Жан-Поль Сартр - выдающийся французский философ и писатель. Он ушёл из жизни почти сорок лет назад, однако всё ещё не утихают споры о его личности и творчестве. Есть те, кто «зачитывается» его непростыми произведениями о свободе, душе и абсурдности бытия, но существуют и оппоненты его учения и художественных взглядов, называющие его социопатом и человеконенавистником и считающие, что любое проявление человеческого вызывало у него тошноту. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, Сартр отказался от неё, не желая быть кому-либо обязанным и отстаивая свою независимость. Строптивый характер писателя довольно чётко очерчивается в его произведениях, которые дают пищу для размышлений любому читателю, ведь они острые, полемичные, яркие. Они не теряют своей актуальности и в наши дни. Самое известное среди них – «Тошнота». С этого романа началась литературная деятельность Сартра. Многие критики признают этот роман лучшим произведением писателя. Я прочитала его, НЕ будучи ещё знакомой с такими понятиями, как «модернизм», «экзистенциализм», «поток сознания» и пр. Это произведение вызвало во мне довольно противоречивые чувства. Некоторые суждения героя были не новы для меня, другие же приводили в растерянность способом подачи и полным размытием границ реального. Меня восхищает талант писателя, его взгляды на жизнь находят во мне отклик. Именно поэтому в своей исследовательской работе я решила обратиться к творчеству Сартра.
Тема нашей работы – «Способы выражения «отчуждённости» человека в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота».
Объект исследования – роман Ж.-П.Сартра «Тошнота».
Предмет исследования – способы выражения бунта сознания и отчуждённости человека в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что важнейшей темой романа Ж.-П. Сартра «Тошнота» является философская тема бунта сознания и «отчуждения» человека от лицемерных общественных установлений, от диктата властей и идеологий, ломающих личность, подавляющих её внутреннюю свободу и делающих человеческую жизнь несчастливой, бессмысленной и, наконец, абсурдной.
Цель исследования - доказать, что Ж.-П. Сартр в романе «Тошнота» изображает бунт сознания человека против социальных институтов и законов общества, которые сдавливают до пределов человеческую свободу, вызывая к жизни эффект «отчуждения». Задачи вы можете видеть на слайде.
Методы исследования: критический анализ теоретических источников, анализ художественного текста, классификация, систематизация и обобщение.
Новизна работы заключается в самостоятельной попытке определения способов выражения «отчуждения» человека от внешнего мира, общества и самого себя в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота».
Городская конференция
научно – исследовательского общества учащихся
«Интеллектуалы XXI века»
Научно-исследовательская работа по литературе
Способы выражения «отчуждённости» человека
в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»
Автор: Дегтярева Диана,
ученица 8А класса МОУ «СОШ №1»
Научный руководитель:
Трапезникова Е.В., учитель
русского языка и литературы МОУ «СОШ №1»
Копейск, 2019
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ | 3 | ||
Глава I. Биографические и философские основы исследования | 4 | ||
1.1. | Личность, судьба и творчество Ж.-П. Сартра | 4 | |
1.2. | Основные понятия философии Ж.-П. Сартра, нашедшие отражение в его литературном творчестве | 5 | |
Глава II. Тема бунта сознания и «отчуждённости» человека в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота» | 7 | ||
2.1. | Интерпретация процессов душевной жизни человека в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота» | 7 | |
2.2. | Способы выражения «отчуждённости» человека в романе «Тошнота» | 11 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 16 | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 17 | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | 18 | ||
Приложение А | 18 | ||
Введение
Жан-Поль Сартр - выдающийся французский философ и писатель. Он ушёл из жизни почти сорок лет назад, однако всё ещё не утихают споры о его личности и творчестве. Есть те, кто «зачитывается» его непростыми произведениями о свободе, душе и абсурдности бытия, но существуют и оппоненты его учения и художественных взглядов, называющие его социопатом и человеконенавистником и считающие, что любое проявление человеческого вызывало у него тошноту. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года («за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время»), Сартр отказался от неё, не желая быть кому-либо обязанным и отстаивая свою независимость. Строптивый характер писателя довольно чётко очерчивается в его произведениях, которые дают пищу для размышлений любому читателю, ведь они острые, полемичные, яркие. Они не теряют своей актуальности и в наши дни. Самое известное среди них – «Тошнота». С этого романа началась литературная деятельность Сартра. Многие критики признают этот роман лучшим произведением писателя. Я прочитала его, не будучи ещё знакомой с такими понятиями, как «модернизм», «экзистенциализм», «поток сознания» и пр. Это произведение вызвало во мне довольно противоречивые чувства. Некоторые суждения героя были не новы для меня, другие же приводили в растерянность способом подачи и полным размытием границ реального. Меня восхищает талант писателя, его взгляды на жизнь находят во мне отклик. Именно поэтому в своей исследовательской работе я решила обратиться к творчеству Сартра.
Тема нашей работы – «Способы выражения «отчуждённости» человека в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота».
Объект исследования – роман Ж.-П.Сартра «Тошнота».
Предмет исследования – способы выражения бунта сознания и отчуждённости человека в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что важнейшей темой романа Ж.-П. Сартра «Тошнота» является философская тема бунта сознания и «отчуждения» человека от лицемерных общественных установлений, от диктата властей и идеологий, ломающих личность, подавляющих её внутреннюю свободу и делающих человеческую жизнь несчастливой, бессмысленной и, наконец, абсурдной.
Цель исследования - доказать, что Ж.-П. Сартр в романе «Тошнота» изображает бунт сознания человека против социальных институтов и законов общества, которые сдавливают до пределов человеческую свободу, вызывая к жизни эффект «отчуждения».
Цель предполагает следующие задачи:
Методы исследования: критический анализ теоретических источников, анализ художественного текста, классификация, систематизация и обобщение.
Новизна работы заключается в самостоятельной попытке определения способов выражения «отчуждения» человека от внешнего мира, общества и самого себя в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота».
Практическую значимость данного исследования мы видим в возможности использования материалов работы для элективного курса по зарубежной литературе.
Глава I. Биографические и философские основы исследования
1.1. Личность, судьба и творчество Ж.-П. Сартра
Жан-Поль Сартр родился в Париже в 1905 году. Образование получал в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции, а с 1944 года целиком посвятил себя литературной работе.
Сартр был писателем, философом, драматургом, титаном и отцом экзистенциализма, сильно повлиявшим как на своё время, так и на дальнейшее, за что и удостоился премии Нобеля. Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему. Писатель оставил впечатляющее литературное наследие: несколько романов, десяток пьес, огромное количество статей и философских эссе. В зрелом возрасте философ и эссеист признался, что в ранние годы ощущал себя «опешившей тлей, существом без смысла и цели», а в романе «Слова» писатель назвал жизнь в доме адом, в котором царило тлетворное лицемерие несмотря на то, что он был окружен любовью и заботой. Атеизм Сартра стал неким «продуктом» воспитания. Бабушка-католичка и дед-протестант беззлобно шутили друг над другом, посмеиваясь над религией каждого, из чего Жан-Поль сделал вывод, что обе религии гроша ломаного не стоят.
Первым романом Сартра, написанным в 1938 году, когда писатель находился в Гавре, стала известная во всем мире книга «Тошнота», которую большинство критиков называют самым удачным произведением писателя. Однако его публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. В следующем году Сартр преподносит новый сюрприз – сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями. Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля Сартра стороной, и в 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу её положен древнегреческий миф, который используется французским экзистенциалистом для анализа проблем современности. К нашумевшей пьесе добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто». Книгами писателя зачитываются миллионы, о великом философе пишут статьи, его боготворит интеллигенция. Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и полноценно отдаться философии и литературе. В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы. Под конец жизни глаукома сделала Жан-Поля Сартра слепым. Он не писал, но раздавал интервью и устраивал диспуты с последователями. Умер знаменитый парижанин в середине апреля 1980 года от отека легких. Официальных похорон не объявили, как и завещал писатель. Но когда скорбная процессия двигалась по левобережью Сены, к ней стихийно примкнуло 50 тысяч парижан.
1.2. Основные понятия философии Ж.-П. Сартра, нашедшие отражение в его литературном творчестве
Известно, что имя Ж.-П. Сартра связывают с таким философским направлением, как экзистенциализм. Это философия существования, которая является наиболее распространённым течением в современной западноевропейской литературе. Широкому распространению этого течения способствовало то, что его представители были не только философами, но и оставили заметный след в сферах литературы и искусства. Философской предтечей экзистенциализма явился датский философ XIX века С.Кьеркегор. Жан-Поль Сартр, наряду с Карлом Ясперсом (1883-1969), Мартином Хайдеггером (1889-1976) и Альбером Камю (1913-1906), считается наиболее крупным его представителем в XX веке.
В философском словаре даётся следующее определение понятия: «Экзистенциализм - это иррационалистическое направление в современной философии и литературе, ставящее в центр изучения и изображения человеческое существование и утверждающее интуицию в качестве основного метода постижения действительности». [2; 677]
Основой философии Сартра является проблема понимания человеческого бытия как сознательной, свободной жизни и деятельности человека. Сартра как философа-экзистенциалиста интересовали вопросы духовной жизни людей в их повседневном быту. Это объясняется тем, что он рассматривает сферу социальной жизни человека как область, в которой он не принадлежит себе, где он подчиняется навязанным ему нормам, т. е. где он ведет неподлинное существование. Реакцией на подобное состояние у героев литературных произведений Сартра является чаще всего затворничество или бегство от неприемлемой действительности. Тема затворничества разрабатывается в пьесе «За закрытой дверью» с ее тремя мучительно переживающими героями в безликом гостиничном номере, в новелле «Комната», в которой в заточении пребывает душевнобольной муж и не желающая его покидать жена, и, наконец, в пьесе «Альтонские затворники», где в качестве затворника выведен бывший офицер гитлеровской армии, а затем затворницей становится его сестра. Тягостное ощущение несвободы, как объективной, так и субъективной, испытывают арестованные испанские республиканцы в новелле «Стена», ожидающие казни и находящиеся в неволе борцы сопротивления в пьесе «Мертвые без погребения». В этих произведениях в мучительной атмосфере несвободы, страха, обреченности и страданий люди стремятся напрячь все свои силы, чтобы сохранить свое человеческое достоинство. В главном же философском труде Сартра «Бытие и ничто» делается попытка выяснить суть бытия, становящегося причиной неподлинности существования человека.
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является и понятие свободы. Он понимает свободу как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует даже сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств. Быть свободным — значит иметь возможность изменяться и обладать способностью действовать в мире.[4] Писатель придавал большое значение «роману о свободе». Написанный частично еще в 1938—1941 гг. цикл Сартра «Дороги свободы» (1945—1949) включает в себя романы «Зрелый возраст», «Отсрочка», «Смерть в душе». В нем Сартр прослеживал, по его собственным словам, судьбу не только «отдельных людей», но и «социальных групп». При этом понимание свободы в цикле представлено в различных вариантах, что подчеркнуто названием. По мнению Л. Г. Андреева, это этапное сочинение Сартра, «декларация прав человека XX века... — прав, которые больше похожи на обязанности, поскольку разумному человеку от них не уклониться». [1; 112]
Согласно Сартру, перед лицом мира человек испытывает одиночество, которое становится условием не только страдания, но и средством, указывающим ему место в мире, наделяющим его позицией, правами и обязанностями. Сартр считал экзистенциализм выражением гуманизма, так как именно он, по его мнению, выступает в качестве той философии, которая напоминает «человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, и что решать свою судьбу он будет в полном одиночестве».[6] Человек испытывает тоску и тревогу и посредством их осознает свою свободу.
С понятиями свободы и одиночества связывается и понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована, подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство есть феномен отчуждения у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю. Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» и бунт сознания против лицемерных общественных установлений, против диктата властей, против человеконенавистнических идеологий, ломающих личность, подавляющих её внутреннюю свободу и делающих человеческую жизнь несчастливой, бессмысленной и, наконец, абсурдной.[6] Таким образом, философские, и литературные произведения Сартра воплощают в себе предельный трагизм бытия, беспощадно ясное осознание отчуждённости человека и трагическое принятие абсурда жизни.
Глава II. Тема бунта сознания и «отчуждённости» человека в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»
2.1. Интерпретация процессов душевной жизни человека в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»
Произведение Сартра было написано в эпоху модернизма, когда на извечный вопрос о смысле жизни философия нашла новый ответ: в 1920-ые годы экзистенциалисты впервые заявили о том, что смысла жизни нет. Если раньше истину искали в вере в Бога, в саморазвитии, в любви, то теперь она и вовсе потерялась или же скрылась за самим процессом существования. «Тошнота» написана в форме дневниковых записей Антуана Рокантена, в которых автор выдвигает свою экзистенциальную позицию, поэтому бесценное наследие Сартра – это философский роман.
«Тошнота» - это произведение, в котором читатель проникает в глубины сознания героя, роман, передающий работу его памяти, особенности восприятия окружающего. Главный герой книги Антуан Рокантен уже три года живет в вымышленном городе Бувиле, прообразом которого послужил Гавр, где Сартр преподавал в лицее. Герой много путешествовал по миру, однако, вернувшись во Францию, остановился в провинции. Город ничего не может предложить герою, кроме библиотеки, в которой Антуан работает над историческим романом.
Герой свободен от материальных проблем, семейных и дружеских уз. Однако внешняя свобода иллюзорна: Рокантена опутывают внутренние оковы: страх и одиночество, растерянность перед потерявшей четкие формы действительностью и отчаяние из-за бессмысленности своего существования. Книга становится дневником Антуана, который вобрал в себя лишь несколько дней жизни героя. Повествование идет от первого лица, однако складывается ощущение, что в центре романа вовсе не Рокантен: он только носитель чего-то более важного, написанного большими буквами «ТОШНОТА». Появившаяся из-за неизвестного эмоционального переживания, ощутимого физически на уровне «тошноты в руках», она слилась с Рокантеном, подчинив себе его мысли и действия. Тошнота накатывает приступами, ощущается остро, а длится недолго и затем отступает, оставляя на душе осадок от недавней агонии. Герой поддается сразу и, несмотря на страх, начинает ей верно служить. Порожденный ощущением тошноты, дневник, словно медицинская карта, раскрывает ход болезни. В нем в мгновениях бытия преломляется прошлое, настоящее, будущее: «в моей памяти от него остается только название», «и от сегодняшнего солнца, от сегодняшних предвечерних часов не останется ничего – даже воспоминания», «вся моя жизнь лежит позади меня. Я вижу ее всю целиком, ее очертания и вялые движения, которые привели меня сюда», «они думают о завтрашнем дне, то есть, попросту говоря, - об очередном сегодня», «у городов бывает один-единственный день – каждое утро он возвращается точно таким, каким был накануне».
Главный герой книги - это человек, предоставленный самому себе, застрявший в сутолоке дней и не разделяющий время на единицы жизни. Он проживает день за днём, тратя данную ему жизнь на ложные плотские удовольствия и душевные страдания, растягивая своё бессмысленное бытие в бесконечном потоке множества разных существований, которые имеют тот вид, в котором мы их привыкли видеть лишь потому, что мир ленится меняться: «По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень. Но сегодня у него был такой вид, словно он хочет стать другим. А в этом случае может случиться всё, решительно всё». Одиночество, предоставляющее Антуана Рокантена самому себе, сдавливает тисками его мозг, спрессовывая сознание и мировосприятие до неузнаваемости, всё сильнее разрушая воспаленную психику частыми приступами «Тошноты».
