Вложение | Размер |
---|---|
rabota_filippova_i_strahova.docx | 44.97 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»
Департамента спорта города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)
__________________________________________________________________
Своеобразие поэзии Виктора Цоя
Работу выполнили:
Филиппова Юлия Алексеевна,
Страхова Вероника Александровна
Руководитель проекта: преподаватель
русского языка и литературы
Новосельцева Марина Юрьевна
Москва 2019
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
III. Вывод
IV. Список литературы
Введение
Вы знакомы с творчеством Виктора Цоя? Ведь вы не раз слышали его имя. Виктор Цой – один из немногих советских и российских рок-музыкантов, который популярен и в наши дни. Мы хотим рассказать о творческом пути Виктора Цоя и группы «Кино». Виктор Цой называл своё поколение «потерянным». «Потерянное» поколение - это ограниченное временными рамками явление конфликта человека с действительностью. Появившееся относительно недавно, оно стало актуальным в основном для молодёжи во многих странах и не теряет своей значимости по сей день. В России, а точнее, в Советском Союзе, одним из первых к этой теме подошел поэт и композитор Виктор Робертович Цой, чьи произведения и являются объектом нашего исследования.
Цель работы: исследовать в данной работе популярные авторские песни Виктора Цоя.
Задачи работы:
Основная часть
Начало творческой деятельности
Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре.
В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого.
Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени.
Уже достаточно известный в широких кругах, он замечает в начинающем музыканте настоящий талант. Встреча произошла в электричке, когда Борис Борисович возвращался с одного из своих концертов. Виктор с друзьями тоже оказался там, и при нем была гитара. Услышав, как он поет, Гребенщиков тут же понял, что перед ним подлинный мастер. «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или там амфору Бог знает какого века - вот у меня тогда было то же самое. Когда через молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука - это всегда чудо», - рассказывает певец.
Что превратило простого питерского парня в настоящую звезду, кумира миллионов? Не было какого-то определенного события, грани между одной жизнью и другой. Всё произошло само по себе. Популярность и признание обрушились на него неожиданно, сделав из подростка истинного мужчину, знающего своё дело. Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми.
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский рганизовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», и уже осенью эта группа стала членом ленинградского рок-клуба. Они выпустили первый альбом «45». Общая продолжительность песен на нем составила 45 минут, что и определило его название – «45».
Название песен:
На первый взгляд кажется, что Виктор Цой со своими песнями никак не связан с темой «потерянного» поколения. Ведь он не принадлежал к участникам каких-либо военных действий и не относился к маргинальной прослойке общества. Тогда почему же он сам и люди, изучавшие его творчество, называли поколение, в котором они жили, именно «потерянным», «обманутым»? Основу художественного образа в мировоззрении поэта составляет метафора. А значит, любое выражение, определение может оказаться двусмысленным. Едва ли не в каждом слове есть скрытое значение. Это объясняется тем, что во времена Цоя любое вольнодумие, идущее в народ, строго охранялось цензурой. Она пресекала всякие "выпады" в сторону государства, а без них были немыслимы песни и стихи тех людей, которые были чем-то недовольны и хотели выплеснуть это недовольство в широкие массы. Поэтому приходилось как-то «вуалировать» то, что носило заостренный характер. С другой стороны, метафоричность творчества Цоя можно объяснить его необычным складом ума. Просто этот человек от природы мыслил так, что любое сказанное им слово было уже готовым художественным образом.
Из альбома «45» хотелось бы выделить композицию «Дерево»
Я знаю - моё дерево в этом городе обречено,
Но я всё своё время провожу рядом с ним.
Мне все другие дела надоели;
Но, пока оно есть, я всегда рядом с ним.
Мне с ним радостно, мне с ним больно.
Мне кажется, что это мой мир. Мне кажется, что это мой сын.
Это не просто печальная жалостливая песенка для кого-то из гринпис. Здесь всё гораздо серьёзнее, чем кому-то может показаться с первого взгляд. Речь о том, что мир цивилизации во всём противоположен живому зелёному миру, и тот, кто встал на защиту обречённого к безвременной смерти Мира Божьего, должен быть готов к защите Его.
Так же нас заинтересовало произведение «Алюминиевые огурцы»
«Сажаю алюминиевые огурцы, а-а
На брезентовом поле»
Если углубиться в философскую сторону этого изречения, то слова "я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле" обретают новый сакральный смысл. Разрушение реальности без реализма может являться очередным шагом в борьбе с надоевшей системой. Более того, подобные понятия обычно связаны с мрачным восприятием мира, что значительно отличается от взглядов автора. Революция с улыбкой на лице - возможно, именно это хотел донести автор, оставив трактовку на своего преданного слушателя.
Теперь становится объяснимым то, как «война» связана с его поколением. Речь идет об идеологической войне, и поэт ведет ее с помощью особого оружия - слова. Он хочет донести суть своих мыслей до всего народа так, чтобы об этом не догадался тот, кому они не предназначены. Это похоже на послание шифровкой очень важной информации, о которой не должен знать враг, находящийся в опасной близости.
По сути, «война» эта ведется с начала жизни, и никто не знает, почему она возникла, но все продолжают упорно принимать в ней участие. Так, в знаменитой песне автора «Звезда по имени Солнце» есть слова: «И две тысячи лет война, война без особых причин. Война - дело молодых...».
История поколения Цоя приходится на 1960-1990 года. Кем являлся представитель того самого поколения, о котором идет речь? Во-первых, это молодого возраста, может даже подросток. Студенты, музыканты, шпана, мелкие рабочие, не имеющие постоянного дела, но обладающие острым чувством справедливости. Вот кто окружал Цоя и на кого он ориентировался, создавая свое мнение об обществе. Виктор причислял к нему и себя, стараясь ничем не выделяться из своего круга, быть на одном уровне с народом.
В цветовой гамме всех произведений необходимо выделить обилие темных и мрачных красок, связанных с изображением трагического, - серый, черный, погребальный. Это лишний раз развеивает расхожий миф о приверженности героя поэта к войне. Вообще символика цветовой палитры поэта крайне интересна и заслуживает внимания.
Если проследить, для примера, как воспринимается белый цвет, то можно обнаружить довольно негативное отношение к нему. В творчестве поэта он символизирует пустоту и безжизненность. А в совокупности с холодным серым он передает довольно мрачную панораму безымянного города. Теплых красок, символизирующих положительные эмоции, практически нет. Это говорит о неком декадентском видении картины мира.
Композиция стихов В. Цоя необычна
Зачастую произведение начинается яркой, но при этом очень точной и конкретной зарисовкой – быта, пейзажа, иногда даже настроения. Затем следуют размышления героя по поводу нарисованной картины, частью которой в некоторых случаях он сам и является. Подобные рассуждения чаще всего предстают как поток сознания, словесная медитация, причем они идут уже в области запредельного, ирреального пространства.
Четкого перехода между настоящей действительностью и областью метафизического нет, это ощущение приходит на подсознательном уровне. Финал представляет собой крайне простой, логически завершенный, но от этого не менее парадоксальный вывод («Смерть стоит того, чтобы жить…»). В связи с этим и основную смысловую нагрузку несет последняя строфа.
Обратимся к лексическим особенностям поэзии В. Цоя
Лексику текстов нельзя назвать бедной. Отсутствие «высоких», «книжных» слов можно связать с биографией поэта (высшей ступенью его образования стало ПТУ). Но это самое отсутствие никак не сказалось на художественности его произведений.
Действительно поражает образность в целом и сила каждого образа в частности – закат горит «погребальным костром», город расположен «одеялом лоскутным» «в дорожной петле», война ощущается как «лекарство против морщин», эвфемизмом смерти является уход в ночь.
Становление группы «Кино»
Цой не гонялся за славой и не любил давать интервью. Он оставался «своим» парнем даже тогда, когда в его жизни появляется новое увлечение - кинематограф. Он снялся в шести фильмах, два из которых - «Асса» и «Игла» - надолго вошли в историю.
Пишет Виктор Цой песни для коллектива «Гарин и Гиперболоиды». Эта группа вступает в рок-клуб Ленинграда. В этот момент решают поменять название «лодки», дабы она поплыла к славе на всех парусах. На подбор имени потратили день. Его Цой и коллега по «Гарину» Алексей Рыбин просидели ну улице. Напротив горела неоновая вывеска «КИНО». Поняв, что ничего дельного в голову не идет, взяли это название. С тех пор началась не жизнь, а песня. Виктор Цой – национальный герой, уловивший настроение эпохи, и сумевший излить его в музыке. Обретя новое имя, группа сразу начала работать над записью первого альбома. Покровительство БГ и в этом деле сыграло немаловажную роль: именно он привел Виктора и его команду на студию Андрея Тропилло в Дом юного техника, а также «поделился» недостающими музыкантами из своей группы «Аквариум». Альбом был готов летом 1982 года. В период работы над альбомом группа сыграла свой первый электрический концерт на фестивале ленинградского рок-клуба, причем весь концерт шел под драм-машину, поскольку своего барабанщика у «Кино» пока не было. Осенью того же года группа записала несколько песен с барабанщиком «Зоопарка» на студии Андрея Кускова, включая песни «Весна» и «Последний герой», но эта запись по неизвестной причине была забракована Цоем и не получила распространения.
19 февраля 1983 года был дан большой совместный концерт групп «Кино» и «Аквариум», на котором были исполнены песни «Электричка», «Алюминиевые огурцы» и «Троллейбус». Тогда же в основной состав группы вошел Юрий Каспарян, а вскоре после этого Алексей Рыбин покинул группу.
После репетиций с новым гитаристом был записан альбом «46», который планировался как демо-запись будущего альбома «Начальник Камчатки», но потихоньку стал расползаться среди слушателей как самостоятельный альбом. К сожалению, музыкальную деятельность пришлось ненадолго прервать: в 1983 году над Виктором «висел» призыв в армию, и чтобы избежать его, певец симулировал попытку суицида и лег на полтора месяца на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке.
После выписки Цой написал песню «Транквилизатор», а весной 1984 года группа «Кино» выступила на втором фестивале рок-клуба, где была удостоена звания лауреата. Фестиваль открывался композицией «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», которая была признана лучшей антивоенной песней. Тогда же в 1984 году к группе присоединился Георгий Гурьянов («Густав») в качестве барабанщика, бэк-вокалиста и аранжировщика.
Летом 1984 года группа «Кино» начала запись альбома «Начальник Камчатки» в студии «Антроп» Андрея Тропилло, и вновь на помощь пришел Борис Гребенщиков, к которому присоединился Сергей Курехин. Вскоре был сформирован окончательный, «золотой» состав группы: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник – бас-гитарист Игорь Тихомиров.
В 1985 году в той же студии «Антроп» группа стала работать над альбомом «Ночь», но дело продвигалось медленно: музыканты хотели найти новое звучание и приемы игры. Оставив на время работу над этим альбомом, Виктор Цой перешел в студию Алексея Вишни и быстро, за неделю с небольшим, записал альбом «Это не любовь». «Ночь» вышла чуть позже, в январе 1986 года, и в нее вошли знаменитые песни «Видели ночь» и «Мама Анархия». С подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли этот альбом «музыкой подворотен» – музыкой, «которую играет шпана».
В том же 1986 году началась работа над альбомом «Группа крови». Американская подруга музыкантов, известная рок-энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырехканальную портативную студию «Yamaha МТ 44», и музыканты прочно обосновались у Густава дома. Здесь вся группа, по словам Артемия Троицкого, «тусовалась, репетировала, рисовала картины и – время от времени – слушала и записывала новые песни». В 1987 году альбом «Группа крови» вышел в свет, и на группу обрушилось широкое признание и настоящая слава. В этом альбоме мне понравилось произведение – Группа крови
Группа крови на рукаве,
Мой порядковый номер на рукаве,
Пожелай мне удачи в бою,
Пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Пожелай мне удачи.
Группа крови тут, естественно, не в прямом смысле. Группа крови на рукаве — это то, что оставляет тебе жизнь на улице. А именно кровь, которую ты стираешь с лица рукавом. И обращается он к своему опыту жизни на улице, чтоб она ему помогла не пасть в очередном бою.
В то время среди молодежи было особенно распространено явление протеста. Они не могли радикально повлиять на старшее поколение, так как оно не воспринимало недовольных всерьёз. Поэтому молодым приходилось выражать свое недовольство через песни, стихи, внешний вид, манеру поведения. По сути, этот протест был внутренним и использовался лишь для того, чтобы просто отделить себя от других, позлить их. Эти люди не были "пустыми", они лишь выбрали для себя ту форму жизни, в которой им было удобнее существовать.
На волне популярности, отыграв знаменитый совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, музыканты «Кино» отправились в триумфальные гастроли по городам России, Белоруссии и Украины. В конце 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце».
Анализ песни «Звезда по имени Солнце»
Самой гениальной и узнаваемой песней по праву можно считать «Звезда по имени Солнце»: на ней выросли наши родители, ее до сих пор знают наизусть и поют с огромным удовольствием.
Белый снег, серый лед,
На растрескавшейся земле.
Первое и второе предложения - грустный образ современного мира, представленный в виде контраста «черного» и «серого» цветов. Здесь автором отвергается традиционный контраст черно-белого видения, и он смещает его в пользу «черного».
Одеялом лоскутным на ней -
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом - желтый дым,
«Облака» и «желтый дым» во второй части первой строфы - это и есть та ложь, которой живет страна, то, что закрывает ее от «Солнца».
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом Звезды
По имени Солнце...
Фраза «Городу две тысячи лет» говорит о глобальности идеи автора. Понятно, что речь идет о целом мире, всей цивилизации от Рождества Христова.
И две тысячи лет - война,
Война без особых причин.
Война - дело молодых,
Лекарство против морщин.
Вторая строфа возвращает нас к теме духовной войны - войны человека с самим собой, войны добра со злом, справедливости с ложью. Ее точка отсчета совпадает с появлением новой эры («И две тысячи лет война»), что означает естественность и необратимость данного явления.
Красная, красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце...
А предложение, включающее в себя образ «красной-красной крови», заявляет о том, что положительного исхода «сражения» можно добиться лишь в случае кровопролития.
И мы знаем, что так было всегда,
Что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Третья строфа раскрывает образ» живущего по законам другим» - это тот, кто ищет свой собственный путь, соответствующий его принципам; это - бунтарь, человек, недовольный ложным образом жизни, протестующий против всего, что вызывает сомнение. Он обречен на раннюю смерть («И кому умирать молодым»).
Он не помнит слово "да" и слово "нет",
Он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть, опаленным Звездой
По имени Солнце...
Герой сумел достичь в своей жизни той отметки, границы, за которой скрывается реальность; он приблизился к Солнцу, но не смог выдержать его слепящей энергии и погиб.
В 1989 году группа приобрела нового продюсера – Юрия Айзеншписа. Альбом «Последний герой» был записан в 1989 году уже во Франции.
24 июня 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино – на стадионе «Лужники» в Москве, где в честь этого события впервые после Олимпиады-80 был зажжен олимпийский огонь. После этого Цой и Каспарян закрылись от всех на даче под Юрмалой и стали работать над новым, последним альбомом. Он вышел уже после смерти Виктора Цоя и получил неофициальное название «Черный альбом».
Итак, жизнь в понимании Цоя представляет собой серую сказку, ложное существование. Она и является тем «потерянным», «обманутым» поколением, которое никогда не видело «Солнца», но догадывалось о нем. Кто-то продолжает жить по заданной системе. А те, кто отправляются в путь на поиски Правды, нещадно уничтожаются тем же самым светилом. И хотя они прожили очень мало на этой земле, их миссия беспредельно велика: они упорно продолжают идти вперед, и чем ближе они к цели, тем больше им известно о жизни. Виктор Цой сам был человеком, «живущим по законам другим», он умел «летать», и благодаря ему многие другие люди тоже этому научились. И он ушел от нас, исполнив свою миссию: он увидел это Солнце и рассказал нам о нем.
