Стихотворение А.С. Пушкина «Отцы – пустынники и жены непорочны…», являющееся одним из образцов философской лирики поэта, относится к святыням русской молитвенной поэзии.Стихотворное переложение поэтом одной из религиозных святынь православия – великопостной молитвы, принадлежащей «отцу – пустыннику» Ефрему Сирину, его авторское лирическое рассуждение о роли молитв в жизни человека становится основой для раздумий человека о нравственном самосовершенствовании человека.
К работе привлечен материал из учебной хрестоматии, разных литературно - методических журналов, книг о творчестве А.С. Пушкина, Интернет.
Работа написана живым языком, читается с интересом.
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnaya_lirika_pushkina.docx | 32.48 КБ |
ОО МО «Еравнинский район»
МБОУ « Ульдургинская средняя общеобразовательная школа»
Районная НПК «Шаг в будущее -2017»
Секция «Литература»
Духовная лирика А.С. Пушкина
Выполнил: Климов Алексей, 9 класс
Руководитель Чимитова Ц.Д.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ульдургинская СОШ»
февраль 2017
Климов Алексей Иванович,
ученик 9 класса МБОУ «Ульдургинская СОШ»
ОО «Еравнинский район»
«Духовная лирика А.С. Пушкина»
Рецензия
Современному человеку становится всё яснее, что жизнь без святынь невозможна.
Святыня - это предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ) теряет свое лицо. И стихотворение А.С. Пушкина «Отцы – пустынники и жены непорочны…», являющееся одним из образцов философской лирики поэта, относится к святыням русской молитвенной поэзии.
Обращение ученика к стихотворению Пушкина, к одному из последних, по сути, в его жизни стихах, заслуживает поощрения. Стихотворное переложение поэтом одной из религиозных святынь православия – великопостной молитвы, принадлежащей «отцу – пустыннику» Ефрему Сирину, его авторское лирическое рассуждение о роли молитв в жизни человека становится основой для раздумий человека о нравственном самосовершенствовании человека.
К работе привлечен материал из учебной хрестоматии, разных литературно - методических журналов, книг о творчестве А.С. Пушкина, Интернет.
Работа написана живым языком, читается с интересом.
Руководитель Чимитова Ц.Д., учитель русского языка
и литературы МБОУ «Ульдургинская СОШ»
Оглавление
I. Введение. Духовность человека как часть внутреннего мира личности
1.1. Роль русской литературы в духовном становлении и развитии личности
II. Молитва как вершина духовной жизни человека
2.1. Из истории русской молитвенной поэзии
III Основная часть. Стихотворение А.С. Пушкина «Отцы - пустынники и жены непорочны…»
3.1. Каменноостровский цикл стихотворений А.С. Пушкина.
3.2. Великопостная молитва Ефрема Сирина и его современный перевод
3.3. Композиция стихотворения. Поэтическое переложение великопостной молитвы
Ефрема Сирина А.С. Пушкиным
IV. Заключение Стихотворение А.С. Пушкина «Отцы - пустынники и жены непорочны…» как образец молитвенного слова русской поэзии
Ӏ. Введение. Жажда совершенства мира и человека, его стремление к идеалам неразрывно связана с религией. В последние годы одной из признанных и ведущих тем в литературоведении стала тема «Христианство и литература». Несомненно, что облик русской классической литературы в значительной мере сформировался под мощным тысячелетним воздействием православно - христианских ценностей. И путь духовного становления и развития личности неразрывно связан с русской литературой, являющейся частью культуры и представляющей великолепные вечные нравственные и эстетические ценности.
Духовность – не общественная категория, она присуща только человеку, это свойство личности отражать и выражать отношение человека к окружающему его миру, его природная способность осознавать идеал, стремиться к нему, быть абсолютно преданным несомненным святыням (чувство святости). Область духовности воспаряет над обыденностью, суетой. Это часть внутреннего мира личности, которая обращена к высокому, проникнута размышлениями и чувствами о мироустройстве, судьбе народа и человеческих судьбах.
ӀӀ. Путь к смыслу и цели жизни прокладывает молитва – святое слово, обращенное к Богу и Богородице. В молитве человек выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах. К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи. А настоящий христианин постоянно находится в общении с Богом.
По христианскому учению существуют два мира: мир земной и мир небесный (невидимый). Молитва, произносимая сердцем, может открыть для человека мир невидимый (божественный). Но чистая молитва (имеется в виду та молитва, при произнесении которой «ум молчит, а сердце говорит») – это вершина духовной жизни. О силе молитвы написано много трактатов. Молитву составляют из боговдохновенных слов, которые слышит святой в момент молитвенного «озарения». Она дает силу, укрепляет в вере, пробуждает надежду на лучшее.
2.1. Самосознание русского народа нельзя представить без тысячелетия русских молитв. Первая русская молитва принадлежит Владимиру Мономаху. Она вошла в «Повесть временных лет». Среди родоначальников русской молитвенной поэзии – летописец Нестор, Феодосий Печерский, Иларион, Кирилл Туровский, Максим Грек и Иван Грозный. К молитвенным шедеврам принадлежат «Вечерний звон» Ивана Козлова, «В минуту жизни трудную» М. Лермонтова, «Молитва Ангелу – хранителю» П. Вяземского, «О, вещая душа моя!» Ф. Тютчева.
2.2. Поэты ХХ века также развивали молитвенное слово русской поэзии. Это «Девушка пела в церковном хоре», «Когда ты загнан и забит…» А. Блока, «За все тебя, Господь, благодарю!» И. Бунина, «Ангел благого молчания» В. Брюсова, «Молитва» М. Цветаевой, «Бог» Д. Мережковского, «Молитва матери» С. Есенина, «Молитва» А. Ахматовой и многие другие.
Наши современники - барды Александр Дольский, Булат Окуджава, режиссер Эльдар Рязанов, писатель Александр Солженицын также в своем творчестве обращались к «сокровенному слова сиянию ».
С малых лет я слышал, как читают бабушки Молитву Господню, затем, подражая им, тоже старался читать: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое…», абсолютно ничего не понимая. Но когда в школе мы начали изучать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва», я понял, что такое «чудо молитвы». «В минуту жизни трудную» обращался М.Ю. Лермонтов к молитве, творящей чудеса: общение человека с Богом приносит успокоение, умиротворение, в душе наступает лад, согласие и покой.
При изучении творчества А.С. Пушкина в 9 классе, я задался вопросом: «Есть ли у великого Пушкина стихотворения, также посвященные молитве?».
И в своей работе я обращу внимание только на один аспект огромной темы «Христианство и литература»: на духовные основы поэтики русской классической литературы, а именно на духовную лирику великого поэта А.С. Пушкина, посвященную проблемам цели и смысла жизни, достойного бытия, смерти, религии.
Цель исследования: Какова роль молитв в жизни человека? Почему А.С. Пушкин верит в силу молитвы, читаемой именно во дни Великого поста перед Пасхой?
Объект исследования: Стихотворение А.С. Пушкина « Отцы – пустынники и жены непорочны…» (22 июля 1836 г.)
Гипотеза: Можно ли считать стихотворение А.С. Пушкина нравственным ориентиром к вечным духовным ценностям?
Задачи исследования:
-прочитать стихотворение
-работать с толковыми словарями
-провести анализ, познакомиться с аналитическими работами по стихотворению
-узнать, кто такой Ефрем Сирин
- сравнить канонический текст молитвы Ефрема Сирина и стихотворение А.С. Пушкина
Методы исследования: анализ, сравнение, словарная работа
Актуальность исследования: В последнее время многие обращаются к молитве, которую читают во время Великого поста перед Пасхой. В 2017 году Великий пост начинается 27 февраля. Знание стихотворения А.С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…» позволит людям, не знающим язык молитвы, понять ее суть.
ӀӀӀ. Основная часть. Известный исследователь творчества А.С. Пушкина Н.В. Измайлов в своих очерках о творчестве Пушкина отмечает: «…В последние годы жизни Пушкин нередко обращался к мотивам и образам, связанным с религиозными представлениями, и обращался к ним не только как к художественным фикциям, к элементам поэзии, но и видя в них воплощение известных моральных требований и истин, соответствующих его этическим воззрениям».
П. Анненков, ссылаясь на показания друзей А.С.Пушкина, писал: «…в последнее время он находил неистощимое наслаждение в чтении Евангелия и многие молитвы, казавшиеся ему наиболее исполненными высокой поэзии, выучил наизусть».
3.1.В самом разгаре работы над «Капитанской дочкой» А.С. Пушкин пишет ряд стихотворений, образующих цикл философской лирики, какой еще не знала русская поэзия. Размышления о жизни и смерти, о предназначении и судьбе художника нашли свое отражение в последних стихотворениях поэта, вошедших в цикл, названный каменноостровским.
Ядро каменноостровского цикла составляют четыре текста: « Отцы – пустынники и жены непорочны…», «Подражание италианскому», «Из Пиндемонти», «Мирская власть». Особое место в каменноостровском цикле занимает стихотворение «Отцы - пустынники и жены непорочны…», представляющее собой обращение лирического героя к Всевышнему.
Отцами – пустынниками называли монахов – отшельников, последователей знаменитого старца Ефрема Сирина, который жил, по одним источникам, в III веке, по другим - в IV веке. К ним относят Иоанна Златоуста, Иоанна Богослова, Василия Великого. Некоторые из них были не только монахами, но и писателями. Ефрем Сирин, получил свое прозвание за сирийское происхождение. Он стал ревностным последователем и проповедником христианства, написал огромное количество религиозных текстов. Покаяние – это главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина. Поэтому Церковь и называет его учителем покаяния. Из всех его текстов Православная Церковь особенно чтит молитву, которая повторяется на протяжении всего Великого поста кроме субботы и воскресенья.
Переложение великопостной молитвы Пушкиным и стихотворное предисловие к ней говорит о том, что он имел представление о молитвенном опыте и хорошо знал богослужебные тексты Великого поста. Именно поэтому Пушкину удалось в стихотворной форме передать «смысл и дух» молитвы Ефрема Сирина.
Доподлинно известна дата написания стихотворения - 22 июля 1836 года, в день церковной памяти жены – мироносицы святой Марии Магдалины. Марию Магдалину, искупившую свои грехи истинной верой и покаянием, и деву Марию, мать Иисуса Христа, в православии относят к «женам непорочным».
3.2. Если перевести канонический текст великопостной молитвы: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй мне зрети мои прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» на современный русский язык, то будет - живота моего – жизни моей; дух праздности - склонность к праздности или лени; уныние – безнадежность; любоначалие – властолюбие, т.е. стремление начальствовать и властвовать над другими; празднословие – произношение пустых слов, а также произношение дурных и бранных слов; не даждь ми – не дай мне; целомудрие – здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие – сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом, когда мы не думаем о себе, что мы лучше других (смирение); Ей, Господи! - О, Господи! Даруй ми зрети- дай мне видеть, сознавать; под братом здесь подразумевается всякий другой человек; яко благословен еси- потому что ты достоин прославления. Последняя строка в канонической молитве – возглас - Яко благословен еси во веки веков, аминь - неизменна.
3.3. В композиции стихотворения Пушкина выделяются две смысловые части:
1) вступление, содержащее лирическое рассуждение автора о роли молитв в жизни человека и достоинствах молитвы, читаемой « во дни печальные Великого поста»
Отцы – пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой…
Основная мысль поэта развивается на протяжении 9 строк. В первом четверостишии поэт рассуждает о создании божественных молитв и их авторах, о необходимости молитв, для укрепления сердца человека в его битвах с мирскими невзгодами, страстями искушениями. Пушкин называет Великий пост «печальным». В православной литературе различают уныние и печаль. Уныние это грех, печаль же – скорбь о Христе, «печаль по Богу».
Вторая строфа стихотворения начинается союзом «но». Его смысл в противопоставлении множества «торжественных молитв» и молитвы Ефрема Сирина. Поэт верит в силу этой молитвы, которая «падшего крепит неведомою силой» и не дает ему окончательно упасть духом и свернуть с истинного пути.
Далее 2) идет переложение молитвы Ефрема Сирина с церковно – славянского на поэтический язык:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Замечаем несколько отступлений от текста молитвы. Молитвенное «Владыко живота моего» заменено Пушкиным на «Владыко дней моих», два греха «праздность и уныние» объединены в один новый образ «дух праздности унылой», утверждая, что праздность порождает уныние. Он просит уберечь его от «любоначалия», и свое отношение к нему, т.е властолюбию, преклонению перед властями, искушающей и калечащей душу человека, Пушкин выразил словами «змеи сокрытой сей». Главным пороком поэт провозглашает празднословие, (произношение пустых слов, а также произношение дурных и бранных слов), придавая тем самым особое значение силе слова.
В пушкинском обращении к Богу опущено приложение «рабу твоему».
Следующее четверостишие – полная перестановка слов молитвы: лирический субъект просит Всевышнего дать ему возможность видеть свои прегрешения, стать чистым душою, сердцем, а затем от смирения, терпения и любви идти к целомудрию, к душевной чистоте - высшей ступени в сознании христианина.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Вместо просьбы в молитве помочь «не осуждати брата моего» у Пушкина «Да брат мой от меня не примет осужденья», что наводит на мысль «Не судите да не судимы будете».
Последнюю строку в канонической молитве («Яко благословен еси во веки веков, аминь»), взятую из Библии, Пушкин опускает.
Заключение. При чтении этого стихотворения, чувствуешь особый свет, точно неземная благодать скрыта в этих поэтических сроках. Стихотворение «Отцы - пустынники и жены непорочны…» становится основой для раздумий читателя о нравственном совершенствовании, в нем намечен путь человека к вечным духовным ценностям, о том, какие душевные пороки нужно преодолевать, а какие добродетели воспитывать в себе, чтобы делать свое сердце духовно стойким.
Слова В.С. Баевского в книге «История русской поэзии» о том, что «…в общем же стихотворение показывает предельно высокий уровень пушкинской этики, христианское сознание собственной греховности, гармонию добра и красоты, к которой пришел в конце жизни Пушкин» подтверждают ту истину, что свет этого удивительного стихотворения, несмотря на то, что оно написано почти 180 лет тому назад, по-прежнему благостен и притягателен: он дарит нам надежду и мечту, стремление к высоте духа и совершенству.
.
Литература
1. Газета «Литература» № 17, 2004, издательский дом «Первое сентября», стр. 5-6.
2.Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы. «Литература в школе», №1, 2002, стр.18-20
3. Пушкин А.С. Сочинения в двух томах. Том 1. Стр. 209
4. Пушкинские места. Путеводитель. Москва, Профиздат,1999, стр.132- 133
5. Русская литература 19 века. Практикум. 10 класс. Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений под редакцией Ю.И. Лыссого. Стр. 62-63. Москва, Просвещение, 2000
6. Скатов Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. Ленинград, «Детская литература», 1991, стр. 222-223
7. Троицкий В.Ю. «Духовная составляющая словесности» (О пушкинской поэзии 1826-1837 годов) «Литература в школе», № 5, 2010 , стр. 5 - 10
Композитор Алексей Рыбников
Аэродинамика и воздушный шарик
Красочные картины Джастина Геффри
Воздух - музыкант
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое