Тема работы достаточно актуальна в настоящее время, поскольку слова-паразиты или языковые вирусы бытуют в речи не только обучающихся, но и учителей, а также политиков, теле и радиоведущих- людей, непосредственно работающих со словом.
Вложение | Размер |
---|---|
"Языковые вирусы в речи обучающихся МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ" | 179.64 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»
«ЯЗЫКОВЫЕ ВИРУСЫ В РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОУ ИРМО «МАМОНОВСКАЯ СОШ»
Автор: Малиновская Екатерина, учащаяся 6 класса МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» Иркутского района
Руководитель: Федорова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» Иркутского района
Иркутский район,
2019
Оглавление
I. | Введение | 3-4 |
II. | Основная часть | 5-9 |
1. Теоретическая часть | 5-8 | |
2. Практическая часть | 8-9 | |
3. Выводы | 9 | |
III. | Заключение | 9 |
IV. | Литература | 10 |
Приложение | 11 |
I. Введение
В шуточном стихотворении Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак –
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители –
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
используются слова, которые лингвисты называют языковыми вирусами или словами-«паразитами».
Общаясь со своими сверстниками, я заметила, что многие употребляют в своей речи, так называемые языковые вирусы (при ответах на устных предметах, таких как литература, история, обществознание и в разговорной речи на переменах). И поэтому решила исследовать, насколько засорена речь учащихся нашей школы, потому что важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться к своим собеседникам, а самое главное к русскому языку.
Цель моего исследования: изучение распространения языковых вирусов в речи учащихся 5-11 классов МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ».
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую литературу по теме исследования;
2) проанализировать собранный материал (анкетирование и опрос);
3) изучить распространенность языковых вирусов или слов-«паразитов» среди учащихся нашей школы, составить перечень употребляемых слов;
4) выяснить отношение учащихся к данным словам;
5) классифицировать языковые вирусы;
6) найти решение проблемы употребления данных слов в речи обучающихся;
7) подобрать (по возможности) слова- «заменители» языковым вирусам.
Объект моего исследования: распространение и употребление языковых вирусов в речи обучающихся среднего и старшего звена школы.
Предмет исследования: языковые вирусы в речи учащихся нашей школы.
Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять языковые вирусы или слова-«паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам, будут стараться избавиться от привычки употреблять слова «паразиты» в своей речи.
Методы исследования, использованные в исследовательской работе:
-- теоретические – изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг; анализ, сравнение, классификация и обобщение, систематизация, описательный метод,
- анкетирование,
- наблюдение,
- опрос.
Методы обработки материалов исследования:
- таблицы,
- словесное описание,
- подготовка буклета.
Сроки разработки и реализации проекта
Этап | Время подготовки | Мероприятия этапа |
I | 10-30 января | Изучение теоретического материала по теме |
II | Подготовка материалов для анкетирования, опроса. | |
III | 15-20 февраля | Проведение анкетирования, опроса; обработка результатов. |
IV | 20 февраля-15 марта | Подведение итогов, подготовка буклета |
V | 15 марта-1 апреля | Подготовка презентации для выступления |
Ресурсы проекта:
- методические: изучение лингвистических источников, анализ толковых словарей;
- кадровые: респонденты для проведения анкетирования, опросов;
- технические: компьютер с программой Microsoft Publisher, цветной принтер бумага формата А4 (для подготовки анкет и буклетов).
II. Основная часть
1.Теоретическая часть
Как часто на публичных выступлениях, по телевизору мы слышим такие выражения, как «эмм», «то есть», «короче», «как бы», «в общем» и т.д. Узнали себя в этих словах? Задумывались, когда они возникают? Когда возникает пауза и наступает тишина. Вы пытаетесь заполнить тишину, подбираете слова, вместо того, чтобы дать себе время подумать. К тому же, начинаете сильно волноваться. И впечатление о вас портится в один вмиг.
В нашей речи все чаще стали появляться слова, загрязняющие и делающие непонятной нашу речь, лингвисты делят такие слова на три пласта. В лингвистической литературе есть определение этих пластов. Это жаргон, арго, сленг.
Жаргон[1] – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений.
Арго[2] - речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, арго имеет профессиональную прикрепленность. В связи с этим говорят иногда об арго актеров, охотников, музыкантов и т. п. Строго говоря, арго – язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг, нищих. Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргонами, просторечием, образуя специальный лексический пласт – сленг (тусовка, двояк, стукач).
Сленг[3] – слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, на которых говорят в повседневной жизни (усечь, попилим, похавать).
К данным пластам примыкают и языковые вирусы или слова-«паразиты»[4] – слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой».
Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, сам человек, имеющий в своей речи слова-«паразиты», их не замечает и раз за разом проговаривает данные слова, заполняя паузы. А слушатель от такой речи устает, изнемогает и, чаще всего, из всей речи выступающего запоминает только языковые вирусы, которые постоянно повторяет выступающий.
В роли таких слов часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частица, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и др.), служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания. Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал.
О том, что человек имеет привычку произносить слова-«паразиты», можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.
Естественно, что слова- «паразиты» иногда используют и авторы художественных произведений, но они употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа (в речи автора они, безусловно, должны отсутствовать).
Хотя семантике различных пластов лексики уделяется в последнее время большое внимание, следует отметить, что класс слов, называемых обычно языковыми вирусами или словами-«паразитами» остался довольно мало изученным. Отдельные попытки описания и классификации этих слов были весьма немногочисленными и продолжения не получили. Об этом свидетельствует уже сам термин – вернее, сам факт отсутствия устоявшегося «наукообразного» термина. Большинство лингвистов считают, что языковые вирусы используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако, в последнее время наблюдается тенденция употребления языковых вирусов из-за, так называемой, моды говорить неправильно. Потому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. К сожалению, проблемой использования слов- «паразитов» страдают даже те люди, на которых ранее равнялись по чистоте и правильности речи: теле и радиоведущие.
Языковые вирусы – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. Это наши «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», которые, как кажется говорящему, делают речь более замысловатой и многозначительной. Но эти слова не всегда были «паразитами». Вполне невинные по природе, они стали ими от частого употребления.
Языковые вирусы может подхватить любой человек, у них вербальный путь передачи. Выделяют три основные группы людей, особенно подверженных заражению.
ПЕРВАЯ ГРУППА
Это те, кто опасается сора в своем лексиконе, поэтому всеми силами старается объясняться исключительно только литературным языком. Но в попытке облагородить свою речь они начинают злоупотреблять эпитетами и крылатыми выражениями, которые от частого повторения все равно звучат как слова-«паразиты». К данной группе иногда относят людей с высшим образованием и высоким интеллектуальным уровнем: учителей, писателей, политиков.
ВТОРАЯ ГРУППА
Это гиперкоммуникабельные люди, которые из-за желания найти общий язык с собеседником начинают копировать его движения, мимику и, конечно же, манеру речи. К этой же категории относятся и люди, в системе жизненных ценностей которых лидирующую позицию занимает определение «модно». Они просто копируют манеру речи тех, кто, по их мнению, достоин уважения. К данной группе можно отнести некоторых ведущих теле и радиопередач, журналистов.
ТРЕТЬЯ ГРУППА
Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи. Люди данной группы обычно мало читают и владеют недостаточным лексиконом, чтобы заменить слова-«паразиты» на другие слова.
Если вы заметили, что в последнее время вы стали часто использовать в своей речи одни и те же слова, то с большой вероятностью можно сказать, что вы подхватили языковой вирус, чтобы от него избавиться, можно используйте следующие способы.
1. При выступлении не нужно бояться пауз в своей речи. Может иногда лучше выдерживать паузы и помолчать во время выступления.
2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете, где и как появляются в вашей речи языковые вирусы.
3. Как только вы захотите сказать слово- «паразит», сделайте вдох, пауза лучше, чем вирусы.
4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты».
5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, четкой, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.
7. Не волнуйтесь. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова. Постарайтесь их чем-нибудь заменить.
8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли.
9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.
10. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить.
2. Практическая часть
Ученики нашей школы часто добавляют в свой разговор слова, называемые языковыми вирусами или словами-«паразитами». Поэтому их речь становится грязной, непонятной, а иногда и недоступной для слушателя. Особенно страдает от этого монологическая речь. Иногда бывает сложно слушать человека, который пытается пересказать художественное произведение или рассказать о событиях своей жизни и всякий раз добавляет в свой текст бесконечные «эээ», «этот», «короче», «ну» и т.д. Смысл текста становится непонятным, неинтересным, и из всего содержания запоминаются только слова- «паразиты». Иногда сами слушатели такого выступления начинают ловить себя на мысли, что они не столько слушают текст и пытаются вникнуть в содержание, сколько посчитывают количество языковых вирусов в речи докладчика.
Я решила исследовать, насколько распространены языковые вирусы или слова-«паразиты» среди учащихся нашей школы, и провела среди учеников 5-11 классов анкетирование, которое состояло из следующих пунктов и вопросов:
1) Класс____ Возраст____ Пол_________
2) Какие ты употребляешь слова- «паразиты» в своей речи?
3) Как ты считаешь, почему мы произносим слова-«паразиты»?
4) Читаешь ли ты классическую литературу? ________
Также я решила провести устный опрос на тему причин появления слов- «паразитов» в речи. Устный опрос для того, чтобы самой услышать какие слова- «паразиты» употребляет респондент.
В анкетировании приняло участие 257 человек (ученики 5-11 классов).
Во всех классах чаще всего употребляются такие языковые вирусы или слова-«паразиты» как «блин», «нафиг», «капец», «чё», «фигня», «короче», «в смысле», «ну», «это», «типа», «чаво», «пипец», «вообще», «ядрена конь», «екарный бабай», «елки-палки» (см. Приложение 1. Таблица 1.)
