Творчество Ефима Васильевича Честнякова.
Вложение | Размер |
---|---|
pozhilova_ekaterina_olimpiada.docx | 21.86 КБ |
Межмуниципальная викторина
на знание творчества Е.В.Честнякова
для учащихся
общеобразовательных школ
ФИО участника: Пожилова Екатерина Сергеевна
Школа, класс: МОУ Кологривская СОШ, 5б класс
Возраст участника: 11 лет
Адрес проживания: г. Кологрив
Контактный телефон: 5-12-65
ФИО руководителя: Лебедева Ирина Николаевна
В-1. Е.В. Честняков родился в 1874 году в д. Шаблово Кологривского уезда. К какой волости относится д.Шаблово?
Ефим Васильевич Честняков родился 19 декабря 1874 года (по старому стилю) в деревне Шаблово Кологривского уезда Илишевской волости Костромской губернии.
В-2. Какие учебные заведения окончил Ефим Васильевич до приезда в Санкт-Петербург?
Ефим Васильевич Честняков своё образование начал в трёхлетней школе, которая была в полутора верстах от деревни Шаблова – в дерене Крутец. Первым учителем был дядюшка Фрол. Затем он поступил в Земскую школу, а после её окончания в Кологривское уездное училище. В 1889 году окончил Кологривское уездное училище и поступил в учительскую семинарию, которая находилась в селе Новое Ярославской губернии. Окончил семинарию в 1894 году. Потом занимается самообразованием. В 1899 году поступает в мастерскую живописи и рисования княгини М.К. Тенишевой в Петербурге.
Таким образом, до приезда в Санкт-Петербург Ефим Васильевич окончил :
1) начальную школу,
2) Земскую школу г.Кологрива;
3) Кологривское уездное училище;
4) Учительскую семинарию.
В-3.Одно из любимых мест Е.В.Честнякова близ деревни Шаблово теперь называется его именем. Назовите его?
«Ефимов ключик». Бежит по деревне Шаблово – здесь он любил сиживать до позднего часа в летнюю пору…
Таким образом, его именем назван «Ефимов ключик».
В-4. На картине «Наш фестиваль» изображены самодеятельные артисты. Назовите на каких музыкальных инструментах играю дети?
На картине «Наш фестиваль» самодеятельные артисты играют на народных музыкальных инструментах:
- гармошках (гармониках)
- балалайке
- барабане
-свистульке
- Погремушках
- глиняных дудочках и свирельках.
В-5. В произведении «Шабловский тарантас» Ефим Васильевич пишет: «Пироги тоже всякие, особенно хороши, если муки положить немножко, а побольше галани, да репы и ягод». Объясните, что означает слово «галань?»
Галань то же, что галанка. «Так называют в Костромской губернии брюкву» (прим. Е Честнякова).
В-6. В стихотворении «Тихо девонька сидела» есть такие слова: «Ты когда про лизуна, что в трубе он, говорила». Расскажите о ком идёт речь? Где он (лизун) живёт? Почему его так называют?
Лизун – это (ночной сторож) домовой, живёт в овине в трубе, за квасницей в гойбче. Он учит неряшливых хозяек убирать за собой пряжу, накрывать кринку с молоком, чтобы сор не попал. А Лизуном его зовут, потому что любит сметану с кринок в голбце (подвале) слизывать.
В-7. Кто становились главными героями картин Е.В.Честнякова. Почему?
Искусство Ефима Васильевича Честнякова основано на народном творчестве, растёт из него, как растёт дерево из земли.
Главными героями его картин становились крестьянские дети, односельчане, соседи. Е.В.Честняков очень любил детей, недаром в одном стихотворении он писал: «И славы не нужно, и мнения в мире людей, и мила мне одна лишь улыбка детей».
Ефим Васильевич сам занимался земледелием, видел все тяготы крестьянского труда, поэтому он воспевает труд земледельца, прославляет удивительный мир деревни, с его буднями и праздниками, трудом и отдыхом, обычаями и традициями, природой и сказочными персонажами. В лицах людей запечатлена добросердечность, внутренняя сосредоточенность в себе и пристальное внимание к окружающим. Еще он хотел городским людям, так много говорившим о простом народе, открыть глаза на этот простой народ. Совершенствовать крестьянскую жизнь. В 1902 году он пишет Илье Ефимовичу Репину: «Вся суть дела в том, что не хочу я профанировать свою русскую душу, потому что не понимают, не уважают ее; и не хочу ее заменить скучной, корректной, лишенной живой жизни душой европейца — человека не артиста, полумашины. Поэтому мне и приходится гордо замыкаться в себе». Но это не значит, что он был примитивный противник и «отрицатель» всего европейского. Ефим Честняков выступал за культуру универсальную, но основанную на национальных началах и обогащенную опытом мировой цивилизации.
Героями картин Е.В.Честнякова становились сказочные герои: колдун, феи, белокрылые ангелы и др. Он рисовал их, чтобы передать мир ожившей мечты.
Он мечтал о городе Всеобщего Благоденствия, где все были счастливы.
В-8. Какие традиции и обряды запечатлел на своих полотнах Е.В.Честняков?
Ефим Васильевич запечатлел на своих картинах идеи коллективного труда, благодаря которому достигается общее благоденствие. Картина «Чудесное яблоко»
Празднику коляды художник посвятил и одно из живописных полотен — «Коляда». Своеобразна композиция картины. Первая ее часть воспроизводит обряд коляды, вторая — сценки труда и отдыха, картины изобилия — те самые «пожелания», с которыми обращается коляда к хозяину дома. В ярких народных характерах художнику удалось передать деревенский дух веселья. В обрядах художник видел истоки творчества народа. В них люди проявляли себя, выражали свою душу, любовь к природе, земле, друг к другу. Поэтому он отразил крестьянскую свадьбу. Свадьба, которая с древних времен разыгрывалась согласно определенному ритуалу, мы до сих пор говорим «играть свадьбу», была очень близка театральному действу. Честняков как бы разыгрывает ее по действиям в своих работах. Из живописных полотен сохранились «Крестьянская свадьба», «Свахонька, любезная…» и «Ведение невесты из бани». Свадебный поезд жениха и невесты встречает деревня. Им поют величальные песни, дарят цветы и подарки… Кроме жениха и невесты, основными лицами на свадьбе были сваха и дружка. В ритуал входили приговоры дружки, обращенные к гостям, или, как у Честнякова, к свахе: «Свахонька, любезная, повыйди, повыступи, по полу по тесовому, ко мне, дружке веселому». Свадебная обрядность включала в себя и магические элементы, в частности, веру в чудодейственную силу воды. Поэтому ритуал предусматривал посещение невестой бани — места пребывания домашнего духа, к которому невеста должна обратиться с благодарностью за покровительство. Посещение бани рассматривалось как рубеж между девичьей и женской жизнью: невеста смывает свою девью красоту, расстается с девичеством. «Ведение невесты из бани» — одно из лучших созданий художника в этой серии. Посвятил он полотна и повседневным делам крестьян «Пряхи», «Посиделки.
В-9.Кто из великих русских художников были учителями Ефима Васильевича Честнякова?
Учителями Ефима Васильевича были: И.Е.Репин, Д.Кадовский, П.Мясоедов, В.Спавинский, Я.Ционглинский, Д.Щербиновский, Х.Скорняков.
10.Назовите сказки написанные и проиллюстрированные Е.В.Честняковым
Интересны сказки и рисунки Е.В.Честнякова:
«Чудесное яблоко»
«Иванушко»
«Сергиюшко»
«Чудесная дудочка»
«Чивилюшко»
«Медвежонок»
«Шаболовский тарантас»
Список использованной литературы:
1.В.Я.Игнатьев «Ефим Васильевич Честняков»,
2) Н.С.Ганцовская «Живое поунженское слово»
3) З.И.Осипова «Обрести память»
4) З.И. Осипова «Кологрив страницы истории»
Сайты:
1)http://newshablovo.narod.ru/biography.htm
2) http://kologriv.com/index.php?option
3) http://emiltim.livejournal.com/
4) http://cosmograph.ru/chestnyakov-efim
5) http://starina44.ru/-svetopisec-efim-chestnyakov
6) http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post246677572
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Привередница
Кто чем богат, тот тем и делится!
Сказочные цветы за 15 минут
Плавает ли канцелярская скрепка?