В научно-исследовательской работе поднимаются такие темы, как: жизнь, творчество и смерть Сергея Есенина, как любимца Руси, чьи слова, мысли и голос спустя годы все еще живы в сердце любого русского человека. Сергей Есенин представлял и представляет по сей день фигурирующий в людском воображении образ простого кудрявого голубоглазого парня с широкой душой, любящего жизнь и Родину. Оттого и близок был Есенин народу, что показывал себя настоящего – вечно молодого, жизнерадостного, неунывающего и открытого любым идеям.
Актуальность и важность темы состоит в значимости для отечественной культуры удивительно откровенных на то время произведений Есенина, которые должны иметь место в перечне усвоенных памятников литературы каждого образованного человека, его близким расположением к народу, стереотипными представлениями о действительной натуре поэта и самое главное – нераскрытой тайне его смерти.
Вложение | Размер |
---|---|
тайна смерти есенина | 38.68 КБ |
Научно-исследовательская работа по литературе
Секция: Филология
Тема: Тайна смерти поэта Сергея Есенина.
«До свиданья, друг мой, до свиданья…»
Автор: Ученица 10 «Б» класса Котенкова Полина
Научный руководитель: Синицына Марина Николаевна
Содержание исследовательской работы
В проделанной мной научно-исследовательской работе я подняла такие темы, как: жизнь, творчество и смерть Сергея Есенина, как любимца Руси, чьи слова, мысли и голос спустя годы все еще живы в сердце любого русского человека. Сергей Есенин представлял и представляет по сей день фигурирующий в людском воображении образ простого кудрявого голубоглазого парня с широкой душой, любящим жизнь и подарившую ее Родину. Оттого и близок был Есенин народу, что показывал себя настоящего – вечно молодого, жизнерадостного, неунывающего и открытого любым идеям.
Актуальность и важность темы, выбранной мной, состоит в значимости для отечественной культуры удивительно откровенных на то время произведений Есенина, которые должны иметь место в перечне усвоенных памятников литературы каждого образованного человека, его близким расположением к народу, стереотипными представлениями о действительной натуре поэта и самое главное – нераскрытой тайне его смерти.
Объектом и предметом исследования будут являться разносторонняя личность Сергея Александровича, его творчество, обстоятельства смерти, а также посмертные события.
Главная цель моей работы – ответить на вопрос о том, чем же на самом деле являлась смерть поэта: убийством или самоубийством.
В ходе исследования я воспользуюсь такими методами, как: Анализ произведений Есенина на тематику жизни и смерти, будущего России и русского народа, приоритетов поэта; Изучение высказываний должностных лиц федеральных органов власти в адрес Есенина и его творчества; Разбор прочитанной мной литературы на заданную тему; Исследование биографии и характера поэта, его психологическое состояние; Сбор и рассмотрение данных о смерти.
Теоретическая значимость проделанной работы определяется тем, что позволяет расширить и углубить знания о провокациях 20 века, отдельной личности Есенина, сделать окончательный вывод – чьих рук дело была смерть самого скандального и привлекающего к себе всеобщее внимание поэта.
Практическая значимость работы обусловлена использованием информации, представленной в исследовательской работе, в узких или же широких кругах. А также удовлетворением собственного интереса в раскрытии главной загадки 20 века каждого интересующегося данной темой.
“Жил мальчик в простой крестьянской семье…”
Эта строка принадлежит стихотворению С.А. Есенина «Черный человек», которая моментально вводит ясность о простоте и одухотворенности поэта. Детство Есенина, родившегося 3 октября 1895 года, проходило в селе Костантиново Рязанского уезда Рязанской губернии. Сережа Есенин был довольно активным мальчиком, - хулиганом:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
(«Все живое особой метой…»)
С возрастом Сергей ничуть не изменился, оставался в точности таким же заводным и озорным:
Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сорвет меня кличка «поэт».
Я и в песнях, как ты, хулиган.
(«Хулиган»)
Сергей Есенин имел непростой характер, о чем часто рассказывали его близкие. С малых лет Сережа был общительным ребенком, чуть скромным, но адаптирующимся к любой компании. Семью Есенин любил наравне с Россией, его взрастившей, именно поэтому обособленно тему семейности в творчестве Есенин не затрагивал, а перекликал с темой любви к Родине.
Под словом «Родина» Есенин понимал маленькое и родное село Константиново, отчий дом и окружающую его природу. Именно этот образ Родины остался у поэта в памяти с самого детства. На тему родного края насчитывается более пятидесяти стихотворений за историю творчества Сергея Александровича. Новые знакомства в Москве и Петербурге значительно повлияли как на Есенина, так и на его отношение к окружающему миру. Известные акмеисты и символисты принесли славу Есенину, поддержали выбранное им направление в творчестве, после чего издается сборник стихов «Радуница», добавляя Есенину поклонников и популярности. Позднее, знакомство с имажинистами тоже воздействовало на Есенина, но в противоположном направлении. Идеи имажинистов крепко засели в голове Есенина, что повело за собой печать новых сборников «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая» и поэму «Пугачев». В данных сборниках атмосфера и стиль написания меняются, к Есенину приходит осознание неидеальности России, он поднимает проблему неравноправия и отсутствия свободы слова. Есенин становится противником советской власти и последней точкой стала поэма «Страна негодяев». Все вышесказанное напрямую относится к смерти Есенина, будь то убийство или самоубийство.
В последние годы жизни Есенин начинает изрядно и глубоко терзать себя, анализируя все поступки и действия. В нем развивается удивительная обидчивость и меланхоличность, несвойственная поэту раннее. Есенин часто срывается, выражая то жалость, то ненависть к себе, зачастую говоря о чувстве вины и постоянном ощущении слежки за поэтом. Пиком психологического срыва становится поэма «Черный человек», в которой Есенин рассказывает о неопределенности собственных ощущений, выдавая под видом морально истощенного и эмоционально иссохшего, психологически неуравновешенного и совершающего безумные поступки, самого себя. Поэма является своеобразным монологом, поэт держит читателя в неведении, заставляя думать, что это диалог между автором и чудовищем – человеком, достигшим апогея в человеческих качествах. Таким способом поэт повествует о внутренней борьбе с самим собой. Основой внутреннего конфликта Есенина являются раздумия на тему того, кто же является врагом: общество или он сам.
Историческая справка.
Акт осмотра места происшествия.
На полу, возле повешенного, лежит опрокинутая тумба. Рядом также лежит канделябр, который раньше, видимо, стоял на ней. При снятии трупа и его осмотре на правой руке выше локтя с внутренней стороны обнаружен порез. На кисти левой руки имеются царапины. Под левым глазом синяк. На тело надеты: серые брюки, белая ночная рубашка, чёрные носки, чёрные туфли. В документах указано, что повесившийся является Есениным Сергеем Александровичем, прибывшим в Москву 24 декабря 1925 года. При нём имеется удостоверение за номером 42-8516 и доверенность на получение 640 рублей.
Документ составлен на крайне низком профессиональном уровне. Участковый надзиратель фактически не осмотрел место происшествия, не зафиксировал наличие крови на полу, письменном столе, стенах, не выяснил, чем была разрезана у трупа, правая рука, откуда была взята веревка для повешения, не описал состояние замков в двери, запоров на окнах. Работник милиции не отметил состояние вещей, не приобщил к делу вещественные доказательства (веревку, бритву, другие предметы). Приступая к осмотру, надзиратель обязан был обеспечить понятых, которые должны были подтвердить правильность записей в протоколе. Фамилии понятых не записаны в текст акта, что говорит о том, что осмотр Горбов производил в одиночестве, а потом дал подписать случайно подвернувшимся лицам.
Этот акт не имеет отметок о времени его составления, о начале осмотра места происшествия.
Существует две версии (теории) развития событий. Одна из них – самоубийство, другая, соответственно, – убийство. Попробуем разобраться поподробнее.
Версия №1. Самоубийство.
Сергей Есенин сложно переживал события, происходящие на территории любимой России: февральская революция, октябрьский переворот, пересекающая все границы человеческих качеств гражданская война, война властей, красный террор, массовые расстрелы как виновных, так и невиновных, разрушение народного хозяйства, нищета и кризис, разграбление национальных ценностей. Поэт писал:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Кричал, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Чувственный и легковозбудимый нрав Есенина не позволял ему молчать и игнорировать происходящее. Он часто отзывался о том, насколько любит Родину, посвящая ей стихотворения, признанные лучшими. Одной из причин возможного самоубийства Есенина можно считать нежелание далее страдать вместе с Россией, разделяя ее боль, как боль родного ему человека.
Второй и важнейшей причиной близкие писателя называют алкоголизм. Сергей Александрович жалуется в письме своему поэтическому «наставнику» Клюеву: «Очень я устал, а последняя моя запойная болезнь совершенно меня сделала издерганным». Будучи в Америке с супругой Айседорой Дункан, Есенин допивался до эпилептических припадков, по ее же словам. В мае 1925 года, увидев поэта, прозаик А. Вронский сказал: «Впервые я остро почувствовал, что жить ему недолго и что он догорает». Мания смерти в последний год буквально съела поэта. Исследователи его творчества отмечают «около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С. Есенина, из них более трети приходится на последние два года, причем в половине этих стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве». За два месяца до смерти в своей последней поэме «Черный человек» он напишет о себе: «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен», а также «Одержимый тяжелой падучей, я душой стал, как желтый скелет».
