Санкт-Петербург - это один из красивейших городов мира. Величественный облик архитектурных ансамблей строгие прямые улицы, просторные площади, парки, реки и многочисленные каналы, архитектурно оформленные набережные и мосты, узорчатые ограды, выдающиеся памятники архитектуры и монументальной скульптуры придают городу уникальный характер. Но как горожане смогли сберечь эту красоту в годы войны, как сохранили памятники, скульптуры, дворцы и храмы?
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат "Спасение памятников в блокадном Ленинграде" | 25.25 КБ |
Презентация "Спасение памятников в блокадном Ленинграде" | 2.9 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с. Мечетное Советского района
Реферат
на тему:
«Спасение памятников в Ленинграде во время Великой Отечественной войны»
Выполнила: учащаяся 10 класса
Яковлева Юлия
Руководитель: Учитель истории
Чеснакова Анна Николаевна
2019 г.
Спасение памятников в Ленинграде во время Великой Отечественной войны.
Санкт-Петербург - это один из красивейших городов мира. Величественный облик архитектурных ансамблей строгие прямые улицы, просторные площади, парки, реки и многочисленные каналы, архитектурно оформленные набережные и мосты, узорчатые ограды, выдающиеся памятники архитектуры и монументальной скульптуры придают городу уникальный характер. Но как горожане смогли сберечь эту красоту в годы войны, как сохранили памятники, скульптуры, дворцы и храмы? Мы решили провести исследовательскую работу и сделать проект по теме: «Спасение памятников в блокадном Ленинграде».
Каждый человек связанный с искусством, знает, как непросто спасти от угрозы хотя бы один шедевр. А что делать, если опасность угрожает целому городу-памятнику? В дни блокады Ленинграда, тысячи людей были мобилизованы, для спасения исторических и архитектурных монументов города на Неве.
Война 1941-1945 гг. и блокада стали самыми страшными и трагическими страницами в истории Ленинграда, находившегося под угрозой полного уничтожения. Подготовка к обороне города началась с лета 1941 г. Непосредственное участие в ней приняли архитекторы. Их профессиональные знания и опыт оказались незаменимы при проектировании и строительстве бомбоубежищ, блиндажей, оборонных рубежей; при укрытии и маскировке жизненно важных объектов. В систематических работах по укрытию, обмеру, консервации уникальных архитектурных и скульптурных памятников принимали участие сотни архитекторов-ленинградцев и многие другие. В дни блокады Ленинграда, тысячи людей были мобилизованы, для спасения исторических и архитектурных монументов города на Неве.
Уже на второй день войны, 23 июня 1941 года Инспекция по охране памятников представила Правительству Ленинграда план по защите зданий, монументальной и декоративной скульптуры.
План предполагал три вида защиты архитектурных памятников города:
- памятники, зарытые в землю;
- памятники, укрытые мешками с песком и деревянно-песочными конструкциями;
- замаскированные памятники.
Памятники, зарытые в землю:
Проще всего было укрывать сравнительно небольшую скульптуру (особенно, если художественной ценности не представлял ее постамент). Такие статуи просто снимали с постамента и зарывали в землю. В Михайловском саду закопали памятник Александру III работы Трубецкого и скульптурную группу «Анна Иоанновна с арапчонком», спрятали и памятник Петру I перед Михайловским замком. Прекрасные мраморные статуи Летнего сада – Александра Македонского, Нимфу, «Полдень», «Ночь» и другие – зарыли в землю и замаскировали дерном, отметив места на плане.
Спрятали под землей и гранитных львов Ши-цза, стоявших на Петровской набережной (каждый из которых весил 2,5 тонны). Конный монумент Петра I перед Инженерным замком, отлитый по модели того же скульптора, сняли с постамента и уложили на прокладку из толя в траншею. Эту судьбу разделили знаменитые Кони Клодта с Аничкова моста. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.
Памятники, укрытые мешками с песком и деревянно-песочными конструкциями:
Отдельным пунктом маскировки стали крупные монументы, которые в силу их размеров и тяжести было затруднительно не то, что эвакуировать, но даже снять с пьедестала. Для каждого памятника архитекторы и скульпторы разрабатывали особый способ укрытия. Знаменитый Медный всадник Фальконе был обложен мешками с песком и зашит досками. Аналогичным способом были спрятаны памятники: Николаю I, монументы Ленину, памятник Крылову. Сфинксов у Академии художеств и памятник мореплавателю Крузенштерну на набережной тоже спрятали в деревянные ящики. Сначала памятник Петру I (Медного всадника) хотели снять с постамента и опустить на дно Невы, но потом вспомнили легенду о словах самого Петра, явившегося во сне императору Александру I в 1812 году, что, пока он стоит на месте, город взят не будет. Конечно, это было не очень-то надежное укрытие, но все же гарантия от ранений осколками.
Александровскую колонну удалось закрыть щитами и мешками с песком только на две трети. Это привело к тому, что установленный на ее вершине ангел получил "осколочное ранение".
Замаскированные памятники.
К объектам повышенной сложности были отнесены шпили и купола соборов, которые могли служить ориентирами для вражеской авиации и артиллерии. Общеизвестно, что одним из самых распространенных средств укрытия каких-либо важных объектов являются так называемые маскировочные сети с нашитыми на них кусками ткани, раскрашенными под цвет растительности. Существовали специальные фильтры, которые ставились на самолетах и которые «засекали» обычную краску. Враг бы сразу увидел, что парк - не парк, а руины - не вовсе руины, что все эти «объекты" лишь нарисованные цветовые пятна.
До войны в Ленинграде был один маленький химический завод, выпускавший бытовые краски, растворители, закрепители. Теперь на нем было спешно налажено производство спецкраски. Но сразу же возникла другая проблема. Для убедительности в маскировочные сети вплетались настоящие ветви деревьев. Но они быстро увядали, и это фиксировалось аэрофотосъемкой.
На помощь пришли ленинградские ученые-ботаники. Они разработали технологию консервирования срезанной растительности: теперь отломленные ветви, кусты и даже срубленные деревья на целый сезон сохраняли естественный цвет и вид! Маскировка города стала безупречной. Так был замаскирован Смольный институт. С воздуха он казался парком.
Для маскировки сформировали специальное подразделение альпинистов, которые закрасили маскировочной краской золото куполов Исаакиевского и Петропавловского соборов, как бы растворив их в небе. Покрытые лепестками сусального золота купола Никольского собора и шпили Петропавловки и Адмиралтейства укутывали парусиной, так как была опасность, что позолота снимется вместе с краской. Когда все этапы маскировки высотных зданий были продуманы, встал вопрос, кто этим будет заниматься. Всего надо было укрыть 25 ярких шпилей и куполов, но почти все спортсмены ушли на фронт.
Самым трудным делом была маскировка шпиля Петропавловского собора. В ноябрьскую стужу 1941 года ленинградские альпинисты Леонид Жуковский и Михаил Бобров поднялись по лестнице внутри шпиля к наружному выходу. Дальше нужно было при штормовом ветре преодолеть еще 20 метров до фигурки ангела по внешней лестнице столетней давности, о состоянии которой не было никакой информации. Альпинисты сильно рисковали. Но, к счастью, все прошло благополучно. Михаил Бобров закрепил у основания ангела кольцо с тросом, при помощи которого потом, во время окраски, поднимались люди и материалы.
Эрмитаж
Великая Отечественная война стала страшным испытанием и для Эрмитажа. Об этом мало кому известно, но с первых же дней войны, несмотря на всю сложность ситуации, в которой оказалось государство, проводилась эвакуация музеев и выставочных галерей страны, какими невероятными усилиями удалось спасти сокровища Эрмитажа во время блокады Ленинграда.
Эрмитаж был крупнейшим собранием художественных и исторических ценностей не только Советского Союза, но и Европы. 22 июня 1941 года были отданы соответствующие распоряжения о подготовке фонда Эрмитажа к эвакуации. Помимо сотрудников самого музея, готовить экспонаты к отправке помогали сотни ленинградцев, которые любили Эрмитаж. По воспоминаниям И.А.Орбели «…все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки…К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья».
В результате самоотверженной работы уже 30 июня 1941 года из Ленинграда ушел первый железнодорожный состав с ценностями Эрмитажа, а 20 июля был отправлен второй эшелон. В общей сложности примерно из 2 миллионов единиц хранения было эвакуировано около 1 миллиона 200 тысяч самых ценных экспонатов. Все сведения об эвакуации были строго засекречены.
Коллекция Эрмитажа вернулась в Ленинград 10 октября 1945 года, 13-го разгрузка была закончена, а 14-го началась развеска картин. Трудно себе представить темпы и напряженность работы по организации выставки в 69 залах за 20 дней! Но уже 8 ноября 1945 года восстановленные залы были открыты для публики. Очевидцы рассказывают, что не могли сдержать слез, когда впервые после эвакуации увидели шедевры Эрмитажа — на своих местах, в целости и сохранности вернувшиеся в город, словно и не было страшных дней войны.
Единственное, какие памятники не укрывались сознательно, это скульптуры полководцев Суворова на Марсовом поле, Кутузова и Барклая де Толли возле Казанского собора. Они поднимали воинский дух горожан, а проходившие на защиту Ленинграда военнослужащие отдавали им честь!
Заключение
Лишь в июне-августе 1944 году, спустя полгода после окончательной снятия Блокады памятники были возвращены на свои исторические постаменты, а со шпилей и крупных скульптур были сняты защитные покровы. Для ленинградцев это событие стало знаменательным событием, еще раз символизировавшим то, что ужасы Блокады остались позади.
Когда говорят о блокаде Ленинграда, часто вспоминают мужество и героизм защитников города, нечеловеческие условия, в которых жили и трудились люди. Однако блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма, блокада показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали — они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.
Слайд 1
СПАСЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ В ЛЕНИНГРАДЕ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНы Работу выполнила: ученица 10 класса Яковлева ЮлияСлайд 2
Блокадный Ленинград
Слайд 3
Санкт – Петербург – один из красивейших городов мира
Слайд 4
Спасение памятников б локадного Ленинграда План мероприятия по спасению памятников Ленинграда Конный монумент Петра I сняли с постамента и уложили в траншею Коней Клода поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца План укрытия памятника Петра I (Медного всадника) Михаил Шестаков Ольга Фирсова Во время Великой Отечественной войны из Эрмитажа было эвакуировано около 1 млн. 200 тыс. самых ценных экспонатов
Слайд 5
План мероприятия по спасению памятников г. Ленинграда
Слайд 6
Конный монумент Петра I Снятие монумента «Кони Клодта » с Аничкова моста Памятники, зарытые в землю
Слайд 7
План укрытия памятника Петра I Сначала памятник Петру I (Медного всадника) хотели снять с постамента и опустить на дно Невы, но потом вспомнили легенду о словах самого Петра, явившегося во сне императору Александру I в 1812 году, что, пока он стоит на месте, город взят не будет. Конечно это было не очень-то надежное укрытие, но все же гарантия от ранений осколками.
Слайд 8
Памятники, укрытые мешками с песком и деревянно-песочными конструкциями «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
Слайд 9
Альпинисты, которые закрасили маскировочной краской золото куполов Исаакиевского и Петропавловского соборов
Слайд 10
Ленинградские альпинисты Михаил Шестаков Ольга Фирсова Леонид Жуковский Михаил Бобров Ольга Фирсова
Слайд 11
Спасение ценностей Эрмитажа
Слайд 12
Памятники Санкт - Петербурга
Слайд 13
Памятник Барклаю де Толли Образ Барклая-де-Толли напоминает о первом этапе войны с Наполеоном, когда русские войска под командованием этого полководца вынуждены были отступать. Ради спасения русской армии. Фигура Барклая-де-Толли статична, он держит маршальский жезл в опущенной левой руке, а задумчивый и грустный взгляд устремлен вдаль.
Слайд 14
Памятник Михаилу Кутузову В правой руке М.И. Кутузова шпага, а в левой - поднятый фельдмаршальский жезл. Великий фельдмаршал изображен победителем войск Наполеона, о чем свидетельствуют поверженные французские знамена у его ног. Его фигура символизирует второй этап войны, когда во главе с Кутузовым русская армия разгромила войска Наполеона.
Слайд 15
Памятник Суворову А. В. В 1798 году войсками Наполеона были захвачены Северная Италия и Швейцария. Россия по договорённостям с этими странами должна была помочь в войне с Францией. Страны-союзники обратились к Павлу I с просьбой назначить главнокомандующим фельдмаршала А.В. Суворова. Однако к тому времени Суворов был отправлен императором в ссылку в своё имение. Пришлось Павлу I писать полководцу письмо . Из военного похода граф Суворов возвращается с победой. По такому случаю Павел I приказал возвести в Гатчине памятник полководцу. Впервые в русской истории решено было поставить памятник при жизни героя
Слайд 16
Спасибо за внимание
Мост Леонардо
Шум и человек
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Любили тебя без особых причин...
Петушок из русских сказок