Значение семьи в прежние времена русской истории было очень высоким. Сегодня представления о благополучной жизни совершенно иные. Материнство, семья оказываются не в моде и заменяются материальными ценностями, обеспеченностью, самореализацией в своей профессиональной деятельности, построением успешной карьеры. Взрослые забывают о том, что детям нужно внимание, участие, забота, совет, мудрость взрослых, а не материальные блага.
Новизна решаемой задачи заключается в стремлении через сопоставительный анализ примеров из художественной литературы и иллюстраций женских журналов рассмотреть такие различные трактовки темы материнства и детства. Тема материнства звучала во все времена, а как она была отражена в советской русской литературе и на обложках женских журналов во времена Советского союза?
Моя работа адресована учащимся, которые интересуются отечественной литературой, историей, культурным наследием нашей страны. Именно это заинтересовало меня, и я решила более подробно узнать, как в советской литературе и на обложках женских журналов, посвященных детям и материнству, был представлен этот очень актуальный вопрос.
Вложение | Размер |
---|---|
materinstvo_i_detstvo.doc | 108.5 КБ |
«МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И НА ОБЛОЖКАХ ЖУРНАЛОВ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
Автор:
Иванова Екатерина Алексеевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
п. Пуровск Пуровского района, ЯНАО
ученица 9 « Б» класса
Руководитель: Стрыжак Любовь Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа « 1» п. Пуровск
629880 ЯНАО Пуровский район
п. Пуровск ул. Новая, 9
тел/факс 8(34997) 66488
2019
Содержание
1. | Введение | 3 |
2. | Основная часть | 4 |
2.1 | Определение понятий «пропаганда», «советская литература», «советский женский журнал». | 5 |
2.2 | Основная тематика советской литературы и иллюстраций женских журналов в СССР. | 6 |
2.3. | Исторический аспект социальной и правовой защиты материнства и детства. | 6 |
2.4 | Материнство и детство в литературе и в иллюстрациях к советским женским журналам СССР. | 7 |
III. | Заключение. | 10 |
IV. | Литература и источники | 11 |
V. | Приложения | 12 |
1.Введение. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к радикальным переменам в жизнедеятельности общества и изменению социальной системы. В итоге этого произошла ломка многих традиций, что повлекло за собой разрушение моральных норм и духовных ценностей, а также национальной культуры.
Значение семьи в прежние времена русской истории было очень высоким. Сегодня представления о благополучной жизни совершенно иные. Материнство, семья оказываются не в моде и заменяются материальными ценностями, обеспеченностью, самореализацией в своей профессиональной деятельности, построением успешной карьеры. Взрослые забывают о том, что детям нужно внимание, участие, забота, совет, мудрость взрослых, а не материальные блага.
Актуальность темы заключается в том, чтобы обратить внимание наших современниц на то, что, несмотря на никакие катаклизмы, первостепенной задачей матери является забота о ребёнке, так как именно с матери начинается человек, что восстановление культурных связей, нравственности в данный момент становится важнейшей задачей и проблемой современности. Поэтому большое значение приобретают новые методы, с помощью которых общество и социальные институты, стремились обеспечить как общественное, так и личностное равновесие - воспитывали уважение и любовь к матери, желание брать пример с достойных образов, представленных в русской литературе, на обложках советских женских журналов.
Гипотеза. В России год от года растет число разводов, неполных семей, детей – сирот при живых родителях, рождения детей в слишком раннем возрасте. Факты криминальной хроники пугают: молодые мамы пытаются избавиться от нежеланных детей любым способом. В школе обучаются подростки из неблагополучных семей, есть ученики, чьи родители лишены родительских прав, и их воспитывают бабушки, тети, старшие сестры. У таких ребят нет положительного примера поведения матери. Среди наших сверстников есть девушки, которые забеременели, еще являясь ученицами. Для некоторых из них появление на свет ребенка вовсе не радостное событие. Встречаются случаи, что в школах учатся молодые матери. Среди обучающихся увеличивается количество неблагополучных подростков, которые своим поведением доставляют много неприятностей своим близким. Таким образом, проблема материнства и детства необычайно актуальна. Материал данного исследования предоставляет возможность обстоятельно поговорить на эту злободневную тему и имеет большое воспитательное значение, предоставляет возможность исследовать образ Матери и дитя в русской литературе XX века и иллюстрациях женских советских журналов и доказать, что образ Матери всегда будет присутствовать в русском слове и искусстве.
Новизна решаемой задачи заключается в стремлении через сопоставительный анализ примеров из художественной литературы и иллюстраций женских журналов рассмотреть такие различные трактовки темы материнства и детства. Тема материнства звучала во все времена, а как она была отражена в советской русской литературе и на обложках женских журналов во времена Советского союза?
Цель работы: на примерах произведений художественной литературы и иллюстраций женских журналов проследить особенности раскрытия темы материнства и детства, показать роль наглядной пропаганды и художественных произведений в формировании советского гражданина.
Задачи:
- изучить и проанализировать частично литературу по данной тематике;
- определить понятия «пропаганда», «советская пропаганда», «советская литература», «советские женские журналы»;
- выявить роль художественной литературы и иллюстраций на обложках женских журналов в советский период на формирование образа советского человека;
- выявить особенности постижения тайны женской красоты, отраженной в образе женщины-матери, в XX веке.
Методы работы.
Данная тема раскрывалась на основе политического плаката советского времени, и я решила продолжить её изучение через художественную литературу и иллюстрации женских журналов и их роль в формировании гражданина России.
Моя работа адресована учащимся, которые интересуются отечественной литературой, историей, культурным наследием нашей страны. Именно это заинтересовало меня, и я решила более подробно узнать, как в советской литературе и на обложках женских журналов, посвященных детям и материнству, был представлен этот очень актуальный вопрос.
2. Основная часть.
2.1.Социально-экономические и политико-правовые преобразования в послереволюционной России были направлены, в том числе и на изменение роли женщины в социалистическом обществе, которая наделяется равными правами с мужчиной, становится полноправной участницей общественного производства. Впервые в истории на практике формируется новая модель статуса женщины: супруги, матери, труженицы. Так, в книге «Учебник жизни» священник Артемий Владимиров пишет: «Мама... Именно это слово первым произносят младенческие уста» (1). И немудрено. Ведь мать с ребенком составляет единый организм: не из рук, а от груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас.
В дореволюционное время запрещалось вступать в брак лицам мужского пола ранее 18 лет, а женского 16 лет от рода (3). Новое трудовое законодательство было более совершенным по сравнению с дореволюционным: вовлечение женщины в общественную деятельность сопровождалось созданием и развитием законодательной базы, регулирующей труд женщин путем создания благоприятных условий для совмещения производственной деятельности с материнством..
Определение понятий «пропаганда», «советская литература», «советский женский журнал».
«Пропаганда» (от лат. propaganda — подлежащее распространению) означает популяризацию политических, философских, религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание (2).
Советская литература — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Литература СССР включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших до революции письменности (4).
Советский женский журнал — Женские журналы изначально носили развлекательный характер (Приложение №1). Издания содержали сентиментальные повествования о любви, познавательные стати и материалы об основных приемах воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, ухода за своей внешностью и т.д. И, конечно, серьезный акцент делался на моду. Существенные изменения произошли в индустрии в 1917 году. Женские журналы были объявлены буржуазными пережитками и закрыты, поскольку они не отвечали главной задаче партии — формированию нового человека.