Заключение
Бардовская, или авторская, песня переживала немало взлетов и падений, она-то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня - не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.
Бард - это поэт, который поет свои стихи народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня - это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда.
Значение творчества Виктора Цоя, его влияние на преданных поклонников, вклад в становление русского рока и авторской песни как современной поэзии - всё это безгранично. Он жил в «потерянном» поколении и посвящал ему песни, он хотел направить людей на истинный путь. Его волновали проблемы родной страны и родного народа, и он решал их своими текстами. На стыке двух великих эпох его жизнь представляла собой спасительную борьбу против обмана, лжи и бесчестия, которыми так упорно «кормили» народ. Поэт не хотел, чтобы из людей делали послушных марионеток, пешек в чужой игре, лишенных свободы во всём.
Можно много говорить о Викторе Цое, как о композиторе, поэте, певце, актере. Но в первую очередь он - человек - простой и в то же время великий. Он стал символом «потерянного» поколения, борцом за достойную жизнь для всех людей. За десять лет он осуществил стремительный подъем от студента, изредка играющего в местных клубах, до лидера группы "Кино", "хозяина" сцены, собирающего многотысячные стадионы. Его жизнь была интересной и насыщенной, а главное - полезной. Человек с чувством юмора, человек, который всегда был честен к себе и остальным. Он смог повлиять на молодежь, на свое поколение, и влияние это было колоссальным. За то его и любили. По-другому просто не могло быть.
Он перевернул не одну человеческую жизнь, направил в нужную сторону не одно человеческое сознание. Виктор Цой рассказал нам о «Солнце», которое всё же существует в этом мире. Его великие песни стали гимнами и путеводителями по жизни для многих из нас. Пусть его собственное поколение ушло вместе с ним, ушло таким же, каким и было - «потерянным», «обманутым». Но те, кто пришел им на смену явно не заслуживают столь презренного определения, а значит, ему удалось изменить ход мыслей и мировосприятие целого поколения.
Он ушел из этой жизни, но он остался в сердцах миллионов - тех, кто вечно сохранит в душе память о человеке, повлиявшем на его судьбу. И он будет жив в нашей памяти, пока еще поются его песни, пока пишутся стихи и надписи на стенах, пока устраиваются концерты и дни памяти в его честь. «Все находят время, чтобы уйти. Никто не уйдет навсегда». Он искал правду и, наверное, нашел ее. Только не всем дано это видеть. А ведь всё очень просто. На любой вопрос, каким задавались люди на протяжении всего существования человечества, есть ответ, который он зашифровал между строк своих бессмертных произведений. Он ушел, оставив ключ в замке. Нам лишь нужно его повернуть.
Так почему же песни Виктора Цоя популярны среди современной молодёжи?
Суть его популярности, как нам удалось выяснить, вовсе не в «авторском праве» на стихи, мелодию и исполнение, а скорее в праве на утверждение песней авторской – т. е. самостоятельной (от греч. autos – сам) – жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения – слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т. п. Каждой такой песней Цой как бы говорит: это – я, это – мое, сокровенное, никем не внушенное, «это – мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью» (Б. Окуджава). Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Личностное начало пронизывает авторскую песню Виктора Цоя и определяет в ней всё – от содержания до манеры преподнесения, от сценического облика автора до характера лирического героя.
В данной работе нам удалось познакомиться с авторской песней, как литературным явлением, прежде всего так называемого «потерянного» поколения, к коему причислял себя Виктор Цой, а также раскрыть особенности творчества музыканта.
Список литературы:
У меня в портфеле
Заяц-хваста
Сказка "Узнай-зеркала"
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Городецкая роспись