"Любите ли вы театр, как люблю его я?" В России 2019 год обозначен как Год театра. Кроме того, в 2019 году - юбилей писателя: А. Платонову 120 лет. На Платоновском фестивале, который проходит ежегодно в Воронеже, жителям и гостям этого города была представлена постановка по повести писателя "Река Потудань" английскими режиссером Полом Борном и драматургом Фрейзером Грейсом. Вот об этой постановке пойдет речь в данной статье.
Вложение | Размер |
---|---|
О театральной постановке по повести А. Платонова "Река Потудань" | 20.13 КБ |
В поисках Блаженства |
2019 - год театра в России для Воронежа стал еще одним культурным событием, благодаря Платоновскому фестивалю искусств, который ежегодно проходит в столице Черноземья. Этот поистине театральный праздник «ПлатоновФест» назван так в честь русского писателя Андрея Платонова, уроженца Воронежской области.
Девятый по счету фестиваль в нынешнем году посвящён 120-летию писателя. В его программе было широко и разнообразно представлено творческое наследие писателя в интерпретациях современных театральных режиссеров не только из России, но и из США и Великобритании.
Особого внимания, на мой взгляд, заслуживают постановки зарубежных режиссеров и их интерес к такому совершенно «не западному писателю», как Андрей Платонов. На одной из них мне довелось побывать.
Театр из Великобритании Menagerie Theatre Company под руководством режиссера Пола Борна поставил спектакль «Блаженство» по пьесе драматурга Фрейзера Грейса. Основой для пьесы Грейса послужило произведение Платонова - «Река Потудань».
Весь спектакль игрался на английском языке и сопровождался русскими субтитрами. Честно скажу: смотреть было интересно, но не просто. К сожалению, мой уровень английского не позволил полностью насладиться спектаклем, хотя прекрасная игра актеров меня впечатлила.
Следует отметить, что «Река Потудань» - одно из ключевых произведений Платнова, где воплотились представления писателя о человеке и его смысле жизни. Глубокая и философски насыщенная, эта повесть давно вызывает стойкий интерес у отечественных режиссеров театра и кино. Примерами тому могут послужить дебютная картина А. Сокурова «Одинокий голос человека» или современная театральная постановка С. Чехова «Река Потудань».
И вот еще одно «прочтение» «Реки Потудани», но уже не российскими, а зарубежными драматургом и режиссером. Удивительно то, что эти два человека взялись воплотить «очень русскую», с мощной фольклорной основой историю Никиты Фирсова и Любы на сцене британского театра.
После просмотра у меня возник вопрос: что заставило британского драматурга Фрейзера Грейса взяться за повесть (даже не пьесу) такого самобытного писателя, как Платонов, ведь он не имеет за пределами России такой популярности, как Толстой, Достоевский или Чехов?
На сайте фестиваля я решил поискать информацию и наткнулся на материалы пресс-конференции, где Фрейзер Грейс объяснил свой интерес к творчеству Платонова: «Повесть Андрея Платонова много лет назад я прочитал совершенно случайно. Меня зацепила некоторая странность в его работах, какая-то необъяснимость. Он называет вещи своими именами, описывает всё очень реалистично, не жеманясь. И в то же время там есть любовь, доброта и даже оптимизм. Вы сомневаетесь в оптимизме в произведениях Платонова? Зря, он действительно присутствует. Возможно, Платонов не питал иллюзий по поводу политики, но у него была вера в обычного человека, вера, что он всё преодолеет».
В прошлом году на театральном фестивале Hotbed в Кембридже Фрейзер и режиссёр Пол Борн сделали эскиз спектакля по мотивам повести «Река Потудань». Пол Борн сказал, что дирекция Платоновского фестиваля каким-то образом узнала про эту лабораторию и связалась с Menagerie Theatre Company. «У нас не было цели рассказывать зрителям историю их страны, мы хотели показать взаимоотношения двух людей. С момента встречи их выживание только начинается. Наперекор всем бедам они воссоединяются. И снова у них появляется оптимизм, вера в счастье, блаженство. Если, конечно, Люба не умрёт на следующий день от чахотки, - с некоторой долей иронии отметил Грейс».
Пол Борн поделился, что для него, как режиссёра, в спектакле очень важными были первая и финальная сцена. Если в начале спектакля Люба мпрашивает у Никиты: «У тебя есть еда?», то в финале она произносит: «Позволь согреть тебя, поделиться своим теплом». Пройденные испытания дают понять, что потребность в душевном тепле для героев важнее всего.
Британцам, казалось бы, далеким от воронежской Кантемировки, от истории России начала XX века, удалось передать язык Платонова, не потеряв его многосложность и какую-то особую абсурдность. Например, Люба говорит Никите: «Не умирай, если помрёшь – некому гроб будет делать». Или вот ещё их диалог: «Вы теперь не забудете меня?» - «Нет, мне больше некого помнить». Проникнуть в психологию и душу платоновских героев – задача не из лёгких для любого режиссёра. Но, кажется, Пол Борн смог «изъять» их из конкретного исторического контекста и показать историю, которая понятна абсолютно всем.
«Река Потудань» — об очень «людских» вещах: об одиночестве стариков, о самых сокровенных моментах взаимоотношений между мужчиной и женщиной, о немыслимых трудностях и простых радостях послевоенного быта, о нескладывающейся семейной жизни двух совсем молодых людей.
Платоновские герои предельно просты, они фактически до самого финала не знают предела своих чувств, не знают самих себя. У этих одиноких людей нет другого варианта, кроме как быть вместе. Это судьба. И от того близость их кажется нам ещё естественней и радостней. Для них быть вместе — единственный шанс выжить в это суровое время. Однако быть вместе оказалось совсем не просто. И дело не в бытовых трудностях и житейских дрязгах, а в совсем ином.
Хотя война за сюжетом произведения, Никита и Люба обожжены этой войной, и эти ожоги, несмотря на живительную силу любви, как оказалось, не заживают. Им жить очень больно, как бывает больно от даже ласкового прикосновения к ране.
Как мне кажется, и драматургу Фрейзеру Грейсу, и режиссеру Полу Борну удалось в своем оригинальном прочтении «Реки Потудани» отразить одну из ключевых идей писателя: как труден и мучителен путь человека от войны к миру, к жизни, путь к самому себе, к своей любви, к пониманию собственной сущности - к Блаженству души.
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Кто грамотней?
Сказка "12 месяцев". История и современность
И тут появился изобретатель
Лиса-охотница