Бурятия – это удивительный край, где встречается Восток и Запад, где переплетаются культуры, религии и мировоззрения. Все это отражается в культурном пространстве региона, создавая тем самым неповторимое пространство впечатлений. Человек, приезжая в Бурятию, может испытать широкий спектр эмоций и узнать много нового и интересного.
Вложение | Размер |
---|---|
Бурятия – пространство впечатлений | 40.64 КБ |
Бурятия – пространство впечатлений
Бурятия – это удивительный край, где встречается Восток и Запад, где переплетаются культуры, религии и мировоззрения. Все это отражается в культурном пространстве региона, создавая тем самым неповторимое пространство впечатлений. Человек, приезжая в Бурятию, может испытать широкий спектр эмоций и узнать много нового и интересного.
Музеи Бурятии
Музеи Бурятии обладают уникальным и разнообразным собранием коллекций. Из числа эксклюзивных можно выделить экспонаты эпохи гуннов, кочевых племен, населявших степи Центральной Азии в конце III в. до н.э. Национальный музей Бурятии является хранителем основных археологических находок, связанных с гуннской культурой на этапе ее становления.
Другой уникальный экспонат Национального музея Бурятии - это «Атлас тибетской медицины», уникальный свод иллюстраций к медицинскому трактату XVII века «Чжуд-ши», по которому учились поколения тибетских медиков. Комплект из 76 листов описывает основы клинической медицины, методы диагностики и лечения. Однако он любопытен не только историкам и медикам, но и искусствоведам, так как является памятником тибетского искусства.
Бесспорно, яркое впечатление производит изобразительное искусство Бурятии. В течение года в Художественном музее наряду с постоянной экспозицией открываются новые выставки живописи, скульптуры и графики. Никого не оставляют равнодушными работы Жамсо Раднаева, Аллы Цыбиковой, Зорикто Доржиева, Даши Намдакова. Художники не столько реконструируют картину кочевого мира, сколько реально переживают её, опираясь на собственный эмоциональный и житейский опыт. Кочевники осваивали огромный мир степи как свой дом. Каждое явление природы для них было взаимосвязано с другим и воплощало в себе все мироздание. Кочевая цивилизация рождена постоянным движением. Перемена мест, жажда нового дарили человеку умение понимать постоянно меняющийся язык вселенной.
Театры Бурятии
Бурятия впечатляет активной театральной жизнью. Визитной карточкой республики всегда являлся Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова. Это гордость Бурятии. Он до сих пор остается самым восточным на российской земле театром классического музыкального искусства и является национальным достоянием Бурятии и всей России. Символично, что театр появился в городе, выросшем в месте слияния двух рек Селенги и Уды. Также слиянием двух мощных культурных потоков – общеевропейского музыкального наследия и самобытного национального творчества в республике появился уникальный театр. За десятилетия своей творческой истории этот театр стал одним из важнейших центров русской и европейской музыкальной культуры на громадном пространстве от Урала до Тихого океана.
Тем, кому по душе причудливые сочетания национальных, близких к ритуалам, театральных традиций и европейской драматургии, необходимо посетить Бурятский государственный академический театр драмы имени Хоца Намсараева.
Если гости Бурятии желают окунуться в комфортную атмосферу традиционного театра с классической русской театральной школой, то приятный вечер можно провести в зале роскошного Государственного русского драматического театра имени Николая Бестужева. В репертуаре театра - классические и современные пьесы русской и зарубежной драматургии.
С детьми рекомендуем отправиться в театр кукол «Ульгэр», артисты которого играют свои спектакли на любой возможной площадке, будь то театральная сцена или музей под открытым небом. Сделанный из рогов и рогатин, из шкур и жердин, спектакль «Под вечным светом кумалана» произведет незабываемое впечатление на маленьких зрителей и их родителей. Это аутентичный символический театр, в котором три жердины могут превращаться то в лодку, то в чум, то в гнездо. Куклы проживают свою простую оленеводческую жизнь под присмотром людей, которых можно было принять и за духов, то добрых, а то и злых….Зрелище это завоевало высшую театральную награду России – «Золотую маску».
Еще один знаменитый театр республики, известный во многих странах мира – Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал». В творчестве этого уникального коллектива представлены песни и танцы бурят и других народов, проживающих в республике, а также танцы народов Азии. «Байкал» показывает красоту и самобытность старинных песен и танцев, костюмов и орнаментов, сохраняя фольклор в первозданном виде и, в то же время, создавая новые формы и средства художественного выражения. Театр демонстрирует развитие традиций фольклорного и современного бурятского эстрадного искусства.
Фестивальные сезоны в Бурятии
Осень в Улан-Удэ – это время театральных фестивалей. Межрегиональный фестиваль спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» сменяет международный фестиваль национальных театров «Алтан сэргэ». В ноябре в Бурятии традиционно проходит Международный фестиваль-конкурс моды монголов мира «Торгон зам» («Шелковый путь»). Цель этого фестиваля возродить популярность национальной одежды среди бурят, донести информацию о лечебном и сакральном значении сезонной, рабочей, праздничной одежды, символике женских и мужских украшений, эстетике и художественной значимости цветовой палитры традиционного костюма. Одежда любого народа - это выражение его представления о красоте и гармонии. Фестиваль «Торгон зам» показывает не только традиционную одежду, но и эволюцию национального костюма в контексте современного мира. Модельеры из Китая, Монголии Бурятии, Тувы и Калмыкии представляют самые разные модели одежды всех монголоязычных народов Центральной Азии со времен империи Чингисхана до XXI века, демонстрируют тенденции развития моды на основе национальных традиций. Это самое яркое фэшн-шоу в Бурятии.
Уникальный вид искусства – горловое пение – поражает воображение человека мистическим воспроизведением. Неудивительно, что исполнители горлового пения популярны во всем мире. Школа горлового пения и фестивали горлового искусства были инициированы Министерством культуры, Республиканским центром народного творчества с 2002 года и с тех пор стал традиционными. В Бурятию приезжают мастера горлового пения из Монголии, Китая и регионов нашей страны – Тывы, Горного Алтая и Хакасии.
Зимний фестивальный сезон открывает Байкальский рождественский фестиваль. Он проходит в период от католического Рождества до Рождества православного и вплоть до встречи Нового года «по старому стилю», то есть с 25 декабря до 14 января. Фестиваль пропагандирует мировое классическое музыкальное наследие и приглашает к участию солистов оперной сцены и исполнителей академической симфонической музыки из других регионов России. Этот фестиваль проходит в зимний период для того, чтобы, когда человек приезжает на зимний Байкал, он смог насладиться прекрасной музыкой, которая для него комфортна, тем более что в этот период времени она может казаться еще более сказочной, еще более великолепной.
Далее череду зимних впечатлений продолжает традиционный праздник Сагаалган – праздник Белого месяца, или Новый год по лунному календарю, главный праздник у бурят. Считается, что в конце зимы — начале весны с новолунием начинается новый восточный год. Встреча нового года начинается не в полночь, а рано утром, в первый день нового года. Обязательно для праздничного застолья приготавливаются белые продукты из молока, так как белый цвет символизирует благополучие, чистоту помыслов, здоровье, процветание. Во время Сагалгана в Бурятии проходят разные конкурсы, цель которых сохранять и пропагандировать традиционную культуру бурят. Среди гостей республики особой популярностью пользуется конкурс «Баатар-Дангина», в котором девочки и мальчики, юноши и девушки соревнуются в знании народных обычаев и традиций, демонстрируют свое умение петь и танцевать. Во время Сагалгаана можно посетить выставки мастеров бурятских традиционных и художественных промыслов, «Праздник бууз» и фестиваль эстрадной песни «Звезды Белого месяца».
Фестивальное лето Бурятии
Одним из наиболее распространенных летних праздников монголоязычных народов является Сурхарбан. Его называют «Эрын гурбан наадан» (Три игры мужей). Один раз в год в начале лета, когда вскрывались реки, зеленела трава, подрастал молодняк, скот нагуливал вес, буряты, монголы, якуты, эвенки с древнейших времен проводили особые обрядовые игры, воспевающие пробуждение природы. Главными моментами праздника были состязания по трем видам: стрельбе из лука, борьбе и скачкам лошадей.
В настоящее время Сурхарбан – это соединение традиций и новых форм культуры. Он стал праздником спорта и воспевания пробуждающейся природы. Праздник ежегодно проводится во всех районах республики, после чего проходит в Улан-Удэ на Центральном стадионе, куда собираются многие тысячи участников и зрителей. Это увлекательное зрелище. Кроме традиционных видов состязаний здесь проводятся игры, выступления фольклорных ансамблей. Сурхарбан – один из наиболее интересных народных праздников Бурятии, привлекающий туристов.
В дни празднования Троицы, в июне, в Бурятии проходит Межрегиональный фестиваль фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!». В нем принимают участие народные семейские хоры и ансамбли из районов республики, а так же гости из других регионов России и зарубежных стран, коллективы, работающие в подлинной народной манере, сохраняющие певческую культуру старообрядцев. ЮНЕСКО включила певческую культуру старообрядцев Забайкалья в список нематериальных мировых шедевров. На фестивале можно познакомиться с народными традициями и обрядами семейских, посетить усадьбы старообрядцев, музеи, церкви, выставки декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.
Ежегодно проходит традиционный этнический фестиваль «Ночь ёхора». Зажигательный бурятский народный танец стал символом сохранения вековых традиций, добра и единения. Фестиваль проходит в самый разгар лета и каждый раз становится одним из ярких событий культурной жизни Бурятии. Фестиваль привлекает внимание гостей и жителей столицы прежде всего своим национальным колоритом, зрелищностью и танцевальным мастерством участников. В основе фестиваля – соревнование между лучшими фольклорными коллективами Бурятии, каждый из которых представляет свой, неповторимый вариант исполнения народного танца. Кульминацией фестиваля становится гранд-ёхор, когда все и участники фестиваля, и зрители соединяются в единый хоровод. Когда плечом к плечу, крепко взявшись за руки, незнакомые люди встают в большой круг, они получают удивительные впечатления и те чувства, которых сегодня так не хватает - чувства единства, добра, радости.
В июле в Улан-Удэ ежегодно проходит Международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников. Байкал-Бурятия». Фестиваль открыт для экспериментов в области world music и приветствует новые оригинальные идеи на основе фольклора и народной музыки. В основе идеи фестиваля заложена идея кочевой культуры, как символа движения и свободы. Фестиваль «Голос кочевников» формирует новое пространство общения, новое измерение, на перекрестке городской культуры и национальных традиций. География участников с каждым годом расширяется. За пятилетнюю историю фестиваля в нем приняли участие многие коллективы из Бурятии, Монголии и Китая, а также знаменитые музыканты из других регионов России и зарубежных стран, такие как группа «Хуун Хуур Ту» и ансамбль «Хартыга» (Тыва), этно-хаус бенд «Даха Браха» (Украина), одна из выдающихся вокалисток Азии Урна Чахар-Тугчи, норвежская группа «Аджагас», американская фолк-певица Нина Настасья, японский коллектив «Oki dub Аinu band», цыганский оркестр из Антверпена и даже Дэвид Брайн и группа «Brazzaville» (США), скандинавская группа «Valravn» (Дания), балканские этно-электронщики «Kottarashky» (Болгария) и певица-легенда Надмит.
В Бурятию люди приезжают за энергией впечатлений, то, что можно увидеть здесь, нигде в России увидеть нельзя. В Бурятии происходит симбиоз европейского и восточного стиля жизни и мировоззрения, это неизменно отражается в искусстве и культуре республики, что и делает ее уникальной в мировом пространстве.
Эссе «Театральное искусство – культурные традиции Бурятии»
Театральное искусство занимает особое место в культуре Бурятии. Оно имеет свои региональные и национальные особенности, формирующими социо-культурную ситуацию в республике, ее имидж в других регионах и за рубежом. Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, который обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители наряду с актерами, режиссерами, художниками и музыкантами - участники создания сценического произведения. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Важно и то, что театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России, включая русский и бурятский.
С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и этического воспитания целого поколения. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир людей, развивает чувства, призывает к соучастию, состраданию, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ними.
Сегодня театр впечатляет активной театральной жизнью. Визитной карточкой республики всегда являлся Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова. Это гордость Бурятии. Он до сих пор остается самым восточным на российской земле театром классического музыкального искусства и является национальным достоянием Бурятии и всей России. Символично, что театр появился в городе, выросшем в месте слияния двух рек Селенги и Уды. Также слиянием двух мощных культурных потоков – общеевропейского музыкального наследия и самобытного национального творчества в республике появился уникальный театр. За десятилетия своей творческой истории этот театр стал одним из важнейших центров русской и европейской музыкальной культуры на громадном пространстве от Урала до Тихого океана.
Тем, кому по душе причудливые сочетания национальных, близких к ритуалам, театральных традиций и европейской драматургии, необходимо посетить Бурятский государственный академический театр драмы имени Хоца Намсараева.
Если гости Бурятии желают окунуться в комфортную атмосферу традиционного театра с классической русской театральной школой, то приятный вечер можно провести в зале роскошного Государственного русского драматического театра имени Николая Бестужева. В репертуаре театра - классические и современные пьесы русской и зарубежной драматургии.
С детьми рекомендуем отправиться в театр кукол «Ульгэр», артисты которого играют свои спектакли на любой возможной площадке, будь то театральная сцена или музей под открытым небом. Сделанный из рогов и рогатин, из шкур и жердин, спектакль «Под вечным светом кумалана» произведет незабываемое впечатление на маленьких зрителей и их родителей. Это аутентичный символический театр, в котором три жердины могут превращаться то в лодку, то в чум, то в гнездо. Куклы проживают свою простую оленеводческую жизнь под присмотром людей, которых можно было принять и за духов, то добрых, а то и злых….Зрелище это завоевало высшую театральную награду России – «Золотую маску».
Еще один знаменитый театр республики, известный во многих странах мира – Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал». В творчестве этого уникального коллектива представлены песни и танцы бурят и других народов, проживающих в республике, а также танцы народов Азии. «Байкал» показывает красоту и самобытность старинных песен и танцев, костюмов и орнаментов, сохраняя фольклор в первозданном виде и, в то же время, создавая новые формы и средства художественного выражения. Театр демонстрирует развитие традиций фольклорного и современного бурятского эстрадного искусства.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Знания об основе театральной культуры дети должны получать в ходе театральных игр — диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длинным монологом всезнающего взрослого. Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1—2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз.
В условиях нашего ДОУ ребята имеют возможность в течение года посмотреть 5-6 представлений приезжего театра, ежемесячно - представления кукольного театра приготовленного силами педагога и старших детей-школьников. Таким образом, в старшей группе дети имеют определенный зрительский опыт и уже знакомы с некоторыми театральными терминами: спектакль (кукольный и драматический), сцена, занавес, актеры, зрительный зал, аплодисменты, а также получили первые уроки культуры поведения в театре.На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.
Рассмотрим этапы работы над созданием спектакля.
I. Особенности театрального искусства Все вопросы этого подраздела могут быть рассмотрены во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой. Достаточно выяснить с детьми, что театр использует и объединяет другие виды искусства — литературу, живопись, музыку, хореографию.
Но главное в театре — это игра актеров. Можно использовать высказывание В.И. Немировича-Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, пострелят коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки — и театр уже есть. Ибо актер — царь сцены».
На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, т.к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. И, наконец, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии при поддержке зрителей. Эта особенность театра может быть понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (дошкольники, школьники, родители).
II. Виды театрального искусства
Говорить о них можно лишь после того, как дети посмотрели спектакли кукольного и драматического театра. Если нет такой возможности, то можно показать видеозаписи, особенно отрывки из балетных и оперных спектаклей. Затем можно предложить им поставить хорошо знакомую сказку, например, «Теремок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный (опера, балет, оперетта).
III. Рождение спектакля Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и глазами зрителей.
Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с такими понятиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка».
Закрепить знание театральной терминологии по теме «Спектакль и актер» можно, используя игру «Волшебная корзинка» и другие игры.
IV. Театр снаружи и изнутри
Театральное здание, как правило, отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой, красивым фасадом, часто с лестницами и колоннами, недаром театр называют «храмом искусства». Можно рассмотреть фотографии или иллюстрации с изображением известных театров (Большого, Малого, МХАТа, Музыкального детского).
Говоря об устройстве зрительного зала, можно предложить детям построить из стульчиков партер, амфитеатр, обозначить ярусы балконов. Можно показать на иллюстрациях, каким был театр в Древней Греции, и современное устройство театра.
V. Культура поведения в театре
Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программка», «Сегодня мы идем в театр» и др.
Словарь театральных терминов
Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актер — деятельный, действующий (акт — действие).
Амфитеатр — места, расположенные за партером.
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты — одобрительные хлопки.
Артист — художник (умение, мастерство).
Афиша — объявление о представлении.
Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж — 1-й этаж над партером и амфитеатром.
Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).
Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорация (лат.) — украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма — сочинение для сцены.
Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.
Падуги — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик — накладные волосы.
Партер — места для зрителей ниже уровня сцены.
Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит — вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо илипроисходит какое-либо сценическое действие.
Театр — место для зрелищ.
Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.
Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:
1) не перегружать детей;
2) не навязывать своего мнения;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказки пробуждают, в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведении, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности.
Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, мы проводим беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Инсценировки по сказкам Х.К. Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной работы. Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений. Знакомые фильмы помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес.
Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.
Так, в процессе работы над спектаклем «Аленький цветочек» вопросы были сформулированы следующим образом: Что случилось с женой купца? При каких обстоятельствах (почему) царевич был превращен в Чудище? В каких странах и чем торговал купец?
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают им название. Например: «Отъезд купца», «Чудище и купец», «Возвращение купца» и т.д.
Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.
Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.
Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
Пятый этап — это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.
Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.
Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» — или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.
Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым.
Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно, четвертый — сварливо, пятый — сердито и т.д.
Седьмой этап — репетиция отдельных картин. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают зрители, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.
Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.
Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.
Девятый этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, которые, в отличие от родителей, очень строгие и объективные.
Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Мы, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, стараемся указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
Последний, заключительный, этап — это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано, и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.
Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь главная наша задача — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.
Ребята и утята
Марши для детей в классической музыке
Аэродинамика и воздушный шарик
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Осенняя паутина