Данная работа представляет собой знакомство с жизнью новомученика Аркадия Гаряева: его жизнью, деяниями и трагической смертью. В работе представлены фотографии Гаряева, осмысление его подвижнической жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_garyaeve.docx | 964.05 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Cвященномученик Аркадий Гаряев
Автор: Рыжова Валерия,
ученица 11А класса МАОУ СОШ №7
Руководитель: Харитонова Нэлли Викторовна
Аркадий Гаряев. Я думаю, имя этого человека известно далеко не каждому, а вместе с тем это был удивительный человек, человек очень непростой, трагической судьбы. Его жизненный путь – это путь служения Богу и людям, путь милосердия и сострадания, путь веры и путь подвига.
Сегодня я хотела бы познакомить Вас с жизнью этого человека. Священномученик Аркадий Гаряев родился 16 января 1878 года в Верхне-Туринске, в семье священника Николая Алексеевича Гаряева и жены его, Марии Ивановны. В семье, отличавшейся глубокой верой и благочестием, помимо самого Аркадия, было еще семеро детей. Другого пути, кроме служения Богу, Аркадий Гаряев для себя не представлял.
С 30 июня 1897 года Аркадий Гаряев стал служить псаломщиком в селе Покровском Екатеринбургского уезда при Покрово-Богородицкой церкви, 14 марта 1898 года он был переведен на должность псаломщика в Свято-Троицкую церковь Каменского завода Камышловского уезда, а через год, 8 июля 1899-го, был посвящен в стихарь.
Здесь, в Каменском заводе, отец Аркадий женился на Агриппине Евгеньевне, которая 25 мая 1903 года подарила ему первенца. Сына назвали Михаилом, а 10 марта 1905 года у них родился второй сын — Николай.
В 1905 году 10 апреля в Крестовоздвиженской церкви Екатеринбурга состоялось рукоположение Аркадия Гаряева в сан диакона. Рукополагал его епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский-Автономов).
В 1906 году Аркадий Николаевич был определен законоучителем в земское училище в деревню Ново-Заводскую в пяти километрах от Каменского завода. В 1907 году отец Аркадий был рукоположен в сан иерея и определен на службу в церковь Петра и Павла села Петропавловского.
Здесь он продолжил преподавать Закон Божий в местном земском училище и начал миссионерскую деятельность по просвещению вогул.
Приход церкви Петра и Павла занимал большую территорию в Екатеринбургской епархии, часть деревень, приписанных к нему, находилась более чем в ста верстах от Петропавловского села. Жизнь в этих краях была тяжелой. Экономическая отсталость, пережитки язычества, поголовное пьянство местных жителей, суровые климатические условия, территориальная разобщенность и отсутствие дорог — все это казалось непреодолимыми препятствиями. Требовалось немало мужества, терпения, физической выносливости, чтобы, преодолевая все невзгоды, проповедовать слово Божие.
В Петропавловском селе отец Аркадий прослужил два года, а 21 декабря 1909 года из Екатеринбургской Духовной Консистории пришел приказ о его переводе на должность священника походной церкви.
Отец Аркадий вступил в должность походного священника 18 января 1910 года и 25 января совершил свое первое служение. Походный храм установили в часовне деревни Денежкиной по случаю праздника в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
В отчете за 1910 год для Комитета отец Аркадий подробно рассказывает о своем служении и о тех трудностях, с которыми столкнулся:
«23 января я выехал в деревню Петропавловского прихода Денежкину с походною церковью, где при моем участии 25 января в день праздника местной часовни приходским священником К. Минервиным была отслужена литургия. Из деревни этой я проехал в село Ивановское, где у местного священника Максимова заручился разрешением совершить бдение и литургию 30 января в часовне деревни Петровой, что и исполнил.
18–19 января и 20 и 21 февраля я принимал у себя на квартире многих из инородцев — вогул, остяков и архангельских зырян, которые приходили ко мне просто повидаться, а некоторые по делу. Были печорцы — поморцы русские, приехавшие за 300 верст, чтобы посоветоваться о том, как и куда им обращаться за ходатайством о наделе землею, и сколько мог я старался каждого удовлетворить, обласкать и, смею думать я, что это направление я избрал вполне правильно, ибо прием, добродушие и ласка лучше мне послужат в деле моем, чем строгость, порицание и осуждение, а тем более брезгливость к внешней нечистоте своих прихожан инородцев.
Подводя итог годовой своей деятельности по должности походного священника, я все же кое-что успел сделать для того, чтобы следующий год службы был для меня менее тернист, и хочется верить, что при поддержке Комитета я не остановлюсь на полпути, не опущу рук в бессилии, а, напротив, выше, смелее над головой своей понесу среди ночи невежества светильник, имя которому Учение Христово, а с ним знание. Главное, на что я считаю необходимым направить свое особое старание — это на борьбу с поголовным пьянством инородцев, доводящим их до безумия, и те меры борьбы, которые я сейчас вырабатываю, я постараюсь представить особым докладом Комитету для рассмотрения и дополнения нужными указаниями».
Служа походным священником, отец Аркадий всецело предался возложенному на него делу. Сильно сокрушался он, встречая неодобрение, непонимание и даже насмешки со стороны людей, в том числе его братьев — сослуживцев. Они не верили ему, считали, что молодой священник, располагая такими большими суммами, которые выделяет ему Комитет, присваивает их себе, если и не все, то хотя бы какую-то их часть.
Чтобы не потерять расположение своего епархиального начальства, от которого всецело зависело дело миссии, отец Аркадий был вынужден писать подробные отчеты о своей деятельности. Например, к тому же отчету за 1910 год священнику пришлось приложить «особую ведомость произведенных по делу расходов из личных средств».
Он пишет: «…я всепокорнейшее прошу Комитет обратить внимание свое на то, что личные затраты мои в итоге превышают не десятки, а даже сто рублей, между тем как при превышающей почти городскую дороговизну жизни в Никито-Ивделе, для меня иногда десять рублей составляют капитал, и я или должен вынужденно бездействовать, или затрачивать очень значительные свои средства на продолжение дела, что и привело меня сейчас к большой задолженности, каковое обстоятельство меня весьма угнетает».
Комитет Православного Миссионерского Общества не смог долго оказывать материальную помощь молодому священнику и его походной церкви. Причиной тому стал неурожай трав и хлебов в 1911 году, сильно подорвавший экономическое положение крестьян и ставший причиной уменьшения денежных поступлений в Комитет.
Перестав получать какую-либо поддержку от Комитета для своей деятельности, отец Аркадий подал прошение о переводе, и 3 октября 1912 года был переведен в церковь Никито-Ивдельского села Верхотурского уезда.
После ухода отца Аркадия с должности священника походной церкви миссионерская работа ее начала стремительно угасать, а с 1915 года совсем прекратилась, приход стал существовать оседло, не совершая поездок к вогулам. Отец же Аркадий не оставил своих подопечных, давая им приют у себя в квартире во время их приездов в Никито-Ивдель.
Его двор в 1913 году часто служил местом стоянки вогулов, а вместе с тем и аудиторией для бесед с ними.
.
27 февраля 1914 года отец Аркадий был переведен священником Свято-Николаевского храма в село Боровское Камышловского уезда, ныне Курганская область, Катайский район. Это село стало последним местом его служения.
В июле 1918 года был подписан приказ о создании полка, получившего впоследствии название «Красные орлы». Характерной особенностью его стал особый почерк: часто бойцы его не расстреливали своих жертв, а рубили шашками или насаживали на штыки, заставляя мучиться при кончине. Кроме отрядов местной бедноты и дезертировавших с фронта солдат, в полк входили военные отряды китайцев и мадьяр.
14 июля того же года отец Аркадий проводил венчание двух пар молодоженов. Троекратно обводя вокруг аналоя венчающихся, священник по обычаю пел, прославляя святых мучеников. В торжественные минуты Таинства он воздавал Богу хвалебную песнь: «Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало и мучеников радование, их же проповедь, Троице Единосущная».
Звон церковных колоколов привлек внимание банды мадьяр, они ворвались в храм. Обвинив священника в контрреволюционной деятельности, красноармейцы отвели его к большим оврагам (ныне это место называется Поповскими ямами) и там заставили рыть себе могилу. После того, как могила была вырыта глубиною лишь поларшина, отец Аркадий по приказанию убийц лег в нее вниз лицом и тут же был проколот шестью штыками.
Хоронить отца Аркадия красноармейцы запретили и велели отнести в падинник — место, куда сбрасывали падший скот; там его и положили, прикрыв ветками. Некоторое время спустя четыре пожилые прихожанки взяли тело священномученика. Его похоронили в церковной ограде, в склепе за алтарем Свято-Николаевского храма. Отпевание и погребение совершилось после прихода белогвардейцев, торжественно, в присутствии всего местного духовенства.
Прошло почти 70 лет после захоронения священномученика, прежде чем настоятель Свято-Николаевского храма священник Александр Никулин открыл гробницу. Вот что он об этом сообщает:
«В 1986 году… наткнулись на кирпичную кладку гробницы на глубине двух метров, в воздухе распространилось обильное благоухание. После расспроса старых прихожан мы узнали, что это могила отца Аркадия Гаряева. Вскоре, благодаря данным Зарубежной Церкви, стала известной дата его мученической кончины. И с этого времени в день его памяти стали служить великую панихиду и пропевать песнопения новомученикам и исповедникам Российским. В 2002 году по некоей благовидной причине вновь был прорыт ход к гробнице отца Аркадия. На сей раз из гробницы был аккуратно вынут один кирпич, и все присутствовавшие увидели прекрасно сохранившийся сосновый гроб, покрытый местами облупившейся зеленой краской. При июльской жаре в течение двух недель от гроба исходило тонкое благоухание. На гробницу поставили икону Святой Троицы и зажгли лампаду. Многие молились и прикладывались к очевидной святыне. Одна женщина исцелилась от своего недуга».
В 2002 году отец Аркадий Гаряев был причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. В июне 2007 года были обретены его святые мощи, которые ныне почивают в монастыре Похвалы Божией Матери, расположенном в селе Боровском.
Заключение
14 июля 2018 года исполнилось 100 лет со дня трагической кончины священника Аркадия Гаряева. Как и тогда, это был выходной день, сотни прихожан собрались в храме, чтобы почтить память этого удивительного человека, преклониться перед его подвигом. Храм не мог вместить всех желающих, люди стояли во дворе храма, многие приехали целыми семьями. Каждый стремился приложиться к мощам священномученика. После службы состоялся крестный ход к месту, где его зверски убили бандиты, на том месте стоит большой деревянный крест. На этом месте состоялось богослужение, епископ произнес проповедь, а люди приложились к кресту. А в лесу так пахло земляникой и так мирно щебетали пташки, что невозможно было себе даже представить, что 100 лет назад именно здесь совершено было страшное злодеяние, пролилась кровь человека, никому не причинившего зла, совершавшего только добрые дела и мечтавшего сделать людей лучше.
Вспоминая русских священномучеников и почитая их память, мы обретаем веру, веру в то, что добро в итоге побеждает зло, что рано или поздно приходит конец тьме и невежеству, что внутри нас пробуждается Царство Божие. История Аркадия Гаряева привлекла мой интерес потому, что как и все священномученики, он прославился тем, что совершал благие деяния не для себя, а для людей, не останавливался на пути к улучшению жизни народа, несмотря на множество препятствий, и давал помощь тем, кто в этом нуждался. Аркадий Гаряев был родом оттуда, где родилась я сама. Я горжусь тем, что моим земляком является этот удивительный человек.
Два Мороза
Прекрасная арфа
Домик зимней ночью
Колумбово яйцо
Пока бьют часы