Творческая работа "Праведник на Руси"
Вложение | Размер |
---|---|
solzhenitsyn.docx | 24.14 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Районное управление образования»
МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3»
Творческая работа
Праведник на Руси
Выполнила: Толстихина Дарья,
Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо
МБОУ «Таксимовская средняя
общеобразовательная школа №3»,
9 класс, 15 лет
Научный руководитель:
Рундина Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы,
Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо
МБОУ «Таксимовская средняя
общеобразовательная школа №3»
2017 год
11 декабря 2016 года исполнилось 98 лет со Дня рождения великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына. А.И. Солженицын считал, что «Источник силы или бессилия общества – духовный уровень жизни…». Всем своим творчеством он утверждал нравственные устои жизни. Этим и обусловлена актуальность изучения творчества Солженицына поколениями.
В 9 классе мы не изучаем творчество этого писателя. Но Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы, предложила мне прочитать «Матренин двор» Солженицына, познакомиться с его биографией и представить защиту на конференции. Я выполняю такую работу впервые.
Я узнала об этом человеке и писателе много интересного. Прежде всего, отметила для себя, что школу он закончил с золотой медалью, а университет с Красным дипломом, что одновременно учился заочно и в Московском институте философии и литературы. Был мобилизован во время войны 1941 года и служил командиром батареи звуковой разведки 794-го Отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона 2-го Белорусского фронта. Боевой путь — от Орла до Восточной Пруссии. Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, в ноябре 1943 года получил звание старшего лейтенанта, в июне 1944 года — капитана. Прошел со своим соединением от Орла до Восточной Пруссии, был арестован военной контрразведкой за переписку с одним из старых друзей, где Ленина назвал «Вовкой», а Сталина «Паханом». В 1945 году приговорён к восьми годам лагерей. Заболел неизлечимым онкологическим заболеванием и сам его победил, став писателем. Меня потрясло, что этот человек мог оставаться сильным и правдивым в любое время. За правду его сослали за рубеж, он жил в Германии, Швейцарии, Америке. Его поддерживали самые близкие люди (жена Наталья Дмитриевна, сыновья). Меня потряс тот факт биографии Солженицына, когда он написал «Архипелаг ГУЛАГ» о заключенных. 227 заключенных рассказали о своей скорбной судьбе. Это и записал Солженицын, но выслал роман для хранения за границу. Он не мог разгласить фамилии бывших репрессированных. Разрешил печатать роман только после того, как в сентябре 1972 года нашли повесившейся у себя в квартире машинистку Е. Воронянскую, печатавшую «Архипелаг» и хранившую без ведома автора один экземпляр машинописи у себя на квартире, который попал в руки КГБ. В 1970 г. Солженицину присуждена Нобелевская премия по литературе «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы» (предложено Франсуа Мориаком). В то время романы Солженицына не печатали в России, их публиковали за рубежом. Правду в России было говорить запрещено.
В 1994 году возвращается в Россию. Ездит по стране от Владивостока до Москвы. В 2007 году награжден Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.
Александр Солженицын скончался на 90-м году жизни 3 августа 2008 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Можно ли назвать Солженицына праведником на Руси? Это выражение я взяла из его произведения «Матрёнин двор». Первоначально автор хотел дать ему название «Не стоит село без праведника». Праведницей была главная героиня – Матрена.
Так кто же такой праведник? Академический словарь русского языка поясняет: «Праведник - тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности». Еще одно пояснение мы находим в Толковом словаре И.Даля: «... во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник». Думается, что таких людей отличает вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, естественность, непритязательность, неприхотливость, выносливость, терпение, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труду.
Есть ли сейчас такие люди, которые готовы помочь бесплатно, могут искренне радоваться успехам других, любить и прощать? А. И. Солженицын считал, что они есть и будут всегда, но, к сожалению, встретить такого человека всё труднее.
Всеми этими чертами характера обладала героиня рассказа А.Солженицына Матрена Васильевна Григорьева. Она праведница, нравственный идеал писателя. Ее образ воплощает в себе черты того типа людей, которых в наше время остается все меньше. В бескорыстной помощи - смысл и цель ее жизни. Матрена и подобные ей - это последние «опоры», удерживающие мир от падения. Вспомним библейское предание о Содоме и Гоморре, двух городах, которые Бог обещал пощадить, если там найдется хотя бы десять праведников. Праведников там не оказалось, и города были разрушены. Именно такая судьба, по мнению Солженицына, может ожидать и наш мир.
Рассказ «Матренин двор» наполнен тезисами, рассуждениями, мотивами конфликта двух Россий - исконной, «нутрянной» и чиновной, неправедной бюрократической, официозной. В этом рассказе, соединившем в себе черты художественного очерка, романа, главным является мотив неузнанного и непонятого праведника. Автор хочет донести до читателя мысль, что без терпения, ограничения, аскетизма, лежащих в основе праведничества Матрены, народу не выжить, как и без честного труда изо дня в день.
Образ Матрены - это образ, списанный с реальной женщины. И имя своей героини автор дал то же, что и у ее прототипа - Матрена. Оно означает, с одной стороны, «знатная женщина», с другой - «мать», «Родина». Эти значения очень важны для понимания характера героини, ведь существует мнение, что имя определяет жизненный путь человека. Солженицын дает нам понять, что судьба Матрены - частица судьбы всего народа.
Внешность героини изображена Солженицыным по всем канонам праведничества. Он не дает нам детального портрета героини. Это женщина с неброской внешностью, «улыбка ее кругловатого лица», «простодушно гладя блекло-голубыми глазами», «...в неярких ее глазах». Но автору важно было показать читателям другое - внутренний свет в ее глазах и «лучезарную улыбку». Вот мы как будто видим, как она «улыбалась чему-то», «просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Солженицын пишет: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью. Матрена умеет радоваться жизни, душа ее светла, не омрачена злом и завистью, у нее и лицо красивое»3, - пишет А.Солженицын. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, может только сильный человек.
Матрена, сама того не понимая и не стремясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедей. Она обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям. Жизненные драмы, личные ее беды, так или иначе, связаны с историческими событиями, которые пережил весь народ - Первая мировая война, на которой попал в плен Фаддей; Великая Отечественная война, с которой не вернулся ее муж; колхоз, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию и настоящая бесчеловечная социальная система, которая оставила Матрену без пенсии, не продает торфа, заставляя воровать. Для единственной козы Матрена не может сготовить сена: «… у полотна - не скоси», «в лесу косить нету», «...в колхозе мне не велят». Таким образом, в рассказе остро раскрываются отношения власти и человека, нравственно-духовная жизнь народа в послевоенной жизни русского села. Реальный быт крестьянства, где идет борьба за выживание, с точностью показан автором. А.Солженицын обличает существующий порядок. Сопоставляя эпизоды, мы убеждаемся, что основой отношений в те годы была ложь. Государство не интересовалось жизнью людей, их права были не защищены. Но люди воспринимали это как обычное явление, так как жить в таких условиях командно-административной системы их приучали с детства. В обществе, где царят ложь и насилие, люди утрачивают «самое чувство правды». Но смирение перед судьбой - не всегда добродетель. Страх губителен для личности. Он умаляет человека и разрушает его душу. Но если одни «брели и хлюпали зловонным болотом общества», то были и люди, кто скользил «как будто поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая», - говорил А.Солженицын. Он их относит к праведникам.
Гибель героини рассказа заставляет всех задуматься о том, какое место в жизни деревни занимала Матрена. На ней держалась вся деревня. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...». Образ Матрены имеет символическое значение. Это не просто деревенская женщина, а русская крестьянка, которая олицетворяет собой многострадальную женскую долю, о которой писал в своих стихах Н.А.Некрасов, это поруганная православная Русь, которая, несмотря на все испытания, стояла и стоять будет, пока есть праведники на земле русской. Гибелью героини рушится мир духовных ценностей. И это тревожно. Гибель Матрёниного двора — грозное предупреждение Солженицына о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.
А.Солженицын продолжил одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании духовности, убеждён в необходимости ставить “вечные вопросы” и искать на них ответ.
Изучая биографию Солженицына, я пришла к выводу, что Александр Исаевич сам являлся праведником на Руси. Во- первых, важно признать, что главной темой творчества этого писателя является вовсе не критика коммунизма и не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом - вечная тема мирового искусства. Думаю, большая ошибка относить Солженицына к числу людей, убежденных в том, что причины, препятствующие устроению земного рая, - вне человека, в несовершенстве общественного строя, и что эти причины могут быть устранены лишь с помощью социальных реформ.
Во- вторых, нельзя и дальше игнорировать тот факт, что творчество Солженицына выросло не только на традициях русской литературы 20 века. Как правило, его произведения рассматриваются на фоне крайне ограниченного круга социально- политических и литературных явлений 19 -20 веков.
В этой связи особенно актуальной кажется мне задача соотнесения произведений Солженицына с искусством Средневековья, с эпохой, о которой в «Августе Четырнадцатого» устами профессора Андозерской писатель сказал» «Такой интенсивной духовной жизни, с перевесом над материальным существованием, человечество не знало ни до, ни после».
Такому строению мира соответствует и устройство души русского человека. Она тоже трехсоставна и представляет собой сочетание нескольких начал: святого, человеческого и звериного. В разные периоды одно из этих начал подавляется, другое начинает доминировать, и этим объясняются высокие взлеты и глубокие падения русского народа.
Подобные мысли Солженицын высказывал неоднократно. Например, выступая в Международной Академии Философии (1933): «От этого всего судорожного темпа технократического Прогресса… душа человека не растет, а только мельчает, духовная жизнь снижается… Всё борьба за материальные вещи, а чувство глухо подсказывает нам, что потеряно нечто чистое, высокое».
Злая мать и добрая тётя
Рисуем тыкву
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Домик зимней ночью
Загадка старого пирата или водолазный колокол