле выказал чрезвычайный такт и рыцарскую простоту, исполненную достоинства. Он был очень серьёзен, сосредоточен, как человек, рискующий жизнью; в нём не было ни тени притворной беззаботности, чтобы придать себе вид похрабрее. Д, Аширак сказал в заключении: «Это был великий характер». При отсутствии законов, охраняющих личность, для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких.
4. М.Ю.Лермонтов и его дуэли.
Очень часто правительственные круги использовали дуэль как способ избавиться от неугодного лица. Царский двор и светская верхушка видели в поэте такое неугодное лицо, опасного и сильного врага. От него нужно было избавиться, и те же лица, что подготовили убийство Пушкина, начали плести зловещую сеть интриг вокруг Лермонтова.
Первая дуэль Лермонтова была спровоцирована с сыном французского посла де Барантом. На дуэли Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в сторону.
Вторая дуэль состоялась в Пятигорске, где разрешили ему остановиться для лечения, и тут вокруг него стал сплетаться зловещий заговор. Были люди (из высших военных кругов, жандармерии, верхушки света), которые понимали желание царя избавиться от опасного «вольнодумного» поэта и сами не любили его. Они-то и стали тайными подстрекателями убийцы. Вот как описывает ссору, приведшую к дуэли, Эмилия Клингенберг (Шан-Гирей):
- 13 июля собралось к нам несколько девиц и мужчин и порешили провести вечер дома… Михаил Юрьевич вместе с Л.С.Пушкиным… принялись вдвоём острить свой язык… . Ничего злого они не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, и Лермонтов назвал его «горец с большим кинжалом» (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал). Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово«кинжал» раздалось по всей зале. Мартынов побледнел. Закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошёл к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», - и так быстро отвернулся и пошёл прочь. Михаил Юрьевич отвечал спокойно: «Это ничего, мы будем добрыми друзьями». Когда он выходил от нас, то в передней же Мартынов повторил свою фразу, на что Лермонтов спросил: «Что ж, на дуэль что ли вызовешь меня за это?». Мартынов ответил решительно «да», и тут же назначили день.
Конечно, Лермонтов, не испытывавший никакой злобы, не собирался стрелять в Мартынова, о чём сказал секунданту. Но почему-то Мартынов не шёл ни на какие уговоры. Условия дуэли были до странности тяжёлыми: стрелялись на расстоянии десяти шагов; в случае промаха должны были стреляться вторично. Кажется невероятным, что из-за пустячной ссоры Мартынов требовал дуэли на таких жёстких условиях. И поединок состоялся 15 июля у подножия Машука. Вот как рассказывает о дуэли очевидец её, секундант Лермонтова, князь Васильчиков:
- Когда мы подъехали на гору Машук и выбрали место…, тёмная, грозовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау… Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, а я другой Лермонтову, и скомандовали : «Сходись!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста…
Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал… В правом боку дымилась рана, в левом – сочилась кровь, пуля пробила сердце и лёгкое…
Чёрная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.
В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят, но любопытно узнать мнение одноклассников, поэтому предлагаю социологический опрос на тему «Дуэль».
№1. Отношение населения к дуэли.
Результаты опроса людей: 10 человек относятся к дуэли отрицательно; 5 человек - положительно; 6 - затрудняются в ответе.
№ 2. Как вы поступите, если вас оскорбят?
-применят физическую силу - 4 человека
- не применят физическую силу - 8 человек
- другое выяснение отношений – 15 человек
Большая часть респондентов решила, что нужно словесно выяснять отношения или защищать свою честь и достоинство в суде.
№ 3. Расставить понятия «честь», «долг», «любовь», «материальная независимость», «доброта» по степени важности.
Из 18 учащихся только 3 человека поставили честь на первое место.
Опрос показал, что в наш гуманный век действительно жизнь ставится выше чести, но следует отметить, что чувство достоинства и чести каждый опрошенный готов защищать только гуманным путем, а лучше всего не запятнать свою честь смолоду.
IV. Дуэли в творчестве поэтов.
И Пушкин, и Лермонтов – яркие представители своего времени, хорошо знавшие законы и обычаи его, рисуя картины жизни общества, не могли в своём творчестве обойти стороной такое явление как дуэль. Эти сцены помогали авторам не только нарисовать более яркий образ времени, но и полнее раскрыть характеры героев.