Поэт и раньше пытался покончить с собой. Он ложился под колеса дачного поезда, в Баку бросался в нефтехранилище, резал стеклом вены, но каждый раз его спасали друзья.
За три недели до трагической развязки друзьям поэта удалость положить его в московскую клинику под присмотр доктора Ганнушкина, цели было две – спасти поэта от судебного преследования и заодно подлечиться. О своем последнем лечении Есенин рассказывал Мариенгофу: «Мне очень здесь хорошо… только немного раздражает, что день и ночь горит синенькая лампочка… и еще – не позволяют закрывать дверь … Все боятся, что покончу самоубийством».
Стих-прощание «До свиданья, друг мой, до свиданья» написан Есениным кровью на блокнотном листе за сутки до своей трагической смерти.
Следствием установлено, что «вдавливание в мягких покровах лобной области образовалось в результате длительного контакта с цилиндрическим предметом (т.е. с трубой парового отопления, на которой Есенин повесился), с предметом горячим …». Потому борозда сохранилась вплоть до похорон. Темное пятно на верхнем веке - пятно от «высыхания вершины кожной складки, сформировавшейся при контакте лица с цилиндрическим предметом». Хрящи гортани не обязательно должны повреждаться при повешении, тем более когда петля не затянута, что имело место в случае с Есениным. Закрытие дыхательных путей при повешении не играет главной роли. Основное в таких случаях – пережатие сосудов шеи. При этом резко повышается внутричерепное давление, и человек почти мгновенно теряет способность координировать свои действия и освободиться от петли.
Эксперт Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы Сергей Никитин, один из ведущих специалистов страны, принимал самое активное участие в экспертизе по факту смерти Есенина и подтвердил факт самоубийства.
Версия №2. Убийство.
Произведения Есенина не раз выводили из себя литературных комиссаров, попадали под критику государственных деятелей и строжайшей цензуры. Самобытная поэзия поэта, раскрывающая народу глаза на происходящее и внедряющая патриотизм, не могла остаться незамеченной и необсуждаемой среди вышестоящих. «Жизнь моя за песню отдана…», - писал Есенин, предвещая беду и нежелание отступать ради правды: то была борьба веры и безверия, человечности и жестокости.
Давно известный факт – Есенин имел проблемы с властью, основой которых являлись 13 уголовных дел, связанные с его антисоветскими и нарушающими порядок поступками и высказываниями. Главным оппонентом Есенина в борьбе за народное признание являлся Троцкий, чья проводимая революция полностью противоречила собственной «политике» поэта. Яков Блюмкин, младший товарищ-чекист, подозревающийся в убийстве Есенина, давно хотел расплатиться по счетам с поэтом. При их встрече в Баку на Есенина был направлен револьвер, но ситуацию удалось разрешить. Статья Троцкого от 19.01.1926 имеет строки «Поэт погиб потому, что был несроден революции».
Говоря уже сейчас о ранних попытках самоубийства Есенина, раскрываются все новые факты. Из воспоминаний современников мы знаем, что поэт весной 1924 года с травмой руки попал в Шереметьевскую больницу (теперь Институт имени Склифосовского). Отдельные авторы утверждали, что Есенин покушался на самоубийство, порезав себе вены. Из сохраненных архивов от 1924 года мы знаем точную дату госпитализации поэта—13 февраля. По латыни записан и диагноз: рваная рана левого предплечья. Характер травмы напоминает ранение колющим предметом. Так удалось опровергнуть ложь, сочиненную «друзьями» поэта, о покушении Есенина на самоубийство.
Судебные разбирательства, преследующие Есенина, заставляли его уезжать в Баку, а также мечтать о переезде в Азию и Кавказ. Управляемые вышестоящими должностными лицами, газеты начали травлю Есенина. Ежедневно печатались статьи, заметки, фельетоны, авторы которых требовали отмены решения товарищеского суда и строгого наказания антисемита. Поэту был объявлен бойкот, его не принимали в редакциях и издательствах. У народа начали формировать мнение, что Есенин — хулиган, пьяница. Нервы поэта были на пределе, у него забрали самое важное – поддержку народа и веру в Есенина.
С целью оградить Есенина от ареста Софья Толстая придумала положить его в психиатрическую больницу, ведь «психов не судят». Софья договорилась с профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Оставалось только уговорить поэта.
Двое друзей поэта, имевшие идентичные с Сергеем взгляды и социальные проблемы, были расстреляны в 1924 году, что является доказательством того, что советская власть основательно взялась за истребление стоящих на их пути людей. Сергея Александровича открыто травили, плели искусные интриги, распространяли сплетни. Наконец, он публично был объявлен антисемитом, что в то время являлось одним из самых тяжких преступлений.
Находясь за границей, поэт прозрел окончательно. Он понял обман народа коммунистической идеей и истинные намерения вождей большевиков. В Америке он начал писать пьесу в стихах «Страна негодяев», в которой с сарказмом высмеивал дела вождей революции:
Пустая забава, одни разговоры.
Ну что же, ну что же вы взяли взамен?
Пришлите же жулики, те же воры
И законом революции всех взяли в плен.
Теория о самоубийстве Есенина не имеет прямых доказательств, хоть и признана официальной и фиксированной. Есенин не состоял в списке жильцов «Англетера», а также существовали свидетели, давшие показания об аресте Есенина еще на вокзале. Раны на лбу поэта являются доказательствами ударов, наносимых арестованному в камере пыток, а также пробитый пулей его вытекший левый глаз.
Отрицая факт неуравновешенности Сергея, его знакомые утверждают, что кровью Есенин писал и до роковой ночи, и не раз, однако дожил до декабря 1925 года во здравии. Сам Сергей объяснил 27 декабря поэту Эрлиху, которому и передал стихотворение: «В паршивой гостинице даже чернил нет, поэтому писал кровью.» Есенин сунул листок со стихами в карман Эрлиху и сказал, после того как он хотел сразу их прочитать: «Подожди! Останешься один — прочитаешь. Не к спеху ведь.» Слова Есенина не присущи людям на грани самоубийства. Свидетели, дававшие показания в то время, являлись подставными лицами, стоящими на стороне советской власти, имеющими выгоду в смерти Есенина. На данный момент историки и просто заинтересованные люди находят множественные факты того, что близкие Есенина были убеждены в убийстве, имея личные предубеждения и опыт в общении с поэтом, но их мнение не приняли во внимание. Поэт Рождественский писал, что гибель Есенина для него была полной неожиданностью, как и для его друга Медведева.
«Прямо против порога, несколько наискосок, лежало на ковре судорожно вытянутое тело. Правая рука была слегка поднята и окостенела в непривычном изгибе. Распухшее лицо было страшным — в нем ничто уже не напоминало прежнего Сергея. Только знакомая легкая желтизна волос по-прежнему косо закрывала лоб. Одет он был в модные, недавно разглаженные брюки. Щегольской пиджак висел тут же, на спинке стула. И мне особенно бросились в глаза узкие, раздвинутые углом носки лакированных ботинок. На маленьком плюшевом диване, за круглым столиком с графином воды, сидел милиционер в туго подпоясанной шинели, водя огрызком карандаша по бумаге, писал протокол. В этом сухом документе все было сказано кратко и точно, и от этого бессмысленный факт самоубийства показался еще более нелепым и страшным» (Вс. Рождественский).
Заключение.
На основании проведенных исследований, целью которых было проанализировать случай смерти поэта Сергея Александровича Есенина, я сделала вывод о том, что смерть поэта была умышленным действием со стороны общественности. Власть имела серьезные претензии к личности Есенина, представляла открытую угрозу безопасности и жизни поэта. Мое сугубо личное мнение объясняется большей верой в факты в пользу версии убийства. Мне кажутся они более правдоподобными и имеющими более веские подкрепленные за собой аргументы. Соответственно, я считаю, что цель моей исследовательской выполнена: на основе творчества Есенина, мнения его знакомых и друзей, а также экспертов, с опорой на доказанные не раз факты, был сделан мой личный окончательный вывод о том, что смерть Есенина – не его рук дело. В наши дни официальной считается версия самоубийства. Она подкреплена мнениями очень авторитетных и уважаемых людей. Но каждый разумный человек понимает, что раз не было прямых свидетелей, то утверждать что-то со 100% уверенностью – нельзя. Прямых доказательств не было и не будет, поэтому вывод из всего произошедшего каждый индивидуально делает для себя сам. Делая из Есенина самоубийцу мы подтверждаем, что приписанные ему 13 уголовных дел, действительно принадлежат ему. Что действия власти в отношении его верны. Что травля Есенина в СМИ была обусловлена, целенаправленна и организована в лучших намерениях. Что репутация Есенина в последние годы его жизни заслужена. Как и его смерть.
Список используемой литературы.
• «Сергей Есенин. Биография». О. Лекманов, М. Сверлов
• «Сергей Есенин». С. Кумлев, С. Кумлев
• «Поэзия Сергея Есенина». П. Юшин
• «Минуты века». Городская аналитическая газета под редакцией А. Андреева
• «Тайна гибели Есенина». В. Кузнецов
• «Есенин. Путь и беспутье». А. Марченко
• «Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина». Н. Сидорина
Философские стихи Кристины Россетти
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Н. Гумилёв. Жираф
Если хочется пить...
Северное сияние