Люди часто слушают музыку ради собственного удовольствия. Есть люди, связанные с музыкой профессионально. Человеческое существование уже не мыслится без звукового сопровождения. Человечество создало огромное количество музыкальных инструментов, мелодий, жанров и форм музыкального воздействия. Человек в зависимости от характера, настроения выбирает свою музыку.
Изучая данный вопрос, мы обнаружили литературу, посвящённую жизни и творчеству известнейших эстрадных певцов первой половины 20 века. Информация о современной эстраде пестрит фактами из личной жизни исполнителей, сенсационными событиями для привлечения внимания и рейтинга. Творческая составляющая исполнителя, считаем мы, на сегодняшний день остаётся второстепенной. Мы поставили перед собой вопрос: в чём заключается главная роль современной российской эстрады? Только ли развлечение является целью творчества современного артиста?
Всероссийский конкурс исследовательских работ
«Сириус»
Мировая художественная культура (современная эстрада)
Тема: «Стилистический приём антитезы как средство миропонимания в текстах песен российской певицы Земфиры»
Выполнил: Черевко Захар Сергеевич
13 лет ,7 класс
МКОУ «Малоатлымская СОШ»
8-908-891-78-23
Руководитель: Паршина Светлана Александровна,
учитель английского языка
С. Малый Атлым
2018
Оглавление:
Введение
Люди часто слушают музыку ради собственного удовольствия. Есть люди, связанные с музыкой профессионально. Человеческое существование уже не мыслится без звукового сопровождения. Человечество создало огромное количество музыкальных инструментов, мелодий, жанров и форм музыкального воздействия. Человек в зависимости от характера, настроения выбирает свою музыку.
Изучая данный вопрос, мы обнаружили литературу, посвящённую жизни и творчеству известнейших эстрадных певцов первой половины 20 века. Информация о современной эстраде пестрит фактами из личной жизни исполнителей, сенсационными событиями для привлечения внимания и рейтинга. Творческая составляющая исполнителя, считаем мы, на сегодняшний день остаётся второстепенной. Мы поставили перед собой вопрос: в чём заключается главная роль современной российской эстрады? Только ли развлечение является целью творчества современного артиста?
Так, просматривая материалы различных Интернет- форумов и сообществ по данному вопросу, обнаружили, что творчество российской рок-группы «Zемфира» вызывает неоднозначные оценки. Одни рассуждают о бессмысленности текстов Земфиры-автора, другие – восхищаются глубиной их содержания.
Так, актуальность данного исследования заключается в том, чтобы выявить смысловое наполнение текстов песен рок- певицы Земфиры.
Мы выдвинули гипотезу: стилистический приём антитезы является значимым в понимании сложных диалектически-противоречивых отношений автора Земфиры и окружающего внешнего мира.
«Антитеза – стилистическая фигура сопоставления или противопоставления контрастных понятий, состояний, образов…»(8). Противоречие не рассматривается нами как исключение одного понятия или образа из другого , именно взаимодействие противоположностей, невозможность существования одного без другого и образует диалектическую связь для выявления философского смысла авторской позиции в текстах.
«Истинный характер абсолютного выражается в его самоотрицании, в положении своего противоположного…» (Гегель) (9). Диалектика понимается как соприкосновение одного понятия с другим при наполнении их противоположными признаками и свойствами. Взаимодействие противоположностей - ядро развития мира вообще, источник движения.
«Противоположности имеют место во всех сферах действительности, в отношениях, в предметах, явлениях…» (9)
Гераклит говорил, что все на свете определяет закон борьбы противоположностей.(9)
Для подтверждения или опровержения гипотезы, мы поставили цель: выявить значимую роль антитезы как основного средства для понимания авторской позиции по отношению к окружающему миру.
Достижение цели требует решения следующих задач:
Методы исследования:
Объектом исследования являются авторские тексты Земфиры, написанные в период с 1999 года по 2014:
«Ариведерчи», «Бесконечность», «Блюз», «Дай мне руку», «Дождь», «До свиданья», «Дыши», «Искала», «Когда снег начнется», «Кофевино», «Мачо», «Небомореоблака», «Не отпускай», «Прогулка», «Ракеты», «Румба», «Ромашки», «Сигареты», «Синоптик», «Скандал», «Хочешь», «Шкалят датчики».
Тексты для анализа взяты с интернет-ресурса goodsongs.com.ua.
Сравнение содержания текстов на разных интернет-сайтах (https: //www.bravolyrics.ru , https://www.g15.ru, www.lyrics.by) показало, что отличия составляют пунктуация и графическое построение текста, лексическое наполнение остаётся неизменным.
Глава 1.
Искусство многогранно и считается неотъемлемой частью человеческого бытия. «Искусство – творческая деятельность, содержанием которой является воспроизведение реальной или мнимой действительности в художественных образах». (6) Искусство во всех его проявлениях, будь это живопись или скульптура, театр или архитектура, является средством проявления внутреннего мира автора, его отношения к окружающей действительности, ощущения во взаимоотношениях с окружающим миром. Музыка с древнейших времен сопровождала человека, выражая различное состояние. Песня, или «небольшое словесно-музыкальное произведение для пения»(6), тесно связана с музыкой. Дополнение музыкальной композиции словесным содержанием усиливает, на наш взгляд, воздействие этого вида искусства на настроение человека.
Современная российская эстрада подвергается острой критике. Именно смысл как «внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом» (7) в современных песнях подвергается сатирической оценке. Для подтверждения этого тезиса в анкете-опросе был поставлен вопрос
«Согласны ли Вы с мнением, что современная российская эстрада потеряла смысловое наполнение в текстах песен?»
Анкетирование показало, что чем старше респонденты, тем меньше смысла в текстах песен они находят. (Приложение 1)
Размышляя о причинах обеднения содержательной составляющей современной песни на российской эстраде, следует отметить общую тенденцию в обществе по отношению к русскому языку. Языковеды и общественные деятели говорят и о чрезмерном употреблении англицизмов, и о скудном словарном запасе современной молодежи. Следствием такой ситуации, на наш взгляд, является введение устной части экзамена по русскому языку для выпускников школы.
На следующей ступени опроса «Какое музыкальное направление, по вашему мнению, максимально наполняется смыслом в текстах?» определились лидирующие направления, где респонденты, в зависимости от возраста, находят смысловое содержание. (Приложение 2)
Рок-направление отмечено, но не является лидером опроса, при этом, на вопрос «Считаете ли Вы, что в песнях российской рок- певицы Земфиры кроется глубокий смысл?» (Приложение 3)
Анализ ответов показал, что творчество Земфиры актуально для возрастных групп «20-40 лет» и «40+». Большинство респондентов данных групп находят смысловое наполнение в текстах песен указанного автора. Объяснить этот факт следует тем, что пик популярности рок-группы «Zемфира» приходится на конец 90-х начало 2000-х. Уже тогда певица стала считаться «легендой русского рока» наравне с группами «ДДТ», «Наутилус Пампилиус», «Ария» и др.
«С 2000-ого года постепенно набирает обороты развитие русского блюзового и блюз- рокового направления в музыке. Особенностью его является сохранение традиций и привнесение русских особенностей в исполнительские тенденции. Важным элементом являются глубокие и порой философские тексты» (9)
И на наш взгляд, наблюдается тесная связь семантической наполняющей авторского текста рок- певицы Земфиры и философского диалектического вывода «о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождественен себе и переходит в свое «иное»… Поэтому бытие заключает в себе противоречие…Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению…это искусство диалектики» (10)
Проанализировав материалы Интернет-ресурсов (12,13) в этом направлении, мы отметили полярные точки зрения на авторские тексты Земфиры: с одной стороны это «…ее самый прекрасный дар – это не столько с ума сводящие тексты, сколько умение вкладывать эмоции в своё творчество, передавать их другим людям…»(14), с другой стороны «…нет в её песнях никакого смысла…» (15), «вообще бред какой-то» (15), а также существуют и поверхностные, как мы думаем, попытки анализа отдельных текстов песен.