Тема дуэли и защита права и достоинства дворянина красной нитью проходит через всё творчество А.С. Пушкина. Например, в «Медном всаднике» у поэта «независимость и честь» находятся рядом.
Под честью поэт понимал не только независимость дворянина, но и способность оказаться на стороне невинно угнетенного, и верность своему долгу вне зависимости от выгоды, и личное бесстрашие в защите своих правил и представлений. Видя нравственное и общественное падение дворянства в николаевские времена, Пушкин считал необходимым учить чести новое поколение дворян. В дуэли поэт находил суровое средство воспитания чести, потому что считал её гарантией совершенной независимости. Дуэль на пистолетах также подробно описана в романе «Евгений Онегин»:
Вот пистолеты уж блеснули.
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется.
Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще...
«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Ещё не целя, два врага
Походкой твёрдой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов ещё ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить- два, но как раз
Онегин выстрелил... Онегин понимает, что вызов его Ленским на дуэль - романтический поступок совсем юного человека. Тем не менее, Онегин берет в руки пистолет, подчиняясь нравам «большого света», опасаясь сплетен, уступает тому, что в душе презирает. А в «Капитанской дочке» дуэль изображена иронически и даже с осуждением. Ирония начинается с эпиграфа к главе:
- Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Мы узнаем из повести, что дуэль преследовалась, а её участники наказывались: один из героев повести - Швабрин - был сослан в крепость за участие в дуэли. Пушкин устами своих героев в «Капитанской дочке» уже называет дуэль
«смертоубийством», «душегубством». Также в повести Пушкин отказывает Гринёву и Швабрину в секундантах, то есть в свидетелях, как это часто происходило при реальных дуэлях в России, тем самым, превращая дуэль в бой без правил, почти в убийство.
Художественным воплощением бретёров в творчестве А.С. Пушкина является герой его повести «выстрел» Сильвио. Он постоянно ищет предлог для драки, чтобы утвердить своё первенство в полку. Сильвио храбрый, лихой гусар, может попасть из пистолета в муху на обоях.
Его внешний облик в произведении перекликается с образом бретёра Лучкова: «... какая-то таинственность окружала его... Он был мрачный, бледный, со сверкающими глазами. Густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола». О себе Сильвио говорит: «Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом». При создании повести «Выстрел» Пушкин использовал собственный опыт участия в дуэлях, демонстрировавший редкое бесстрашие и твёрдость духа поэта. Произведения Пушкина рассказывают нам, что, в противовес правилам Дуэльного кодекса, которые гласили, что оружие не должно быть знакомо дуэлянтам, в России XIX века противники нередко использовали на дуэли собственные пистолеты.
Дуэли, описанные Лермонтовым и Пушкиным, совершенно различны как по причинам, условиям, описанию действий, так и по последствиям. Но, тем не менее, в них есть некоторые черты сходства.
В обеих дуэлях один из героев выступает благородным защитником чести девушки. Но Печорин на самом деле защищает Мери от оскорбления, а Ленский в силу своего романтического восприятия действительности «мыслит: буду ей спаситель», считает недоразумение причиной для дуэли. В основе пушкинского конфликта лежит неумение Татьяны «властвовать собою», не показывать своих чувств, в основе лермонтовского - низость души, подлость и коварство Грушницкого.
Условия дуэлей неравны. Между Онегиным и Ленским поединок был равным, с соблюдением всех правил. Грушницкий же нарушил законы дуэлей: он собирался убить фактически безоружного человека, но струсил и не сделал этого. Важную роль во всех дуэлях, а в этих двух особенно, играют секунданты. В «Герое нашего времени» именно Иван Игнатьевич становится организатором заговора против Печорина. Это драгунский капитан уговорил Грушницкого не заряжать пистолеты. Иван Игнатьевич хотел при помощи Грушницкого отмстить Печорину за то, что последний считает себя, да и является не таким, как «водяное общество», он выше этого общества. Зарецкий в «Евгении Онегине» похож на Ивана Игнатьевича: они оба недалекие, завистливые, для них дуэль - не более чем развлечение. Зарецкий легко говорит о смерти Ленского: «Ну что ж? убит» (антитеза Онегину, который глубоко переживает эту смерть). Секундант Онегина - его слуга, француз Гильо, которого Онегин называет «мой друг». О Гильо, кроме того что он «малый честный», больше ничего не говорится. Онегин делает своим секундантом слугу, во-первых, так как больше не к кому обратиться, во-вторых, этим он выражает свое несерьезное, пренебрежительное отношение к дуэли. Печорин взял с собой друга - доктора Вернера, человека пассивного. Вернер не вмешивался в ход дуэли.
