Сочинение, посвященное 1000-летию присутствия русских на Святой горе Афон
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 666.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
имени Героя Российской Федерации Л.Р. Квасникова
Региональный конкурс сочинений,
посвященных 1000-летию присутствия русских
на Святой горе Афон
Тема работы
«Тайный подвиг русского святогорского старца Тихона»
Лепехина Мария, 9 класс
Руководитель Мощева Марина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Узловая, 2016
Афон раскинулся на восточном выступе Халкидонского полуострова в Эгейском море, протянувшись на пятьдесят семь километров в длину и до двенадцати – в ширину. Горный хребет полуострова плавно поднимается вверх и заканчивается пиком – Горой Афон. Она возвышается над уровнем моря на 2033 метра.
В 676 году византийский император Константин Погонат передал эти земли в вечную собственность монахам, населявшим их. В первой половине XII века императорская грамота окончательно закрепила за Афоном имя, которое он носит до сих пор: «Отныне называться Афону Святой Горой всегда». Полное название Святой Горы – Автономное монашеское государство Святой Горы Афон. Это необычное самоуправляемое сообщество двадцати православных монастырей принадлежит Греческой Республике, а в церковном отношении подчиняется Вселенскому Патриарху. Конституция его имеет силу государственного закона Греции. Высшим законодательным и судебным органом является здесь чрезвычайное двадцатичленное собрание, состоящее из настоятелей двадцати монастырей, один из которых – игумен русского монастыря Пантелеимона. В порядке официальной святогорской иерархии «правящих» монастырей Свято-Пантелеимонов монастырь стоит на девятнадцатом месте. Помимо монастырей по Святой Горе разбросаны двенадцать скитов, а также другие поселения: келлии, каливы, кафизмы и исихастерии. Однако они не имеют права на участие в управлении монашеским государством и не владеют собственными землями.
С давних времён на Афоне большинство святогорской братии составляли греки, рядом с которыми проживали сербы, болгары, русские, румыны и грузины.
Недалеко от монастыря Каракал расположена знаменитая Крестовоздвиженская русская келлия, основанная в X веке. В XIX веке в ней подвизалось около семидесяти монахов. Келлия имела столярную, кузнечную, сапожную, портняжную, переплётную и даже фотомастерские. В храме пребывали несколько частиц Животворящего Креста Господня, около тридцати частиц мощей святых, а также большая часть главы великомученика Пантелеимона. Крестовоздвиженская келлия имела подворья в Иерусалиме, под Бейрутом, которые помогали русским паломникам.
Трудно говорить о том, чего не потрогать руками. Как передать ощущение благодати Святого Духа, которой наполнены воздух и даже камни Святой Горы? Человек способен чувствовать её присутствие, что особенно заметно при наблюдении за иностранными туристами, впервые приехавшими в православную обитель. Их лица и взгляды выражают молчаливый вопрос и показывают, что эти люди почувствовали нечто особое, чего не ощущали в костёлах и молитвенных домах. Затихают громкие разговоры, бессмысленные улыбки сходят с лиц, а движения становятся сдержанными.
Именно такое состояние испытывал каждый человек, который посещал русского святогорского старца нашего времени иеросхимонаха Тихона (Голенкова), духовного наставника преподобного Паисия Святогорца. 23 сентября на Афоне почитают память этого великого русского подвижника, который скончался в 1968 году.
При крещении будущему старцу Тихону было дано имя Тимофей. Монашескую жизнь на Афоне молодой Тимофей начал, получив в постриге новое имя в честь святителя Тихона Задонского. Его пламенное сердце желало особенных подвигов ради любви к Богу.
Жизнь святых скрыта от посторонних глаз. И только ради духовной пользы многих людей приоткрывается нечто великое, что могло бы принести пользу человечеству. Святые никогда не могут и не желают сами оценить себя, так как всю жизнь стараются не замечать своей праведности, не искать людской похвалы и земной славы. Но благодаря их тайному подвигу мирно живут как великие державы, так и небольшие государства, семьи и каждый отдельный человек. Таким святым, чьими подвигами и молитвами невидимо сиял Афон, был и отец Тихон.
Пятнадцать лет прожил он в пещере, ведя великую войну с самим собой. Чтобы прокормить себя, святой плёл чётки, которые обменивал потом на сухари. В эти годы он питался один раз в три дня только сухарями, а нередко полностью воздерживался от пищи и по семь дней. Привыкнув к сухоядению с детства, он до глубокой старости держался этого строгого правила. Приготовление вкусной пищи старец считал бесполезной тратой времени.
Будучи молодым монахом, отец Тихон научился искусству иконописи. Ежегодно он писал по одной Плащанице и целый год жил на малые средства, которые были выручены им от продажи своей работы. Преподобный Паисий Святогорец рассказывал, что старец приучил себя настолько воздерживаться в пище, что его трапеза состояла из одной разрезанной пополам смоквы (инжира). К Рождеству Христову отец Тихон покупал одну селёдку. Оставшийся от праздничной трапезы рыбий скелет он не выбрасывал, а подвешивал на бечёвке. В очередной Господский или Богородичный праздник, когда разрешалось употреблять рыбу, подвижник кипятил в пустой консервной банке немного воды, два-три раза окунал в неё скелет и бросал немного риса. Этот «рыбный суп» был для смиренного старца праздничной трапезой. Скелет же вновь подвешивался на гвоздь до следующего праздника. Так происходило до тех пор, пока тот не становился белым, после чего выбрасывался.
Если кто-либо присылал деньги, отец Тихон отдавал их одному благочестивому человеку, чтобы тот покупал хлеб и раздавал его беднякам.
Отец Тихон утруждал тело, не позволяя себе спать, и клал каждую ночь более шестисот земных поклонов. Когда он совсем состарился и не мог сам подниматься после поклонов, то привязал к потолку толстую верёвку и держался за неё, когда вставал. Старец соблюдал это правило, пока окончательно не слёг в кровать.
Рядом с его пещерой находилась келлия одного подвижника, который стал для Тихона духовным учителем. Каждый месяц этот старец давал молодому монаху читать духовные книги, а потом сам же экзаменовал его. Так, за годы подвижничества в пещере, отец Тихон перечитал много книг великих святых.
Позже святой подвижник поселился в Крестовоздвиженской келлии, где предпринял ещё большие труды. Душа его болела за всех людей, и сердце не могло не молиться. Во время службы старец поминал великое множество христиан, а потом собирал записки и прикладывал их к лицу, умоляя Бога, помянуть всех живых и мёртвых. Отец Тихон молился за весь мир, особенно же – за русский народ.
По рассказам преподобного Паисия Святогорца, в келлии старца не было ни одной удобной вещи, которой может пользоваться современный человек. То, что составляло имущество отца Тихона, можно было найти выброшенным в какой-нибудь канаве. Однако всё ветхое и неуклюжее, что носил на себе этот благочестивый святогорец, не казалось безобразным, потому что украшалось внутренней красотой его души. Даже какие-то его тряпки имели для людей большую ценность и забирались с собой, как благословение, потому что были освящены.
Русский старец Тихон стал духовным наставником великого греческого святого нашего времени преподобного Паисия Афонского. И как общение с дурными людьми делает человека злым и порочным, так и, наоборот, святые люди передают тем, кто с ними соприкасается, частичку своей доброты, великодушия, терпения и любви. Рядом с великим святым каждый человек становится серьёзнее и мудрее. Пример русского старца Тихона вдохновил молодого грека Паисия, молитвы и любовь которого впоследствии изменили жизнь тысяч христиан, мусульман, сектантов и даже атеистов. К убогому жилищу преподобного Паисия со всех континентов стекалось множество больных раком. Ни один человек не уезжал от старца без утешения и помощи. Многие исцелялись от болезней, меняли дурные нравы и становились другими людьми.
Праведники умирают, но благодатная связь между иным миром и тем местом, на котором они трудились, остаётся. Поэтому так славен Афон. Он живёт молитвами и памятью святых – греков, русских, румын и всех тех, кто провёл свою жизнь в тайном подвиге ради любви к Богу.
Самый богатый воробей на свете
Почему Уран и Нептун разного цвета
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Рисуем кактусы акварелью
Три орешка для Золушки