Автор говорит в своей работе о проблеме духовно-нраственных ориентиров молодежи сегодня, анализируя книгу Тймураза Мамсурова "Построй свою башню".
Вложение | Размер |
---|---|
alye_parusa.docx | 27.92 КБ |
«Ты – алан. Помни имя свое!»
Автор: Болотаева Вивтория, 8класс
Научный руководитель: Сабанова Флориса Викторовна, учитель дополнительного образования МАУДО Центра «Интеллект», г. Владикавказ
Гипотеза: Очень важно остановить запущенный механизм деградации общества, так как сегодня разные народы, в том числе и осетинский, теряют свои духовно-нравственные ценности и человеческие ориентиры.
Объект исследования: книга Таймураза Мамсурова «Построй свою башню».
Предмет исследования: пути сохранения духовно-нравственных ценностей осетинской молодежи.
Актуальность данной работы определяется необходимостью возрождения этнических ценностей национального характера у осетин на примере книги Таймураза Мамсурова «Построй свою башню».
Научная новизна состоит в оригинальности исследования. Представленный методический прием до сих пор не был предметом специального исследования.
Целью данной работы является анализ книги Таймураза Мамсурова на основе углубленного изучения национального характера осетин.
Для начала необходимо разобраться, в чем заключается национальный характер отдельно взятого народа. В мире существует множество народов, некоторые занимают огромную территорию, в то время как другие живут в сравнительно небольшом районе. Есть большие и малые народы и каждый народ, каждая нация уникальна и неповторима. Она имеет свои особенности свой менталитет и свой национальный характер. Совокупность взглядов, оценок, ценностей, норм поведения и морали, умонастроений, религиозной принадлежности и др. определяют поведение человека, нормы его нравственности. Устойчивость, неизменность, постоянство, консерватизм - это характерные свойства менталитета нации. На него сложно повлиять с помощью идеологических, административных, правовых или управленческих мер и вот почему. Национальный менталитет - это двухуровневое явление. Первый уровень - генетический. Генетический портрет осетин - это алан. Вторым уровнем национального менталитета является менталитет, приобретенный в процессе обучения, воспитания, самореализации личности, выбора собственной роли, усвоении культуры. Здесь важно учитывать индивидуальные психологические особенности человека. Он может принять национальные особенности своего этноса, а может, наоборот, выработать критическое к ним отношение, что очень часто можно наблюдать среди осетинской молодежи.
Имеется несколько мощных факторов, способных заметно влиять на национальный характер.
Среди них природно-географические факторы, религиозные факторы, социально – исторические факторы.
Природно-географическая среда воспитала в древних осетинах стойкость, выносливость.
На протяжении многих веков религиозные представления осетин были глубокими и разнообразными. Они господствовали и радикально влияли на общественное сознание осетинского народа. Нартский эпос воспитал в осетинах такие качества, как жажда сражений, воинская доблесть, отвага, храбрость, , воздержанность в пище, уважение к женщине.
Социально-исторические факторы сформировали этническое мировоззрение у осетин «ирондзинад». «Ирондзинад» и «Агъдау»
породили мощнейшие возможности исторического развития человеческой личности, стали стимулом становления индивидуальности. Очень важно сохранить этот ярлык, национального и культурного развития, что и пытается сделать Таймураз Мамсуров в своей книге.
Книга Таймураза Мамсурова «Построй свою башню» основана на нартском эпосе. Правила поведения в обществе, предлагаемые автором перекликаются с этикетом древних осетин. В связи с тем, что стандарты поведения индивида могут варьироваться в зависимости от ситуации и времени, автор регулирует их под современную реальность. Вот, что говорит Мамсуров по этому поводу: «С годами всё чаще задумываешься над вопросом о том, где место морально-этическим нормам поведения традиционного осетина в новом времени?
Как определить их роль и значение в изменившемся мире?...
Преображается очень многое — в культуре, политике, экономике; изменилось само представление о добре и зле, отношение к окружающей среде, к человеческим ценностям.»
Автор книги советует «научиться гораздо активнее реагировать на вызовы быстропеременного мира»
Очень важным понятием в нашем исследовании является понятие «стереотип». Это модель, которая выражает привычки, связанные с явлением этнической принадлежности. Стереотип складывается под влиянием социальных условий сегодняшнего дня и всей предыдущей жизни народа, так как он прошёл строгую проверку временем и передается на использование следующему поколению. Он создает своего рода конгломерат, который усваивается каждым новым поколением. Стереотипы имеют функцию преемственности. Автор предлагает нам модель этнического стереотипа, сохранившего самобытность культуры и духа своей нации насколько это возможно в современном мире.
Обращаясь к молодежи, Мамсуров предлагает «быть готовым ко всему, ибо судьба отважится на всё…постоянно подталкивать свой разум к науке и познанию и не отказываться от этого до конца жизни».
«Суть истинной учёбы состоит не в том, - пишет автор в своей книге, чтобы получить престижный диплом, а в том, чтобы учиться постоянно, ежедневно узнавая что-то новое, независимо от того, каких высот ты достиг в образовании.
Только знающий может быть символом осетина. Только знающий может бороться за любовь и уважение в глазах людей».
Автор учит уважительно относиться к старшим, к женщине, сохранять честь и достоинство:
«Умей сдержать гнев, даже если всё вокруг подталкивает тебя к его проявлению. Освободись от бремени скрытой злобы и ненависти — будь снисходительным».
Книга охватывает правила поведения во всех жизненных аспектах. Но есть и недоработки, например, автор ничего не говорит о сохранении национального языка. Между тем, в духовной культуре любого народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. Он создавался веками и тысячелетиями, и просто не может не отражать в себе национального менталитета.
Нормы поведения человека в обществе - это широкое понятие, взаимодействия с окружающим миром, и очень важно учитывать возраст человека. Произведение «Построй свою башню» можно рассматривать как кодекс поведения молодежи в обществе. Книгу можно продолжить или дополнить и создать подобный кодекс поведения в обществе для детей и подростков. Обучить ребенка комплексу правил поведения, а также знанию обычаев народа. Проявлять уважения к старшим. Иметь чувство стыдливости. Знать тонкости этикета, нормы взаимоотношений между старшими и младшими в семье, поведения в обществе и т. д.
В мальчиках воспитывать представление о достоинстве, в девочках целомудрие, в тех и других — выдержку и скромность. Наши предки строго регламентировали правила поведения между родителями и детьми, старшими и младшими.
Книгу Таймураза Мамсурова можно назвать своеобразным кодексом поведения для осетинской молодежи. На основе этой книги мы работаем над созданием кодекса этики и поведения маленьких детей и подростков, опираясь на опыт наших предков.
Заключение.
Национальный менталитет присущ каждому этносу и сегодня, и когда теряются духовно-нравственные ценности, человеческие ориентиры, деградацию общества можно остановить лишь возрождением истории и обще этнических черт национального характера. Характеры людей, традиции и обычаи, язык - все это создает уникальность и самовыражение каждого народа. Очень важно не потерять этническую ценность. Потому что главное богатство нашего мира - это многочисленные его народы. А богатство народа - это опыт предков, накопленные традиции, обычаи и история.
Литература:
Изд. «ИР»Орджоникидзе 1990
Сила слова
Лиса Лариска и белка Ленка
Простые новогодние шары из бумаги
Ночная стрельба
Как нарисовать китайскую розу