Глава 2.
Творчество Земфиры вызывает или восхищение авторским словом, гармонией этого слова с музыкой, или резкое непонимание, а вместе с тем, и отрицание. Но, так или иначе, не оставляет равнодушным.
Такая полярность в отношении к творчеству Земфиры не случайна, сама авторская философия, или «способы достижения человеком мудрости о познании истины и добра» (3), полярна и стилистически выражается через применение грамматической антитезы, или «противопоставлении контрастных понятий, состояний, образов» (8) в текстах:
«…мне не надо и надо…»
(«Прогулка»)
«…Я так боюсь не успеть, хотя бы что-то успеть…»
(«Бесконечность»)
Противоречие в осмыслении позиции «Я» по отношению к окружающей действительности выражается через грамматическое противопоставление на уровне формы с отрицательной частицей не .
«…мне все равно…,что обо мне думают…»
«…мне не все равно, что думаешь ты…»
(«Кофевино» )
Фраза «все равно» имеет значение «безразлично» (7), так отношение и переживание автора о внешней оценке его состояния и поступков сводится к нулю. В то время как взаимоотношения с «ты» важны и небезразличны.
Противоречия героини и окружающего её мира носят и агрессивный характер:
«…хочешь, я убью соседей, что мешают спать?..»
(«Хочешь?»)
«…что мне косые эти взгляды – я синоптик …»
(«Синоптик»)
«… в переулках скрываются на «волгах» вредители…»
(«Прогулка»)
«…Глобусы бесятся…»
(«Не отпускай»)
«…эти серые лица не внушают доверия…»
(«Небомореоблака» )
Героиня не доверяет окружающим её «людям», выражает своё равнодушие, окрашивая их в «серый» цвет.
«…чье-то окно – в нём привидения…»
(«Кофевино»)
Обращение к образу привидения подчёркивает противостояние мира героини и иного чужого мира, окружающего её.
«…и люди-моллюски…»
(«Ракеты»)
Желание героини исключить себя вместе с «ты» из окружающего враждебного мира «…отнять тебя у всех…» («Румба») и осознание невозможности исполнения такого желания порождает уход от реальной действительности. Выход за рамки реальности проявляется и в образе сна в текстах:
«…Я в твоих руках усну и не проснусь…»
(«Дождь»)
«…Ты совсем как во сне…»
(«Искала»)
Страх героини потерять связь с «ты» присутствует как один из значимых мотивов, который пронизывает непростые взаимоотношения «ты» с героиней:
«…пожалуйста, не умирай, или мне придётся тоже…
…пожалуйста, только живи, ты же видишь, я живу тобою,
Моей огромной любви хватит нам двоим с головою»
(«Хочешь?» )
Сложность во взаимоотношениях с «ты», попытка понять его «…скажи мне свои тайны и где тебя искать…» («Когда снег начнется») находит выражение в диалектической позиции героини к «ты» - это стремление найти, соединиться и осмыслить-«угадать» совместное сосуществование при наличии отчетливых противопоставлений:
«…Угадай меня…»
(« Румба»)
«…и я тебе друг, а ты мне, ну кто ты мне?..»
(«Сигареты»)
«…скажи мне свои тайны и где тебя искать…»
(«Когда снег начнётся»)
«…Я искала тебя годами долгими…
…в день, когда нашла, с ума сошла…»
(«Искала»)
Введение темы сумасшествия как «потери рассудка» (7) в отношениях с «ты» видится нами попыткой уйти от реальности. Обретение героиней «ты»- выход в иной мир, за пределы здравого смысла, возможно, это путь к творчеству, в котором нет определённых рамок, ограничений:
«…Заторможенными мыслями в отсутствии, конечно, тебя…)
(«Бесконечность»)
Действительное причастие «заторможенными» образовано от глагола совершенного вида затормозить «подавлять, притуплять движение, исполнение чего-то» (7). В сочетании с существительным «мыслями» «отсутствие» «ты», на наш взгляд, понимается как остановка, внезапное прерывание хода разумной мысли у героини. Это не приемлемо для героини и вызывает отрицательные чувства «ненавижу эти остановки…я все равно вернусь…» ( «Дыши»), стремление выйти из установленных рамок и обрести движение «…Я разобью турникет… и побегу..» («Ариведерчи»).