Описание действия у Пушкина занимает всего две строфы, в то время как у Лермонтова - несколько страниц. Пушкину важно, как проходила дуэль, Лермонтову - внутреннее состояние героев.
У Пушкина описание дуэли - от лица автора, он использует художественно-выразительные средства языка: эпитеты («туманный взор», «цвет прекрасной»), развернутые метафоры, инверсия («дохнула буря», «спадает глыба»), сравнение («как в доме опустевшем»). У Лермонтова дуэль описывается от первого лица, в форме дневника главным героем - Печориным. До, во время и после дуэли мы видим изменяющийся пейзаж, отражающий внутреннее состояние героя. До дуэли: «сияние первой теплоты солнца», но в «дымной дали», «синее и страшнее, (...) сходились непроницаемой стеной». Во время дуэли: «казалось темно и холодно, как в гробе», «зубцы скал (...) ожидали своей добычи». После дуэли «стало темно и сыро», «солнце казалось ... тускло, лучи его ... не грели» - в душе Печорина после смерти Грушницкого темно, пусто и ничто не греет его. Дуэль для Онегина служит толчком к новой жизни. В нем просыпаются чувства,
и он живет не только умом, но и душой. Печорин же понимает, что смерть Грушницкого ничего не изменила ни в окружающем мире, ни в нем самом. Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение.
Автор «Героя нашего времени» представляется, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина - создает реалистический роман, с другой стороны, сцена дуэли доказывает, что произведение Лермонтова - первый русский психологический роман.
Почему Онегин, искренне любивший своего юного друга, согласился на этот поединок?
Почему Печорин, не желавший смерти Грушницкому, убивает его?
Ответ один: Онегин и Печорин – лучшие представители того общества, они не мог ли рисковать своей честью, хотя всё сделали, чтобы поединок не состоялся. В чём-то они похожи на своих авторов.
V. Заключение.
И Пушкин, и Лермонтов – яркие представители своего времени, хорошо знавшие законы и обычаи его, рисуя картины жизни общества, не могли в своём творчестве обойти стороной такое явление как дуэль. Эти сцены помогали авторам не только нарисовать более яркий образ времени, но и полнее раскрыть характеры героев.
Для того, чтобы отстоять свою честь и честь семьи, вышеупомянутые поэты вынуждены были участвовать в дуэлях, исход которых был непредсказуем. Следовательно, дуэль занимала важное место в жизни и творчестве поэтов 1 половины 19 века. Таким образом, выдвинутая в ходе работы гипотеза нашла своё полное подтверждение.
Мне, представителю современности, немного жаль, что в наше время способы защиты стали проще, обыденнее, зачастую бесчестны, а поэтому само понятие чести и достоинства в какой-то степени утратили свою значимость. Хочется закончить свою работу словами поэта Ю.Ряшенцева:
Года уходят неотложно…
Дуэль исчезла навсегда.
И это к лучшему возможно,
Но Боже мой, как стало сложно,
Ах, Боже мой, как стало сложно
Призвать к ответу подлеца!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18 -- начало 19 века). – 1994.
2. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. – Л., 1983.
3. Коротова М.А. Путешествие в историю русского быта. – М.1998.
4. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры.
5. Литература в школе.-1997. - №4 (Салон. Альбом);
№7 (Зимние праздники. Маскарад);
1998.- №2 (Парад.Бал);
№5 («Мы все учились понемногу…»; В театральных креслах);
№7 («Всё это к моде очень близко…»);
1999. - №2 (Дуэль).
6. Рез З.Я. М.Ю.Лермонтов в школе. – Л., 1963.
7. Ряшенцев Ю. «Сборник стихов».
8. Интернет источники:
Развешиваем детские рисунки дома
Весёлые польки для детей
Почта
Астрономы получили первое изображение черной дыры
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?