1 слайд :Здравствуйте уважаемые жюри, учителя и участники научно-практической конференции - Первые шаги в науку. Разрешите представить вашему вниманию свою исследовательскую работу по теме «Особенности иконописания и почитания чудотворных икон на примере икон Казанской Божьей Матери и Матроны Московской».
2 слайд: В последнее время в свете новых открытий в различных областях науки вопрос о смысле жизни и религиозности становится острее с каждым годом. Русская православная икона - одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Почитание святых икон имеет в церкви большое значение, ведь икона несёт в себе на много больше, чем просто образ - она является органической частью богослужебной жизни. В последние годы особое внимание историков и этнологов привлекают чудотворные иконы.
Так, весьма актуальным представляется анализ трансформации представления о феномене чудес, связанных с иконами:
Объектом исследования является русская религиозная культура.
Цель работы заключается в выявлении особенностей иконописания и почитания чудотворных икон на примере икон Казанской Божьей Матери и Матроны Московской.
3 слайд: Я думаю, что образ Казанской Божьей Матери и Матроны Московской и в наше время имеет большую ценность как семейная реликвия, предмет искусства и религиозного поклонения, являясь обязательной частью православной традиции.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. проанализировать понятие «икона» и предпосылки возникновения иконописания;
2. изучить основы иконографии и проанализировать особенности канонов православных икон;
3. определить особенности признания икон Чудотворными и почитания на примере икон Казанской Божьей Матери и Матроны Московской.
Методологической базой исследования являются следующие методы: метод сбора информации, аналитический, сравнительный.
4 слайд: Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Но нигде иконопись не достигла такого развития, как на Руси.
На Руси иконы появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви. И в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр – икону Богоматери. Икона имела глубокий смысл, она несла в себе высокую символику основ веры, имела неразрывную связь с духовной жизнью христианина.
На данном слайде представлено несколько существующих изображений Богородицы,различных по композиции. К ним относятся: «Богоматерь Казанская», «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Знамение».
Слайд 5:Революционные события в России после 1917 года повлияли на отношение общества и государства к религии, негативно отразившись в разрушении храмов или их перефункционировании, уничтожении ценнейших атрибутов богослужения, в том числе православных икон (Приложение 2). Однако часть икон, сохранившихся в этот сложный период, позволила ученым сделать важные открытия в области иконописания, его техники, колористики, иконографии.
Слайд 6: Иконография (от греч. eikon – изображение, образ и grapho – пишу) - в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей, сюжетных сцен.
Канон (от греч. «правило») - образец или правило для воспроизведения оригинала.
Каноном закреплена символика цвета – сложная и многозначная. Цвет в иконописи это система передачи информации с четкими и хорошо продуманными правилами.
Слайд 7: На данном слайде представлены иконы Божьей Матери, выполненные в различных цветовых гаммах. Сейчас мы выясним значения цветов, с помощью которых написаны иконы.
Золотой цвет - олицетворение святости и возвышенного. Золотой блеск икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства.
Белый цвет был родствен свету. В иконописной иерархии белый цвет занимает высшую ступень. Он означает нравственную чистоту, невинность, святость, духовное совершенство. Синий и голубой цвета - символы иного вечного мира, рая, приюта души человеческой, цвет неба. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.
Красный цвет - символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание.
Пурпурный цвет - цвет божественного и императорского достоинства – Бога на небе, императора на земле.
Темно-вишневый цвет - символ любви.
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.
Черный цвет символизирует ад, смерть, зло, символ конца, максимальную удаленность от Бога.
Серый цвет (смешение черного и белого, зла и добра) в иконописи никогда не использовался, поскольку он несет в себе ощущение неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 8:Почитание икон – общецерковная традиция, соединяющая сакральное (то есть имеющие отношение к божественному и религиозному) пространство храма с красным углом каждого дома.
У христиан тверда вера, что став Владычицей мира, Богородицастала и неизменной заступницей людей.
По легенде икона «Богоматерь Казанская» появилась от Матроны, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища. Во сне к ней явилась Матерь Божья, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.
Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божья явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.
Наконец, 8 июля мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня. Помимо неимоверной красоты, икона оказалась чудотворной. Согласно свидетельствам, слепым она возвращала зрение, страдающие мигренью обретали успокоение от головных болей.
Немалую роль сыграл чудодейственный образ и в истории Великой Отечественной Войны. Согласно историческим документам, икона была доставлена в окруженный фашистами Ленинград. Здесь ее пронесли по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву – и немцы были разгромлены. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией.
