Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в прошедшем году страной и миром отмечалась значимая в русской литературе дата – 120 лет со дня рождения С.А. Есенина, но, несмотря на множество мероприятий разного масштаба, проведённых в рамках этой даты, современная молодежь всё ещё поверхностно ознакомлена с творчеством великого поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
otnoshenie_shkolnikov_k_poezii_esenina.docx | 749.49 КБ |
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
ПРОЕКТ
Отношение школьников к поэзии Сергея Есенина
Выполнила
ученица 9В класса
МБОУ «Гимназия»
Мещерякова Екатерина Романовна
Руководитель:
Шамова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
Моршанск
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЭТАП I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ. ИЗУЧЕНИЕ ДОСТОВЕРНОЙ БИОГРФИИ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА
ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ
1.1.Детство (1895 – 1910) 5
1.2.Юность (1910 – 1915) 6
1.3. Зрелые годы (1915 – 1925) 8
ЭТАП II. ПРАКТИЧЕСКИЙ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ МБОУ «ГИМНАЗИЯ»
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 21
ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько лет в подростковой среде стало популярно творчество Сергея Александровича Есенина. Молодые люди цитируют поэта, публикуют его стихи, фотографии, слушают песни на его произведения, делятся занимательными фактами из его жизни. Но зачастую оказывается, что цитаты и стихи принадлежат вовсе не ему, фотографии сфальсифицированы, а «занимательные факты из жизни поэта» либо выдуманы, либо рассказывают о жизни кого-то другого. Таким образом, возрастающему интересу молодёжи по отношению к поэту Есенину противоречит элементарная дезинформированность в плане биографии поэта (далее - дезинформированность). Это и является основной проблемой моего исследования.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в прошедшем году страной и миром отмечалась значимая в русской литературе дата – 120 лет со дня рождения С.А. Есенина, но, несмотря на множество мероприятий разного масштаба, проведённых в рамках этой даты, современная молодежь всё ещё поверхностно ознакомлена с творчеством великого поэта.
Объект исследования: возрастающая популярность поэзии С.А. Есенина.
Предмет исследования: проблема дезинформированности современных подростков о жизни и творчестве С.А. Есенина.
Цель исследования: устранить дезинформированность о творчестве и биографии С. Есенина у обучающиеся 7-9 классов МБОУ «Гимназии». В соответствии с поставленной целью можно выявить задачи:
Гипотеза исследования: в среде обучающихся 7-9 классов МБОУ «Гимназии» поверхностно ознакомлены с биографией и творчеством С.А. Есенина.
Эмпирическую базу исследования составили 61 обучающийся МБОУ «Гимназия», из которых 30 – мальчики, 31 – девочки.
ЭТАП I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ. ИЗУЧЕНИЕ ДОСТОВЕРНОЙ БИОГРФИИ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА
ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ
1.1.Детство (1895 – 1910)
Сергей Александрович Есенин родился в сентябре 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян. Детство его прошло в доме деда Федора Титова, куда мать вернулась в 1899 г., после того как временно разошлась с мужем. В 1904 г. Есенина отдали в Константиновское земское четырехгодичное училище, которое он закончил с отличием, и в 1909 отправился продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу, но через полтора года ушёл из нее – профессия учителя его мало привлекала.[2]
Вот что он пишет о себе: "Родился в 1895 году 21 сентября (по старому стилю) в Рязанской губернии. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками и, пока не захлебывался, он все кричал: "Эх, стерва! Ну, куда ты годишься?" "Стерва" – у него было слово ласкательное. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка часто говорил бабке: "Ты у меня, дура, его не тронь, он так будет крепче!"[1]
1.2.Юность (1910 – 1915)
В 1910-1912 годах Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина «Радуница» вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, – свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще прочна в период их написания.
Название книги «Радуница» нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница – это день поминовения усопших; с другой – это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная черта которых – потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть...» [3. С.45] . Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а автор чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной: «Там, где капустные грядки..», «Подражание песне», «Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье зализало ил..», «Хороша была Танюша, краше не было в селе».
В 1912 Есенин вместе с отцом приезжает в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь же он устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: «Настроение было у него упадочное – он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...»[4. С. 151]. В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, «отдается весь стихам».[Там же. С.151] Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете «Новь», «Парус», «Заря».
Упоминание Изрядновой о распространении нелегальной литературы связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И.Сурикова – собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами были и эсеры, и меньшевики, и большевистски настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского – первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования – слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях. [6. С. 10]
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы («Кузнец», «Бельгия» и др.). А поэмы тех лет – «Марфа Посадница», «Ус», «Песнь об Евпатии Коловрате» – одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну «естественности человеческих отношений». Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть. (1914) [7. С. 45]
Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась – жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной и трагичной.
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин наносит визит А.Блоку. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые..." [6. С. 15]. Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя – их особая простота в совокупности с «прожигающими» душу образами, трогательная непосредственность «деревенского паренька», а также обилие слов из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие, например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего «Града Китежа», всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы. [4. С. 84]
1.3. Зрелые годы (1915 – 1925)
В конце 1915 начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое – тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего «друга-врага». Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества...» [4. С. 129].
И эта «настоящая жизнь Руси» несла Есенина и его попутчиков на «корабле современности» все дальше. В разгаре Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей, чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том «глухом чаду пожара», о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие так и политические, оказались перемешаны, и «грядущий хам» (выражение Д.Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами[6. С. 54].
Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал:
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными временами
Встает иная степь... (1917) [Там же. С.37]
Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти:
Небо – как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик. (1918). [7. С. 240]
Он пишет несколько небольших поэм: «Преображение», «Отчарь», «Октоих», «Иония». Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе-скандально, шокировали современников:
Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых. [Там же. С. 244]
Не менее знаменитыми стали строки из поэмы «Преображение»:
Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись! [Там же. С. 236]
В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора, Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в «узловой завязи природы с сущностью человека» [6. С. 13], в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье «Ключи Марии», в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".[6. С. 42]
Очень скоро Есенин понимает, что большевики – вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин «понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не «великая бескровная», а началось время темное и беспощадное...» [6. С. 51]. И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: «Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики» [4. С. 76]. В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести «новый град – Инонию» придают лирике Есенина трагические настроения.
«Я последний поэт деревни» – пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу, писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». [6. С. 49]
В то же время Есенин работает над поэмами «Пугачев» и «Номах». Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно – руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так «страна негодяев» для Номаха – и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где «...если преступно здесь быть бандитом, то не более преступно, чем быть королем...» [5. С. 226].
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он «разлюбил нищую Россию», но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла «Москва кабацкая»:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть... [3. С. 109]
Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно «крыть» советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали – к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, «крестьянский» поэт[6. С. 63].
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать – еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет – «Письмо к женщине», «Персидские мотивы», небольшие поэмы «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Возвращение на Родину», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...» и, наконец, стихотворение «Отговорила роща золотая», в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от «изящной словесности».
В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы, инсценировав самоубийство. Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта[6. С. 84].
Посмертная судьба произведений Есенина в советской России во многом связана с большевистской идеологией и ее вождями. Особенно заметную роль в унижении и практически запрещении произведений поэта сыграли «Злые заметки» Н.Бухарина, где он, в частности, писал: «Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни, так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни...» [7. С. 8].
Так вплоть до периода «оттепели» середины 50-х годов Есенина издавали крайне редко и в основном одно и то же. Зато многие его произведения распространялись в списках, ходили по рукам, на стихи Есенина создавали песни, которые были горячо любимы и хорошо известны в самых широких слоях общества.
ЭТАП II. ПРАКТИЧЕСКИЙ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ МБОУ «ГИМНАЗИЯ»
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Для того чтобы узнать, насколько обучающиеся 7-9 классов МБОУ «Гимназия» знакомы с биографией С. А. Есенина, мною была разработана анкета [Приложение 1], состоящая из 11 вопросов. В исследовании приняли участие 61 человек: 31 девочка и 30 мальчиков.
Проанализируем результаты анкетирования. Полностью результаты анкетирования можно найти в Приложении 2.
74 % опрошенных учеников знают дату рождения Сергея Есенина. 72 % опрошенных знают, где родился и вырос поэт. Большинство девочек знает, что Есенин родился в семье зажиточных крестьян, мальчики же причисляют его к дворянам, что, разумеется, ошибочно. Также около 31 % опрошенных причисляют его к писателем, что тоже неверно – Есенин был исключительно поэтом.
Из анализа первых четырёх вопросов, связанных с биографией поэта, можно сделать промежуточный итог – приблизительно 64 % обучающихся 7-9 классов Гимназии знакомы с основными аспектами биографии Сергея Александровича Есенина, хотя эти факты его жизни должны быть знакомы всем.
Из вопроса №5 выяснилось, что основными темами его произведений является: любовь к Родине(89 %), женщины в его жизни (79 %) и Политическая ситуация в стране (61 %).
Далее был представлен вопрос на выявление любимых произведений учеников. Выяснилось, что наибольшим успехом среди опрошенных пользуется стихотворение «Письмо матери». Это произведение любимо и мальчиками, и девочками, но далее их интересы расходятся. Девочкам больше нравятся стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Пушкину», «Письмо к женщине» и поэма «Чёрный человек». Мальчикам же более близки стихотворение «Возвращение на Родину» и поэмы «Мой путь», «Пугачёв» и «Страна негодяев».
Интересен тот факт, что почти все опрошенные считают Есенина значимой фигурой в русской и советской литературе, но творчество его близко лишь 23 %. Почти все остальные ответили, что читают его произведения на какие-то конкретные темы (59 %).
Особо значимыми в этом анкетировании были вопросы, на то как подростки понимают произведения Есенина, его интересные и порой необычные сравнения и метафоры. Оказывается, что почти половина опрошенных (44 %) не всегда понимают, о чём именно хотел сказать поэт в своих произведениях. Особо сложно им даётся понимание его стихотворений и поэм на политические темы.
Особое внимание в анкете уделено вопросу о смерти поэта. Как известно, до 80-х годов 20 века считалось, что Есенин покончил жизнь самоубийством. Были люди, оспаривавшие это, но до того времени, пока не было проведено расследование, самоубийство было официальной версией. Чётких результатов расследование не дало, но появилась версия, что Есенин был убит сотрудниками ГПУ. Таким образом, я попыталась выявить отношение к поэту, по тому, какой версии его смерти придерживаются участники анкетирования.
Как выяснилось, 39 % опрошенных (большинство из которых мальчики) считают что Есенин действительно был убит сотрудниками ГПУ. 36 % опрошенных, большинство из которых, напротив, девочки, склоняются к версии о самоубийстве. Остальные 25 % ответили, что Есенин умер естественной смертью, что точно не может быть правдой по ряду причин.
Итак, проанализировав ответы анкетируемых можно подвести некоторые итоги:
Также удалось выявить ряд конкретных проблем:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время поэзия Сергея Есенина вновь набирает популярность у подростков, особенно среди школьников старшего звена. Проведённое исследование позволило выяснить, какие именно аспекты творчества поэта более интересны ученикам среднего и старшего звена, а анкетирование среди них помогло обозначить ряд конкретных задач:
Решение этих задач поможет устранить проблему дезинформированности среди обучающихся 7-9 классов МБОУ «Гимназия».
Для решения второй проблемы: больше половины учеников знакомы лишь с основными фактами из биографии Есенина, мною были проведены литературные пятиминутки, на которых я и ученики моего класса, рассказывали о жизни поэта и читали его стихи. Также были разработаны буклеты «Из жизни скандального поэта» и «20 произведений С. Есенина, которые должен знать каждый». Данные мероприятия были проведены в конце прошлого учебного года. В этом учебном году я организовала просмотр биографического сериала «Есенин»(2005).
Также в начале этого учебного года я провела ещё ряд мероприятий, посвящённых Сергею Есенину, сценарии которых разработала в течение летних каникул.
Для решения первой проблемы: подростки не всегда понимают произведения Есенина, особенно связанные с политикой и революцией, я разработала информационные сообщения и классные часы, которые построила на сопоставлении исторических событий и стихотворений поэта.
Данное исследование помогло выявить ряд конкретных проблем, частичное решение которых уже привело к устранению дезминформированности подростков, а также повышению интереса подростков к творчеству Сергея Александровича Есенина и поэзии в целом.
Данная работа имеет большое значение:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Результаты анкетирования
Приложение 3
Приложение 4
Свинья под дубом
Если хочется пить...
Сказка об одной Тайне
О чем поет Шотландская волынка?
Снежный всадник