Это эссе - небольшое размышление о человеке, которому уже давно было бы пора занять свое почетное место среди тех, о ком написаны книги, вошедшие в серию ЖЗЛ. Очень хочется, чтобы появился человек, который захотел бы написать такую книгу об Олеге Куваеве,.
Вложение | Размер |
---|---|
Жизнь замечательных людей | 22 КБ |
Жизнь и житие Олега Куваева
…Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том…
Умей принудить нервы, сердце, тело.
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже все пусто, все сгорело –
И только воля говорит: «Иди!»
Р. Киплинг
Что остается от человека после его смерти? Как сказал бы учитель истории из фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», Илья Семенович Мельников, «от большинства людей - только тире между датами». Жил, был… Не был.
Это можно сказать о ком угодно, только не об Олеге Куваеве. Его имя знает каждый, кто жил или живет на Севере. Его жизнь можно в полной мере назвать современным «житием». Нет, не потому что был праведником, а потому что имя уже давно стало легендой, символом «настоящего человека».
По словам людей, близко знавших его, Олег Куваев «не был легким другом», но его ценили за прямоту и честность. Как вспоминает Александр Шагалов: «Не любил шумных комнат, веселых приветствий, легких необязательных бесед, столичной беготни…». Был человеком, который всю жизнь «делал себя» - и физически, и духовно. «Он таскал за спиной трехпудовые рюкзаки, он был чемпионом геологоразведочного института по лыжным марафонам, он в одиночку одолевал тундру и сплавлялся по северным рекам». К своему творчеству относился так же взыскательно: «был придирчив к поискам образа», «вырабатывал свой лаконичный, емкий, выразительный стиль», «терпеть не мог неряшливости, безликости фразы» - «он хотел превратить слово в глоток чистой воды». Читая в его «Записных книжках» о замысле самого знаменитого романа «Территория», это особенно явно понимаешь: «Надо собрать вместе фантастическую правду «Моби Дика» и свободную повесть «Путешествие с Чарли..». Если еще туда добавить точность Бунина и слог Паустовского, вот будет книга о Чукотке». И не меньше. Иначе и начинать не стоит: «Стою на каком-то гребне. То ли напишу «Моби Дика», то ли простую, грамотно сделанную макулатуру!»
Требовательность к себе невероятная. Только «летать» - «не ползать». Жизнь как полет, а не мещанское существование, где «тепло и сыро». Вполне себе философия горьковского Сокола. По обывательским меркам Олег Куваев был нерасчетлив, неосторожен, неразумен. «Врачи сказали потом, что сердце и сосуды оказались у него хрупкими, совершенно изношенными, как у человека, прожившего очень долгую жизнь. Слишком тяжелые ноши он брал на свои плечи, не считаясь ни с чем, слишком сложные маршруты и марафоны выбирал». Однако «безумству храбрых поем мы песню, /безумство храбрых – вот мудрость жизни!» Жить на разрыв на орты, парить, задыхаясь от того, что пытаешься успеть познать красоту мира, превращать будни в подвиг, быть героем своего времени… Только это и является подлинным существованием и оправданием того, что ты не зря родился на свет.
Олег Куваев прожил всего 40 лет. Кажется, совсем мало. Но не для того, кто жил ярко и полно. Кто был счастлив, потому что бродил по свету, держал в руках розовую чайку, о которой сложены легенды у моряков и путешественников. Кто верил в существовании на Чукотке «Серебряной горы». Верил, что человек рожден мечтать и совершать открытия, а не быть «гладким приспособленцем».
Есть ли жизнь после смерти? Вы скажете, что об этом не знает никто. Но я смею утверждать, что есть. Если «жить так, чтобы люди держали память о тебе бережно, как держат в ладонях трепетную живую птицу». И дело даже не в том, что безымянная горная вершина Чукотского нагорья названа «горой Куваева». Его жизнь продолжилась в замечательных книгах, где выведен особый кодекс чести. По этому кодексу живут герои этих книг, по этому кодексу жил и сам Олег Куваев. Например, принцип «Северстроя»: «Делай или умри!»», то есть делай хорошо свое дело и знай, никто лучше не выполнит той работы, что тебе назначена. И еще «умей прощать ошибки друзьям, презирай деньги, не дешеви, не лукавь, не пижонь».
Куваев не дает готовых рецептов «как жить», однако, читая его произведения, явно понимаешь, что «не ради денег, <…> не ради славы» мы приходим в этот мир, а «ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит жизнь индивидуального человека». Так называемый «мещанский конформизм» (деньги, карьера, преуспевание) он считал «страшной силой», которая не дает человеку познать самого себя, убивает мечту, склоняет жить на обочине собственной жизни - не так, как хотел, а так, как получилось.
А ведь если подумать, мы так и живем, становясь «глухими и мертвыми ко всему», кроме мечты о приобретении какой-то вещи, забывая, что ценности материального мира – это ценности второго плана, что «уют, мир - должен быть не снаружи, а в душе». И, безусловно, «душа обязана трудиться», это тоже работа – трудная нравственная работа над собой, такая необходимая, чтобы человеку вырасти до Человека. Возможно, поэтому произведения Олега Куваева заставляют задуматься о том, что мы утратили что-то очень важное, бесценное, жизненно необходимое: бескорыстие, верность данному слову, любовь к Родине, преданность своему делу, товарищество, отсутствие расчета и себялюбия, презрение к карьеризму … Кажется, это совсем иная жизнь, так как в ней иные ценности, но именно они и составляют основу существования и являются нравственной опорой для каждого человека.
Кто-то из критиков сказал о героях Куваева, что «они напоминают членов какого-то древнего воинства или монашеского ордена, клянущихся в верности одной Прекрасной Даме». С этим трудно поспорить, так как для этих героев и их создателя, работа «стала религией», а профессия «символом веры».
А ведь действительно, полноценно и радостно живет человек, который любит свое дело и не делит жизнь – на работу и «просто жизнь». В таком случае выбранная профессия определяет буквально все: и образ жизни, и способ мышления и приоритеты – и становится «лучшей в мире обреченностью». И Олег Куваев был таким человеком. Писатель-геолог. Или геолог-писатель. Не возьмусь судить, что было первым, а что – вторым.
В своих книгах он пытается донести до людей «не бродячих» причины того, почему иные выбирают себе «бродячую» судьбу: обнаруживают себя в грохочущих северных поездах, везущих их в забытые Богом посёлки, откуда вертолётом и на своих двоих они доберутся к покрытым мхом сопкам, где им предстоит бить шурфы в вечной мерзлоте, тянуть бесконечные канавы в поисках никогда и никем из них не виденного молибдена.
Зачем-то же летит человек из Москвы двенадцать часов с пересадками, чтобы сплавиться по колымской реке? Зачем-то год за годом возвращается в азиатские горы, чтобы пыльными тропами идти за мудростью к тамошним старикам? Зачем?..
Видимо, так человек ищет и находит себя. Себя подлинного. Кто-то поехал за деньгами, а нашел романтику. Кого-то забросил на Север и привязал к нему недобрый поворот лихой судьбы. Кто-то решил, что не вправе судить и осуждать, и стал хорошим рыбаком вместо плохого юриста.
Когда ты в полной мере начинаешь задумываться над всем этим, то понимаешь, почему из многих вечных категорий Куваев высоко ценил склонность человека к странствиям: «странствия обогащают душу, лечат ее, если она больна». Людей, имеющих такую склонность, он называл бродягами. Не тех, кто не нашел себя как личность, не «летунов», не туристов, а тех, кто «переходит «брод», бредет из последних сил, чтобы добраться до нужной цели», до своей Мечты.
Куваев не призывал никого стать одним из рыцарей этого странного ордена – ордена бродяг, ведь «каждый выбирает по себе» и религию, и дорогу, и судьбу, и точку на географической карте. Просто он дает понять, что именно они, «бродяги» и «чудаки», нужны нашему миру: «Они здорово помогают любить жизнь. И помогают ценить то, что было до нас и будет после».
«День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня» - истина, открытая Олегом Куваевым и, мне так хочется думать, обращенная к нам, живущим сегодня. Очень нужные и правильные слова. Особенно для тех, кто решит выбраться из скорлупы и решится примкнуть к неугомонному племени «чудаков», «бродяг» или «донкихотов». Тех, кто будет «пробовать жизнь на своей неказистой шкуре», будет стремиться познать «грубость и красоту реального мира», а не выберет «благополучный стандарт «жизни как все». Тех, кто станет жить по кодексу чести, станет ценить превыше всего поступки, считая, что именно они, а не «словесные формулировки», определяют сущность человека.
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Белый лист
Ребята и утята
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Весёлая кукушка