Появились новые издания, где так называемые женские темы перемежались пропагандой и партийными установками. Придуманная Лениным «Работница» стала первым большевистским массовым легальным журналом (Приложение №2). Один из самых массовых женских журналов — «Работница» — впервые появился в продаже 8 марта 1914 года. Инициатором был Владимир Ленин. Он предложил создать общественно-политический и литературно-художественный ежемесячник. Издание, выходившее в Петрограде тиражом в 12 000 экземпляров, было первым большевистским массовым легальным журналом, ставившим своей целью защиту интересов женского рабочего движения. В создании этого рупора в свое время принимали участие А. И. Ульянова-Елизарова, Н. К. Крупская, И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай и многие другие известные дамы.
2.2. Основная тематика советской литературы и иллюстраций женских журналов в СССР. В советской художественной культуре постепенно начиная с 1920-х гг. формировался стиль, получивший название социалистический реализм. Произведения культуры должны были воспевать достижения нового строя, показывать его преимущества перед буржуазным, критикуя все недостатки последнего. Однако отнюдь не все писатели и художники приукрашивали социалистическую действительность, и несмотря ни на что было создано немало произведений, пополнивших собой мировую сокровищницу культуры. В период с 1917 по 1928 зарождались основные типы советской женской прессы. В то время ЦК коммунистической партии стал использовать периодическую печать для реализации собственных целей. Работа женских изданий строилась в соответствии со специальными партийными постановлениями: их деятельность теперь была направлена на пропаганду идей коммунизма и привлечение женщин к участию в производственном процессе. Основные темы государственной пропаганды советского времени отражали государственную политику. Рассмотрев образцы пропаганды в советское время, можно условно выделить следующие темы, волнующие государственную власть:
- формирование общих интересов, ценностей и нужд читательниц;
- определение сфер для реализации потребности в свободном общественном труде;
- организация общественного питания и налаживания коллективного отдыха детей;
- призыв к здоровому образу жизни;
- воспевание коммунистических ценностей;
- материнство и детство.
Внимание писателей все более занимает человек, увлеченный большой целью, работающий в коллективе, видящий в жизни этого коллектива частицу всей своей страны и необходимую, основную сферу приложения своих личных способностей, сферу своего развития как личности.
2.3. Исторический аспект социальной и правовой защиты материнства и детства. В своей работе я хотела бы рассказать об особенностях восприятия детства в традиционной отечественной культуре, в культуре советского периода, показать существенные отличия отношения к материнству и детству в советское время. Исследование правовой охраны материнства и детства представляется актуальным в любую эпоху.
В советский период вопросы охраны материнства и детства в России приобрели особое значение. Советское государство и общество позиционировались как новые гуманистические системы, предполагающие отсутствие частной собственности и эксплуатации, обретение свободы человеком труда. В организациях, формирующихся на принципах социализма, особое внимание уделялось человеческим ресурсам, влияющим, в свою очередь, на становление новых типов общественных и государственно-правовых отношений.
Охрана материнства и детства - система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития [6].
В советский период стало поощряться стремление к самореализации, к достижению личного успеха, независимости. Материнство как самостоятельная ценность такую систему координат не вписывается. Девочку с раннего детства ориентируют на хорошую учебу, затем - на выбор профессии и успехи в работе. Счастье в личной жизни воспринимается как второстепенное, сопутствующее успехам в труде. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами в профессиональной сфере приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза, дети становятся помехой индивидуалистического комфорта.
В целях усиления внимания к нуждам детей и матерей в феврале 1919 г. был издан декрет "Об учреждении Совета защиты детей", подписанный В. И. Лениным, где, в частности, указывалось, что дело снабжения детей пищей, одеждой, помещением, топливом, медицинской помощью следует считать одной из важнейших государственных задач. В 1920 г. дело охраны материнства и младенчества было передано из Народного комиссариата социального обеспечения в ведение Народного комиссариата здравоохранения[7]. Впервые в истории на практике формируется новая модель статуса женщины: супруги, матери, труженицы.