Из них самые распространенные: «блин» (64%), «ну» (16%), «че» (15,6%).
В устном опросе приняло участие 105 человек.
Результаты показали, что большинство учащихся считают, что языковые вирусы засоряют речь говорящего (70%), треть учащихся считают, что слова-«паразиты» (27,5%) помогают сформулировать мысли и закончить речь, и только один ученик (0,3%) считает, что языковые вирусы украшают речь говорящего, делают его модным и современным.
Из анкетирования и опроса можно сделать вывод о том, что языковые вирусы или слова- «паразиты» имеются в лексиконе каждого учащегося 5-11 классов, а у некоторых учащихся их по 2 и более; каждый ученик знает о наличии у него такого «диагноза» и старается избавиться от данных слов; большинство учащихся не знают о причинах появления у них языковых вирусов, но подмечают, что «так говорят другие»: друзья, одноклассники, телеведущие и радиоведущие, известные блогеры в интернете (см. Приложение 2. Таблица 2), то есть данные слова- «паразиты» являются в разговорной речи некоторым вирусом-«болезнью», которая имеет своего носителя, паразитирует некоторое время в речи носителя, а потом при помощи вербального пути передачи, передается другому носителю, потому слова- «паразиты» могут называться языковыми вирусами.
Человеку очень сложно в один момент избавиться от таких вирусов, поэтому я решила, чтобы этот процесс «оздоровления» прошел как можно легче на первом этапе ученикам можно предложить заменить слова- «паразиты» на более безопасные. В памятке-буклете я постаралась подобрать слова- синонимы на некоторые слова- «паразиты». Например, вместо слов «капец» и «пипец» можно говорить «очень плохо»; вместо слов «чё», «чаво» и «ну»- «что»; вместо слова «типа»- «такой» и т.д.
Надеюсь, что после таких рекомендаций учащиеся постараются избавиться хотя бы от одного слова-«паразита» в своей речи.
III. Заключение
В ходе проектной работы я убедилась, что среди учеников 5-11 классов нашей школы существует такая проблема, как употребление языковых вирусов или слов-«паразитов». Самыми распространенными словами-«паразитами» стали слова «блин», «ну», «че». Большинство учащихся стремится избавиться от языковых вирусов, поэтому им в помощь я решила разработать буклет-памятку «Языковые вирусы в речи обучающихся», где указать основные языковые вирусы, бытующие в речи учеников нашей школы, а также подобрать слова «заменители» данных слов (по возможности).
Литература:
1. «Большая советская энциклопедия» – электронный носитель.
2. Кронгауз М. Язык мой – враг мой? // Новый мир. 2002. № 10.
3. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.
4. Северская О.И. «Говорим по-русски с Ольгой Северской». М.: СЛОВО/SLOVO, 2004г.
5. «Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx.
6. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.
7. www.gramota.ru
Приложение 1. Таблица 1. Языковые вирусы, употребляемые учащимися 5-11 классов нашей школы
№ | Языковой вирус | Количество респондентов | Процент (257 обучающихся 5-11 классов) | Слова-«заменители» языковых вирусов (по возможности) |
1 | Блин | 63 | 24% |
|
2 | Ну | 43 | 16% | Да |
3 | Чё | 40 | 15,6% | Что |
4 | Капец | 21 | 8,2% | Очень плохо |
5 | В смысле | 17 | 6,6% | Не понял |
6 | Нафиг | 14 | 5,5% | Зачем |
7 | Вообще | 13 | 5% |
|
8 | Это | 11 | 4,2% |
|
9 | Короче | 10 | 3,9% |
|
10 | Пипец | 9 | 3,5% | Очень плохо |
11 | Типо | 5 | 1,9% | Как, такой |
12 | Фигня | 4 | 1,5% |
|
13 | Ёкарный бабай | 2 | 0,7% |
|
14 | Ёлки палки | 2 | 0,7% |
|
15 | Чаво | 1 | 0,3% | Что |
16 | Едрёна конь | 1 | 0,3% |
|
Приложение 2. Таблица 2. Опрос. Отношение учащихся к языковым вирусам
Как ты считаешь, почему мы используем в речи языковые вирусы или слова-«паразиты»? | |||
№ | Ответы | Количество респондентов | Процент (257 обучающихся 5-11 классов) |
1 | Не знаю | 44 | 40% |
2 | Хочется | 32 | 29% |
3 | Не задумываемся, что говорим | 5 | 4,5% |
4 | Получается так | 5 | 4,5% |
5 | Из-за чувств | 3 | 2,7% |
6 | Сокращение слов | 2 | 1,8% |
7 | По телевизору говорят | 1 | 0,9% |
8 | В интернете пишут | 1 | 0,9% |
[1] Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». Москва, 2004 г.
[2] «Большая советская энциклопедия» – электронный носитель.
[3] Энциклопедия «Википедия» - электронный носитель.
[4] Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004г
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Петушок из русских сказок
Мост из бумаги для Киры и Вики
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью