Считаю, что необычные методы в работе - это основа успеха в изучении русского языка и литературы. Часто использую в своей работе произведения прозаиков- земляков Нурислама Шайхулова, Сабира Шарипова. Думаю, их творчеством сумела заинтересовать и учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
perevod_rasskaza_kuray_mono.docx | 19.71 КБ |
Рассказ Нурислама Шайхулова «Мелодия курая»
(перевод с ученика 7-го класса Гильманова Дима и его бабушки Сайбы Гильмановой)
Среди гор и лесов, в глухомани, есть маленькая деревня. Из труб тридцати-сорока домов идёт дым. Глядя на людей, нельзя сказать, что деревня плохая. Здесь живут люди разных профессий: есть и охотники, и плотники, и водители. Главная их работа – лес рубить, деревья сажать.
Деревня богата талантливыми людьми. Если вечером поднимешься на гору, то услышишь на одном конце деревни звуки гармони, на другом – мелодии скрипки. Умелец Салимьян сам делает скрипку, сам играет. Из одного дома, что в сторонке, тянется мелодия курая, а маленький клуб трясётся от плясок молодёжи.
Народ здесь разный. Кураист Ахматша – очень интересный старик. Он лесоруб. Хотя никогда с ружьём не ходил на охоту, на полу у него лежит большая медвежья шкура. Ахматша часто смеётся над опытными стариками-охотниками: «Охотники называются! Хоть одну медвежью шкуру не можете на пол постелить». Те говорят, что медведь в Красную книгу занесён. У Ахматши и на эти слова есть ответ: «А куда раньше смотрели?»
Кураист очень дорожит этой медвежьей шкурой, никому не разрешает наступать на неё в обуви. На смотрах талантов получал он Почётные грамоты. Они висят на стене, а за ними находится курай. Ахматша осторожно берёт оттуда курай, ставит стул со спинкой у самой головы медвежьей шкуры, сам удобно на нём располагается и подносит курай к зубам.
Его небольшое тело выпрямляется, так как он, приподняв широкую грудь, пригото-вился играть мелодию. Глядит кураист карими глазами куда-то вдаль и начинает играть. Откуда выходит эта мелодия, эта музыка? Этой мелодии мало места в доме, она льётся из открытого окна на улицу, звенит в окнах соседних домов, ударяется об скалу. Возле дома собираются односельчане. Сколько бы он ни играл, его музыка никому не надоедает.
Правильно назвал его народ кураистом. В молодости лесоруб не знал, что такое песня, что такое мелодия. Где он научился так хорошо играть на курае?
– Из-за этого бурого медведя с белой грудью я научился играть на курае, – начинает объяснять немногословный Ахматша. Берёт курай в одну руку и рассказывает близкому человеку об этой шкуре.
– Молодой, сильный, как медведь, был я тогда. В солнечный осенний день пошёл смотреть стога около скалы Ташулак. Правильно назвали наши деды эту скалу. Как будто две скалы столкнулись с двух сторон и образовали каменный желоб. По сторонам скалы кустарники, а вершина ровная. Как раз у подножия этой скалы находится моя поляна. Подошёл к своим стогам, смотрю и глазам своим не верю: сверху по каменному желобу катятся друг за другом огромные камни. Вот один камень пролетел очень близко от меня, остановился и лёг на середине полянки. Через некоторое время второй прокатился с большой скоростью…
– Чья это может быть работа? Завистников у меня вроде нет… Испортит ведь полянку мою. Надо поймать и проучить этого негодяя, – такие мысли промелькнули у меня. Держась за кусты, стал подниматься на вершину. На половине горы остановился отдохнуть и стал наблюдать: никого не видно. Вот опять большой камень, ударяясь о каменные лесенки, полетел вниз. Вот видна стала вершина скалы, и я стал наблюдать за этим человеком. Конечно же, очень осторожно.
– Чья же это работа?!
Глазам своим не поверил: белогрудый бурый медведь, держа огромный камень, по-дошёл к краю скалы. Швырнул камень со скалы вниз, а потом, наклонив голову немного набок, приподняв чуть морду, с удовольствием стал слушать. Я тоже внимательно прислу-шиваюсь и слышу, как камень катится вниз, издавая различные звуки. Они ударяются о гору Бизмен, слышатся ещё приятней.
Когда стало тихо, медведь снова пошёл за камнем, нашёл нужный, принёс, бросил и долго слушал. «Вот забавный зверь, как любит таинственные звуки и создаёт мелодию. А я, человек, не обращаю внимания на песни, музыку. Хоть бы умел играть на каком-нибудь музыкальном инструменте!» – думаю с удивлением я. А медведь меня не замечает, увлечён своим занятием. Наверху камни, кажется, закончились, потому что зверь поднял с земли большой сосновый пень с несколькими крупными корнями, встал на краю скалы. Перешагнул мешающий толстый длинный корень на пне и толкнул его вниз. Но пень не летел вниз, как камень, а вплотную оказался за спиной зверя. Медведь этому очень рассердился, кажется. Он толкнул со всей силой пень, а толстый корень, который был между ног его, приподнялся и потянул медведя вниз. «Ах!» – произнёс я. Когда открыл глаза, медведь и пень, которые летели вниз по камням, лежали на нижней ступеньке скалы. Я поторопился вниз. Бедняга, весь был в крови, а через некоторое время перестал дышать. Очень жалко было медведя-музыканта, слёзы выступили на глаза.
Побежал я в канцелярию, рассказал случай, попросил шкуру медведя оставить мне. С тех пор, как увижу шкуру белогрудого бурого медведя, льётся музыка в душе. Сделал я себе курай, начал учиться играть мелодии, которым было тесно в моём сердце. Хоть и немоло-дой был, таки научился. Этот медведь причиной того, что я кураист Ахматша. Есть секрет в том, что я играю у его изголовья: мне кажется, что он придаёт мне какую-то таинственную мелодию, таинственную силу…
Вот, оказывается, почему Ахматша очень дорожит этой медвежьей шкурой.
Какие истории хранятся в глухомани, в маленькой деревне, расположенной среди лесов и гор!
Вечерами, когда стоишь на горе и слушаешь, эта деревня напоминает дом музыки. У скрипача, старика Салимьяна, и у гармониста тоже, наверное, есть свои интересные истории.
Как нарисовать черёмуху
Пока бьют часы
Сказки пластилинового ослика
Именинный пирог
Астрономы получили первое изображение черной дыры