План доклада
2.1. Понятие «жаргон».
2.2. Языковые функции жаргона
2.3.Истоки жаргона.
2.4. Виды жаргонов.
3.1. Цель анкетирования.
3.2. Вопросы анкеты.
3.3. Анализ ответов учащихся.
4.Выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 54.5 КБ |
Исследовательская работа:
«Жаргонизмы в речи школьников»
1.Проблема исследования: жаргонизмы в речи школьников.
2.Цель работы: проанализировать речь современных школьников с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов.
Подготовил: Долбилин Д. (9кл.)
Руководитель: Белова Т.Н.
План доклада
2.1. Понятие «жаргон».
2.2. Языковые функции жаргона
2.3.Истоки жаргона.
2.4. Виды жаргонов.
3.1. Цель анкетирования.
3.2. Вопросы анкеты.
3.3. Анализ ответов учащихся.
4.Выводы.
План исследования
жаргоном и арго разница. В чем она состоит.
3) Прочитать литературу по теме и выделить:
- функции жаргона,
- истоки жаргона,
- виды жаргонов.
4) Составить вопросы для анкеты.
5) Провести анкетирование.
6) Проанализировать анкеты.
7) Составить план доклада.
8) Оформить исследование в форме доклада.
Выбор темы исследования обусловлен желанием выделить на основе изученной литературы истоки такой разновидности языка, как молодежный жаргон, собрать, записать и определить значение малоизученной лексики молодежного сленга, многие слова и выражения которого поражают своей яркостью, точностью и остроумием. Цель работы заключалась в анализе речи современных школьников (в частности учащихся МОУ «Пурдошанская СОШ») с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов. Для этого нам необходимо было решить следующие задачи:
1) определить понятие «жаргон» и «арго» и сопоставить их;
2) определить, выделить и описать функции и разновидности жаргона;
3) провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделить: а) круг наиболее употребительных жаргонных слов, б) частотность употребления жаргонизмов, в) причины употребления их школьниками.
Для решения поставленных задач нами было проведено анкетирование учащихся школы. Целью проведения анкетирования послужило следующее:
1) определить круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов в речи;
2) определить мотивы их употребления;
3) определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи;
4) выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Для этого в анкету были включены следующие задания (анкета прилагается). Анализ анкеты позволил выделить следующие наиболее распространенные жаргонизмы:
2) глаголы: отвянь, отвали, отсыхай, осади, не свисти, гонишь, точить, рубать, хавать, колбаситься;
3) наречия: ништяк, клево, потрясно, офигенно, лафа, зашибись,
мощно, угарно, сто пудово, басяво, прикольно;
Анализ значения жаргонизмов помог выделить тематические группы слов:
1) наименование людей по родству (предки);
2) наименования людей по профессии (менты, легавые, училка, препод, класнуха, поломойка);
3) бытовая техника (видак, телик, ящик); 4) пища и процесс ее поглощения (хавчик, рубать, хавать); 5) обозначения людей по качеству их характера (канарейка, кукушка, чайка, улитка, мышь, овца, овца, олень); 6) сигареты, наркотики (косяк, пыхча, цибара); 7) деньги (бабки, мани, зеленые, пятихатка); 8) состояние, оценка (ништяк, клево, потрясно, офигенно, лафа).
33% школьников наиболее часто употребляют, как видно из анкет, слова лох и чувак, 31% - ништяк, клево, потрясно, офигенно, лафа, зашибись, мощно, угарно. 26% - кукушка, канарейка,чайка, улитка, мышь, овца, олень.
Как показывают наши набюдения, в жаргоне современного школьника много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать; угорать, угар, пригорать, угарный; прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист.
На вопрос, для чего употребляются школьниками жаргонизмы, были получены следующие ответы: 45% учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее друзьям; 15% - не задумывались об этом; 14% - считают, что это модно, современно; 11% - нуждаются в них для связки слов; 9% отвечали, что жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток в речи. Таким образом, анализ ответов позволил подтвердить положения, данные в работах исследователей, о том, что основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании, создав «свой» язык, организовать общение среди сверстников, входящих в круг своих. Они пишут, что жаргон засоряет речь, но «в минуты жизненных неурядиц ничего приличного на ум не приходит. На нем (жаргоне) легче высказаться», «Жаргон нужен молодежи, чтобы общаться на своем языке и отличаться от взрослых», «Нужен для разнообразия. Если все будут говорить на правильном, литературном языке, то будет даже скучно».
На вопрос о том, смогли бы они обойтись без жаргона, большинство – 35% ответили положительно, 21% - даже не задумывались об этом и 17% - не смогли бы. Однако 31% школьников стараются не употреблять жаргонных слов в своей речи, 29% - не стараются их избегать и 19% - не думали об этом.
Это свидетельствует о том, что молодежный жаргон для ребят – временное явление. Став взрослыми, многие из них наверняка забудут эти слова и не будут употреблять их в своей речи.
На вопрос: «Нужны ли жаргонизмы в речи?» - 54% учащихся считают, что нужны иногда, в разных случаях, 17% - уверены, что нужны, 7% считают, что вообще не нужны и 5% - не думали об этом. Эти данные подтверждают уже сделанные выводы о том, что молодежный жаргон является средством утверждения молодежи в жизни, он вызван стремлением создать свою, похожую на взрослую жизнь.
4. Нами отмечена следующая особенность лексики молодежи. Значительную часть ее составляют слова воровского арго. Например: бабки, базар, базарить, беспредел, по фене ботать, вакса, в масть, в натуре, хавка, туфта, туши свет и многие другие. Причина такого «увлечения» воровской лексикой, по-видимому, в следующем: во времена сталинских репрессий в составе многомиллионного населения лагерей побывали и недавние инженеры, и советские служащие, и артисты, и врачи, и ученые, и журналисты, воровской жаргон стал распространенным тюремно-лагерным языком, известным всей стране. Кроме того, этот жаргон нашел отражение и в литературе: в произведениях А.Солженицына, В.Шаламова, С.Довлатова, В.Высоцкого. Может быть, поэтому существует «пересечение» воровского и молодежного арго.
Без сомнения, большая часть молодого поколения не осознает истоков возникновения некоторых слов, употребляемых ими в речи. Мы сами удивились большому числу знакомых слов и выражений в словаре воровского языка; до начала работы над рефератом мы над этим не задумывались.
Несмотря на то, что К.С.Горбачевич считает увлечение жаргонными словами «детской болезнью», существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык. Очевидно, надо формировать у современной молодежи высокую культуру речи. Как считает С.И. Ожегов, «высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая), и, следовательно, стилистически оправданное».
Анкета
А) считаете, что модно, современно; б) нужны в речи для связи слов; в) помогают преодолеть недостаток слов в моей речи; г) делают речь понятнее для друзей; д) что-то другое (напиши свой вариант).
А) Да; б) нет; в) не думал об этом.
А) Да; б) нет; в) не думал об этом.
А) Да; б) нет; в) иногда, в разных случаях; г) не думал об этом.
Ласточка
Чья проталина?
Что общего у травы и собаки?
Калитка в сад
Повезло! Стихи о счастливой семье