Статья о Л. И. Колесовой, ветеране Великой Отечественной войны, блокаднице, защитнице Ленинграда.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chernookova.docx | 560.88 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Приморска
Тема: «Любовь вопреки…»
Автор: Черноокова М., ученица 10 класса МБОУ СОШ № 8 г. Приморска
Руководитель Денисова Е. В.
2019г.
ЛЮБОВЬ ВОПРЕКИ ….
Тема статьи «Первые учителя – переселенцы».
Я повествую о жизни участницы Великой Отечественной Войны, Колесовой Лидии Ивановны, о вехах её героического и славного пути. Данная статья направлена на сохранение в памяти новых поколений свидетельств о героическом подвиге советского народа в Великой Отечественной Войне, о любви и верности.
Ключевые слова: Великая Отечественная Война, история семьи Колесовых, боевой путь, героическое наследие, память поколений.
Актуальность: Со времен Великой Отечественной Войны прошло уже более 70 лет. К сожалению, каждый год ветеранов, непосредственных очевидцев событий, становиться все меньше и меньше. В скором времени мы не услышим рассказов о том времени из уст людей, которые чувствовали и пережили все это сами. А пока у нас есть время, нужно слушать, впитывать и сохранять в памяти новых поколений свидетельства о героическом подвиге наших соотечественников. Мы живем в небольшом городке на самом западе Калининградской области, на самом краю нашей большой страны. Эта земля принадлежала пруссам и немцам и только в 1945 году она стала нашей. Эту землю возрастила чужая культура, ее насквозь пропитали чужие традиции. Но война разрушила былое. Нам, здесь живущим ныне, очень важно связать прочно малую Россию с ее большой частью, с ее культурой и духовными традициями. Я подумала о том, что если в большой России все свидетельствует о глубине нашей культуры, истории, то здесь, в Калининграде, мы лишены этих древних источников и памятников национального самосознания. Тогда что же делает нас сопричастными им? Ответ на удивление прост. Это любовь. Любовь к нашей удивительной многообразной и разносторонней стране, к людям, живущим в ней. И примеры этой любви в самых высших и героических ее проявлениях до сих пор у нас перед глазами. Это наши ветераны. Именно они любили нашу Родину так сильно, любили каждого, знакомого и незнакомого, родного и неродного так самоотверженно, что забывали себя. Это высшая любовь, жертвенная, иррациональная, не ищущая своего. Любовь вопреки страху, вопреки голоду, вопреки ненависти, вопреки самой смерти. Судьба Л. И. Колесовой – яркое тому подтверждение. И пока мы можем, мы должны учиться такой любви.
Цели и задачи: На примере жизни Колесовой Лидии Ивановны отследить судьбу молодого поколения 40-ых военных лет. И показать нашему поколению ту сторону, о которой мало кто задумывается. Война приносит не только боль и слезы, но и объединяет людей, помогает понять истинную цену дружбы и любви.
Гипотеза: Я предполагаю, что рассказывая о людях, живших в годы Великой Отечественной Войны, мы укрепляем чувство патриотизма, гордости за страну, повышаем историческую ценность того времени, потому что без прошлого, не будущего.
Война - это горькие слезы, смерть, разлука. Война, как воровка, забрала много жизней людей, людей которые защищали всех нас, свои семьи, родную землю, Родину. Защитники Отечества, не жалея себя, погибали от вражеских пуль.
Нам очень повезло - рядом с нами, в городе Балтийске, живет прекрасная женщина, Лидия Ивановна Колесова, которая родилась в Свердловской области в 1923 году. Будучи радистом, старшим матросом, она участвовала в обеспечении радиосвязи на «Дороге жизни», проходившей через Ладожское озеро. Только этот путь соединял блокадный Ленинград со страной. За самоотверженную работу Лидия Ивановна награждена медалями « За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
В 1942г. Лидия Ивановна окончила Камышловский педагогический техникум и проходила выпускную практику. Шла война и в училище приехали вербовщики, призывая девушек на фронт. Не раздумывая, Лидия Ивановна внесла свою фамилию в список. После чего оповестила об этом своих родителей. Лидии предстояла дальняя дорога с Урала до осажденного Ленинграда. 11 девушек из педучилища вместе с сотнями других девушек отправились туда товарным эшелоном. По дороге в Ленинград девушки попали под обстрел близ города Тихвина. Им пришлось провести несколько дней в лесу. В Ленинград переправились ночью.
