Исследовательская работа по формированию учительской династии. Работа отмечена Поощрительной грамотой конкурса «Человек в истории. Россия – XX век» и Дипломом в региональном конкурсе "Без истока нет реки"
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelyami_slavitsya_rossiya_oleneva_a.docx | 46.81 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Павинская средняя общеобразовательная школа
Адрес: 157650 Костромская обл., Павинский р-н
с. Павино, ул. Советская д.14
Региональный конкурс
исследовательских краеведческих работ обучающихся,
участников областной туристско-краеведческой программы
«Без истока - нет реки».
Направление исследования: Наши земляки.
Подпрограмма: Династии нашего края.
Тема работы: «Учителями славится Россия».
Автор работы – Оленева Анна Александровна
ученица 10 А класса
МОУ Павинская СОШ
Научный руководитель – Ивкова Любовь Петровна
учитель истории МОУ Павинская СОШ
Кострома
Оглавление.
Введение
1. «Без истока – нет реки». Моя прабабушка.
2. Пусть таких учителей будет больше. Моя бабушка.
3. Из поколения в поколение. Двоюродные сестры моей бабушки.
4. Той же тропой педагога… Двоюродные сестры моей мамы. Мой дядя.
5. Мои родители – продолжатели династии.
Заключение.
Список использованной литературы и источников.
Приложение.
Введение.
Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель. История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие.
Профессия учитель всегда была уважаема и ценна в нашей семье. Многие мои родные, родственники когда-то работали и работают в школе. Одни из них посвятили профессии педагога всю свою жизнь, другие работали в школе не много, но профессиональные учительские навыки для них до сих пор ценны.
Таким образом, на протяжении многих лет формировалась учительская династия в нашем роду, традиции которой передавались из поколения в поколение. Поэтому и я решила написать исследовательскую работу по истории учительской династии в нашей семье.
Цель работы: собрать материал по истории моей семьи, исследовать,
как происходило становление династии.
Задачи работы:
- изучить семейный архив
- записать и обработать воспоминания родственников
-составить родословную учительской династии семьи.
Актуальность работы: каждый человек должен знать о своих корнях, не забывать о жизни своих родственников, большинство из них прожили достойную жизнь, оставив после себя добрый след в истории.
Новизна работы: историей учительской династии моей семьи до меня никто не интересовался. Это первая попытка осмыслить жизнь моих родных. Практическая ценность работы: работа по заданной проблеме помогла мне лучше понять учительскую профессию. Исследование сблизило меня с моими родственниками, позволила по-новому взглянуть на близких мне людей, задуматься над их судьбами.
Методы исследования:
- работа с литературой по теме
-изучение семейного архива, работа с различными историческими источниками
- интервью и запись воспоминаний, их обработка, анализ.
Я использовала в своей работе воспоминания родителей и родственников, документы из семейного архива, фотографии, публикации в нашей районной газете «Северный луч».
Объектом данной исследовательской работы является учительская династия, предметом – история моей семьи.
1.«Без истока – нет реки». Моя прабабушка.
В далекие, послевоенные годы мечтала стать учительницей моя прабабушка – Попова Лидия Терентьевна (фото №1). Но мечте её не суждено было сбыться. На войне погиб отец, умерла мать… Осиротевшей девочке рано пришлось начать работать. Всю свою жизнь моя прабабушка проработала дояркой, 30 лет отдала животноводству. Была ударницей коммунистического труда, занесена в Книгу Почета Павинского района, являлась Ветераном труда.
Я думаю, если бы не война, то Лидия Терентьевна стала бы хорошей учительницей. Моя прабабушка была очень умной, мудрой, много читала и знала, была прекрасной рассказчицей. Я помню, однажды, когда она была уже очень старенькой, в её деревню приехали девушки-студентки, которые собирали фольклорный материал. Они были поражены знаниями, памяти Лидии Терентьевны. Бабушка им рассказала очень много интересного: старинные легенды, военные частушки, народные песни, приметы.
