исследовательский проект по литературному чтению
Вложение | Размер |
---|---|
Тема работы: «Наш помощник – алфавит» исследовательский проект по литературному чтению | 2.76 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
Кужновский филиал
Тема работы: «Наш помощник – алфавит»
исследовательский проект
по литературному чтению
Выполнил: ученик 2 класса
Прыгунов Владимир
Руководитель: учитель начальных классов
Соболева Надежда Николаевна
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………….…………3
2.Основная часть
3.Заключение……………………………………………………………………10
4.Список источников…………………………………………………………..11
Введение
Я дружу с книгой давно. Сначала для меня читали мама и папа, а теперь я сам могу в любое время сесть и прочесть какую-нибудь сказку или стихотворение. С тех пор как я научился читать, я стал чувствовать себя самостоятельней и взрослей. Но ведь все слова состоят из букв, без которых не смогло бы существовать само чтение. В последнее время меня очень стало интересовать, откуда же произошли буквы, кто их придумал, как они изменялись со временем. Именно поэтому целью моей работы стало знакомство с историей создания алфавита. Для себя я решила, что знакомство с историей развития русской азбуки не только расширит мой кругозор, но и повысит интерес к чтению. Кроме того, я могу поделиться своими знаниями с одноклассниками.
Цель работы: познакомиться с историей создания алфавита,
выяснить роль алфавита в жизни людей.
Задачи:
- узнать, что такое алфавит и азбука;
- выяснить, кто и когда придумал алфавит;
- познакомиться с дальнейшим развитием азбуки;
-выяснить, зачем нужен алфавит.
Гипотеза: алфавит открывает путь к знаниям
Объект исследования: русский алфавит.
Предмет исследования: история создания русского алфавита
Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, сравнение, игра, обобщение.
Ход исследования:
1. Посетил библиотеку, провёл работу с литературой, содержащей сведения об алфавите.
2.Изучил интернет-ресурсы по теме проекта.
3.Посетил мед.пункт, почту, мемориал «Вечный огонь», провёл необходимые наблюдения.
4.Подготовили и провели вместе с одноклассниками классный час на тему «Наш помощник – алфавит»
Результаты исследования.
Слово «алфавит» произошло от названий первых букв греческого алфавита
«альфа» + «бета» (правильнее вита) в XVI веке.
Алфавит или азбука – это буквы, расположенные в определенном порядке.
Слово «азбука» произошло от названий первых букв русского алфавита:
Азбука = аз + буки. Слово «азбука» пришло к нам в XIII веке.
Алфавит, которым мы пользуемся сейчас, выглядит так:
2. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки
В энциклопедии «Я познаю мир» (2) сказано, что у англичан алфавит состоит всего из 26 букв, у греков из 24, а у русских- целых 33 буквы! А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно- с 1918 года, а раньше...
Раньше была кириллица- азбука, составленная в конце 9 –начале 10 века Кириллом и Мефодием, братьями из Солуни (ныне Салоники в Греции), на основе греческого алфавита. Было в ней 43 буквы, у каждой свое название - аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твердо, ук, ферт, и так далее.
Выглядела она так:
Писатели составляли для легкости запоминания целые предложения из этих слов, например, аз-а, буки-буквы, ведаю-знаю. Глаголю-говорю, добро- хорошо, есть-жить... Или рцы- говори слово твердо. Сочинялись стихи, была даже азбучная молитва. Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова.
Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете-аз-мыслете-аз». Что получилось? Оказывается – «мама». Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать? Только самые усидчивые и настойчивые дети осваивали чтение.
В старину учились дети,
их учил церковный дьяк,
приходили на рассвете
и твердили буквы так:
А и Б - Аз и Буки,
В как Веди, Г - Глаголь.
И учитель для науки
по субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
наша грамота была.
Вот каким пером писали -
из гусиного пера.
Большинство людей в древности не умело читать и писать. Поэтому самые лучшие, самые умные люди стали думать над тем, как облегчить детям заучивание непонятных букв. Как сделать это занятие более интересным и занимательным. Азбуки стали оформлять тщательно выполненными красивыми рисунками. Название букв упростили и придумали азбуку, в которой были изображения предметов, названия которых начинались на ту или иную букву алфавита. Этот способ запоминания букв используется до сих пор. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди-братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Именно ту, которую мы изучаем.
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.
В память о великом подвиге Кирилла и Мефодии 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности.
Дальнейшее развитие русской азбуки
Азбука, созданная Кириллом и Мефодием, очень отличается от той, которой мы пользуемся сейчас. Как же она изменялась со времен? Пришел 1708 год, Петр Ị изменил азбуку: он сделал проще написание некоторых букв, ввел так называемый « гражданский шрифт».
И все-таки правописание оставалось сложным. Попробуй запомнить, когда нужно писать «иже», а когда « и с точкой». Да еще и «ер»- твердый знак. Его ставили в каждом слове, заканчивающемся твердой согласной. Эти сложности сохранялись до 1918 года, когда была проведена очередная реформа правописания.
Число букв сократилось до 33, упростили названия букв ( вместо «аз», « буки», «веди»- «а», «бэ», «ве» и т.д), перестали писать «ъ» в конце слова. Осваивать грамоту стало гораздо легче.
А от кириллицы в нашей речи остались поговорки. Например, о неграмотном, пишущем с ошибками человеке говорят: «Он пишет «корова» через «ять». То есть пишет букву, которой в этом слове нет.
Что дает знание алфавита
Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.
Знание алфавита помогает найти нужное слово в справочнике, энциклопедии, словаре. Помогает найти нужную книгу в библиотеке.
В библиотеке нашей
На полке, дружно в ряд,
Для школьников несметные
Сокровища стоят.
Я решил поделиться своими знаниями об истории алфавита с одноклассниками на классном часе. Также я составила для них интересные задания, помогающие понять, насколько познавателен и интересен был мой рассказ.
Совместно с учителем провели экскурсии:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь я узнал, откуда же произошел русский алфавит, кто его придумал. Также я ознакомился с развитием нашей азбуки, и с теми людьми, которые повлияли на ее изменение. Сейчас в русском алфавите 33 буквы, он стал более понятен и не сложен в запоминании. Я выяснил:
1. Слова «алфавит» и «азбука» означают одно и то же: азбука – славянское название букв; алфавит – греческое название букв: альфа (а) + вита (в).
2. Русскую азбуку придумали Кирилл и Мефодий в IX веке.
3. Современный алфавит составлен на основе этой азбуки (кириллицы).
4. Если не будем знать алфавит, то не сможем:
Теперь, когда я читаю свои любимые книги, меня не мучает вопрос, как появились буквы. И поэтому, чтение стало доставлять мне еще большее удовольствие.
Знание - это сила! И за это АЛФАВИТУ: «Спасибо!»
Вывод
Работа над темой проекта помогла найти ответы на разные вопросы. Цель проекта достигнута: я узнал много нового об алфавите, выяснил роль алфавита в жизни людей.
Гипотеза подтвердилась: алфавит открывает путь к знаниям.
4. Список источников
Сочные помидорки
Муравьиная кухня
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Заяц-хваста