Так, зависимость героини от присутствия «ты» вскрывает диалектическое противоречие в этих взаимоотношениях.
С одной стороны, необходимость и желание взаимодействия и соприкосновения с «ты», просьбы героини об этом:
«…проводи меня...», «…я держу тебя за руку, чтобы вдруг не похитили…», «…я буду ждать, ты звони…», «…ты передавай приветы, звони чаще с неба..», «…обними меня, я соскучилась…»
С другой стороны, желание героини освободиться от «ты»:
«…отпусти меня, я запуталась…», «…я пустила своё чувство, обнаглела, пожалела бы себя. Как любила же тебя…»
«…ты моё одиночество…»
(«Прогулка»)
Наблюдаем нарушение логики во фразе «ты моё одиночество»- два субъекта или объекта вместе не могут быть одиноки. Применение указанного оксюморона как разновидности антитезы подчёркивает сложность отношений и пустоту внутреннюю при внешней связи героини с «ты».
«…и не держи, мне известны твои уловки, я только злюсь…»
(«Дыши»)
Слово «уловка» имеет значение «ловкий приём, хитрость» (4). Не откровенные, нечестные взаимоотношения вызывают негативные эмоции у героини:
«…И каждый раз, когда приходит ложь –
Я превращаюсь в дождь…»
(«Дождь»)
«Дождь» является способом исключения обмана и «лжи». Вода, обладая мифологической силой очищения, смывает негативное в авторском миропонимании. Стихия воды во всех её проявлениях значима в текстах Земфиры и наделяется способностью оживлять, придавать движение, очищать:
«…замороженными пальцами в отсутствии горячей воды…»
(«Бесконечность»)
«Палец уподобляется руке в её инструментальной функции. Палец-движение-деятельность» (1) Так, отсутствие «воды» ограничивает движение героини, её способность прикоснуться телесно с чем-то.
«…хочешь в море с парусами?..»
(«Хочешь?»)
Так героиня предлагает «море» как жизнь вместо смерти.
«…отвези меня, пожалуйста, к мосту. Ближе, ближе – здесь я дышу…»
(«Блюз»)
Слово «мост» имеет значение «сооружение для перехода, переезда через реку» (7). Глагол «дышу» означает «втягивать и выпускать воздух лёгкими», т.е. дышать = жить. Героиня жива около воды. Жизненная необходимость присутствия водной стихии подчеркивается обращением «пожалуйста».
Стихия воздуха тесно переплетается со стихией воды, означая жизнь, свободу, выход за ограничивающие пределы:
«…Дверь открыла, воздух слепленный морозом, осчастливив…»
(«Румба» )
«…и не держи…дыши!»
(«Дыши» )
«…мне хватит воздуха и сил...»
(«Дождь»)
«…над моей пропастью
У самой лопасти
Кружатся глобусы
Старые фокусы.
Я же расплакалась…»
(«Не отпускай»)
Слово «пропасть» имеет значение «крутой и глубокий обрыв, бездна» (7). В переносном смысле фраза «на краю пропасти» значит «на краю гибели» (7). Героиня обозначает свое состояние на грани жизни и смерти. «Лопасть»- «плоская гребная часть воздушных и водных винтов» (7). Так, образ «лопасти» вводится для спасения от гибели и движения. Интересно, что около героини «кружатся глобусы» как «модели земного шара» (7). Таким образом, окружающий мир с «его фокусами» или обманами находится в противопоставлении с «моей пропастью» героини. Назовём это явление контекстуальной антитезой.
Контекст позволяет выделить отдельную группу противоречий в авторских текстах, назовём их контекстуальными антитезами:
«…не взлетим, так поплаваем…»
(«Ариведерчи»)
Тема неба и достижения его связана с попыткой ухода из земного пространства, выход в вечность. Противопоставление образов неба – земля «связано с древнейшим противопоставлением «верх-низ»…небо – верхняя зона и связана с высшими силами, а нижняя зона (земля) является материальной сферой, пространством смертного человека» (1)
«…рисовали воздух крылья
Обдавали снежной пылью,
Отпускали же сомненья…»
( «Румба»)
«…от луны такие грустные. Да неё подпрыгнуть хочется…»
(«Блюз» )
Стремление героини достичь «луну» как небесное тело связано со стремлением достичь «верхнюю зону неба».
«… упакуйте, отдайте меня стюардессам-красавицам…»
«..здравствуй небомореоблака…»
(«Небомореоблака» )
Слово «стюардесса» означает «бортпроводник на самолёте» (7) и наделяется эпитетом «красавица», что вскрывает положительные эмоции героини по отношению к образу, связанному с воздушной стихией. Героиня приветствует образ, в котором смешались две стихии: небо, облака- воздух, море-вода.
С образом неба связан образ глаз:
«…в полнеба глаза…»
(« Когда снег начнётся»)
«…Разочарованные фильмом, очарованные небом глаза…»
( «Бесконечность» )
Антонимическая пара «разочарованные» - «вызывающие чувство неудовлетворенности» и «очарованные» - «производящие неотразимое впечатление» (7), составляет грамматическую антитезу. Героиня противопоставляет образ фильма, как ещё один способ ухода в другой «киношный мир», образу «неба».
«…и я смотрю в твои глаза.
И я хочу остаться в них.
В таких холодных не моих…»
(«Дождь»)
Образ глаз – способ соединиться с «ты». Глаза раскрывают внутренний
Противоречия в авторских текстах проявляются и на семантическом уровне:
«… случайно падали звёзды…
…нарочно падали звёзды…»
(«Прогулка»)
«… я говорю об этом- ты молчишь…»
(«Дыши»)
«…проводи меня, останется не больше, но и меньше, чем звук…»
( «Бесконечность»)
Слова «говорить - молчать», «больше - меньше», «случайно - нарочно» являются антонимами (5) и противопоставляются по лексическому значению.
Образ звука важен для понимания отношений героини и окружающего мира. Звук воспринимается и принимается как творческое начало.
Заключение
Проведённый лексико-семантический анализ авторских текстов в контексте творчества в целом позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы о значимости стилистического приёма антитезы в понимании философии Земфиры-автора.
Отстранение героини от окружающего её мира, наполненного людьми, выражается через разновидности антитезы: грамматической, семантической и контекстуальной. Так, внешний мир враждебен для героини и ограничивает её пространство. Она пытается выйти за рамки «земного» и достичь «верхней зоны», для которой символичен образ «неба» и тесно связанные с ним стихии: воздушная и водная, как средство очищения и покоя. Остановка, рамки, граница вызывают негативные эмоции и агрессию у героини, поэтому в авторском контексте присутствует желание движения, как показателя жизни и развития творчества.
Отношения героини с «ты», в котором наблюдается мужское начало, при всей размытости образа, характеризуются как диалектически сложные: при острой необходимости присутствия «ты» рядом с героиней, телесного контакта, взаимопроникновения образа «ты» в образ героини через образ глаз, рук, наблюдаем стремление героини отдалиться от «ты», если образ «ты» сближается с враждебным внешним миром.
Таким образом, философия Земфиры-автора заключается в диалектическом противоречии образа героини и образа окружающего мира, при непрерывном визуальном, звуковом или телесном контакте.
Перспективным нам видится подробное исследование роли образа огня и его проявлений для понимания состояния и настроения героини в авторских текстах Земфиры.
Список литературы:
Интернет-ресурсы:
Приложение 1
Согласны ли Вы с мнением, что современная российская эстрада потеряла смысловое наполнение в текстах песен?
Приложение 2
Какое музыкальное направление, Вы считаете, максимально наполняется смыслом в песнях?
Приложение 3
Считаете ли Вы, что в песнях российской рок певицы Земфиры кроется глубокий смысл?
Голубая лягушка
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Финист - Ясный сокол
Фокус-покус! Раз, два,три!