Актуальность данной темы обусловлена важностью развития образной речи для формирования познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности школьников с ОВЗ.
Планирование работ.
На подготовку проекта отводится от 2 до 4 недель. Работа ведется совместно с родителями, учитель помогает подобрать необходимый материал для заучивания, ориентирует родителей в речевых возможностях детей и желаемых результатах достижений. Проекты учащиеся оформляют на листах формата А 4, дети рисуют рисунок на выбранную скороговорку, отображающий содержание скороговорки. По желанию родителей, создается книга – иллюстрация скороговорок.
Качество результата
Оценка качества проекта осуществляется на основе следующих показателей:
- дети знают наизусть от 1 и более скороговорок;
- понимают смысл и важность скороговорок;
- произносят быстро, четко и понятно;
- заинтересованы малыми фольклорными жанрами, изъявляют желание заучивать и инсценировать;
- используют скороговорки в активной речи на уроках по обучению грамоте
- могут через 1-2 недели по окончании проекта вспомнить и произнести скороговорки с опорой на созданные рисунки или книгу;
- заметно улучшилась скорость речевого высказывания, интонационная выразительность речи, звукопроизношение.
Вложение | Размер |
---|---|
vikusik_prezentatsiya106.pptx | 2.48 МБ |
Слайд 1
Целеполагание Цели проекта: Познакомиться со скороговорками и понять их назначение. Выучить наизусть скороговорки с буквами, которые изучили по курсу «Обучение грамоте» на момент проведения проекта, а так же самые популярные скороговорки. Создать иллюстрированное издание к понравившимся скороговоркам, на основе иллюстраций вспомнить скороговорку и уметь ее произнести четко, в быстром темпе. Развитие образной речи, развитие дикции, автоматизация звуков в предложениях. Развитие творческих способностей, языковых возможностей младших школьников, коммуникативных навыков. Формирование навыков проектной деятельности: учить ставить цель, планировать деятельность, представлять результат деятельности. Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов.Слайд 2
Актуальность данной темы обусловлена важностью развития образной речи для формирования познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности школьников с ОВЗ. З нание малых фольклорных жанров и использование их в самостоятельной речи имеют важное значение для развития монологической речи, которая является необходимым условием успешной учебы. С истематическое и планомерное использование скороговорок решает следующие коррекционные задачи: - совершенствование артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса ; - совершенствование фонематической стороны речи; - обогащение и актуализация словаря; - развитие памяти, слухового внимания; - тренировка дикции.
Слайд 3
В качестве методического приема для формирования правильной, четкой и грамотной речи детей с ОВЗ, заучивание скороговорок может начинаться с дошкольного возраста и продолжаться в начальной школе. При подборе материала для заучивания педагог может ориентироваться на: - возрастные особенности речи детей; - цели и задачи обучения на определенном возрастном этапе; - характер и специфику речевого и познавательного развития; - рекомендации учителя – логопеда. Планирование работ. На подготовку проекта отводится от 2 до 4 недель. Работа ведется совместно с родителями, учитель помогает подобрать необходимый материал для заучивания, ориентирует родителей в речевых возможностях детей и желаемых результатах достижений. Проекты учащиеся оформляют на листах формата А 4, дети рисуют рисунок на выбранную скороговорку, отображающий содержание скороговорки. По желанию родителей, создается книга – иллюстрация скороговорок.
Слайд 4
Качество результата Оценка качества проекта осуществляется на основе следующих показателей: - дети знают наизусть от 1 и более скороговорок; - понимают смысл и важность скороговорок; - произносят быстро, четко и понятно; - заинтересованы малыми фольклорными жанрами, изъявляют желание заучивать и инсценировать; - используют скороговорки в активной речи на уроках по обучению грамоте; - могут через 1-2 недели по окончании проекта вспомнить и произнести скороговорки с опорой на созданные рисунки или книгу; - заметно улучшилась скорость речевого высказывания, интонационная выразительность речи, звукопроизношение.
Слайд 5
Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее. Первое собрание скороговорок впервые опубликовал Владимир Иванович Даль в 1862 году. По его мнению, скороговорки необходимо включить в программу обучения для развития речи. Скороговорки, которые собрал Даль, разные: они бывают короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых – несколько. Подбор скороговорок для проекта осуществляется в соответствии с программой предметной области «Филология», в той же последовательности. На родительских собраниях и индивидуальных встречах руководитель проекта дает родителям рекомендации по методике заучивания скороговорок. А так же рекомендует отработку звукопроизношения в зависимости от речевых особенностей детей.
Слайд 6
Что мы делали со скороговорками... Сначала мы говорим её медленно и выразительно. Затем «ругаемся.» Потом шёпотом . Затем с разной интонацией: вопросительно, восклицательно , повествовательно; нежно, ласково, решительно, задумчиво , удивлённо и т.д. И произносим быстро
Слайд 7
Чтобы легче выучить скороговорку, её можно: 1. Нарисовать. 2. Поработать со схемами.
Слайд 8
3. Посмотреть детские сказки и мультфильмы про героев скороговорок. Звуки [ ш-щ ] Шагает по роще Кощей И тащит он тыщу лещей, Шарманку, шесть шишек, трещётку Ещё и шершавую щётку.
Слайд 9
Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Отвечает ему попугай: "Попугай, попугай, попугай!" Звуки [ р , р ', j] И в лесу, И возле дома Умный Гном — боится Грома! Загрохочет в тучах Гром. Умный Гном — сейчас же в дом. Ведь всегда У Гнома дома — Есть громоотвод от Грома! Звуки [г, р ]
Слайд 10
4. Разгадывать ребусы – скороговорки.
Слайд 11
Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, Мыло Мила уронила. Везет на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, А на Сане сани.
Слайд 12
Наши скороговорки Буква А Астронавты на орбите. Акробаты на Арбате. У Аграфены и Арины растут георгины. Алла астры собирала Из астра букеты составляла. Алеша Ульяне сигнал подает, Ульяна услышит – Алешу найдет. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Буква О От топота копыт пыль по полю летит. Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке. Водовоз вёз воду из-под водопровода. Коси, коса, пока роса, Роса долой — и мы домой. Коля колет колья. Воин не воет от йода. Около Ольги Ольга охала.
Слайд 13
Буква С Букву С Светлана знает, Сказки буква сочиняет. К Свете буква С идет, Сказки в сумочке несет. Серый зайка, зубки спрячь: Не капуста это, мяч. Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. Коси, коса, пока роса. Роса долой - и нам домой. Высоки сосны стоят у реки, У сосен стволы до небес высоки. Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. Мороз за нос кусает до слез. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Слайд 14
Буква К. Коля колет колья. Катька – кокетка купила кепку в клетку. Канат у Натки Нитки у Никитки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон! У Катюши - канарейки У Кирюши – батарейки. Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке. Коля клад нашел в кладовке Клад лежал на пыльной полке. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Слайд 18
И появилась книга...
Есть ли лёд на других планетах?
Снеговик
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Несчастный Андрей
Цветок или сорняк?