2.4. Материнство и детство в литературе и в иллюстрациях к советским женским журналам СССР. Тема материнства и детства всегда была актуальна в России. Так как разрушение семейных связей неизбежно приводит к нарушению нормального развития детей и накладывает долгий, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь. Ребенок, воспитывающийся без матери, вырастает с пониженным родительским чувством, а отрыв детей от родителей в течение нескольких поколений привел к появлению молодых людей, у которых отсутствует желание иметь ребенка. Сохраняя физиологическую способность к деторождению, такие молодые люди оказываются психологически непригодными ни к семейной жизни, ни к родительству. Они не хотят иметь детей.
Литература – это отражение действительности, а советская литература это отражение той исторической действительности, которую мы можем увидеть на страницах художественных произведений (Приложение №3). И мне бы хотелось на примерах рассказов А. Платонова познакомить с темой смысла материнства и материнского тепла. Счастье ребенка у Платонова заключено в любви к нему матери. В материнском сердце беспрерывно и безвозмездно рождается счастье любви, которое озаряет своим теплом и детей, находящихся рядом, и тех, кто был далеко, но «постоянно и безотчетно» чувствовал это тепло (рассказы «Полотняная рубаха», «Третий сын», «Разноцветная бабочка», «Сухой хлеб», «Семен» и др.)(8). Мать олицетворяет образ бескорыстной любви и вечного страдания. Умирая, она навсегда оставляет ребенка сиротой, грустным и одиноким странником в человечестве. Главный герой рассказа Силин рассказал про свою жизнь, что с ним было.
– Я начал помнить жизнь с того утра, как я проснулся, прижавшись к матери. Я всегда спал рядом с матерью, у нас была в комнате одна железная кровать, и еще деревянный стол, и две табуретки. Отца у меня не было, он умер давно, я его совсем не помню. Остались мы с матерью двое на свете и стали жить. Это было еще до революции, я тогда родился. Жили мы так бедно, как во сне теперь может присниться: у нас ничего не было, ничего не хватало – ни хлеба с картошкой, ни дров в зиму, ни керосину для света, ни одежды никакой, и хозяин дома из комнаты гнал – за то, что матери нечем было платить за комнату, рубль в месяц. Мать работала поденщицей, она делала всякую работу, что люди ей давали, – белье стирала, полы мыла, дрова колола, возле умирающих сидела, как бы вот при нас с тобой... Она за все бралась, лишь бы меня чем было кормить, лишь бы меня вырастить, а самой потом умереть. Не было у героя ни игрушек , ни достатка, а была только материнская любовь, « Была у меня только одна родная мать. И к ней я прижимался, я целовал ее нательную рубаху и гладил рубаху рукою, я всю жизнь помню ее теплый запах, этот запах для меня самое чистое, самое волнующее благоухание...» (8). Одинокие, потерявшие мать дети для А. Платонова являются первейшим знаком социального и нравственного неблагополучия (Приложение №4).
Совсем другой предстает перед читателем героиня А.Неверова в рассказе «Марья-большевичка» (1921). «Раньше меньше показывала характер Марья, больше в себе носила домашние неприятности. А как появились большевики со свободой да начали бабам сусоли разводить - что вы, мол, теперь равного положения с мужиками, - тут и Марья раскрыла глаза». Стала Марья первой женщиной в Совете крестьянских депутатов. Через месяц шапку с пикой стала носить, рубашку мужицкую надела, на шапку звезду приколола. Комиссар ей: «Послужите! Я, говорит, поздравляю вас этим званием от имени Советской Республики и надеюсь, что вы будете держать интересы рабочего пролетариата...». Автор изображает увлечение книжками, внешними атрибутами равенства с мужем пока еще с легкой улыбкой, как кавалерийский наскок на старое, как не подготовленный еще штурм твердынь былого уклада... Это поветрие основательному мужицкому уму, "задним умом хитрому", кажется еще стрекозиным летним пением, после которого, как известно, придешь на зиму к тому же косному "муравью-мужику" за обогревом и кормом. А он еще скажет: "Так поди ж, попляши!.." И потому повествователь с хитрецой говорит о Марье: "Была такая у нас..."; "месяцев пять служила - надоедать начала"... (9). Но временами и повествователь, и автор уже видят и нечто совсем не стрекозиное в героине. Забыла Марья об истинном женском предназначении (Приложение №5).
Заметное место среди произведений 20-х годов заняла повесть Л. Сейфуллиной «Виринея» (1924), названная по имени героини. Действие повести происходит в годы империалистической войны в далекой сибирской деревне (Приложение №6). Война опустошила население деревни. Дома остались женщины, дети да старики. Виринея предстает перед читателем и в ситуации бунта против судьбы, и в размышлениях о жизни и смерти, и в отношении к любви, к материнству, и в суждениях о законах мироустройства, и в тоске о полноте жизни, и в момент обретения счастья. Повесть дает представление о судьбе деревенской женщины в широкой временной перспективе: действие ее начинается еще до империалистической войны. Виринея, сибирячка, киржачка, невенчанная жена слабосильного Васьки, томится от избытка сил, не находящих выхода. Она обладает мужеством выбиться из привычной колеи, пойти наперекор предрассудкам и традициям. Но ее душа, сорвавшись с якорей, несется по бурному житейскому морю и может сгинуть в нем, не оставив иного следа, кроме скандальной славы. Путь Магары– убедительная параллель буйству Виринеи и его возможному исходу. Однако встретив на своем пути вернувшегося с фронта большевика Павла, она обретает себя (10).
В детской литературе этих лет начинает находить отражение советская действительность. В тематике литературных произведений для детей все большее место занимают гражданская война, жизнь советских детей, причем в разрешении этой тематики наблюдается переход от авантюризма и развлекательства ко все более реалистическому, полному и правдивому отображению действительности. В детской литературе появляются первые реалистические образы советских людей, большевиков — участников гражданской войны, учителей жизни, людей труда — мастеров своего дела, образы советских детей.
Не успела отгреметь Гражданская война, как обрушилась новая беда - засуха. Весной того года в Поволжье не выпало ни капли дождя, из-за сильной жары выгорели все посевы. Назрела настоящая продовольственная катастрофа. В Поволжье разразился страшный голод. В основу повести «Ташкент – город хлебный» легли драматические события 1921 года, когда к хозяйственной разрухе, явившейся следствием первой мировой войны и войны гражданской, прибавилась (Приложение №7).
Основное внимание уделял насущным проблемам общества Евгений Пермяк. Книги писателя всегда отражали проблемы современного ему времени. Даже его сказки были приближены к действительности и насыщены политическим подтекстом. С самого рождения будущий мастер народного слова находился в окружении простых, но сердечных людей, ведущих незамысловатый образ жизни. Выразительный, яркий и живой народный язык, на котором разговаривали вокруг, Пермяк впитал с молоком матери. После смерти отца семья Пермяка была вынуждена ездить по разным сёлам и городам. В этих поездках Евгений познакомился поближе с мастеровыми людьми и образом их жизни. Он впитывал в себя всякий опыт и уже в довольно молодом возрасте стал мастером на все руки. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя — о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве (Приложение №8). И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка «поет» живое народное слово (11).
5.Заключение. В заключительной части работы мне хотелось бы подвести итоги и сделать выводы. Необратимые процессы в жизни общества и государства конца XX и начала XXI веков способствовали замалчиванию материнства как глубинной ценности в системе культуры. Были на долгое время утеряны ценность коллективных форм жизни, единая государственная идеология и четко сформулированная цель развития национальной культуры. Эти люди воспитаны в нескольких поколениях в отрыве от матери, часто без отца и все это ведет начало к 20-м годам, когда первая в мире женщина-нарком, гордость Советского Союза, Александра Михайловна Коллонтай говорила, что «Ребенок принадлежит обществу, в котором родился, а не своим родителям»(12), (Приложение №9). И, что страшно, это были не только слова, а реальная политика правительства, подкрепляемая аппаратом репрессий и мощной машиной идеологической обработки населения.
Сегодня Женственность как специфическая черта личности женщины вмещает и отражает накопленные веками нравственные и эстетические ценности, свойственные женскому полу. Набор нравственных качеств, свойственных положительному образу женщины, определяет атмосферу благополучия в семье. Душевная теплота, терпение, самоотверженность, всеобъемлющая любовь женщины способны воспитывать и развивать детей на духовном и физическом уровне, благотворно влиять на семью, общество и государство в целом. Отношение женщины к материнству в культуре всегда позиционировалось как мерило её нравственного развития и наоборот. При всей очевидной социальной и культурной значимости, материнская любовь относится к явлениям двойственным, противоречивым. Широко известны примеры, когда обострённое чувство материнской любви, гиперопека, не только не спасало ребёнка, но и становилось причиной многих проблем его реальной и дальнейшей жизни. Делается вывод, что возвращение к традиционным смыслам детства и материнства способно оздоровить современную духовную и демографическую ситуацию.
Литература и источники
1.Владимиров А. Уроки жизни. М., «Артос», 2007.
2 Советский Энциклопедический Словарь. М., 1988.
3. Канторович Я.А. Законы о женщинах: (Сборник всех постановлений действующего законодательства, относящих до лиц женского пола).- СПБ., 1899.
4. Википедия.
5.Источник: http://histerl.ru/sovetskie_soyz/do_vtoroi_mirovoi_voini/literatura.htm
6. Дирекция портала «Юридическая Россия»/ Правовая охрана материнства и детства в советском государстве [Электронный ресурс] - Режим доступа к сайту: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1257274 - свободный. - Заглавие с экрана.
7. Забота партии о женщине-матери / Опыт КПСС в решении женского вопроса. Е.Ч. Новикова. - М., Мысль, 1981. [Электронный ресурс] - Режим доступа к сайту: http://www.a-z.ru/women/texts/s_173r.htm - свободный.- Заглавие с экрана.
8.Платотов А. Рассказы. Воронеж. Издательство «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2018.
9. Неверов А.С. Марья - большевичка: Рассказы. М., Современник, 1987.
10. Сейфуллина Л. Виринея (сборник). М., Вече, 2013.
11. Пермяк Е. Волшебные краски. М, Эксмо, 2013.
12. pryahi.indeep.ru›history/kollontay.html.
Информация для сопровождения работы
(распечатывается и наклеивается на обратной стороне работы в номинациях «Рисунок», «Стихотворение». В номинации «Социальный проект» располагается на последней странице работы).
Ф.И.О. Иванова Екатерина Алексеевна
Дата рождения 02.03.2005г.
Возрастная категория: до 8 лет, от 9 до 12 лет, от 13 до 17 лет, от 18 до 21 года
(необходимое подчеркнуть)
Образовательная организация (полностью) контактный телефон,e-mail, сайт
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск,8(34997)6-64-88, moupsosh1@mail.ru,сайт – сош1пуровск.рф.
Номинация: Исследовательская работа
Тематика:__IV. Семья. __________________________________________________
Подтема___Забота о продолжении рода ___________________________________
Название работы: « Материнство и детство в художественной литературе и на обложках журналов Советского союза»
Краткое обоснование соответствия идеи работы выбранной тематике и подтеме: Материнство, семья оказываются не в моде и заменяются материальными ценностями, обеспеченностью, самореализацией в своей профессиональной деятельности, построением успешной карьеры. Взрослые забывают о том, что детям нужно внимание, участие, забота, совет, мудрость взрослых, а не материальные блага.
ФИО педагога- руководителя (полностью), контактный телефон, e-mail (при наличии Стрыжак Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы,
89222835925, strigak59@mail.ru
Кто самый сильный?
Просто так
Сказка "12 месяцев". История и современность
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Тупое - острое