Исследовательская работа по краеведению
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rodnogo_kraya.docx | 45.48 КБ |
Министерство образования и науки РБ Иволгинский район МОУ Оронгойская СОШ имени Н.Г.Балдано XIII Республиканская научно-практическая конференция учащихся 5-7 классов «Серебряная альфа» Номинация: История родного края Тема: «История нашего села» Автор: Черткова Анна, ученица 7 «а» класса Оронгойской СОШ Иволгинского района Домашний адрес: с.Оронгой, ул.Лесная ,50 Телефон:89836347625 Руководитель: Цыденова Цырена Цырен-Доржиевна Телефон: 89834293768 г.Улан-Удэ 2018г. |
Оглавление:
1.Введение…………………………………………………………………………3 | |
2. Основная часть ………………………………………………………………....4 | |
3.Заключение. ……………………………………………………………………...12 | |
4.Литература. ………………………………………………………………………13 |
Введение
Малая родина – это место, где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас
огромное значение
Я живу в селе Оронгой, Иволгинского района– это моя малая родина. Здесь я появилась на свет, здесь живут мои родные и близкие, мои друзья. Всё, что меня окружает: природа, люди радует меня своим теплом и заботой. А что я знаю о своей Родине? Этот вопрос не даёт мне покоя. Ведь Родина начинается с Памяти. С исторической памяти обо всем, что было.
Познание истории родного края, района, посёлка даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа.
Предметом исследования является изучение истории возникновения села Оронгой,
Объектом исследования является изучение истории родного края, характеристика
основных этапов её развития.
Практическая значимость исследования: Собранные материалы можно использовать на уроках краеведения, истории, бурятского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить и обобщить имеющуюся литературу и документы (источники).
Расширить исследовательскую базу поиском новых исторических фактов и доказательств.
Составить летопись истории родного края.
Основная часть
Наш край – это путь мировой миграции народов и торговых караванов «Чайный путь».
Наш край – край легенд и преданий о Гэсэре и других эпических героях, а также о прародителях каждого рода.
Наш край - носитель и хранитель веры, что человек есть частица Вселенной.
Наш край - край политических событий 19 и 20 веков.
В Иволгинском районе территория оронгойской земли составляет 29147 га и представляет собой край с живописным ландшафтом: поля и степи, леса и горы, луга и болота, озера и родники с уникальной флорой и фауной.
Природа Оронгойской долины формировалась на протяжении длительного исторического развития. Здесь некогда бродили мамонты и шерстистые носороги, раздавалось рычание пещерных львов, от которых в страхе мчались стада оленей и бизонов, табуны диких лошадей и винторогих антилоп. Об этом говорят археологические находки.
Эмблема Оронгоя (винторогая антилопа) - и само название села Оронгой произошло от вида антилоп, ныне обитающих только в Тибете. С древнейших времен долина реки Оронгой была местом обитания людей, а сама река служила ориентиром окружающей природы. Река и ее долина поила, кормила людей, и люди воспели ее в песнях и ёхорах: Оронгын татуур гүнзэгыш hаа
Унаган боорым хоолой соо
Yнэнхэ нүхэдүүд
Олонхон hаа
Yелhэн гансам
Тэрэ байна
Оронгойская долина богата уникальными памятниками природы и истории. Наиболее известны радоновый целебный источник Ута-Булаг, скала Тэмэн-шулун, скала Тамгатай-хуш с наскальными рисунками древних людей, местность Бунхан с оленным камнем времен эпохи бронзового века, плиточные могилы керексуры времен гуннов в местности Янгажино, обоо - места религиозных поклонений.
Эти памятники - свидетельство того, что в нашем краю в древности жили племена гуннов и монголов, оставившие наскальные рисунки и писаницы на вершине Хамар-Дабана у истока реки Оронгой. Предание гласит, что в 1212 году 50- летний Чингис-хан воздвиг обоо в честь предков своей матери Буртэ-Чино. С 1930 года это святое место находилось в забвении. Лишь осенью 1977 года, благодаря воле земляков сел Оронгой и Хурумша возобновилось почитание этого заповедного места. Оронгойская долина - это малая родина наших предков, пришедших из Прибайкалья в 16-17 веках. Это роды: шоно, олзон, хамнай из племени эхирит и роды: гутал, бумал, харанут из племени булагат.
Наши предки исповедовали две религии - языческую (шаманизм), а с 18 века - буддийскую (ламаизм). Эти религии влияли и влияют на культуру, образ жизни, на психологию и мировоззрение нашего народа.
Этногенез Оронгойских бурят
В решении вопроса об этногенезе Оронгойских бурят одно из главных мест занимает археологический материал.
Археологические исследования Оронгойской долины проводили ученые: А.П.Окладников, Е.К.Хамзина, А.В.Тиваненко, Л.В.Лбов. Значительный вклад в изучении археологических и этнографических памятников внес наш земляк, краевед Галдан Ленхобоев, которому удалось записать целый цикл преданий с уст оронгойских старожилов. Г.Л.Ленхобоев отмечал, что места археологических памятников, будь это наскальные рисунки, керексуры, или старомонгольская надпись оронгойские старики держали в большой тайне. Они были убеждены, что за разглашение табу виновного настигнет кара. Эти убеждения сильны и в настоящее время.
В книге А.В.Тиваненко «Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы» показана взаимосвязь археологических памятников с местами шаманского культа – обоо.
Первые поселения древних людей появились в Оронгойской долине примерно 2000 лет до н.э.
Начальный этап истории развития шаманизма восходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. Об этом свидетельствуют рисунки в пещере Тапхар, в пещере Айраг, которые являлись временным прибежищем древних кочевников, а также комплекс неолита – стоянка в Кибалино.
Памятники эпохи бронзы и раннего железа отмечены в Тапхаре, Нарса-толгой.
Также в оронгойской долине имеются памятники 10-16 веков н.э. периодов средневековья и поздних кочевников – в местности Янгажинского Тапхара и Баян Улан.
В 17 веке роды племен Эхирит (Шоно, Олзон, Хамнай) и Булагат (Готол, Бумал, Харанут) поселились в оронгойской долине, об этом говорит обширный материал этнографии (домог – родословная, легенды, предания). Наши предки издревле исповедовали языческую религию – шаманизм.
Оронгойские мастера.
Оронгойская долина может гордиться не только красотой природы, обилием целебных источников, но и творениями народных умельцев-дарханов. Под словом «дархан» раньше понимали мастер на все руки: чеканщик, литейщик, строитель, столяр, резчик по дереву, скульптор и художник.
В народной памяти сохранились имена многих дарханов, но ещё далеко не все известно о них, об их незаурядном мастерстве. Изучение и знание народного искусства бурят имеет чисто практическое значение: оно дает возможность поставить вопрос о возрождении народного искусства в условиях. современности.
В Бурятии среди коренного населения было много народных умельцев. В каждом улусе были свои мастера в том или ином ремесле, но Оронгойская долина славилась тем, что почти всё население занималось различными видами ремесел. Здесь было много талантливых чеканщиков, резчиков, народных архитекторов, иконописцев, скульпторов, столяров, плотников, мастеров полихромной росписи, лучников. Раньше, как и ныне Оронгой подразделялся на Верхний и Нижний. Нижнеоронгойцы имели хорошие пашни, верхнеоронгойцы – хорошие луга. Отсутствие того или другого заставляло оронгойцев добывать деньги на хлеб и промышленные товары работой по найму. 80-90% мужского населения занимались ремеслом, сочетая его с ведением сельского хозяйства, скотоводства и земледелия. Некоторые из них работой по найму занимались около восьми месяцев в году.
Особым уважением пользовались кузнецы. Кузнечное дело было наследственным, передавалось от поколения к поколению по отцовской линии. В старинных преданиях и легендах кузнецам приписывалось божественное происхождение. Кузнецы делились на: «тумэршэ дархан» (мастер по железу), «мунгэшэ дархан» (мастер по серебру), «алташа дархан» (мастер по золоту). Мастера умело обращались с различными металлами: черными, цветными и благородными. Кроме того, они использовали дерево, рог, кость и полудрагоценные камни – коралл, сердолик, лазурный.
