Номинация "Пути сохранения русского языка как части национальной культуры"
Тема "Язык- признак жизни народа,книга его истории"
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_nov.doc | 40.5 КБ |
Конференция, проводимая в рамках XI Образовательных чтений Хвалынского округа « Традиция и новации: культура, общество, личность».
« Пути сохранения русского языка
как части национальной культуры»
«Язык- признак жизни народа, книга его истории».
Автор: Акимова Наталья,
Учащаяся 7 класса
МОУ СОШ с. Елшанка
Научный руководитель:
Шестопалова Ю. А.
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ с. Елшанка
Хвалынск 2015
Заявка
На участие в конференции, проводимой в рамках
XI Образовательных чтений Хвалынского округа
« Традиции и новации: культура, общество, личность».
Ио директора МОУ СОШ с. Елшанка Гафурова В.Н.
План - содержание
Мы живём в 21 веке во времена стремительного развития научно- технического прогресса. Темп жизни ускоряется, люди перестают общаться друг с другом. И , к большому сожалению, за всей этой суетой мы забываем о самом главном, о сохранении родного языка, часто, общаясь на уровне СМС, засоряем его словами «паразитами».
В последние 10 лет этой проблеме уделяется большое внимание. Было проведено большое количество различных культурных событий и фестивалей, среди которых хочется отметить ежегодный Пушкинский фестиваль, празднование Дня Победы, вечера классической музыки и старинного русского романса, ежегодные новогодние детские елки, рождественские посиделки, бардовские вечера, театральные капустники, пасхальные и первомайские пикники, вечера караоке, просмотры советских и российских фильмов и мультфильмов и многие другие.
Главная цель этих мероприятий – сохранение русской культуры, национальных русских культурных традиций, русского языка, а также популяризация русской культуры и наследия в России.
Русский язык является одной из составляющих, которая сможет объединить всех россиян, независимо от их национальности и вероисповедания. Отрадно, что сейчас в рамках языкового союза стран СНГ русский язык является официальным языком межнационального общения, средством интеллектуального общения, способствующим развитию и обогащению народов, населяющих эти страны .
Самая большая ценность народа — его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Поэтому лучший способ узнать человека — его умственное развитие, моральный облик, характер — это прислушаться к тому, что и как он говорит. Язык человека является важным показателем общей культуры личности. Но сегодня на родине Толстого и Достоевского сложилась ситуация, когда приходится ежедневно и ежечасно бороться за выживание нашего великого языка.
В настоящее время идет лихорадочная переделка русского языка. Подбираются иностранные аналоги русским словам, и затем к ним приучают людей через радио, телевидение и прессу. Происходит эстетизация блатного фольклора и пропаганда криминального жаргона. Матерные слова, загрязняющие русский язык, обрушиваются на нас со страниц книг, газет и журналов, теле и киноэкранов, театральных подмостков. Уродованию подвергается не только словарь обиходного русского языка, но и строение фразы, ритм, интонации.
Защита русской культуры и русского языка должна стать общенациональной задачей. Утрата народом своего языка приводит к исчезновению этого народа как целого, как этноса.
... Когда исчезает народный язык, - народа нет более» (Ушинский, 1957).
В статье «О первоначальном преподавании русского языка» одной из важных задач К.Д. Ушинский ставит ознакомление детей с сокровищами русского языка, с народной поэзией (былинами, сказками и т.п.). Великий педагог считал, что, вводя ребенка в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Вот почему, передавая детям какое-нибудь произведение народной словесности или его литературы, мы только тогда вводим ребенка в обладание формами народного языка, если действительно уясняем ему ту мысль и то чувство, которые в них выразились, в то же время вводим его через формы языка в понимание народной жизни, народной поэзии, народной логики. Только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка, ребенок действительно овладевает этой формой и в этой форме получает ключ к сокровищнице народного духа.
В.А. Сухомлинский основным средством воспитания тоже считает родное слово: «Язык - духовное богатство народа».
В.А. Сухомлинский постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и, прежде всею -- любовь к родному языку».
Язык народа является драгоценным хранилищем его исторических судеб, трагедий и комедий, побед и поражений, радости и счастья, сомнений и надежд его носителей.
Ведь родной язык - это система, которую в норме человек усваивает с младенчества вместе и параллельно со становлением мыслительной способности. Воспитанные поистине с «молоком матери» мыслительная и языковая системы осознаются человеком и всем этносом как единственно правильные, даже единственно возможные.
Естественно, что инонациональным жителям, проживающим в каком-либо национальном районе страны, нужно уважать традиции коренного населения изучать его язык и культуру.
Пушкин завещал русскому языку двуединую миссию — миссию единения и миссию сбережения иных языков и культур. В нынешних условиях он является важнейшим рычагом сближения независимых государств. Следует напомнить один примечательный факт. В 1948 году, в период «холодной войны» Аллен Даллес поучал: « Чтобы развалить СССР, не надо атомной бомбы, нужно только внушить его народам, что они смогут обойтись без знания русского языка. Нарушаются
экономические, культурные и другие связи. Государство перестанет существовать.»
Проблемы русского языка органично связаны с местом русской культуры в современном обществе — ее великих литературы и живописи, философии и истории, ролью во всей духовной жизни. Они связаны с теми новыми задачами, которые русская культура призвана решать не только на своей национальной почве, но и в контексте консолидации многонациональной отечественной культуры.
Язык- признак жизни народа, книга его истории. Если позволить его изменить, изменится судьба целого народа.
Список используемой литературы
Статьи:
1.«Пути сохранения русского языка как части национальной культуры»
(доклад логопеда Чальцевой Н.В. на научно-практической конференции
проведённой в Свято-Пантелеимоновском храме 16 апреля 2007 года
в рамках празднования дней славянской письменности)
2.С. Казначеева-сочинение « Падение грамотности, развитие и сохранение русского зыка».
Интернет- ресурсы:
Золотая хохлома
Зимний дуб
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Тупое - острое
Глупый мальчишка