А ведь, как ни странно, это была всего лишь прекрасно написанная копия. Оригинал был утрачен еще в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря вместе с образом Спасителя. По показаниям одного из пойманных похитителей, деревянная часть божьего лика была изрублена на куски и сожжена, а драгоценности ризы были вырваны в надежде на скорую продажу.
Впрочем, это лишь одна из версий исчезновения. Существует предание, что воры вынесли из монастыря лишь копию иконы. Прообраз же находился в тот момент в покоях настоятельницы монастыря, куда она каждый вечер относила святой лик, боясь кражи.
Согласно же третьей, последней версии, оригинал иконы никогда не покидал пределов России, а был попросту спрятан в неизвестном месте, которое по сегодняшний день остается неизвестным.[1]
4 ноября — день празднования Казанской иконы Божией Матери.
Слайд 9:Легендарная Матрона Московская - одна из самых любимых в народе Святых - Чудотворица, Провидица, Целительница.
Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда. Родителями ее были бедные, но благочестивые крестьяне.
В различных источниках указано, что еще до рождения дочери мать Матроны увидела сон: что к ней на руку села белая птица с человеческим лицом и с закрытыми глазами. Так все и вышло. Девочка родилась слепая, с сомкнутыми веками, с закрытыми глазами, глазницы как бы высохли.
У Матроны был особый знак: выпуклость на груди, по виду напоминавшая нательный крест.
Со временем близкие стали замечать, что Матроне известно многое из того, что не дано видеть и чувствовать обычным людям. С семилетнего возраста у Матроны открылся дар предвидения.
На семнадцатом году жизни у Матроны внезапно отнялись ноги, она уже больше так и не стала ходить. До конца дней она оставалась «сидячей», неся терпеливо и смиренно свой тяжкий крест.
Слайд 10: О своей смерти Матрона знала заранее. Перед кончиной она попросила привести в дом батюшку. Священник удивился, когда увидел, что святая боится умирать. Скончалась Матрона 2 мая 1952 года. Похоронили блаженную на Даниловском кладбище в Москве. Позже ее могила стала местом неофициального паломничества.
В 1998 году останки святой были эксгумированы, мощи перевезены в Данилов монастырь, а затем помещены в специальную серебряную гробницу в храме на территории Покровского женского монастыря.
В октябре 2004 года состоялась ее общецерковная канонизация. У святой три дня памяти: 2 мая – день ее смерти, 22 ноября – день ее рождения и 8 марта – обретение мощей святой Матроны Московской.
Слайд 11:Хочу отметить, что в 2015 году впервые в истории телевидения Игорем Холодковым был снят потрясающий документальный фильм «Чудотворица» о Матроне Московской. В нем проведено масштабное журналистское расследование, изучены редкие архивные документы о жизни святой, которые никогда ранее не публиковались.
Слайд 12:В ходе исследования меня заинтересовало, знают ли жители Убинского района и села Владимировское о чудотворных иконах. Я составила анкету, на которую ответили 60 человек. Оказалось, что у большинства жителей Убинского района и села Владимировское есть чудотворные иконы, которые помогли, как они считают, им в тяжелых жизненных ситуациях.
Ниже указан перечень вопросов, которые задавались прихожанам Храма Сергия Радонежского.
Проанализировав данные опроса, можно сделать вывод, что иконы есть в каждом доме жителей района. 80% людей знают о происхождении иконы Казанской Божьей Матери. Абсолютно все знают, что Божья Матерь держит на руках младенца Иисуса Христа. 75% знают о происхождении иконы Матроны Московской.
Половина опрошенных жителей знают о чудотворных иконах, таких как Божья Мать, Матрона Московская, Николай Чудотворец, Спаситель. А вот о значении красок знают немногие. У 30% опрошенных есть случаи, подтверждающие чудотворства икон.
Слайд 13:Кроме того, мною была составлена беседа с настоятелем Храма Сергия Радонежского, расположенного с. Убинское отцом Константином(Приложение 5). В ходе беседы я узнала, что жители нашего района посещают храм, поклоняются иконам, и с каждым днем количество прихожан, которые посещают наш храм, увеличивается. В связи с этим, на территории храма строится Воскресная школа, выделена земля на строительство нового храма, и жители района помогают в этом как материально, так и духовно. Вера постепенно возрождается, люди перестали скрывать то, что они верующие. Люди активно крестят детей, совершают обряды венчания, исповедания и причащения. В домах жителей района есть иконы Божьей Матери, Матроны Московской, а также Николая Чудотворца, иконы своих святых покровителей.
