У каждого из нас есть уголок земли, который особенно дорог сердцу. Это место, где ты родился, вырос, живешь и сейчас. То место, где ты живешь, это самое родное, любимое место на большой планете Земля - твоя « малая родина». Моя « малая родина» город Назарово.
Несмотря на свою молодость город Назарово уже имеет определенные литературные традиции. Не каждый город так воспевали в стихотворной форме, как наш. При этом, конечно, важную роль сыграло то, что в своё время город был известен своими стройками, а, следовательно, привлекал много внимания. Но в литературном плане главную роль в создании образа города, образа малой родины сыграли те, кто строил этот город, те, кто был полон энтузиазма и вдохновения.
Цель нашей работы: проследить воплощение образа малой родины в творчестве назаровского поэта Виталия Царегородцева.
Поставленная цель предполагает следующие задачи:
Полное наименование работы | Как тема «малой родины »отражалась в творчестве В. Царегородцева ? |
Номинация | «Моя малая родина» (история, краеведение, мировая художественная культура); |
Фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов) | Шемякина Анастасия Вячеславовна |
Фото автора (коллектива авторов) размером 5x4 см | |
Территория (район, город), населенный пункт | г. Назарово, Красноярского края |
Наименование образовательной организации (в соответствии с уставом) | Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Упреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №4» |
Класс | 4 класс |
Место выполнения работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» |
Руководитель (Ф.И.О., должность, контактный телефон, e-mail) | Гандюрина Людмила Петровна, учитель музыки и искусства МБОУ «СОШ №4» gandyurina2013@yandex.ru 8(39155) 4-46-94 |
Содержание
Введение……………………………………………………………………3-4
Глава I. История литературной жизни города…………………………4-5
Глава II. Особенности интерпретации образа малой родины в поэзии Виталия Царегородцева.. ………………………………………………..5-7
Заключение…………………………………………………………………7-8
Список используемой литературы……………………………………….8
Введение
У каждого из нас есть уголок земли, который особенно дорог сердцу. Это место, где ты родился, вырос, живешь и сейчас. То место, где ты живешь, это самое родное, любимое место на большой планете Земля - твоя « малая родина». Моя « малая родина» город Назарово.
Несмотря на свою молодость город Назарово уже имеет определенные литературные традиции. Не каждый город так воспевали в стихотворной форме, как наш. При этом, конечно, важную роль сыграло то, что в своё время город был известен своими стройками, а, следовательно, привлекал много внимания. Но в литературном плане главную роль в создании образа города, образа малой родины сыграли те, кто строил этот город, те, кто был полон энтузиазма и вдохновения.
Цель нашей работы: проследить воплощение образа малой родины в творчестве назаровского поэта Виталия Царегородцева.
Поставленная цель предполагает следующие задачи:
Предметом исследования является творчество назаровского поэта Виталия Царегородцева.
Объектом – особенности воплощения образа малой родины в стихотворениях автора.
Гипотеза- Можно ли на примере творчества одного автора рассмотреть образ малой родины?
Методы- исследовательский, сопоставительный, метод прямого анализа текста.
Практическая значимость- Работа имеет исследовательские перспективы. Наше исследование позволяет выявить лишь ограниченный круг проблем. Поэтому работа может послужить основой для дальнейших исследований и обобщения материала по данной теме.
Выбор именно этого автора не случаен. С одной стороны, образ малой родины очень ярко и широко представлен в его творчестве. С другой стороны, перед нами поэт, пусть и не родившийся в городе Назарово, но всю свою сознательную жизнь, проживший здесь. Весь его жизненный путь тесно связан с этим городом. Поэтому выбор именно этого автора, с нашей точки зрения, вполне актуален и оправдан.
В 1948 году семья переехала в Назарово. Назаровская школа № 1 стала первоначальным этапом творческой биографии Виталия Дмитриевича. Свое первое стихотворение он опубликовал в газете «Красноярский комсомолец» в 13 лет. Потом была армия, там тоже писал стихотворения в газету для стенной печати. После армии вернулся в Назарово и в 1958 году устроился работать на разрез «Назаровский, работал слесарем, помощником машиниста экскаватора. Именно в эти годы началось в Назарово строительство ГРЭС. Его масштабы и размах очень интересовали Виталия Дмитриевичу, но неоднократно ездил и наблюдал за происходящим. Так родились строки, и вышла первая подборка стихов, напечатанная в газете «Советская Россия». В 2010 году была установлена мемориальная доска нашему земляку, поэту земли Назаровской – Виталию Дмитриевичу Царегородцеву.
Глава I. История литературной жизни города.
Говоря о литературном процессе города Назарово, мы хотели бы, в первую очередь, упомянуть литературное объединение (народный коллектив назаровских литераторов) «Эхо Арги», которое было создано в конце 1987 года по инициативе заведующей отделом городской культуры Любови Митрофановны Дорошенко и заведующей Центральной библиотекой города Назарово Наталией Ивановной Матвиенко. У истоков с 1-го дня основания коллектива стояли, ныне известные в крае, поэты Виталий Царегородцев, Сергей Ставер и одарённые поэты Алексей Кошельков, Валентин Соседов, Александр Егоров, Виктор Пономарёв и прозаик Николай Хмельницкий.
В 1989 году или чуть раньше с коллективом познакомился известный поэт Николай Ерёмин, который принял деятельное участие в становлении коллектива, каждый год он по несколько раз приезжал к назаровским поэтам, учил, советовал. В 1990 году под одной обложкой, по инициативе Н. Ерёмина, вышли стихи поэта В. Царегородцева и С. Ставера «Каин и Авель». Это была самая первая книга коллектива и города. И с этого момента, за истекший период, члены коллектива выпустили около пятидесяти сборников стихов и рассказов. Назовем самые яркие: Сергей Ставер — «Колокола поют», «Серебряный сад; Виталий Царегородцев — «На Чулым реке», «Краснотал», «Мои долги». Алексей Кошельков — «Половодье», «Отражение»; Валентин Соседов — «Звездопад», «Хвойнобровые дали», «Краешком глаза»; Валентина Дмитриева — «По жизни памятью пройдусь»; Юрий Булыгин — «Журавлёнок».; Александр Власов — «Вечерний свет».
За эти годы в городе Назарово состоялись краевые творческие семинары и фестивали, в которых принимали участие многие писатели городов: Красноярска, Железногорска, Зеленогорска, Ачинска, Большого Улуя, Шарыпова. Назовем несколько имён: Анатолий Третьяков, Николай Ерёмин, Антон Нечаев, Алитет Немтушкин, Аида Фёдорова, и другие. Были у назаровцев в гостях: Анатолий Кобенков, Владимир Берязев и т.д.
Назаровкие поэты С. Ставер и В. Царегородцев — постоянные участники «Астафьевских чтений в провинции». Некоторые поэты Назарово печатались в Российских журналах.
Глава II. Особенности интерпретации образа в творчестве Виталия Царегородцева.
Виталий Царегородцев – имя в поэзии назаровской земли одно из существенных, яркое, самобытное. О малой родине Виталия Царегородцева можно сказать, что он истинный поэт Причулымья, потому что содержание его произведений полностью отражает дикую первозданную красоту природы нашего города. Поэт в лучших своих стихах предстает зрелым и мудрым мастером. Он настоящий живописец, колоритный и элегантный. Палитра его богата и разнообразна. Лирика его немногословна, но задушевна. В первую очередь, мы хотели бы рассмотреть образ малой родины в контексте истории его развития, строек и градообразующих предприятий. Так в стихотворении «Переулок Васильковый», автор как будто достает из памяти воспоминания о трудовых буднях:
Посёлок — обустроенный, кондовый,
Где чинно расселились горняки…
И еще читаем там же:
Где тот посёлок? Посреди России,
А может быть, Сибири посреди?
Цветы и уголь…
Чувствуется, что жизнь города тесно связана с судьбой автора и его лирического героя. Образ малой родины в творчестве В. Царегородцева - это лирический образ, ощущение города, пропущенное через внутренний мир поэта. Поэтому этот образ носит здесь личностное начало и тесно связан с переживаниями, впечатлениями самого автора («Причулымье»):
Ненаглядное, неоглядное
Причулымье моё любимое.
Ты на карте России — пятнышко,
На Сибири — пятно родимое.
При этом в некоторых стихотворениях звучит мотив потери корней, ностальгия, место которой захватывает индустриальный город («Причулымье»):
Бьёт в глаза яркий свет неоновый…
Отстучат моё время ходики…
Образ малой родины как никогда величаво звучит в строке («Мы – провинция, мы – глубинка…»):
Без провинции нет столиц
Конечно, у Виталия Дмитриевича есть стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике. Слова-топонимы, называющие знакомую всем реку Чулым, уже сроднившееся со всеми назаровцами понятие «Причулымье», как название всех прибрежных территорий, - неизменные спутники его пейзажной лирики («Причулымье…»):
Причулымье
Ненаглядное, неоглядное
Причулымье моё любимое.
И еще читаем там же:
Изогнулся Чулым подковою.
А подковы на счастье кованы…
Но даже эти стихотворения, на наш взгляд, являются отражением состояния лирического героя, сопровождают его переживания и размышления. Чаще всего пейзаж и чувства лирического героя настолько переплетены, что сложно понять, пейзажная это лирика или же, например, философская:
Мы живем на Чулым-реке,
Свое скромное дело делаем.
Именно через образы живой природы во многом раскрывается одна из ведущих тем в творчестве Валентина Соседова – тема родной земли, малой родины, возвращения к корням:
Буду верен земле-кормилице,
Потому что она от века
Для меня, как вторая Мекка,
Где молитвам из сердца вылиться…
В центре поэтического мира Виталия Дмитриевича стоит человек, но он является неотделимой частью окружающей действительности, порой пугающей, но всё же неотделимой от лирического героя:
Улыбайтесь… Это как вакцина
Против озверина на земле
Автор показывает смену эпох, смену мировоззренческих позиций и, как следствие, изменение облика города. Есть определённый момент ностальгии, но основным мотивом является гордость за свой город, как в его прошлом, так и в настоящем и в будущем. То, что с огромной силой отразилось в поэзии Царегородцева – ностальгия, грусть по уходящему и, в то же время, понимание неизбежности прихода нового – так же является одним из мотивов поэзии Виталия Дмитриевича, связанным с образом города. Автор трепетно подбирает строки, словно боясь ошибиться:
Вот и в стихах, где много строчек липовых,
Ищу одну, но верную строку.
Образ малой родины представлен как живой человек. Автор часто применяет приём олицетворения, что позволяет говорить о городе как о равном себе по ощущениям, впечатлениям. Таким образом, малая родина в поэзии Виталия Царегородцева является самостоятельным лирическим героем. Она дышит, чувствует, живет, меняется, как меняются и люди, живущие в нём.
Таким образом, в творчестве Виталия Царегородцева образ города малой родины дан широко, многообразно, в конкретных исторических реалиях и с эпическим размахом. Однако размах изображения сливается с личными переживаниями героя, отражающего чувства самого автора. Можно говорить о неоднозначности и многогранности воплощения образа малой родины в лирике Виталия Царегородцева.
Заключение
Результатом моей исследовательской работы стали следующие выводы:
Имея свои традиции, литературный процесс города Назарово продолжает развиваться. С нашей точки зрения, наступает новый, пока не осознанный и, тем более, неисследованный этап его развития.
На наш взгляд, говорить о каких-то темах или образах как таковых, относительно поэтических произведений не всегда оправданно, а порой даже некорректно, так как даже на уровне одного стихотворения можно говорить о переплетении нескольких мотивов и тем. Но тем не менее мы приходим к выводу, что проследить образ малой родины на примере творчества одного автора можно. При рассмотрении данной темы мы обратили внимание на отдельные факторы в контексте исследования. Во-первых, присутствие личностного начала. Необходимо увидеть взаимосвязь образа малой родины с личной судьбой поэта, что наблюдается у большинства авторов. Малая родина – это, в первую очередь, люди, которые в нём живут. Поэтому образ малой родины мы рассмотрели в интерпретации лирического героя. Во-вторых - отражение истории развития инфраструктуры в образе родного города. Нами было прослежено в творчестве выбранного автора присутствие строек, заводов, памятных мест. В-третьих, рассмотрели возможность воплощения образа малой родины в пейзажной, философской лирике.
Таким образом, нужно говорить о неоднозначности и многогранности воплощения образа города. Можно ли на примере творчества одного автора рассмотреть образ малой родины? Однозначно, можно. Значит мы подтвердили гипотезу нашего исследования. Данную тему мы рассмотрели на примере творчества Виталия Царегородцева, поэтому можно говорить об исследовательских перспективах и открытии новых граней в исследуемой проблеме.
Литература
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Глупый мальчишка
Три коробки с орехами
Рисуем тыкву
Солнечная система. Взгляд со стороны