« Никогда не забуду, как шли по осажденному Ленинграду. Он поразил нас своей тишиной, абсолютно пустыми улицами, заградительными аэростатами на небе»,- вспоминает Лидия Ивановна.
Вскоре началась настоящая боевая служба. Лидию назначили в манипуляторный отряд гидрографии Краснознаменной Ладожской военной флотилии. Здесь же служил водителем паренек Петя Колесов.
У молодых людей возникла симпатия друг к другу... Но какая любовь на войне?
Мы любим – вопреки разлуке:
На год, на месяц и на день…
Сплетённые навеки руки
Рисует в окнах светотень.
После снятия блокады 1944 году манипуляторный отряд вместе с наступающими войсками отправились к границам Германии. О победе радистки узнали первыми. Военные дороги то разлучали Лиду и Петю, то снова сводили их вместе. В феврале 1946 году они расписались. Началась мирная жизнь. Молодая семья прожила в Лиепае 8 лет. Вскоре родился сын Миша. Затем Петю перевели служить в Балтийск. На свет появились дочери Таня и Галя. В Балтийске Лидия и Петр Колесовы посвятили свою жизнь организации спорта среди военных моряков. «Какой стадион был в Балтийске в те годы! Какие праздники проходили!» - восклицает бывший инструктор по спорту Лидия Ивановна.
Однажды во время послевоенной выездки на малую родину Лидия Ивановна пришла в педагогический техникум - хотела узнать про свой диплом учителя. Но в это время шел педсовет, и Лидия постеснялась помешать педагогам. Так и не осуществилась ее мечта стать учителем. В будущем педагогами стали все ее дети.
Долгая славная жизнь позади... Уже много лет нет с Лидией ее любимого мужа. Но помогают и поддерживают дети, которые всегда рядом. С Лидией Ивановной нам с ребятами из моего класса довелось встретиться в канун её 93-летнего Дня рождения, в марте 2016 года. Наш кадетский 7 класс приехал в Балтийск, где она живёт и поныне, с поздравлениями, сердечным и тёплым концертом, подарками.
« Мы все время говорим о героическом прошлом наших ветеранов. А ведь и сейчас им требуется особое мужество - быть стариками», - замечает Татьяна Петровна, младшая дочь. « Когда уже подводит здоровье, постепенно уходят близкие и друзья, когда все труднее радоваться наступающему дню. Но мама не сдается, не теряет интерес к жизни. И это, я считаю, самое главное».
В рамках программы патриотического воспитания мной была проведена исследовательская работа – опрос начального и среднего звена учащихся МБОУ СОШ № 8.
Вопросы, заданные ученикам 1- 4, 5-8 классов:
В результате опроса я выяснила, что из 48 опрошенных учащихся 5-8 классов и 80 учащихся 1-4 классов, слышали о боевых подвигах своих прадедов 25 ребят (52%) в среднем звене и 38 (47, 5%) ребят в начальной школе. Из них только 12 ребят из среднего звена, 14 учащихся начальной школы: 3 человека в первом классе из 19; 3 человека во втором классе из 20; 3 человека в третьем классе из 25; 5 человек из 20 учащихся четвертого класса могут рассказать об их боевом прошлом.
Наши поколения связаны цепью времён, общим историческим прошлым. Хотелось бы, чтобы в сознании поколения современной молодёжи жило чувство самоотверженного патриотизма и национальной гордости, порождённое славными делами и подвигами наших дедов и прадедов. Это величайшее наследие, которое необходимо свято чтить и передавать в традициях семейного общения после Победы в Великой Отечественной войне, ибо, по нашему мнению, гордость за свой народ и свою страну, является огромным духовным и нравственным капиталом. А от себя добавим: пожалуйста, берегите своих стариков, цените каждую минуту, проведенную с ними, будьте внимательны к рассказам и воспоминаниям. Ведь нет для них ничего важнее наших слов: « Я рядом. Я люблю тебя. И горжусь тобой!».
Ассистенты автора (сбор и обработка материала, анкетирование учащихся начальной школы): учащиеся 3 класса Андрианова С.,Азарова А., Березюк Е., Бочкарева Д., Короткая Д., Сайдалиева А., Чернецкая Д., Шеховцова Т.
Список использованных источников и литературы:
1. Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. — Ленинград: Наука, 1975.
2. Семейный архив Колесовой Л.И.
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Для чего нужна астрономия?
Рисуем кактусы акварелью
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое