Надо ли тратить время на чтение книги или достаточно посмотреть фильм, прочитать краткое содержание, услышать пересказ товарища? Этот злободневный вопрос частенько волнует школьников. Учащиеся 9 класса попытались выяснить, насколько важно для подрастающего поколения чтение художественной литературы.
Предметом исследования для них стали художественные средства выразительности, создающие яркие образы. Объектом исследования - произведение Валентина Петровича Катаева «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона».
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по литературе | 38.77 КБ |
Приложение | 89.76 КБ |
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НЯГАНЬ
_____________________________________________________________________________
И СЛОВО В СЕРДЦЕ ОТЗОВЁТСЯ…
(по повести В.П. Катаева «Разбитая жизнь или волшебный рог Оберона»)
Исследовательская работа по литературе
Автор:
Валиулина Евгения Максимовна,
Фаустов Владислав Сергеевич,
ученики 9а класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Руководитель:
Костина Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Нягань 2018
И слово в сердце отзовётся…
(по повести В.П. Катаева «Разбитая жизнь или волшебный рог Оберона»)
Фаустов Владислав Сергеевич, Валиулина Евгения Максимовна
Россия, Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №1», 9-А класс
Аннотация
Исследовательская работа по литературе «И слово в сердце отзовётся» направлена на изучение форм словесных образов и их восприятие школьниками.
Данное исследование является актуальным, так как позволит выявить одинаково ли читатели воспринимают словесные образы, созданные писателем и определить уровень взаимопонимания между читателем и автором.
Проблема, на решение которой направлена эта работа волнует каждого школьника: надо ли тратить время на чтение книги или достаточно посмотреть фильм, прочитать краткое содержание, услышать пересказ товарища?
Предметом нашего исследования будут художественные средства выразительности, создающие яркие образы.
Объектом исследования мы определили произведение Валентина Петровича Катаева «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», не являющееся программным.
Такой выбор связан с тем, что данная автобиографическая повесть рассказывает о жизни наших сверстников, а значит, будет доступна пониманию и позволит сделать необходимые выводы.
Цель нашей работы: определить слагаемые словесного образа и их восприятие читателем.
При выборе гипотезы нашего исследования мнения разделились:
- допустим, образ - это отношение писателя к людям, явлениям, событиям;
- а что если образ – это эмоционально-оценочное восприятие каждым читателем мыслей и чувств, переданных писателем в слове.
Для проверки этих гипотез решались следующие задачи:
1. Определить по литературным источникам общеизвестные художественные средства, свойственные созданию литературных образов.
2. Проанализировать использование художественных средств автором произведения. Определить их роль в восприятии образов героев читателем, выявить отношение автора к ним.
3. Провести эксперименты по эмоционально-оценочному восприятию сверстниками и наиболее ярких образов произведения.
4. Составление словаря непонятных слов (комментарии к художественному произведению писателя), сборника примеров изобразительно-выразительных средств.
Новизна исследования заключается в том, что, анализируя произведение, литературоведы-исследователи пытаются объяснить мысли и чувства автора, осмыслить его миропонимание. Нам же, прежде всего, интересно узнать, одинаково ли средства художественной выразительности влияют на восприятие словесных образов читателями.
Этапы исследовательской работы:
Способы оценки – анализ, сопоставление, классификация.
Ресурсное обеспечение: исследование проведено без финансовых затрат, в качестве информационных средств, использованы справочные материалы, ресурсы сети интернет.
Форма представления результатов – презентация исследовательской работы, продуктов аналитической деятельности (словарь непонятных слов, сборник примеров изобразительно-выразительных средств) на школьной и городской научно-практической конференции, подготовка статьи о результатах исследования в школьную газету.
И слово в сердце отзовётся…
(по повести В.П. Катаева «Разбитая жизнь или волшебный рог Оберона»)
Фаустов Владислав Сергеевич, Валиулина Евгения Максимовна
Россия, Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №1», 9-А класс
План исследования
Вопрос, подлежащий исследованию: выявить какие художественные средства для создания «зримых образов» использует В.П. Катаев в повести «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» и их восприятие нашими сверстниками.
Гипотезы:
- допустим, образ - это отношение писателя к людям, явлениям, событиям;
- предположим, образ – это эмоционально-оценочное восприятие каждым читателем мыслей и чувств, переданных писателем в слове.
Описание методов:
- опыт медленного чтения произведения В.П. Катаев в повести «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона»;
- анализ художественных средств выразительности с целью последующей содержательной интерпретации выявленных закономерностей;
- выборка социологического опроса с целью сбора необходимых данных об объекте исследования.
Библиография:
Научная статья
Нас всегда удивляло, почему, когда читаешь книгу, воображение позволяет увидеть то, чего ты никогда не видел. Это странное ощущение личного знакомства с героями произведения, словно мы их видим, слышим, иногда даже вступаем с ними в дискуссию. И тогда они как будто начинают слышать нас, вызывая чувство негодования или восхищения.
Как же писателю удаётся создать образы, влияющие на наши чувства и мысли?
Чтобы выяснить это, мы обратились к справочникам и словарям, к статье «Как слово становится художественным образом», напечатанной в Энциклопедии. Изучив статью, мы узнали, что для создания словесных образов, писатель использует различные художественные средства, которые позволяют ему создать свой собственный мир, с одной стороны – не являющейся реальностью, с другой стороны похожий на нашу жизнь.
А образное восприятие описываемых в произведении героев и событий у нас, читателей, возникает в результате взаимодействия чувств и мыслей при чтении искусно созданного текста. Внимательное чтение будто позволяет «увидеть» и образ времени, и образ персонажей, и образ различных предметов. Писателю подвластно всё, так как он, является СОЗДАТЕЛЕМ собственной вселенной. В своей исследовательской работе мы решили выявить, какими средствами художественной выразительности писателю удаётся влиять на читателя, заставлять его огорчаться и радоваться.
Автобиографическая повесть Валентина Петровича Катаева «Разбитая жизнь, или
Волшебный рог Оберона» словно трансформер, построена из деталей воспоминаний писателя о детстве и юности.
Какие же средства художественной выразительности чаще всего использует автор для создания образа?
Повествование ведётся от первого лица, поэтому образ героя создаётся
словно из небрежных мазков, коротких ёмких характеристик.
Сначала мы видим его со стороны, глазами тётушек: «они)…восхищались, какой я умненький мальчик и как смешно, что у меня две макушки, два волосяных водоворотика, что предвещало счастье, удачливость, везение в жизни».
В данном фрагменте можно отметить использование таких морфологических
средств выразительности как слова с уменьшительно ласкательными суффиксами.
Подобные слова в отношении героя произведения появляются
многократно: цепкие ручонки, «узкие глазки», «в маленьком темно-синем пальтишке»
новые штанишки». Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами - это
один из излюбленных приёмов автора, потому что лирический герой вспоминает своё
детство и видит всё, что с ним произошло \ славным, счастливым. Чувство умиления не
покидает и читателя.
А в эпизоде, описывающем детскую игру после посещения цирка ирония, которая у наших сверстников вызывает приятные воспоминания, а у старших читателей грусть, которую мы, впрочем, тоже уже можем понять: «желая удивить публику своим атлетическим сложением и мускулатурой, как у моего кумира Ван Риля, сгибал и разгибал свои слабые, еще почти детские руки с утолщениями в суставах, поворачивался анфас и в профиль, выставляя напоказ свои черные башмаки, старательно выбеленные зубным порошком,
Это впечатление беззаботности детства усиливается пейзажной зарисовкой, включённой в сложное предложение, содержащее описание «в то время как в дачных палисадниках над пыльными осенними цинниями и шпажником уже бесшумно кружились пухлые древесно-серые ночные бабочки и мотыльки, а из моря поднималась еле заметная, бледная, как облако, луна…»
Всё произведение пронизано иронией. В эпизодах, описывающих детскую игру, в которую играли ребята после посещения цирка и театра, вызывает ощущение, что это с нами тоже происходило: «желая удивить публику своим атлетическим сложением и мускулатурой, как у моего кумира Ван Риля, я сгибал и разгибал свои слабые, еще почти детские руки, поворачивался анфас и в профиль».
Превращение маленького мальчика в подростка несколько изменяет средства
изобразительной выразительности, когда, возвращаясь с подругою с катка «они сжимали в муфте влажные ладони друг друга, сплетали пальцы». А наш герой поглядывал на свою подружку «и видел искоса ее розовое, как крымское яблочко, лицо и чистенькое, хорошенькое ушко, выглядывающее из завитушек волос, слегка тронутых инеем».
Всё те же слова с уменьшительными суффиксами, но уже появляется ёмкое
сравнение, которое, кажется создаёт не только видимый, но и осязаемый «пахнущий» образ. Сравнительные обороты автор использует часто. В одной только главе «Лечение зуба» всего на двух страницах их употреблено 6 и все они колоритные, создающие живописный образ: боль, как бы окрашена в огненный цвет; пот, как кипяток и другие.
Эпизод посещения стоматологического кабинета сопровождается красочными
фразеологическими оборотами и эпитетами, практически не требующими комментария «онемев от ужаса», «в обморочной тишине кабинета», «грядущую адскую боль». Эти художественные средства настолько яркие, что ты начинаешь чувствовать всё, что происходит с героем произведения.
Ещё один удивительный приём (мы его назвали трансформер времени) это воспоминание лирического героя о своём детстве. Причём об этом мы узнаём только в конце описательного фрагмента: «Должен тебе сказать, что тогда маленьких мальчиков было принято одевать как девочек. Когда же в первый раз на мальчика надели короткие штанишки, он был очень горд, то и дело просил маму поднять его к зеркалу, чтобы он мог увидеть свои новые штанишки и ноги в длинных фильдекосовых чулках на резиновых подвязках, пристегнутых к лифчику. Потом этот мальчик поступил в гимназию, стал носить длинные суконные брюки, и так далее.
Самое удивительное, что этот мальчик был не кто иной, как я сам, твой старый-престарый дедушка с сухими руками, покрытыми коричневыми пятнами, так называемой гречкой…»
Образ времени наиболее ярко в повести представлен словами малоупотребительными в современной речи: курсистки в бурнусах, манкировать занятиями, муаровый мешочек, цапфами, зельтерская вода, - другими.
Читая произведение, мы поняли, что без толкового словаря нам не обойтись. В ходе работы над исследованием мы составили «Словарь непонятных слов», который будет удобным при чтении произведения нашими сверстниками.
Главы повести Валентина Петровича Катаева не пронумерованы, но у каждой есть название, отражающее суть воспоминаний автора. Мы заметили, что больше всего автор употребляет в них такие выразительные средства, как сравнение, эпитет, метафора, ирония. Причём состав художественных средств не зависит от объёма главы. Например, в главе «Лечение зуба» преобладают эпитеты, в главе «Замёрзшее море» – метафоры, в главах «Театр» и «Каток» - повторы.
В аннотации к произведению В.П. Катаева журналист и литературный критик Светлана Малая пишет «Ему было семьдесят пять лет, он давно не жил в родном городе. Но все, знавшие его, говорят, что он обладал феноменальной памятью на самые мелкие мелочи. А в разговоре с Борисом Галановым, как раз о детских воспоминаниях, Катаев как-то сказал: «Я могу побрёхивать как беллетрист, но в подробностях всегда точен». Анализируя повесть, мы неоднократно в этом убеждались. Например, особое внимание автор уделяет подбору глаголов, сопровождающих процесс посещения театра. Они начинают каждый абзац главы
Я наслаждался
Меня до слез волновал
В восторг приводила меня
Глаголы очень живописны, выразительны. Они позволяют почувствовать эмоциональное состояние героя и, читая этот фрагмент, невольно начинаешь сопоставлять их со своими ощущениями.
Как вы видите, в произведении «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» Валентин Петрович Катаев для выражения мыслей использует разнообразные художественные средства выразительности, которые воссоздают эмоции, которые он испытывал будучи ребёнком.
А значит, предположение, что образ – это отношение писателя к изображаемому, представленное через словесное изображение, оказалось верным.
Для проверки второй гипотезы мы предложили шестиклассникам, разработанную нами анкету, в которой они должны были обозначить, какие чувства вызывают у них художественные средства, используемые автором в произведении. Всего приняло участие – 60 респондентов. Оказалось, что из 23 респондентов у 12 учеников, которые учатся на 4 и 5 не могут эмоционально оценить словесные образы, а 29 учащихся из 47, имеющих удовлетворительные оценки испытывают определённые чувства или считают, что тоже испытывали описываемое автором. Такие результаты позволяют сделать вывод о том, эмоциональное восприятие школьников не зависит от уровня их знаний и осмысливать, «видеть» словесные образы могут не все.
На вопрос «Любите ли Вы читать художественную литературу?» из 60 человек только 17 ответили утвердительно, 31 ученик ответили «иногда», не любят читать 6 человек.
Вопрос «Возникает ли у Вас после прочтения книги чувство, будто посмотрели фильм?» был направлен на выявление способности респондентов «мыслить образно». Мы выявили, что 28 человек визуально могут представить то, о чём читали, у 15 человек нет яркого образного восприятия текста.
Следующие вопросы позволили выявить одинаковые ли чувства испытывают ребята читая одни и те же слова. Мы предложили прочитать несколько художественных средств выразительности и ответить, какие чувства они вызывают. Метафора «Боль, извилистая линия раскаленно-красного цвета, вспыхивающая где-то в глубине» не вызвала никаких чувств у 32 человек, 15 учеников почувствовали страх 7 учеников решили, что «с ними тоже такое было». Читая стоки «Очень яркая луна уже стыла в самом зените, заливая все вокруг голубым, серебряным светом холодного бенгальского огня» эстетическое наслаждение испытал 31 человек, 20 человек ничего не почувствовали.
Не вызвало эмоционального отклика сравнение «Лед ломался под ногой, как оконное стекло» у 26 человек, но 17 человек признались, что почувствовали удовольствие, а 12 -вспомнили, что и с ними такое было. Метафора «Дымящиеся котлы асфальта, придающие и без того душному южному лету в городе нечто адское» у 27 человек не вызвало никаких эмоций, 21 человек почувствовал утомление, некоторые респонденты почувствовали «ужасное», «злое», «страшное», «нестерпимо жаркое», 6 человек припомнили, что «такое тоже видели». Чувство счастья вызвали строки «Зелено-белое кружево цветущей по всему городу акации» у 29 человек, никаких ощущений не испытал 21 ученик.
Фрагмент текста с оттенком иронии «Мы гримировались чем попало, приклеивали …бог знает из чего сделанные бороды и усы, румянили акварельными красками щеки, и, надев папин новый сюртук с шелковыми лацканами, я выбегал на сцену …» не восприняли 27 человек, 21 испытали радость, так же поступали в детстве - 8 человек.
Читая изобразительно-выразительные средства, захотели прочитать книгу полностью 20 учеников, 28 человек сомневается, отрицательно ответили 12 человек.
Анализируя количественные данные, мы выяснили, что наши сверстники хоть иногда читать любят (80%), представлять прочитанное могут только 63% (38 человек). Кроме того, эмоционально воспринимают словесные образы в среднем всего 37% учащихся.
Анализируя произведение, мы выяснили, что яркие, запоминающиеся образы, созданные писателем могут воспринимать не все.
Таким образом, гипотеза о том, что образ - это эмоционально-оценочное восприятие читателем мыслей, переданных писателем в слове нашла свое подтверждение частично.
И у нас возникает следующий вопрос: можно ли научиться видеть и чувствовать образы?
Результаты соцопроса учащихся, направленных на выявление вопроса: «Как наши сверстники воспринимают художественные образы при чтении
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА,
используемые В.П. Катаевым в повести
«Разбитое сердце или волшебный рог Оберона»
УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ
«Каток»
теплые пальчики
шерстяной шубки
цветочным одеколончиком
«Музыка»
пухлую ручку
темно-синем пальтишке
домика
ограда из новеньких брусков
в башмачке с помпоном
«Театр»
костлявой лошадки
«Фейерверк»
в лавчонках, образчики
струйки золотых искр
тоненьким посвистыванием
с цветными стеклянными пуговичками
тонкие ремешки на головах
фитильки
хорошенькую,
красиво убранную головку
ЭПИТЕТ
«Каток»
лисьими глазками
шумным, железным шорохом
морозно громыхающим сходням
опасно блестящий лед
пыхтящий турецкий барабан
«Замерзшее море»
высокая, неестественная тишина
нежно-розовым зимним цветом
жгучий, хрустальный воздух
мохнатый иней
лазурная тень
черной дымящейся воде
«Лечение зуба»
чрезвычайно гигиенического запаха
покорного отчаяния
научная плевательница
обморочной тишине
многозначительно напряг
великолепный лоб
пористая красная шея
адскую боль
горячей слюной
мучительно жалко
грядущую адскую боль
сладострастный запах акации
ПОВТОР
«Каток»
(роликовые коньки) катились по асфальту/
делаясь сами цвета асфальта;
звучавшее как-то даже
не совсем прилично, даже порочно/
звуки матчиша, в которых тоже
чудилось нечто порочное;
сердце замирало/
сердце мое продолжало замирать
«Замерзшее море»
ровное поле/ ровному ледяному пространству
лазурный след салазок лазурной светящейся фразе
«Болезнь»
зловеще длинный сюртук доктора/
еще более зловещий кожаный саквояж;
золотые очки, золотые часы,
золотая цепочка, золотые запонки;
«Буря на море»
плеч обреченного человека/
с той ночи он был обречен.
МЕТАФОРА
«Каток»
дымящиеся котлы асфальта
бриллиантово освещенных витринах
слышал мертвую тишину зимнего моря
«Замерзшее море»
льдинами, светящимися
на месте обломов зелено-голубым стеклом
черноморской вод;
сахарно-белые вздыбленной льдины;
«Лечение зуба»
Боль - извилистая линия раскаленно-красного цвета,
вспыхивающая где-то в глубине слухового аппарата;
по улице, утопавшей в цветущей белой акации;
зелено-белое кружево цветущей по всему городу акации
«Пороховой шнур»
огонь и стремительно бежит вверх, пожирая шнур
«Музыка»
беспредельное пространство каменного города
раскинувшись, лежало пространство города, его каменное тело, его центр
«Живопись»
холста, покрытых толстой корой засохших масляных красок
одуряющее сияние
«Театр»
смотрю на этот неописуемо прекрасный синий пейзаж сквозь желатиновую бумажку моего детства
она сжигала мне, тринадцатилетнему гимназисту, душу
«Рыбная ловля»
Город раскален летним солнцем
Вдоль улицы плыл чад скумбрии, жаренной на оливковом масле.
гальке, уже слегка поблескивающей лунным светом.
Очень яркая луна уже стыла в самом зените, заливая все вокруг голубым, серебряным светом холодного бенгальского огня.
Мотня кипела трепещущим серебром скумбрии и другой рыбы
«Буря на море»
превращая море в кипящий котел
пароход растворился во тьме
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
«Каток»
откалывали откалывали «ой-ра, ой-ра!» и кекуок
Замазка щекотно отлепливалась от ладоней
«Лечение зуба»
сдерут рубля три
«Живопись»
простецкий вид
«Театр»
Черное море - ни дать ни взять Нил
СРАВНЕНИЕ
«Каток»
глазами, прозрачными, как леденцы
лед на них ломался под ногой, как оконное стекло
«норвежки», свистевшие как ножи
кисть ее руки, как еще неоперившийся птенчик.
одеколончиком, свежим, как весенний сад,
«Замерзшее море»
Льдина крепкая, как гранит
солнцем, сияющим, как ртутная пуля капитана Гаттераса
шагаю как бы по гулкому своду погреба
пузырьков воздуха, впаянных в толщу льда, напоминавшие ландыши.
«Лечение зуба»
не рот, а помойная яма
чувствовал себя как после причастия
боль пронзала меня, как раскаленная проволока.
пот, как кипяток
доктор медицины как бы превратился в некоего немца — ремесленника тонкой профессии, — не то ювелира, не то чеканщика, не то составителя и растирателя красок.
трудился, как пчела, пускающая в свою ячейку по маленькой капельке нектара, смешанного с цветочной пыльцой, а затем заделывающая ее теплым воском
«Живопись»
выговаривал их, как попугай
как слезы, текла мутная вода (с кисточки)
«Фейерверк»
фитиля, черного, как сухая чаинка.
длинные, как макароны, трубочки шутих
ракеты стояли по ранжиру, как солдаты
облако дыма улетает в бесстрастное атлантическое небо, как освобожденная душа,
«Дельфин»
как бронза, туманный воздух
животное оказалось тяжелым, как слиток чугуна,
плавник было так же невозможно, как если бы он был сделан из черной вороненой стали
дельфиний глаз оказался твердым, как драгоценный камень — берилл, топаз, агат или что-нибудь вроде этого
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
«Каток»
выписывал вензеля
«Лечение зуба»
онемев от ужаса
до самого мозга костей
«Буря на море»
изо всей мочи кричали
ИРОНИЯ
«Лечение зуба»
Помню покрасневшие веки добрых папиных глаз и его решительное согласие на восемь рублей, в котором чувствовалась самоотверженная решимость не жалеть никаких денег, а если нужно, то даже обратиться в кассу взаимопомощи, лишь бы сохранить зуб своего мальчика.
Я крикнул, но Флеммер не обратил на это внимания. Я был для него не человек.
гимназическим костюмом, который я надевал всякий раз, отправляясь лечить зуб, так как считалось неучтивым посещать такую знаменитость, как Флеммер, в коломянковой застиранной летней форме.
Наконец пломба была отшлифована на славу, и пока папа, краснея от волнения, клал на конторку Флеммера гонорар — двенадцать с чем-то рублей — за работу, за материал и на чай горничной в царственной мантии, — Флеммер самодовольно вытирал руки полотенцем, назидательно объясняя мне, что эта пломба будет держаться вечно и я доживу с ней до глубокой старости, «и даже, быть может, переживет меня самого» — в конце своей речи сострил Флеммер.
Мы вышли на улицу с папой, который улыбался болезненной улыбкой.
Пломба выпала ровно через месяц.
«Театр»
Мы гримировались чем попало, приклеивали клеем «синдетикон» бог знает из чего сделанные бороды и усы, румянили акварельными красками щеки, и, надев папин новый сюртук с шелковыми лацканами, я выбегал на сцену, произнося ужасной скороговоркой монолог Чацкого: «Не образумлюсь, виноват, и слушаю — не понимаю, как будто все еще мне объяснить хотят»… и так далее. В то время как тетя рыдала над изгаженными простынями, пытаясь выдрать из попорченных стен на совесть вколоченные костыли, и тушила керосиновые лампы, расставленные прямо на полу в виде рампы вдоль сцены, я, ничего не видя и не слыша, выкрикивал:
— "Сюда я больше не ездок!
Пойду искать по свету,
где оскорбленному есть
чувству уголок. Карету мне, карету!"
Домашний скандал, которым всегда сопровождались любительские спектакли, был тоже как бы составной частью театра, драматического искусства.
«Звезды в форточке»
Я смотрю на знакомое созвездие с каким-то неестественным душевным напряжением и в то же время с усилием представляю себе «ее» — как она, скинув башмаки, стоит в серых шерстяных чулках на холодном подоконнике, и, страстно раздув ноздри своего коротенького, хорошенького носика, изо всех сил вдыхает морозный воздух, и, вытаращив свои большие голубые глаза с поволокой, смотрит на «наши звезды», косо повисшие над крышей епархиального училища напротив их дома.
«Рыбная ловля»
… В конце концов своим молчанием я усыпляю его бдительность; он успокаивается; он уверен, что меня вовсе не существует, что я лишь плод его религиозного воображения; опасности нет; бога нет; можно хватать лакомый кусочек хищным зубастым ртом с выдвинутой вперед челюстью. Я чувствую указательным пальцем упругое, упрямое натяжение бечевки.
ПЕРИФРАЗ
«Лечение зуба»
таинственные недра слухового аппарата – ухо
«Музыка»
акварельные краски — разноцветные таблетки, потерявшие свой чистый девственный цвет
«Театр»
купола - золотые луковички церкви времен Иоанна Грозного
«Рыбная ловля»
лето -сезон бамбуковых удилищ
РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
«Музыка»
Звуки города (музыка)
…это было нечто составленное из еле слышного дребезжания извозчичьих пролеток, цоканья копыт, шагов людей, звонкого погромыхивания конок и трамкарет, похоронного пения, военной музыки, стрекотанья оконных стекол, шороха велосипедов, гудков поездов и пароходов, рожков железнодорожных стрелочников, хлопанья голубиных крыльев, звона сталкивающихся буферов товарных вагонов, шелеста акаций, шуршания гравия в Александровском парке, треска воды, вылетающей из шланга садовника, поливающего где-то розы, набегающего шороха морских волн, шума базара, пения нищих слепцов, посвистыванья итальянских шарманок…
«Театр»
Я наслаждался живописной стороной спектакля: сводчатыми потолками каких-то боярских пиров с братинами, дубовыми столами, жареными лебедями на блюдах, кокошниками и уборами древнерусских красавиц, боярами в высоких собольих шапках, в аксамитовых кафтанах, ферязях, витязями в стальных кольчугах и шлемах, белобородыми кудесниками и гуслярами, монахами и разбойниками с кистенями в руках, посреди дремучего леса, в чаще искусно вырезанного из картона ельника…
ГИПЕРБОЛА
«Болезнь»
крахмальные манжеты загремели как гром;
мучительное ощущение тяжести кистей моих рук, как бы все время непомерно, бесконечно и безостановочно разрастающихся, делающихся объемом с подушку, свинцово тяжелую и в то же время воздушно легкую, громадную, как вселенная, и вместе с тем совсем маленькую, как булавочная головка, и даже еще меньше и все время уменьшающуюся, превращающуюся как бы в ничто;
безлюдную до звона в ушах
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
из повести В.П. Катаевым
«Разбитое сердце или волшебный рог Оберона»
«Бибабо и бильбоке»
Мопассан «Милый друг» - роман, написанный писателем Ги де Мопассаном в 1885 году. Рассказывает об авантюристе, который мечтает сделать блестящую карьеру.
Балясинка - невысокий – обычно фигурный – столбик в ограждении лестницы, террасы, балкона.
Кустари - мелкие товаропроизводители, изготавливающие промышленные изделия на рынок.
Бирюльки - сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русская настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных.
Касторовая шляпа – из касторового сукна (сработанные из бобрового, или другого пуха).
Скетинг-ринг- асфальтовый каток в специальном закрытом помещении.
Ботанизирка - коробка, обыкновенно из жести, употребляемая для укладывания растений во время экскурсий.
Крокет- спортивная игра, участники которой ударами специальных молотков на длинной ручке проводят шары через воротца, расставленные на площадке в определённом порядке.
Гелиотроповые фонари - темно-зеленые с пятнами красного или желтого цвета или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловые.
Пересыпская босяцкая песенка – (улица Пересыпская в Одессе, босяк – бедняк).
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Зимняя сказка
Вода может клеить?
Сорняки
В Китае испытали "автобус будущего"