Во второй половине XIXв. иначале XXв. жили и творили чеканщики: Линхова Гармаев, Дондок Натаров, Даба Бадмажапов; кузнецы – Буха Жигмитов, Дашинима Дагбаев, Балдан Банзаракцаев; чеканщики (по серебру, золоту) – Лодой Тулбуреев, Гатаб Бадмаев (лама).
Через их руки проходили орудия производства, конская упряжь и доспехи, изготовлялись украшения для женской безрукавной одежды «дэгэл», серьги, браслеты.
У кузнецов были свои секреты обработки сырого железа, его сварки, пайки при помощи стеклянного камня, кварцевых песков, поэтому об отдельных процессах нынешние мастера знают лишь понаслышке. Обработанное кузнецом железо приобретало черный цвет, не подвергалось коррозии.
Оставили о себе добрую память художники – иконописцы: ламы Самбу Гармаев, Дава Дагванимаев, Лубсан Бамбуев; маляры – Очир Намсараев, Арсалан Лумбунов.
Иконопись, деревянные раскрашенные бурханы, роспись мебели сохраняли яркость красок на долгие времена. Устойчивость и яркость цвета зависели не только от качества краски, но и способа приготовления и особенностей растворителя. Эти рецепты держались в секрете, поэтому многие из них утрачены безвозвратно. Так же держалось в секрете место добычи минеральных красок.
В Оронгое добывался «шонхо»- оранжевый мягковатый камень - около улуса Верхний Оронгой у восточного склона горы Уха – Толгой, на сопке Шонхото. Кроме того, применялись краски из коралла, золото, янтаря, малахита, ляпис – лазури, серебра, бисера для рукописных книг и для бурханов особого значения. Удивительно то, как много профессиональных секретов имели в прошлом наши земляки. Еще одним из таких секретов являлось изготовление клея. Наиболее древним клеем был рыбный, изготовленный из сушеного осетрового пузыря. Он отличался высоким качеством, но со временем стал дорогим и редким. Оронгойские мастера во II-ой половине XIX в. нашли ему ряд заменителей из более доступного сырья. Рыбный клей использовался для изготовления луков и стрел. Лук, склеенный таким клеем сохранял свои качества в течение V-VI-вв. Так, оронгойский мастер по изготовлению луков и стрел Базар Лубсанов (1857 г.р.), ученик Линховы Гармаева и Ринчина Намсараева, в начале XX в. изобрёл клей из оленьих рогов.
Так же использовали клей и из обрезков сыромятной кожи. Растворителями для краски и грунтовки служили тонко истёртые говяжьи селезёнка и козьи мозги.
Но более всего прославились оронгойские мастера как строители, резчики по дереву и мастера художественной росписи мебели и утвари.
Во II половине XIX века начале XX в. снискали себе добрую славу высоким мастерством плотники - Дугаржап Добдонов, Даба Санжиев, архитектор Даба-Цырен Доржиев, столяр - Эрегдын Гармаев и многие другие.
Мастера выполняли подряды не только в бурятских, но и в русских селениях. При этом работали в том стиле, какой был по вкусу заказчику. Каждая вещь, изготовленная мастером, вполне соответствовала тому окружению, в котором она должна была находиться. Старожилы говорят, в старообрядческих русских сёлах до сих пор сохранились их росписи стен, потолков, печек, мебели и деревянной утвари – кадушек, прялок, жбанов и т.д. Расписанные изделия долгое время не теряли яркости, а неокрашенная древесина благодаря умелой обработке принимала различные оттенки в зависимости от времени и способов употребления той или иной вещи.
Мебель делали в приданое невесте. В гарнитур входили три комплекта: үхэг- абдар для обыденных и выходных шуб, женского белья, платьев, гутулов, кровать , «бурханай шэрээ» для икон, эмээлэй үхэг(для сёдел), на него сверху ставили русский сундук для украшения, эргэнэк ( буфет для посуды – молочной, столовой), данхай (шкаф для кухонной посуды, чугунов, котлов, ведер).
Не только в Бурятии, но и за её пределами гремела слава об оронгойских мастерах. Наши дарханы оставили свой след в далёком Приморье, Санкт- Петербурге. В 1913г. по словам стариков, они участвовали в строительстве буддийского монастыря в Санкт- Петербурге, который стоит и поныне.
В своей книге «Буддийская святыня Петрограда» А.И. Андреев пишет: «Репортеры, посетившие новую иноверческую молельню по случаю её открытия, были поражены, увидев вместо скромного и непритягательного здания «величественный, горделивый храм». В нём поражало воображение своей необычайностью: сама форма здания с мощными несколько наклонёнными внутрь стенами, напоминавшими неприступную крепость; загадочные восточные символы на фасаде; яркое цветистое убранство интерьеров.
Оронгойцы выстроили больше половины всех дацанов в Бурятии, причем они же выполняли всё внешнее и внутреннее их убранство и часть предметов культа.
Так, в 1830 г. в местности Янгажино был построен дацан, к которому были пристроены 4 здания 4-мя родами бурят, проживающих в нашей долине.
В 1831г .- Цугольский дацан в Агинске.
В 1870 г.- в Янгажино философская школа, где изучали логику, астрологию, философию, живопись, декоративно-прикладное искусство.
В 1880 г.- в Янгажино был построен пятиглавый дацан под влиянием православной архитектуры, который позже сгорел (в 1906 г.).
В 1913 г. под руководством Хамбо-ламы Итигэлова Д.Д. трехэтажный Янгажинский дацан.
Жамбалова Р.Э., зам. председателя Оронгойской сельской администрации вспоминает, как её бабушка часто рассказывала о том, что их дацан в селе Галтай Мухоршибирского района строили оронгойские дарханы. Этот дацан был построен без единого гвоздя еще до событий октябрьской революции. По завершении строительства дацана мухоршибирцы подарили им коней и бурятские халаты.
И это далеко не полный перечень того, что создано руками оронгойских мастеров. У наших земляков не было единого, присущего только им архитектурного стиля. Построенные ими дацаны отличались один от другого и в этом заключалось их архитектурное творчество. Строительство трехэтажного дацана бригада, состоящая из 200 человек, завершала за 5-6 месяцев. Правда, в этих работах принимали бесплатное участие верующие. Подрядчики сами заготовляли строительный материал: бутовый камень для фундамента круглые столбы для колонн, кровельное железо и т.д.
Санжиев Бабасан из Зун- Оронгоя рассказывает: « Когда разбирали Янгажинский дацан в 50-х годах, вынуждены были обратиться за помощью к специалистам по взрывным работам из Гусиноозёрска, настолько прочными оказались ограждения вокруг дацана».
О Раднаеве Цыден-Еши до сих пор вспоминают не только как о хорошем дархане, но и как об очень ловком человеке. При строительстве Иволгинского двухэтажного клуба (в 50-х годах XX столетия) Цыден, находясь на приличной высоте, нечаянно поскользнулся, и, падая, успел воткнуть топор в стену, благодаря чему практически не пострадал.
Особое место среди оронгойских мастеров занимает Санжи-Цыбик Цыбиков ( II половина XIX в. – I треть XX в.) - скульптор, резчик, иконописец, архитектор. Его школа насчитывала около 30 мастеров и учеников. Это был по-настоящему талантливый человек, чей профессионализм достигнут в результате кропотливого и тяжёлого труда, накопления знаний и навыков.
Дацанское искусство предъявляло большие требования к мастерам. Как правило, мастер обязан был обладать безукоризненной техникой и достаточным опытом. Малейшее упущение считалось недопустимым. В связи с этим старейшая учительница, заслуженный учитель Бурятии Зодбоева Норбо Гармаевна ещё при жизни рассказывала:
« К строительству Янгажинского дацана в 1921 г. допускались лучшие из лучших. Мой дядя Санжи- Цыбик устроил для мастеров своеобразный экзамен, выдержать который мог не каждый. Условия были такие: мастер должен был разрубить точно посередине бревно, обстругать и выструганные стороны приложить друг к другу. При этом основным критерием мастерства считались плотность прилегания, отсутствие зазора. На этом экзамене отличился мастер из Нижнего Оронгоя Мунко- Санжа».
С именем этого мастера связана ещё одна история, о которой рассказывал правнук Мунко Санжа - Санжиев Бабасан: «Строительство Янгажинского дацана (1921 г.) почти завершилось. В числе других изваяний буддийских божеств была возведена гигантская статуя Наян Тохой Майдари (80 локтей - высота статуи). Но Цыбиков Санжи-Цыбик, руководивший всеми скульптурными работами, был очень обеспокоен тем, что положение руки божества не соответствовало положению руки в проекте. Пока он искал ошибку в своих чертежах, рука Майдари была приведена в соответствующее положение нижнеоронгойским мастером: наметанный глаз мастера заметил маленький клин, который забыли убрать. Обрадованный скульптор подарил Мунко Санже нарядный дэгэл (халат). Прадед очень дорожил этим подарком».
Раньше считалось, что изготовление икон, священных текстов приближает мастера к Нирване. Поэтому так много было одинаковых изображений Будды, бодхисатв и т.д. Их складывали во внутренность статуй и субурганов. Среди множества изображений божеств, произведения оронгойских мастеров выделялись своеобразием, самобытностью. До них бурханы изображались простоватыми, самодовольными, устрашающе гневными. В работах же оронгойцев люди увидели в их образе отрешённость от житейской суеты и в то же время доброе понимание и сочувствие к земной судьбе человека и готовность помочь ему. Оронгойские скульптурные Цаган Yбгэны также отличались от их традиционных изображений.
Творчество и жизненный путь Санжи Цыбикова мало изучено. К наиболее известным работам Цыбикова относятся: Аюша (Амитаюс),Саган Дара Эхэ, Гунгриг, Махаранза Пагжива, Лама и другие. Образ своего учителя-ламы мастер увековечил в работе «Портрет Шираб Банзаракшеева».
Помнят оронгойцы своих мастеров, не забыты имена тех, кто жил и творил в 30-60-х гг. XX в. Это «түмэршэ дарханы»: Мункуев Пурбо, Бимба Санданович Санданов, Дагба Будаевич Цыденов. Янгажинские мастера по серебру: Лодойбалов Шагдар Санжиевич, Тулбуреев Будожаб Лодоевич. Тулбуреев Б.Л. долгое время работал чеканщиком в Бурятском драматическом театре. В 1940 году участвовал в декаде бурятского искусства в Москве. Бальжиев Шагдар Саганович из Нижнего Оронгоя оставил о себе добрую память не только как дархан , но и как искусный улигершин из воспоминаний Будаева Шойжи Цыремпиловича, Бадмаева Иосифа Пурбуевича.
Руками строителей: Ринчина Жимбиева, Будажап Дылгырова, Цыден-Еши Раднаева, Бабу-Доржи Ленхобоева, Цыдена Анжуева и других построены в 30-х годах в Оронгое школа, в 50-х годах в Иволге 2-х этажный клуб, Иволгинский дацан в 1946 году, Дом Пионеров в городе Улан-Удэ и т.д.
Живы традиции искусства старинных мастеров и в творчестве современных умельцев:
Цыденов Эрдыни Дамбаевич (1931-1985 гг.) окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.Мухиной. Народный художник Бурятии, скульптор-монументалист .Участник 1-5 зональных и всесоюзных выставок в городах Ленинград, Владивосток, Чита, Хабаровск, Москва, Алма-Ата, Баку, Ереван. Плодотворно работал в области монументального искусства. Им созданы памятники-монументы вТурунтаево, в с. Хоринск, в Кижингинском районе, воинам-железнодорожникам в г.Улан-Удэ. Установлены бюсты Ц. Ранжурову в с.Шарагол, М.Н.Ербанову в г.Улан-Удэ, Доржи Банзарову на его родине; мемориальные доски генералу .Балдынову, Л.Линховоину, Г.Цыденжапову, И.Калашникову. В 1982 году закончил работу над монументальным барельефом на здании Бурятского театра драмы имени Хоца Намсараева в г.Улан-Удэ.
Галдан Ленхобоев, занимавшийся резьбой по дереву, является потомком наших мастеров. Многие его работы экспонировались в городах Москва, Ленинград, г.Улан-Удэ,теперь они хранятся в фондах музеев.
Зодбоев Батор Гармаевич (1940-1977) окончил Московское художественно-промышленное училище им. М.Калинина, художник декоративно-прикладного искусства, член Союза художников СССР. Участник 1-4 зональных выставок художников «Советский Дальний Восток», автономных республик РСФСР в г.Москве, участник выставки художников, посвященной декаде литературы и искусства Бурятской АССР в г.Москве (1959).
Поликарпов Эдуард Алексеевич (1937-1998) окончил Московское художественно-промышленное училище им.Калинина, художник-ювелир. Участник первой зональной художественной выставки при ВДНХ СССР. Награжден медалью за работу «Женский гарнитур» (серебро, чеканка). Работа принята в музей народов Востока. В г.Улан-Удэ открыл экспериментальный художественный цех при заводе имени Кирова, создал опытный завод художественных изделий и сувениров, где развивал народное творчество, декоративно-прикладное искусство.
Энкеев Булад Дагбаевич (1942 г.р.).Окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище имени Васнецова, заслуженный художник Бур АССР, художник декоративно-прикладного искусства. Участник зональных выставок художников «Советский Дальний Восток»,»Советская Россия» в городах Москва, Владивосток, Чита, Якутск, Хабаровск. С 1975 года –член Союза художников СССР. Участвовал в оформлении театра им.Х. Намсараева (резьба по дереву), депутатского зала аэропорта г.Улан-Удэ, к 200-летию г.Кяхты (1978), Дома Культуры железнодорожников, гостиницы «Бурятия», исторического музея, ресторанов «Селенга», «Эрдэнэт» в МНР.
Зодбоев Гэсэр Баторович –сын Зодбоева Батор Гармаевича, 1963 года рождения, окончил Красноярский художественный институт, художник-керамист.
Заключеие
Таким образом, я могу сказать, что в результате проведенного исследования, я вывела взаимосвязанность моего села и людей. Возросла духовная ценность нашего народа, его культура, традиции.
Итак, цели и задачи, которые были поставлены, в основном, достигнуты. Наш школьный музей литературы и искусства проводит большую работу по сбору сведений по изучению истории родного края. Материалы по истории родного края отражены в материалах музея. Не все еще собрано и изучено. В этом направлении надо еще дальше продолжать исследования. Возможно, узнаем что-то очень интересное, которое неизвестно никому. Если не нам, школьникам-краеведам, совету музея не продолжить это исследование, поиск, то богатую историю прошлого своего края, можем утратить навсегда и восстановить будет сложно. Возвращаясь к истокам возрождения, мы пытаемся познать исторические события того времени. Без прошлого нет будущего у нашего поколения.
Литература:
1. Материалы о народных умельцах Оронгоя: Г.Ленхобоев, К.Герасимова. - Улан-Удэ,1963 г.
2. Буддийская святыня Петрограда.-1991 г./Составитель Андреев А.И.
3. Каталог выставки (из фондовых материалов Бур. респ. краев. музея им.М.Н.Хангалова и художественного музея им. М.Н.Хангалова и худож. музея им. Ц.С. Сампилова. М.,1970.
4. Бурятская деревянная скульптура./Составитель И.И.Соктоева, К.М.Герасимова.-Улан-Удэ.,1971
5. Художественная обработка металла в Бурятии./Под.ред.В.Ц.Найдакова.-Улан-Удэ,1974г.
6. Легшед: буддийский альманах.-1999г.
Ёжикина Радость
Под парусами
Сочини стихи, Машина
И тут появился изобретатель
"Портрет". Н.В. Гоголь