Слайд 14: Но особым почетом пользуются иконы Казанской Божьей Матери и Матроны Московской. Люди верят в их помощь, в их чудотворность.
Подводя итоги данного исследования, стоит отметить, что иконопись – это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, жесты, позы и положения святых по отношению друг к другу.
В ходе работы над данной темой я духовно обогатилась, чем довольно хорошо расширила свой кругозор, узнала историю создания таких прекрасных памятников искусства, как икона Казанской Божьей Матери и икона Матроны Московской. Теперь я без особого труда могу расшифровать значение цветов, с помощью которых написана икона.
Слайд 16: Данное исследование вдохновило меня на творческую деятельность. Взяв за образцы оригиналы икон, я выполнила изображение Казанской Божьей Матери с помощью витражных красок, а так же вышила этот образ бисером в качестве подарка для своей бабушки. (Приложение 6)
Великолепие сохранившихся икон требует к себе достойного сохранения, ведь это интереснейшие памятники русской культуры, а также искусство, так нужное людям поддерживающее духовно, помогающее жить и верить, дающее надежду и несущее свет добра, мира и счастья.
[1] «Земская жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон»// Ярославль. – 2010. - 26 с.
Вложение | Размер |
---|---|
issletovatelskaya_rabota_dyachenko_vasilisy.pptx | 1.44 МБ |
Слайд 1
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Владимировская средняя школа» Убинского района Новосибирской области районная научно - практическая конференция школьников «Первые шаги в науку » Секция «социально-историческая » ОСОБЕННОСТИ ИКОНОПИСАНИЯ И ПОЧИТАНИЯ ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН (НА ПРИМЕРЕ ИКОН КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ И МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ) Автор : Дьяченко Василиса МКОУ «Владимировская средняя школа», 9 класс, с. Владимировское, Убинского района Новосибирской области Научный руководитель: Бедункович Марина Николаевна, учитель МХК первой квалификационной категории 1Слайд 2
Введение В последнее время в свете новых открытий в различных областях науки вопрос о смысле жизни и религиозности не только продолжает быть столь же насущным, как в древности, но становится острее с каждым годом. Религия народа оказывает большое влияние на его жизнь, развитие и благополучие как материальное, так и морально- духовное. Русская православная икона - одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Почитание святых икон имеет в церкви большое значение, ведь икона несёт в себе на много больше, чем просто образ, она не просто украшает храм или иллюстрирует священное писание - она является его полным соответствием, органической частью богослужебной жизни. Объектом исследования является русская религиозная культура. Предмет исследования - особенности иконописания и почитания чудотворных икон на примере икон Казанской Божьей Матери и Матроны Московской. Цель работы заключается в выявлении особенностей иконописания и почитания чудотворных икон на примере икон Казанской Божьей Матери и Матроны Московской. 2
Слайд 3
Гипотеза - Я думаю, что образ Казанской Божьей Матери и Матроны Московской и в наше время имеет большую ценность как семейная реликвия, предмет искусства и религиозного поклонения, являясь обязательной частью православной традиции. Для достижения поставленной цели я выполнила следующие задачи: Проанализировала понятие «икона» и предпосылки возникновения иконописания; Изучила основы иконографии и проанализировала особенности канонов православных икон; Определила особенности признания икон Чудотворными и почитания на примере икон Казанской Божьей Матери и Матроны Московской. Методологической базой исследования являются следующие методы: метод сбора информации, аналитический, сравнительный. 3
Слайд 4
Глава 1. Предпосылки возникновения иконописания и основы иконографии 1.1Понятие иконы и предпосылки возникновения иконописания Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Но нигде иконопись не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви. И в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр – икону Богоматери . Икона имела глубокий смысл, она несла в себе высокую символику основ веры, имела неразрывную связь с духовной жизнью христианина. Богоматерь Казанская Богоматерь Тихвинская Богоматерь Знамение 4
Слайд 5
Глава 1. Предпосылки возникновения иконописания и основы иконографии 1.1Понятие иконы и предпосылки возникновения иконописания Революционные события в России после 1917 года повлияли на отношение общества и государства к религии, негативно отразившись в разрушении храмов или их перефункционировании , уничтожении ценнейших атрибутов богослужения, в том числе православных икон. Однако часть икон, сохранившихся в этот сложный период, позволила ученым сделать важные открытия в области иконописания, его техники, колористики , иконографии. Разрушение храмов в период революционных событий в России после 1917 года. Ликвидация церковного имущества, 1925 г . 5
