Это работа предствляет собой размышения над личностью самого значимого поэта в русской литературе. Общепризнанно: "Пушкин -наше все!" А как воспринимается поэт сегодня и сейчас детьми ХХI века?
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе Пушкин глазами детей XXI века | 24.87 КБ |
« Что в имени тебе моем?»
«Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
…
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…»
А.С. Пушкин
О нём привычным стало говорить как о гении, называть его «солнцем русской поэзии» или давать ему такое определение - «наше всё». Пушкин – гений! Канонизировали и поставили в красный угол – любуйтесь! «Пушкин в роли монумента?» - как сказала Марина Цветаева. Выходит, что так…
И как получилось, что «бич жандаромов, бог студентов/Желчь мужей, услада жен…», тот, кто «всех живучей и живей», превратился в литературный культ, икону?
Безусловно, он икона - тут и не поспоришь! Но несколько в ином смысле. Икона литературного вкуса, слога, слова… Но никак не застывший, «мертвый» классик, академический поэт в золоченой раме. Именно такое восприятие убивает желание читать Пушкина, не даёт увидеть «жизнь» в его произведениях, почувствовать его великим поэтом, именем которого названа целая литературная эпоха (все остальные имена как-то померкли, потухли!), и сделать его «своим» - приятным остроумным собеседником и другом. Это возможно только тогда, если посмотреть на Пушкина другими глазами.
«Пушкин — в роли мавзолея?» Нет. Пушкин в литературе как Моцарт в музыке: легкий, изящный и, как бы сейчас сказали, хитовый. Мне кажется, «гуляка праздный Моцарт» из «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» и есть своеобразное альтер-эго писателя, для которого важно все: «и жизнь, и слезы, и любовь…» Ведь «живое» слово рождается из живого…
…Он обожал играть в карты, был влюбчив, вспыльчив, ревнив и очень суеверен. Известно, что пред дуэлью с Дантесом поэт забыл дома свой талисман – перстень с сердоликом, подаренный ему графиней Воронцовой, – это усилило уверенность Пушкина в том, что поединок будет для него последним.
Николай Тургенев писал Петру Вяземскому о Пушкине так: «Его знают по мелким стихам и по крупным шалостям».
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки… Грустный, охладелый,
Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
Это тоже Пушкин…
И как тут опять не вспомнить восклицание Сальери: «Ты, Моцарт, не достоин сам себя…»
Ты, Пушкин, не достоин сам себя?! Нет, конечно же, не так…
А скорее вот как: «Быть можно дельным человеком/И думать о красе ногтей». Одно другому не мешает. Не так ли?
Но все же мы отказываем Пушкину в величии (втайне, конечно!), сбрасывая его с корабля современности, потому что, наверное, сами не доросли до него, думая, что он прост и зауряден. Однако как верно отметил Андрей Белый: «Пушкин самый трудный поэт для понимания; в то же время он внешне доступен. Легко скользить на поверхности его поэзии и думать, что понимаешь Пушкина. Легко скользить и пролететь в пустоту». Вот именно: «пролететь в пустоту».
Ведь за простой и легкостью сокрыта трудная работа незаурядного ума и гения! Прислушайтесь, и вы услышите, как прекрасна музыка пушкинского слова! Оно звучит ярким аккордом в нашей повседневной жизни. Ну как лучше сказать об осени, как не до боли известными строками из стихотворения «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье!»), о дружбе («Мой первый друг, мой друг бесценный!»), о любви («Я вас любил, любовь еще, быть может…)!
А для меня еще и вот это: «Зима! Что делать нам в деревне?» И невольно вырывается: « Зима! Что делать нам в Певеке?»
Скажите лучше, точнее! Вряд ли получится! А если и получится, то это будет совсем уже не то! Не жизнь, а схоластика!
Ты, Моцарт, бог, но сам того не знаешь!
Я знаю…
Ты, Пушкин, бог… А ведь действительно, Пушкин - фигура в нашей литературе христологическая, знаковая. И с этим тоже не поспоришь! Пушкин победил не только свою эпоху, но и само время. Он актуален и современен, как и то, о чем он писал, «не мысля гордый свет забавить». Писал о самом важном: о чести, достоинстве, дружбе, любви, благородстве ( «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…» - как сказано!)… Писал об этих вещах, потому что хотел поговорить о них с читателями – с нами. Об этом свидетельствуют обращения в его произведениях: «мой читатель», «мой друг», «братья», «друзья». Это ещё больше приближает его к нам, к живым людям. Это заставляет относиться к Пушкину как к другу и собеседнику.
Очень хочется, чтобы о Пушкине знали не только как о мастере слова, но и как об удивительном человеке. Как сказал Ю.М. Лотман: «Пушкин вошёл в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар - быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах».
Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! — взываю к ней;
Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии
И средь полуденных зыбей,
Под небом Африки моей,
Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил.
Что в имени тебе моем, достопочтенный мой читатель?! Отвечаю вам, Александр Сергеевич милый: сама жизнь, веселое и волшебное имя которой – Пушкин.
Акварельные гвоздики
Большое - маленькое
Горка
А теперь — мультфильм
Глупый мальчишка