До сих пор хранятся в нашей семье прабабушкины знания, сказки и истории. Мои родители сняли про прабабушку документальный фильм. В фильме рассказывается о жизни Лидии Терентьевны, используются фотографии и документы разных лет, видеосюжеты, связанные с прабабушкой. Это - память нам и нашим будущим потомкам.
А костромская поэтесса Виноградова посвятила моей прабабушке несколько стихотворений. Вот строчки из них:
Настой духмяный разлила долинушка,
А над Заречьем – солнечный узор,
Сидим на кухне с милой тетей Лидушкой,
Ведем неспешно тихий разговор.
На окнах легкий ситчик занавесковый
Колышит, думы детства шевеля…
А помнишь, чернобровою невестою,
Красавушкой ты первою была?
Все те же глазки, карие смородинки,
И нет души милее и добрей,
И манит нежно прикоснуться родинка,
Такая ж, как у мамочки моей.1
Говорят «Без истока – нет реки». Действительно, мечта прабабушки - стать учителем на генном уровне прошла через нашу семью, нашу родню. Стала истоком. И воплотилась в следующих поколениях, в поколениях выбравших учительскую стезю. ________________________________________________________________
1В. Виноградова «Русонька», Кострома 2012г., с.11
2. Пусть таких учителей будет больше. Моя бабушка.
Хоть прабабушка и не стала учителем, но ее дочь, моя бабушка Нина Николаева Соболева воплотила ее желание и стала учителем (фото №2). Еще будучи маленькой девочкой Нина Николаевна мечтала стать учителем. Ее детство прошло в красивой деревеньке Заречная Медведица. Очарование живописной природой, страстная любовь к чтению, доброта окружающих, прекрасные учителя и, конечно же, поддержка родных, мамы – все это помогло ей стать настоящим педагогом. Бабушка успешно поступила в 1972г. в Костромской педагогический институт им. Некрасова на филологический факультет. После окончания института проработала 35 лет в родной Медведицкой школе, Павинского района, вела уроки русского языка и литературы, истории; несколько лет была директором школы.
Она настоящий учитель, педагог по призванию. Человек очень творческий, интересный, много читающий и думающий, интеллигентный. Коллеги ценили, уважали ее, брали пример, а она щедро делилась опытом. Вот что писала о бабушке ее коллега И.В. Розмахова: «… уже три десятка лет учит и воспитывает она поколение за поколением сельских ребятишек. Это настоящий талант, учитель от Бога. Благодаря собственным усилиям, целеустремленности, неустанному труду, великой любви к родному языку, благодаря своему цепкому, восприимчивому, глубокому и самобытному уму, достигла высокого профессионализма. Ее отличает редкая душевная щедрость, благожелательность, товарищеская готовность прийти на помощь. Это честный, скромный и совестливый человек, мудрый, добрый и справедливый учитель.»2(фото 7). Бабушка говорит, что ей очень нравилось работать в школе, каждый учебный день для нее был радостью, и не был похож на предыдущий. Бабушка, Нина Николаевна вела не просто обычные уроки. Каждый урок был настоящим театрализованным представлением. На её уроках оживали персонажи известных сказок, проходили балы, случались дуэли, готовились концерты (фото №3, №5). Это были уроки добра, благородства, справедливости, честности (фото №10).Дети любили ее уроки, ждали их. Ученик мой бабушки, Кокшаров Н. (выпускник 1988г.) вспоминал: «Мне особенно запомнились уроки литературы. На этих уроках мы учились жизни. Николаевна была в те годы и директором школы. В хозяйственных делах я ей всегда с удовольствием помогал. Мне очень нравилось, когда она улыбалась, своим весельем заражая и нас. Спасибо, дорогая Нина Николаевна.» Ее мастерству учились другие учителя – открытые уроки, выступления на конференциях, методических объединениях.
Ещё Нина Николаевна занималась краеведческой работой. Вместе со своими учениками собирала историю родной Медведицкой школы, местного колхоза, о встрече первого трактора, истории жизни известных земляков, частушки и диалекты родного края. Весь материал оформили в рукописные альбомы.
___________________________________________________________________
2газета «Северный луч» от 27.10.2005г., № 124, с. 2
Под руководством бабушки Нины Николаевны ребята Медведицкой школы собрали материал о местном писателе Л.А. Фролове, авторе сборника повестей «Полежаевские ягоды», «Во бору брусника» и др. Прототипами героев его книг стали жители с. Медведицы.
«Мы, ученики и учителя Медведицкой школы, гордимся тем, что известный русский писатель Л. Фролов родился на нашей земле, рос и воспитывался в нашем краю, прославил наше село в своих интереснейших произведениях»3 – так писали в своей работе «Медведицкий самородок» которая была опубликована в журнале «Губернский дом» учащиеся школы.
Вместе с ребятами ездили на экскурсии в г. Кострома, в г. Москву (фото 4).
Бабушка вела драматический кружок, писала сценарии. При ее руководстве ребята школы успешно выступали на районных фестивалях. Организовывала выступления ребят на фермах, полях к-за им. Жданова.
По ее инициативе учащиеся школы собирали макулатуру, березовые и ольховые почки, брали шефство над пожилыми, работали и помогали животноводам фермы, обрабатывали взятый в аренду земельный участок площадью 5 га.
Бабушка была членом КПСС. Быть принятым в партию в те годы было почетно и достойно, чтобы быть в рядах партии, необходимо было хорошо трудиться, быть уважаемым, высокоморальным человеком. Процедуру приема в партию вела целая комиссия. Бабушку приняли торжественно в партию в 1981г. в райкоме с. Павино. Так получилось, что событие это было заснято на камеру директором Костромского областного архива Соловьевым Н.И., который снимал фильм о Павинском районе. 4
Бабушка вела и активную общественную жизнь. Была общественным агитатором, выступала с лекциями и беседами перед трудовыми коллективами. Руководила женсоветом. При ее активном участии и организации в с. Медведица Павинского района проводились мероприятия с участием всего населения «Забавы зимушки-зимы», День села, вечера «От всей души». Бабушка выписывала много журналов, газет. До сих пор у нее дома хранятся журналы: «Молодой коммунист», «Новый мир», «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Пионер», «Огонек», газета «Пионерская правда», справочник агитатора; прибраны разные нужные вырезки из газет.
Годы работы бабушки Нины Николаевны неразрывно связаны с событиями которые происходили в стране, районе. Не всегда было легко: в 90-е годы не платили зарплату учителям, без денег учительские семьи жили практически всеми месяцами, было трудно; в 80-е годы были проблемы с укомплектованием школы учителями, учить детей в Медведицкую школу приходили вчерашние десятиклассницы, именно на директора (а бабушка в тот период занимала эту должность) ложился груз ответственности; трудно ей привыкалось и к новым
_________________________________________________________________
3 Журнал «Губернский дом», 2008г., № 3(84), с. 77
4 Документальный фильм о Павинском районе «Трудное поле». 1981г., автор Соловьев Н.И.
2000 годам, когда поменялась страна, люди, жизненные ориентиры и ценности. Но все эти жизненные события не изменили бабушкин жизненный стержень: «сеять разумное, доброе, вечное…»
Сейчас бабушка на пенсии. Но до сих пор вспоминает годы работы в школе с большой теплотой. Она счастлива, так как реализовала себя в профессии учителя, которая стала ее призванием.Бабушка награждена многочисленными грамотами (районными, областными, министерскими), является Отличником народного просвещения, Ветераном труда (фото № 6, №8,№9).Более десятка ее учеников стали тоже педагогами. Для меня бабушка является примером. Она много читает, дома у нее огромная библиотека. Любит читать военную литературу, детективы. Бабушка участница литературного клуба, который организован при центральной библиотеке.Бабушка добрая, умная, честная, принципиальная, с активной жизненной позицией.
Очень часто я обращаюсь к ней за советом, как по учебе, так и просто по жизни. Бабушка всегда научит, поможет, выручит, подскажет. Бабушка продолжает быть учителем и для нас, ее четверых внуков.
3. Из поколения в поколение. Двоюродные сестры моей бабушки.
Двоюродные сестры моей бабушки Виноградова Валентина Веанидовна и Шилова Татьяна Веанидовна также по профессии учителя. Виноградова В.В. закончила Костромской педагогический институт им. Некрасова, филологический факультет (фото № 23). Работала в школе, в детском саду, в библиотеке Костромского педагогического университета им. Некрасова. Она поэтесса, живет в г. Кострома. Часто приезжает в гости на свою малую Павинскую родину. В родных местах встречается с земляками, дышит родным лесным воздухом, вдохновляется на новые темы и идеи для своих стихов.
Тропочки юностью пройдены,
С детства любимый откос,
Тихая светлая родина-
Зов моих русских берез.5
Стихи она начала писать с 9 лет. В ее первой тетради было записано около 70 стихотворений. Сейчас уже издано много сборников стихов В. Виноградовой. Она получила признание своих читателей. В своих стихах Валентина Веанидовна объясняется к любви к малой родине, тропочкам, березкам и чистой речушке, маме и родному дому, школе, пишет об истории, войне. Стихи ее удивительные, нежные, утонченные. Они тоже учат: учат чувствовать, сопереживать, мечтать, любить… Мне очень приятно ощущать свое родство с ней.
Шилова Т.В. с 1993 по 2005г. работала учителем начальных классов и дирек-
___________________________________________________________________
5 В. Виноградова. Синеглазая песня моя. Кострома, 2007г., с. 68
тором Израихинской школы Павинского района (фото №20). Шилова Т.В. учитель высшей категории (фото 21). Учитель очень опытный, интересный, профессионал своего дела. Об этом говорят победы и успехи детей в различных районных конкурсах. «В школе сложились свои традиции, интересные начинания, направленные на воспитание подрастающего поколения в духе любви к родной земле, своему народу, его истории. Учащиеся школы были активными призерами и победителями районных конкурс: 1 место в районном конкурсе экологических плакатов (1996г.), в конкурсе учебно-опытных участков (2004г.), в районном конкурсе экологических плакатов (1998г.), 2 место в литературно - музыкальном конкурсе «Победа остается молодой» (2000г.)».6
Шилова Т.В. долгое время возглавляла профсоюз педагогических работников. В настоящее время на пенсии, но работает директором районного краеведческого музея. Работает с детьми, учащимися, взрослым населением; занимается краеведческой, исследовательской работой. В музее проходят Якубовские краеведческие чтения, тематические выставки, экскурсии.
4. Той же тропой педагога…
Эстафету родственников приняли и двоюродные сестры моей мамы. Окулова Наталья Юрьевна – по профессии тоже учитель (фото №17). Учитель истории. Она закончила в 1998г. исторический факультет Костромского педагогического университета им. Некрасова. Работала в школах района: Медведицкой и Петропавловской школе. В настоящее время работает в отделе образования, методистом по воспитательной работе. На плечах Натальи Юрьевны лежит организация воспитательной работы во всех школах района, оказание методической помощи учителям, контроль за проведением внеклассной работы. Под ее руководством проходят районные мероприятия для учащихся «Праздник урожая», «Осенний кросс», спартакиады школьников, туристические слеты, фестиваль одаренных детей. Наталья Юрьевна пишет сценарии, организует семинары для учителей, работает с документацией, отчетностью. Все это требует самосовершенствования, труда, принципиальности, умения идти вперед. Моя тетя успешно с этим справляется.
У моей мамы есть ещё одна двоюродная сестра – Татаринова Ирина Юрьевна (фото № 18). Она работает учителем русского языка и литературы в Павинской средней школе. Ирина Юрьевна пока самый молодой педагог в нашей учительской династии. Ее педагогический стаж 13 лет. Ирина Юрьевна уже выпустила своих первых учеников. Она умная, строгая, справедливая. Ирина Юрьевна признается, что в другой профессии она себя не представляет… Педагоги хорошо отзываются об Ирине Юрьевне. Активная, инициативная. Ирина Юрьевна участвует в региональных конкурсах, проводит открытые уроки, активно занимается воспитательной работой с учащимися, в
________________________________________________________________
Т.В. Шилова. История Израихинской школы. Павино, 2014г., с. 15
работе успешно использует новые компьютерные технологии. Под руководством своего учителя ребята собрали словарь диалектов Павинского края. Ребята любят и уважают Ирину Юрьевну. Ведь нет ничего ценнее для учителя, чем признание и благодарности своих учеников. Вот что говорит о ней Кирилл Плотников, учащийся 5 а класса Павинской школы: «Нашу учительницу литературы и русского языка и классную руководительницу зовут Ирина Юрьевна. Татаринова. Нашему классу она очень нравиться, потому что она добрая, умная и красивая, а еще очень хорошо объясняет на уроках.»7
За достигнутые успехи в обучении и воспитании учащихся награждена Почетной грамотой департамента образования, грамотами районного отдела образования (фото № 19).
Мой дядя Ивков Александр Анатольевич работает учителем физкультуры в Пыщугской средней общеобразовательной школе (фото № 24). В 1997г. он закончил Шарьинский педагогический колледж. Свою педагогическую деятельность начинал в Павинском спортклубе. Вел лыжную секцию, прививал ребятам любовь к спорту, здоровому образу жизни. Александр Анатольевич самосовершенствовался, благодаря упорным тренировкам получил звание мастера спорта по полиатлону. Ивков А.А. стал лауреатом областного конкурса «Спортивная гордость 2013года» в номинации «Лучший учитель физической культуры». Он получил диплом, специальную статуэтку и был поощрен денежной премией. Весной 2102г. учащиеся Пыщугской школы стали победителями областного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские соревнования». Их результаты по физической культуре оказались лучшими среди участников из 23 районов области, благодаря чему в сентябре команда школьников под руководством Ивкова А.И. достойно выступила в финальной части соревнований, которые проходили в г.. Анапа.
5. Мои родители - продолжатели династии.
А моя мама Оленева Елена Павловна закончила КГУ имени Некрасова, исторический факультет. Она взяла пример со своей мамы Нины Николаевны и заканчивая 11 класс метаний для нее не было – только педагогический институт. С детства, перед ее глазами всегда были школьные тетради, учебники, мама, Нина Николаевна, пишущая планы, читающая. После окончания университета моя мама работала в Петропавловской школе (фото №11). Ей сразу же доверили проведение уроков в 10 и 11 классах. Работать в школе ей нравилось. Мама часто вспоминает своих учеников, уроки, внеклассные мероприятия. На данный момент учителем она не работает. Учительские навыки пригождаются ей в ее сегодняшней работе. Она работает секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации
___________________________________________________________________
7 Газета «Северный луч» от 5.10.2013г. №114, с.2
Павинского района. «Трудные подростки», подростки-правонарушители, брошенные дети, пьющие родители, неблагополучные семьи – вот с кем каждый день приходится сталкиваться маме. «Помочь, защитить, поддержать» - вот девиз ее работы.
Мой папа, Оленев Александр Николаевич – учитель труда и черчения, закончил тот же университет, что и мама (фото № 12). Папа проработал в школе пять лет. Вместе с ребятами школы ходил в походы с ночевкой, учил навыкам ориентирования на местности, туристическим хитростям. На уроках труда папа учил ребят пользоваться инструментами, станками. Делали табуреты, лопаты, скворечники, стенды для классов, вырезали лобзиком различные узоры.
Папа участвовал в раскопках на полях Великой Отечественной войны, которые проводили ученики Петропавловской школы в составе поискового отряда «Щит» и выезжали в экспедиции в Смоленскую, Псковскую, Ленинградскую области. У него много фотографий с тех мест, вместе со своими учениками он делал благородное дело (фото №13). Восстанавливал память о бойцах, погибших во время войны, воспитывал в ребятах чувство патриотизма, чувства гордости за историю своей страны, уважения к ветеранам. В Павинском краеведческом музее в апреле 2013г. состоялось торжественное мероприятие посвященное 15-летней деятельности областного поискового отряда «Щит». Сотрудники музея собрали вместе всех поисковиков. Была организована экскурсия по экспозиции музея в которой представлены находки с полей сражений (каски, гранаты, оружие). Папа в честь этого события был награжден Почетной грамотой (фото 14).
В преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне папа в январе – феврале 2015г. провел цикл патриотических уроков для учащихся Павинской средней школы о работе поискового отряда, демонстрировал документальный фильм о раскопках, показывал образцы вооружения, фотографии (фото №16).
Я в первом классе мечтала стать учителем начальных классов. В начальном
звене наш класс готовил проект «Моя семья», где одна из страничек называлась «Моя будущая профессия» (фото №22).
На этой страничке я рассказала о том, что моя будущая профессия учитель начальных классов. Сейчас, перелистывая старые тетради лежащие в шкафах, нахожу много разных учительских планов, карточек с заданиями, классных журналов с фамилиями всех соседских девчонок и мальчишек написанных корявым почерком первоклассницы. Желание было очень серьезное и большое. Но с возрастом мои планы изменились относительно своей будущей профессии учителя. Хотя все может измениться… Возможно, через десятки лет моя внучка будет также писать и рассказывать о своей бабушке, учительнице Анне Александровне…
Кстати, мой младший брат Ваня, ученик 4 класса, недавно как-то сказал, что желал бы учиться на учителя физкультуры. Сейчас он усиленно занимается в лыжной секции, занимает призовые места в соревнованиях, хорошо катается на коньках (фото № 15).
Заключение.
В своей работе я постаралась исследовать, как происходило становление учительской династии в нашей семье. В основном я выполнила поставленные задачи. Я изучила имеющиеся архивные материалы, записала воспоминания моих родственников. Изученный материал произвел на меня неизгладимое впечатление. Работа по заданной проблеме помогла мне лучше понять учительскую профессию. Исследование сблизило меня с моими родственниками, позволила по-новому взглянуть на близких мне людей, задуматься над их судьбами.
Конечно, профессия откладывает отпечаток на всей жизни человека, его судьбе, окружении, определяет его действия, жизненные цели, духовный и нравственный мир. А профессия учителя, да еще часто повторяющаяся на протяжении жизни всей семьи является определяющей для потомков.
У нас в родне сложилась целая учительская династия (фото №25). Все они трудятся на родной Костромской земле. В нашей семье ценится ум, доброта, целеустремленность, трудолюбие. Этому своими поступками, словами, делами учат нас наши родные. Их дела, образ жизни являются примером для меня. А учительская профессия непростая – надо «вести за собой», и главное, быть человеком.
Мне бы хотелось продолжить работу по данной теме. Хотелось, чтобы как можно больше людей узнали о прекрасной работе учителей. Ведь, к сожалению, в наше время профессия учителя не очень престижна. Мало выпускников педагогических университетов идут работать в школу. Очень хочется, чтобы профессия учитель была востребована, уважаема, ценилась в моральном и материальном плане. Чтобы престижно было работать не только юристом, экономистом, но и учителем. Я горжусь тем, что среди моих родственников так много учителей.
Литература и источники:
Дерево в снегу
Четыре художника. Осень
Лист Мёбиуса
Подарок
Самодельный телефон