Слайд 6
1.2. Основы иконографии и особенности канонов православных икон Иконография (от греч. eikon – изображение, образ и grapho – пишу) - в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей, сюжетных сцен. Канон (от греч. «правило») - образец или правило для воспроизведения оригинала. Каноном закреплена символика цвета – сложная и многозначная. Цвет в иконописи это система передачи информации с четкими и хорошо продуманными правилами. Изображение №1. Первый иконописец - святой евангелист Лука 6
Слайд 7
1.2. Основы иконографии и особенности канонов православных икон 7
Слайд 8
2.2. Почитание Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери Почитание икон – общецерковная традиция, соединяющая сакральное (то есть имеющие отношение к божественному и религиозному) пространство храма с красным углом каждого дома. У христиан тверда вера, что став Владычицей мира, Богородица стала и неизменной заступницей людей. По легенде икона «Богоматерь Казанская» появилась от Матроны, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища. Во сне к ней явилась Матерь Божья, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать. Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божья явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка. 8
Слайд 9
2.3.Почитание Чудотворной иконы Матроны Московской Легендарная Матрона Московская - одна из самых любимых в народе Святых - Чудотворица, Провидица, Целительница. Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда. Родителями ее были бедные, но благочестивые крестьяне. В различных источниках указано, что еще до рождения дочери мать Матроны увидела сон: что к ней на руку села белая птица с человеческим лицом и с закрытыми глазами. Так все и вышло. Девочка родилась слепая, с сомкнутыми веками, с закрытыми глазами, глазницы как бы высохли. У Матроны был особый знак: выпуклость на груди, по виду напоминавшая нательный крест. 9
Слайд 10
В 1998 году останки святой были эксгумированы , мощи перевезены в Данилов монастырь , а затем помещены в специальную серебряную гробницу в храме на территории Покровского женского монастыря . В октябре 2004 года состоялась ее общецерковная канонизация. У святой три дня памяти: 2 мая – день ее смерти, 22 ноября – день ее рождения и 8 марта – обретение мощей святой Матроны Московской. 10
Слайд 11
Игорь Холодков «Чудотворица». Кадры из фильма 11
Слайд 12
Вопросы Да Нет Есть ли в вашем доме иконы? 100% 0% Знаете ли вы значения красок на иконах? 20% 80% Знаете ли вы о каких-нибудь чудотворных иконах? 50% 50% Есть ли в вашей жизни случаи, подтверждающие чудотворство икон? 30% 70% А знаете ли вы о происхождении иконы Казанской Божьей Матери? 80% 20% Кого Божья Мать держит на руках? 100% 0% А знаете ли вы о происхождении иконы Матроны Московской? 75% 25% В ходе исследования меня заинтересовало, знают ли жители Убинского района и села Владимировское о чудотворных иконах. Я составила анкету, на которую ответило 60 человек. Оказалось, что у большинства жителей Убинского района и села Владимировского есть чудотворные иконы, которые помогли им в тяжелых жизненных ситуациях. Ниже указан перечень вопросов, которые задавались прихожанам Храма Сергия Радонежского, расположенного с. Убинское. 12
Слайд 13
Кроме того, мною была составлена беседа с настоятелем Храма Сергия Радонежского отцом Константином. В ходе нашего разговора я узнала, что жители нашего района посещают храм, поклоняются иконам и с каждым днем количество прихожан, увеличивается. Вера возрождается, люди перестали скрывать то, что они верующие. Особым почетом среди жителей пользуется икона Казанской Божьей Матери и Матроны Московской, люди верят в их помощь, их чудотворность. Н а территории храма строится Воскресная школа, выделена земля на строительство нового храма и жители района помогают духовно и материально. 13
Слайд 14
14
Слайд 15
Заключение Подводя итоги данного исследования, стоит отметить, что иконопись – это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, жесты, позы и положения святых по отношению друг к другу. В ходе работы над данной темой я духовно обогатилась, чем довольно хорошо расширила свой кругозор, узнала историю создания таких прекрасных памятников искусства как икона Казанской Божьей Матери и икона Матроны Московской. Теперь я без особого труда могу расшифровать значение цветов, с помощью которых написана икона. 15
Слайд 16
Данное исследование вдохновило меня на творческую деятельность. Взяв за образцы оригиналы икон, я выполнила изображение Казанской Божьей Матери с помощью витражных красок, а так же вышила этот образ бисером в качестве подарка для своей бабушки. 16
Слайд 17
Спасибо за внимание! 17
Всему свой срок
В Китае испытали "автобус будущего"
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Кто чем богат, тот тем и делится!
Заповеди детства и юности