Размышления о смысле названия пушкинского произведения
Вложение | Размер |
---|---|
motsart_i_saleri_esse.docx | 14.91 КБ |
В эссе есть несколько текстов, написанных курсивом. Пожалуйста не оценивайте их, так как это пояснения о том, что я изначально хотел написать, но потом по какой-то причине отказался.
Сальери в маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
С.Н. Булгаков сравнил маленькую трагедию А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери» с философскими диалогами Платона. И это несравненно так, потому что это произведение не историческая драма, построенная вокруг тёмной истории, связанной со смертью Моцарта, это символическая драма, скорее философское произведение, дающее жизнь новым вечным образам, сверхтипам в искусстве, таким как Дон Жуан, Гамлет, Фауст, – «Моцартам» и «Сальери».
Знаменитый исследователь творчества А.С. Пушкина Ю.М. Лотман назвал поэтику, лежащую в основе всех четырёх пушкинских маленьких трагедий, контрастно-динамической. В основе всегда краткого сюжета – противостояние, парадокс, оксюморон как и драматический, так и психологический. И основа данного противостояния – два композитора – Моцарт и Сальери.
В реальности Антонио Сальери (1750 – 1825) был известным итальянским композитором. Скорее всего он был даже более известен, чем его друг – австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – человек, которого мы сейчас именуем гением и одним из величайших творцов в истории человечества.
Я хотел бы рассказать о Сальери.
Одним из самых главных источников информации о Сальери является его первый монолог. Начинается он с довольно страшных слов. В них Сальери отрицает наличие какой-либо, даже Божественной, правды как и на земле, так и на небе. Он отрицает вообще существование каких-либо абсолютных ценностей. В такой ситуации ему, как и позднее героям Достоевского, «всё позволено». Уже в начале произведения он закладывает первый камень в основание того преступления и оправдания этого преступления, совершенного им в конце.
Перечисленное выше и есть начало одного (а точнее третьего) платоновского сюжета – о гении и злодействе.
Дальше Сальери начинает рассказывать о своей жизни. По его словам он родился «с любовию к искусству». Его детство сопровождала музыка. И Сальери сделал самый важный выбор в его жизни до встречи с Моцартом – он отрёкся от всего мира и предался одной музыке. Это, как мне кажется, послужило ещё одной причиной некой ненависти и непонимания со стороны Сальери к Моцарту. Он не понимал гения, способного творить «с лёгкой руки».
Сальери предался в юности одной музыке. Как он говорит: «Труден первый шаг/ И скучен первый путь». Это показывает в нём человека очень сильной воли и желания. Он готов просиживать часами, днями! в безмолвной келье, дабы только понять смысл музыки.
Может быть именно это желание понять музыку, а не творить так, как тебе захочется, так, как повелит тебе душа и чувство превратили Сальери из некогда талантливого молодого творца в некую машину алгебраической музыки и кастового высокого искусства.
Лично мне кажется, что так нельзя. Нельзя превращать музыку, которая является в первую очередь отражение души её создателя, в какую-то систему, подверженную строгим правилам. Я, конечно, понимаю, что господствующий в то время классицизм диктовал довольно жёсткие правила, как писать музыкальные произведения. В частности, Моцарт и Сальери считаются наилучшими композиторами в этом стиле – их, и ещё Людвига ван Бетховена, называют венской классической школой. Я нисколько не считаю, что классические произведения скучны, неинтересны, а наоборот считаю их одним из наиболее увлекательных музыкальных жанров даже несмотря на то, что они подвержены правилам. В данном случае эти правила только к лучшему.
Что касается Сальери, то мне кажется, что он был слишком увлечён этими правилами. Он старался превратить всю музыку в строгую систему. А это невозможно! Музыка не математика. В математике невозможно разрешить каждому ученому создавать свои законы, а музыка именно на этом и построена. Музыка – это экспромт, фантазия, вдохновение, а не таблицы и правила.
Я не знаю для каких целей Сальери пытался понять музыку. Может для того чтобы завоевать ещё больше славы и уважения, ещё больше слушателей и почитателей. А может он действительно пытался докопаться до корня, до главной тайны всей музыки.
Изначально я хотел здесь сравнить тайну музыки с тайной Бога. Но мне потом показалось, что это будет совершенно неправильным. Поэтому я сравнил музыку с тайной мироздания.
Здесь хотелось бы провести несколько аналогий. Существует, к примеру, тайна мироздания – тайна, благодаря которой мы могли бы объяснить как создан наш мир. Некоторые люди считают, что мир появился в результате Большого взрыва. У других противоположное мнение. Мы, православные христиане, верим, что наш мир сотворил Бог. Мы знаем основы этого процесса, но ничего не можем сказать о точных рамках, конкретных деталях и т.п. Это для нас тайна.
Так и в ситуации с музыкой. Творец понимает основы того, чем он занимается. Но ему не дано понять это окончательно. Он не может понять музыку «до костей». В творчестве всегда есть тайна. И эта тайна является одной из основ музыки. Она даёт «одухотворяет» музыку.
Воздух - музыкант
Кто чем богат, тот тем и делится!
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Военная хитрость
Отчего синичка развеселилась