«Тошнота» – это поначалу сложное эмоциональное состояние героя, которое он пытается объяснить большую часть книги посредством записи «прихода Тошноты» и описаний её воздействия на себя. Довольно долго Антуан воспринимает «Тошноту» как состояние окружающего его мира: «Его голубая ситцевая рубаха радостным пятном выделяется на фоне шоколадной стены. Но от этого тоже тошнит. Или, вернее, ЭТО И ЕСТЬ ТОШНОТА. Тошнота не во мне: я чувствую её там, на этой стене, на этих подтяжках, повсюду вокруг меня. Она составляет одно целое с этим кафе, а я внутри». «Тошнота» пришла к нему спонтанно, неожиданно ворвавшись в его жизнь резким ударом по сознанию: «А пошло все с того злополучного дня, когда я хотел бросить в воду гальку. Я уже собрался швырнуть камень, поглядел на него, и тут-то все и началось: я почувствовал, что он существует. После этого Тошнота повторилась ещё несколько раз: время от времени предметы начинают существовать в твоей руке». Но со временем состояние героя ухудшается, он начинает мыслить хладнокровно и ещё более абстрактно, голову наполняют страшные и непонятные для обычного человека мысли: «В чём дело? Что с ним такое? Отчего он съежился на своем стуле? Значит, меня уже стали бояться? Этим должно было кончиться. Впрочем, мне все безразлично. Кстати, они боятся меня не совсем зря: я могу натворить что угодно. Например, всадить этот фруктовый ножик в глаз Самоучки. После этого сидящие вокруг меня люди кинутся меня топтать, выбьют мне зубы своими ботинками. Но удерживает меня не это: вкус крови во рту вместо вкуса сыра – разницы никакой».
Разговор с его другом Самоучкой в кафе открыл для Рокантена многое. В частности то, что скрывает за собой Тошнота: «Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что! Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все». Роман основывается на философии, ставящей под сомнение идеалы, человеческие устои, принципы, мораль, веру; через мысли и суждения Рокантена писатель даёт понять, что нет абсолютной истины, неких готовых и понятный концепций, показывая их относительность: «Что я могу поделать? Чем я виноват, если во всем, что он говорит, я мимоходом узнаю заемные мысли, цитаты? Если он разглагольствует, а передо мной вереницей проходят все гуманисты, каких я знал. Увы, я знал их такое множество!», «это все актеры на первых ролях. Но есть другие, тьма других», «Все они ненавидят друг друга - само собой, не как людей, а как отдельную личность», «Он переварил уже антиинтеллектуализм, манихейство, мистицизм, пессимизм, анархизм, эготизм: все они превратились в различные этапы развития мысли, в ее незавершенные формы, все оправдание которых только в нем, в гуманизме», «поэты! А попробуй взять одного из них за отвороты пальто и сказать ему: «Помоги мне!» - он подумает: «Это что еще за краб?» - и удерет, оставив свое пальто в моих руках», «Окружающие меня сильфы попались на эту удочку – они видят только эту пленку, она-то и доказывает существование Бога! Но я вижу изнанку!», «вся правая часть его тела обмякла, правая рука приклеилась к телу, правая часть едва жива, живет с трудом, живет скаредно, словно её разбил паралич. Но зато на левой стороне паразитирует крохотная, быстро распространяющаяся язва существования», «они составляют, сочиняют популистские романы, женятся, доходят в своей глупости до того, что плодят детей».
С каждым днём сознание Антуана становится всё более больным, суждения более абстрактными, он всё больше погружается в собственное видение мира, отрываясь от реалистического правдоподобия, выкраивая полотно жизни на свой лад, говорит о природной сущности вещей и всего живого: «Вещи были похожи на мысли, которые замерзли на полдороге, которые забыли сами себя, забыли, что они думали, да так и повисли между небом и землей, вместе со странным крохотным смыслом, который не могут в себя вместить», «я узнал о существовании все, что мог узнать», «осознается страдание, страдание осознает себя среди бесконечных стен, которые уходят и никогда не вернутся», «тело бредет, и есть сознание всего этого, и сознание – увы! – сознает, что сознает», «великая, блуждающая природа прокралась в их город, проникла повсюду», «увидит, как щека вдруг припухла, треснула, приоткрылась, и из трещины выглядывает третий глаз», «он подойдет к зеркалу, откроет рот – а это его язык стал огромной сороконожкой и сучит лапками, царапая ему нёбо. Он захочет ее выплюнуть, но это часть его самого, придется вырвать язык руками».
Человеку, который занят постоянной суетой будней и мысли которого полны обычными делами и работой, Рокантен покажется сумасшедшим и опасным для общества. На самом же деле, героя изнутри пожирает одиночество и мысли, его сжирает Тошнота, та самая «другая сторона отчаяния», по которую лежит Свобода. Свобода, которой нельзя воспользоваться в попытке убежать от себя, от самой сути существования, от самого существования, которое везде, куда ни глянь, от которого невозможно избавиться. Антуан видит мир в жестком и холодном свете; несмотря на всю сложность его мировосприятия, он не лишен человеческих чувств: «я весь трясся от гнева», «меня подмывало хватить его об стол», «я был доволен, я видел, что он перетрусил», «мне было неловко, я мучился его стыдом»; Рокантен ощущал окружающий мир, но всё больше переставал чувствовать себя: «я настолько предан забвению, что мне трудно почувствовать самого себя», «реального во мне осталось только существование, и оно чувствует, что существует», «Антуан Рокантен существует Ни-для-кого», «Забавно. А что такое вообще Антуан Рокантен?», «И вдруг «я» начинает тускнеть, все больше и больше – конечно, оно угасло совсем», «Ещё недавно кто-то говорил: «я», кто-то говорил: «мое сознание». Кто же это?», «я смакую всеобъемлющее забвение, в которое я ввергнут», «все сознание мира тоже меня исторгло», «я ухожу, все во мне зыбко».
В итоге герой свыкается с мыслью о том, что он - «живой мертвец» и что было бы лучше уехать из Бувиля в Париж, хотя никакого смысла в этом нет: «Боже мой! Стало быть, я собираюсь прозябать этаким грибом?», «Все уже было, а теперь конец - больше не хочется: какой от всего этого прок? Через год я окажусь таким же опустошенным, как сегодня, мне даже вспомнить будет нечего, а наложить на себя руки не хватит духу», «Я ведь прекрасно знаю, что ничего делать не хочу: что-нибудь делать – значит создавать существование, а его и без того слишком много», «быть может, однажды, вспомнив именно этот час, хмурый час, когда я, сгорбившись, жду, чтобы подали поезд, я скажу себе: «В этот день, в этот час все и началось», - и сердце мое забьется быстрее».
Всё произведение пропитано едким дымом мыслей героя, что не дают ему жить среди драм других людей, жить среди множества других существований, заполонивших этот мир. Книга отличается особой философией, не совсем понятной и простой при первом прочтении. Однако, общая атмосфера «Тошноты» контрастирует с более-менее позитивным завершением, что навевает, на удивление, тёплые и приятные ощущения, мысли. Произведение оставляет двоякое ощущение, приглашая читателя к самостоятельному осмыслению суждений героя.
2.2. Способы выражения «отчуждённости» человека в романе «Тошнота»
Под «отчуждённостью» героя понимается отдаление человека от самого себя, от своей «сущности». Это явление мы вслед за автором считаем следствием давления социальных институтов и влияния других «внешних мотивов». Это так называемая отстраненность человека от внешнего мира, других людей и общества, самого себя, погружение в глубины сознания, собственного мировосприятия и ощущений. Герой ограничен личными переживаниями и чувствами, воспринимает мир через призму собственного видения, жизненных установок. Он наблюдает за всем со стороны, отделяя себя от окружающего: упорядоченная жизнь общества ему чужда. Необходимость ежедневного безропотного повиновения социальным институтам и законам общества, которые сдавливают до пределов человеческую свободу, вызывает к жизни эффект «отчуждения». Искушенный читатель заменит сходство протагониста с самим писателем и его взглядами на жизнь, и все же Сартр открыто и активно выступает за борьбу и свержение установленных порядков, а Рокантен внешне нейтрален и бездействует. Этот своеобразный бунт, «отчуждение» происходит внутри героя, в его сознании.
Каковы же способы выражения этого состояния героя в романе?
Прежде всего это способ повествования от первого лица в форме дневника и система образов, в которой герой отделен от других.
Антуан отрывается от реальности. Об этом говорит его занятие: он пишет историческую книгу, в которой обращается к прошлому, возвращаясь в 18 век, в то время, когда жил маркиз де Рольбон, политический авантюрист и возможный соучастник убийства Павла I. Будни Рокантена ничем не отличаются, один день похож на другой: он ходит по одинаковым улицам, трапезничает в одних и тех же заведениях, работает в библиотеке, пишет книгу, погружается в прошлое, спорит с настоящим и не видит будущего, чувствует приливы Тошноты снова и снова. Он чувствует разобщенность со всем: как со временем и пространством, так и с людьми. Он не готов стать одним целым с толпой обитателей. Антуан, не желая избавляться от самого себя, от своей личности, всё сильнее концентрируется на собственном видении окружающего: природы и природной сущности материальных предметов, жизни, общества, людей и их взаимоотношений. Рокантен не хочет вешать на себя какие бы то ни было «ярлыки», отказываясь от любой социальной принадлежности и определяя себя самого как просто индивида, от которого далека вся порочная суета этого мира.
Для Антуана жители Бувиля ― «другие», они просто обладатели мясистых и горделивых лиц, спокойно, бездумно и якобы счастливо живущие в их буржуазном городе. Их дни словно копия друг друга: по воскресеньям они вышагивают гордой поступью по бульварам, переулкам и главным улицам, увидев знакомых, таких же обладателей широких фигур, снимают шляпы. Они твердо уверены в себе и во всем, что происходит вокруг, ведь они контролируют свою жизнь, уверены, что и в следующий выходной день будут так же ходить, раскланиваться и снимать шляпы перед друзьями, задерживая длинную процессию из одинаковых людей. Герою же чужда всякая уверенность в незыблемости окружающего и законов бытия, вера в стабильность этого мира. Он словно герой «другой породы». Особое удовольствие доставляют Рокантену мысли о том, как природа, выйдя из состояния вечной лени, начнет меняться, перекраивая всё изнутри, в самой сущности, и тогда лица этих буржуа изменятся в ужасе, ведь на щеке ребенка выглянет «третий глаз», а язык превратится в живую сороконожку.
Горожане для героя блеклые и прозрачные, а потому не заслуживают никакого внимания. Однако был человек, который казался таким же бесконечно одиноким. То был друг Антуана, Самоучка. Несмотря на мнимое сходство, они будто находятся по разные стороны баррикад, и эта правда открывается за обедом в кафе. Обособленность Самоучки не мешает ему гордо называть себя гуманистом и быть членом социалистической партии. Но его вера в ценность человека, представляющаяся ему некой аксиомой, сталкивается с саркастичным и ироническим отношением Рокантена. Антуан полон презрения и отвращения к обывателям, но в то же время не считает себя антигуманистом. Он просто не гуманист и потому верен идее, что вместо идеальной модели видит реального человека. Как оказалось, Самоучка другой: он не страдает от Тошноты, от существования, ведь он находит смысл быть гуманистом, находит смысл в улыбках людей, находит смысл в том, чтобы идти по проторенной множеством гуманистов дороге с его вторичными мыслями, так тщательно записанными в записную книжку.
Верхом отчужденности Антуана становится восприятие его тела как такого же враждебного мира, что окружает его. Он воспринимает свое тело как что-то, живущее отдельно, само по себе, и не являющееся частью его.
Не менее важным способом выражения философии отчуждения в романе является хронотоп (пространство и время). Сартр искусно рассказывает о потере души и какого бы то ни было смысла. Читатель наблюдает за тем, как день за днем герой теряет себя, видит этапы мутации его сознания и мировосприятия, видит, как меняются для героя время и пространство. Он перестает видеть разницу между прошлым, настоящим и будущим, отрицает собственные воспоминания. Он словно застрял в моменте, в каком-то дне из огромного их множества, и теперь не может выбраться из этого циклического порочного круга, ему словно приходится переживать один и тот же день раз за разом, из-за чего пространство вокруг него начинает меняться, мутировать. Предметы становятся живыми, если быть точнее, они начинают существовать, разнообразие вещей становится раздражающим, и вместо окружающего его пространства в привычном его виде он видит лишь пустые и одинаковые оболочки, мир теряет четкие границы и краски, все становится расплывчатым и раздражающим. Начиная чуть ли не физически ощущать предметы вокруг себя, Антуан теряется во времени. Он теряет себя, ощущая, что существует, а не живет. Превращается в ничто, и мир вокруг него становится таким же.
Ещё одним способом повествования, выражающим отчужденность героя, является особый тип повествования, называемый «потоком сознания» и позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств. Первостепенную роль в таком повествовании играет воспроизводство душевной жизни героя посредством словесного выражения разнородных проявлений его психики: переживаний, ассоциаций, воспоминаний и пр., и её передача вне причинно-следственной связи по принципу звуковых, зрительных, тактильных ассоциаций. Часто в «потоке сознания» происходит отказ от правил синтаксиса и пунктуации, будь то парцелляция или полный отказ от знаков препинания, чтобы запечатлеть момент как можно точнее.
В первую очередь, поток сознания у Сартра реализуется через воплощение осознания бытия, свободы выбора. Роман, сконцентрированный на обыденных вещах и их восприятии героем, лишен какой-либо динамики действий, острого сюжета или исключительных событий. Особое внимание уделяется видению мира героем и всему, что происходит в его сознании, его восприятию реальности как совокупности навязчивых, давящих своей зримостью предметов: он, не отрываясь, смотрит на пивную кружку и вдруг обнаруживает враждебность мира: мир есть, «он вовне». Это «прозрение» сопровождается ощущением «тошноты» как физиологического знака «отчуждения». Самого себя, собственное тело Антуан воспринимает как мир вещей, с удивлением рассматривает собственное отражение в зеркале как отражение постороннего человека. Фиксируется бытие сознания.
Через всё произведение проходит мотив мутации предметов, приводящий читателя к мысли об отчужденности героя. Каждый приступ Тошноты влечет за собой последствия, и каждый раз чувствительность Рокантена относительно окружающих его предметов возрастает, и он чуть ли не кожей чувствует материальные предметы, такие навязчивые и раздражающие, готовые преобразиться, чтобы изменить обычный порядок вещей, ограниченный рамками общепринятого толкования. Отдельные предметы вдруг кажутся Антуану чужими и омерзительными. Логичность, закономерность, упорядоченность — все оказалось бредом и простой выдумкой. Реальность героя искажается, и в этой реальности тела живут своей жизнью, даже его собственная рука – самостоятельный организм. Мир вокруг героя меняется, будто условно разделяясь на две половины. Особенно хорошо это видно, когда герой описывает своего попутчика в трамвае. Левая и правая части тела изображаются по-разному, будто бы человек разделен на две разные части. Здесь внешнее выражение различий — отзвук внутреннего несоответствия. Оставаться человеком и не сходить с ума помогает целостное восприятие мира, чего герой Сартра лишился. Окружающий его мир, он сам и даже реальность становятся его врагами: перед ним снуют разрозненные предметы, отдельные их составляющие, вывернутые наизнанку, особые значения, все больше с каждым разом разрастающиеся до немыслимых пределов, сбивают с толку.
Ощущения переполняют Антуана, и беспорядочные, бессмысленные и бессвязные массы, предстающие теперь без всякой маскировки, имеют лишь одну связующую: они здесь лишние. Они все – люди, предметы, образы, реальность и он сам объединены «излишеством существования». Именно через призму ощущений безобразности предметов герой начинает видеть их бессмысленными, неуместными, лишними, бесполезными: «разнообразие предметов, их индивидуальность оказались только видимостью, наружным блеском». Герой открывает новое толкование всего и каждого – лишний. Внезапное откровение сжимает горло, и герой почти задыхается, ведь и себя, слабого и непристойного, он тоже ощущает лишним. Результатом его страданий является прозрение, оправдывающее все, через что прошел герой. Но это прозрение подводит его к краю пропасти. Человек, носящий имя Антуана Рокантена и не несущий никакого смысла, может освободиться сам и помочь окружающему избавиться от этого лишнего существования. Предметы вокруг разрозненны, они сами себе мешают.
Парадоксальность событий и состояние героя, превращающего его в «ничто», являются важными способами выражения отчужденности героя. Писательский труд позволяет герою раствориться в чужой жизни, и это создает иллюзию осмысленности своего существования, ведь ему удается отвлечься от самого себя. Игра в самообман продолжается до тех пор, пока героя чуть не выворачивает наизнанку ощущение сродни безумию. Тошнота подступает в самом неожиданном месте и времени: он стоит на берегу моря и, держа гальку в руке и собираясь ее бросить, вдруг начинает ощущать предмет в своей руке. Он чувствует, что галька существует. Это было отправной точкой его безумства, и с этого момента все предметы вокруг него казались живыми и таящими опасность: «Предметы не должны нас БЕСПОКОИТЬ: ведь они не живые существа. Ими пользуются, их кладут на место, среди них живут, они полезны – вот и все. А меня они беспокоят, и это невыносимо. Я боюсь вступать с ними в контакт, как если бы они были живыми существами! Теперь я понял – теперь мне точнее помнится то, что я почувствовал однажды на берегу моря, когда держал в руках гальку. Это было какое то сладковатое омерзение. До чего же это было гнусно! И исходило это ощущение от камня, я уверен, это передавалось от камня моим рукам. Вот именно, совершенно точно: руки словно бы тошнило».
Тошнота настигает внезапно и бьет, как сильный удар. Явление это совершенно абстрактно и в то же время предельно физиологично. Если говорить прямо, то герой словно «подавился» вещами. Упрямое и безразличное существование наваливается на него невыносимо тяжелым бременем. Для Рокантена ужас этого предметного, тактильного мира, мира вещей, с которыми люди сливаются воедино, заключается уже в том, что он сам существует, существует чрезмерно, «до вздутия, до непристойности», не имея для этого никаких причин, в силу какой-то необъяснимой случайности: «Беспричинно всё – этот парк, этот город, и я сам. Когда это до тебя доходит, тебя начинает мутить и всё плывет…». Только человек, существующий в мире вещей как вещь и осознающий, что он не вещь, может почувствовать тошноту. Человек – это трагическая промежуточность, и удел его печален, так как он не может ни полноценно слиться с природой, ни стать Богом, ни быть собой. Экзистенциализм довел до логического конца, до лабораторной чистоты ситуацию разрыва между человеком и природным миром. В этой человеческой несводимости следует искать источник метафизической тошноты, охватывающей героя. Человек не сводим к своему биологическому виду, не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с одним видом деятельности. Ни в одной вещи, которую он создает, он не выражает себя полностью и всегда выше и значительнее любого своего дела и свершения. Если он отождествил себя со своей профессией – он уже не человек в полном смысле слова. Все, что определяет, то ограничивает человека, превращая его во множество подобных ему экземпляров, копий со своим ярлыком.
Сартр как экзистенциалист увидел человека как пульсирующую, бьющуюся экзистенцию, как существо, которое никогда не бывает равным самому себе, которое постоянно переступает самое себя и до конца не осуществляется никогда. Суть человека не может быть определяема чем-то большим, чем ничто, ведь все положительные определения ограничивают и сужают его.[6] Он «ничто», которое не есть что-то, то есть законченное и ограниченное, а есть условие всякого «что-то», что позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Сущностью человека является ничто. Поэтому и возникает трагедия героя, отчужденного и потерянного в мире, который чужд и холоден ему. Но отсюда и его универсальность, и открывающиеся перед ним бесконечные возможности самоосуществления, каждая из которых волнует как залог желаемой полноты бытия, как обещание свободы. Эти мысли нашли выражение в философских работах писателя и в романе «Тошнота».
Заключение
Жан-Поль Сартр связал литературу с философией, а философию — с литературой. Антуан Рокантен выступает первым в галерее образов писателя. В своём дебютном романе автор будто проводит эксперимент: что произойдет с человеком, лишенным связей с реальностью, когда его настигнет «бьющая в глаза очевидность»?
Изучив научную литературу, посвященную творчеству Ж.-П. Сартра, мы рассмотрели основные понятия философии, нашедшие отражение в его литературном творчестве. Это позволило нам выполнить самостоятельный анализ романа «Тошнота» с точки зрения изображения процессов душевной жизни человека и определить способы выражения «отчуждения» человека в романе.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Таким образом, результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что важнейшей темой романа Ж.-П. Сартра «Тошнота» является философская тема бунта сознания и «отчуждения» человека от лицемерных общественных установлений, от идеологий, ломающих личность, подавляющих её внутреннюю свободу и делающих человеческую жизнь несчастливой, бессмысленной и, наконец, абсурдной. Цель исследования достигнута.
Список литературы
Интернет-ресурсы
Приложение А
Цитаты из романа Ж.-П. Сартра "Тошнота", иллюстрирующие основные понятия философии писателя
Понятия | Цитатный материал |
затворничество или бегство от неприемлемой действительности | «Если он сейчас встанет и обратится ко мне, я взорвусь...» «я знаю заранее – сегодняшний день потерян. Ничего путного мне не сделать, разве когда стемнеет. И все из-за солнца: оно подернуло позолотой грязную белую мглу, висящую над стройкой…» «...занятно, что мне и в голову не приходит, что я сошел с ума, наоборот, отчетливо сознаю, что я в полном рассудке: перемены касаются окружающего мира. Но мне хотелось бы в этом убедиться» «Может, это изменился я? А если не я, то, стало быть, эта комната, этот город, природа; надо выбирать» «Неужели мне опять придется уехать, бросить, не закончив, все, что я начал – исследования, книгу?» «В Бувиле все жирное, все белое из-за всей этой воды, низвергающейся с небес. Мне придется вернуться в Бувиль. Какой ужас!» «...я боюсь городов» «...я понимаю – город покинул меня сам» «...завтра я уеду из города, который расстилается у моих ног и где я прожил так долго» «...что я тут делаю? Ради чего ввязался в спор о гуманизме? Зачем эти люди здесь? Зачем едят? Правда, они не знают, что они существуют. Мне хочется уйти, убраться, туда, где я в самом деле окажусь НА СВОЕМ МЕСТЕ, на месте, где я придусь как раз кстати…но такого места нет нигде, я лишний» |
свобода | «...я хотел одного – быть свободным» «...мне очень нравилась эта лавчонка, вид у нее был циничный и упрямый, в двух шагах от самой дорогостоящей французской церкви она нахально напоминала о правах паразитов и грязи» «Значит, это и есть свобода?» «...я настолько предан забвению, что мне трудно почувствовать самого себя» «...никого. Антуан Рокантет не существует Ни-для-кого» «А что такое вообще Антуан Рокантен? Нечто абстрактное» «...и вдруг «я» начинает тускнеть, все больше и больше – кончено: оно угасло совсем» «Я свободен: в моей жизни нет больше никакого смысла – все то, ради чего я пробовал жить, рухнуло, а ничего другого я придумать не могу», «я один на этой белой, окаймленной садами улице. Один – и свободен. Но это свобода слегка напоминает смерть» |
одиночество | «У меня есть только мое тело, одинокий человек со своим одиноким телом не может удержать воспоминания, они проходят сквозь него...» «Он одинок, как я, но глубже погряз в одиночестве. Вероятно, он ждет твоей Тошноты или чего-нибудь в этом роде» «...люди семейные сидят по домам посреди своих воспоминаний. А мы, два беспамятных обломка, - здесь» «...для них…для них все иначе. Они состарились по-другому» «...неужели другие тоже так мучаются, изучая свое лицо?» «...ничего нового» «...в часы, когда его заведение пусто, пустеет и его голова» «...мое прошлое умерло» «...а я, как никогда прежде, чувствую себя забытым» «шестьдесят минут – ровно столько, сколько нужно, чтобы почувствовать, как одна за другой проходят секунды» |
Отчуждение | «…но вот ты глядишь на трубку, и лак плавится, и не остается ничего, кроме куска дерева, и на нем большое блеклое пятно. И так со всем, решительно со всем, даже с моими руками» «...вижу, как трепещет обильная, блеклая плоть» «с такого близкого расстояния в особенности отвратительны глаза. Нечто стеклянистое, податливое, слепое, обведенное красным – ну в точности рыбья чешуя» «...приближаю свое лицо к стеклу, пока оно не упирается в него вплотную. Глаза, нос, рот исчезают – не остается ничего человеческого» «я воспринимаю свое лицо так же, как ощущаю свое тело, - каким-то подспудным органическим существом» «...вот этого как раз и надо остерегаться – изображать странным то, в чем ни малейшей странности нет» «...существование – вот чего я боюсь» |
бунт сознания | «чего бояться в мире, где все идет заведенным порядком?» «Чего вы добились вашей наукой? Чего вы добились вашим гуманизмом? Где твое достоинство, мыслящий тростник?» «или ничего этого не случится, никаких явных изменений не произойдет, но люди проснутся однажды утром и, открыв ставни, удивятся какому-то жуткому смыслу, который внедрился в вещи и чего-то ждет» «...что проку им будет тогда от их плотин, насыпей, электростанций, от их домен и копров?» «Воду они видят только прирученную, текущую из крана, свет – только тот, который излучают лампочки, когда повернешь выключатель, деревья только гибридных, одомашненных видов, которые опираются на подпорки» «...сто раз на дню они лицезрят доказательство того, что все работает как отлаженный механизм, все подчиняется незыблемым и непреложным законам» «...только подонки думают, что выиграли» «...я знаю, что кроется за этой лицемерной попыткой примирения. В общем-то он требует от меня самый малости – всего только согласиться повесить на себя ярлык. Но это ловушка…» «...спорить с гуманистом впрямую – значит играть ему на руку; он живет за счет своих противников» «...есть племя упрямых, ограниченных людей, настоящих разбойников, которые всякий раз ему проигрывают, - любую их крайность, самое злобное неистовство гуманизм переварит в белую пенистую лимфу» «...не хочу, чтобы на моей прекрасной алой крови жирело это лимфатическое чудовище: я не совершу глупости и не стану рекомендоваться «антигуманистом». Я просто НЕ гуманист, только и всего» «...не существует ни Юности, ни Зрелости, ни Старости, ни Смерти» |
Зимняя сказка
Нора Аргунова. Щенята
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Рыжие листья
Соленая снежинка