Вложение | Размер |
---|---|
pamyatnik_stratonavtam.doc | 59 КБ |
Памятник стратонавтам.
Хорошо гулять по городу утром, когда ещё нет палящего солнца и изнуряющей жары, когда улицы чисто вымыты, нет пыли, когда мало транспорта и редкие прохожие. Именно в такой час Леночка и бабушка вышли на свою утреннюю прогулку и направились к скверу у железнодорожного вокзала. Лёгкий утренний ветерок нёс прохладу и бодрил. Леночка от избытка хорошего настроения не могла спокойно идти рядом с бабушкой и, постоянно забегая вперёд, то прыгала на одной ножке, то пританцовывала.
- Бабушка, ты обещала рассказать мне об этом памятнике, - попросила она, показывая на стоящий в центре привокзального сквера памятник героям стратонавтам.
- О, у меня о нём свои воспоминания, - улыбнулась бабушка. – Когда его открывали, я училась в девятом классе школы № 12, теперь это твоя школа-гимназия, было это в 1963 году. Нас вместе с учениками из других школ привели на митинг, посвящённый открытию памятника, ждали приезда кого-то из космонавтов, но они не приехали. Был холодный осенний день, мы продрогли, проголодались и всем классом решили не возвращаться в школу на один урок, пойти по домам. Но одна девочка из нашего класса всё же пришла на последний урок, как укор всему классу. На другой день из-за нашего коллективного прогула было много шума, нас отчитали на линейке, заставили писать объяснительные записки завучу. Все писали однотипно, завершая своё сочинение на тему «Как я прогулял урок» обещанием, что это больше не повторится. Мне не захотелось писать, как все, вот легкомысленно и заверила: «Я надеюсь, что такое больше не повторится». У всех вызывали родителей к завучу на беседу, а завучем была строгая Нина Семёновна Новикова.
Дома моя мама долго бушевала: «Она ещё надеется…». Вот так одно неосторожное слово может наделать много неприятностей.
Бабушка подошла к памятнику, погладила полированный гранит и на какое-то время замерла, улыбаясь своим воспоминаниям юности.
- А мы любили этот памятник, мало было их в те годы в нашем городе. Лена с бабушкой прошли вокруг памятника, высокого круглого постамента, на котором возвышалась бронзовая фигура юноши, готового взмыть вверх.
- Обрати внимание, - кивнула бабушка в сторону фигуры на постаменте, - с какой бы стороны мы не посмотрели на этого юношу, кажется, что он сейчас взмахнёт руками, как крыльями и устремится ввысь.
Стратонавты – действительно герои. Так их называют, потому что они совершили полёт в стратосферу, на очень большую для того времени высоту, 22 км. Это был далёкий 1934 год, с той поры прошло более 75 лет.
Леночка, внимательно разглядывая барельефы стратонавтов, спросила:
«Ты и их фамилии знаешь?»
- Конечно, они знакомы всем в нашем городе, ими здесь названы улицы, это Павел Федосеенко, Андрей Васенко, Илья Усыскин, они начинали прокладывать дорогу в космос. На такую высоту в те годы не поднимался ни один летательный аппарат, поэтому, полёт их был подвигом, они сознавали, что идут на смертельный риск. Возможно, без этого полёта освоение космоса могло задержаться. Летательным аппаратом был стратостат «Осоавиахим-1», сконструированный Андреем Васенко. При спуске аппарат потерпел аварию, разгерметизировался и стратостат стал падать с большой высоты. Упал он на территории Мордовии.
Похоронили героев в Москве на Красной площади. Посмотри, какие молодые, мужественные лица, - показала бабушка на портреты-барельефы на постаменте.
Горожане считают этот памятник символом мужества, готовности к подвигу во имя новых открытий.
По дороге домой Лена уже не подпрыгивала. Она взглянула на свою бабушку, мысленно витающую где-то далеко, и попросила её рассказать ещё что-нибудь про свои школьные годы.
Бабушка вздохнула и проговорила:
- Я из поколения людей, рождённых вскоре после Великой Отечественной войны. Жизнь в стране постепенно налаживалась, но хорошо помню длинные очереди за хлебом, сахаром. На углу нынешнего проспекта Ленина, а тогда это была улица Гражданская, и улицы Коммунистической, где сейчас располагается здание Сбербанка, был небольшой хлебный магазин, который в народе почему-то называли «милицейским». До сих пор помню запах хлеба в этом магазине. А по другую сторону улицы, в доме, где сейчас Райффайзен-банк, был Дворец пионеров, куда школьники с удовольствием ходили на занятия в разные кружки.
Жили мы в ту пору на улице Володарского сзади школы №12 в одноэтажном деревянном доме, впрочем, здесь все дома были такими. По улице пролегал деревянный тротуар, из длинных продольных досок. Я часто видела проезжающую телегу, которую тянула лошадь, на телеге стоял большой фанерный короб с дверками, на его боковой стенке сияла надпись «КШИ». Это развозили хлеб по детсадам, столовым, больницам.
Ещё до моего поступления в школу в стране ввели раздельное обучение, то есть девочки и мальчики учились в разных школах. Наша 12-я школа тогда была женской. Хотя я пришла учиться уже в смешанную школу, дух дисциплины, какой-то сдержанности в школе чувствовался. В перемену по коридорам и лестницам никто не бегал, все ученики степенно прогуливались из одного конца коридора в другой. Здание школы было другое, не теперешнее. На верхнем, четвёртом этаже были классы начальной школы.
Столовой в школе не было, был только буфет. Многие ученики приносили с собой из дома какую-то еду. Но не во всех семьях было, что дать из еды с собой в школу. Учеников первого класса подкармливали в школе рыбьим жиром. Во время урока наша учительница, Александра Ильинична Валентиенко, ставила на свой стол бутылочку с рыбьим жиром, наливала его в столовую ложку, и каждый подходил и проглатывал свою порцию, заедая кусочком чёрного хлеба.
Однажды, в пору золотой осени, мы с Александрой Ильиничной отправились в городской парк имени А.С. Пушкина на экскурсию, собирать листья для гербария. По аллее парка навстречу нам неспешно шла пожилая пара, невысокого роста мужчина был в маленькой профессорской шапочке, и у него было двое очков, надетых одни поверх других. Александра Ильинична почтительно раскланялась с ними, а когда они удалились, сказала нам, что это был художник Сычков с женой.
Окончив начальную школу, ученики переходили заниматься на второй и третий этажи. Кабинетной системы в школе тогда не было, учителя разных предметов приходили к нам в класс, были только кабинеты физики и химии, на первом этаже располагались мастерские для уроков труда. Во время урока было в школе так тихо, что сразу делались слышными шаги идущего по коридору. На этот звук мгновенно выглядывали из кабинета завуч, пионервожатая, или кто из учителей, выясняли, почему кто-то гуляет во время урока. Поэтому, если иногда приходилось во время урока пройтись по коридору, то мы старались изобразить цокот директорских каблучков. Наш директор, Нина Александровна Кузнецова, всегда ходила стремительной походкой.
А ещё помню, в 1961 году, о том, что первый космонавт Юрий Гагарин поднялся в космос, мы узнали, сидя на уроке физики. Кто-то из учителей заглянул в кабинет и тихонько сказал об этом нашему учителю Константину Александровичу, а он радостно объявил нам. В классе сразу наступило бурное ликование, хотя, честно признаться, мы не совсем понимали, что такое космос. Это сейчас много информации идёт с телевизионного экрана, а тогда телевизоры были большой редкостью. Было принято ходить к соседям, у кого он был, «на телевизор».
В сухое и тёплое время года в большую перемену почти все ученики выбегали в школьный двор, играли в классики на асфальте, прыгали через длинную верёвку, которую двое ребят крутили, взявшись за концы, или просто бегали по двору, расходуя накопленную за время сидения на уроках молодую энергию.
А ещё хорошо помню, что нам было стыдно прийти в школу с невыученными уроками. В перемену, когда дежурные проветривали класс, многие ученики стояли в коридоре у окна с учебником и повторяли задание к предстоящему уроку.
Зимой мы с большим удовольствием ходили на каток, который заливался на поле стадиона, где сейчас стадион «Светотехника». Вечером каток был переполнен, сюда молодёжь привлекали яркое освещение, музыка, символическая стоимость входных билетов.
Бабушка увидела большие светящиеся цифры часов на одном из зданий и спохватилась: «Совсем я заговорилась, домой пора, да и солнце стало припекать. А дома нас с тобой ждёт тесто, будем стряпать».
Леночка шла и думала о том, как много интересных мест в её родном городе, о которых ей ещё предстоит узнать.
Горячо - холодно
Рисуем акварельное мороженое
Соленая снежинка
Огонь фламенко
Астрономы получили первое изображение черной дыры