Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является одним из самых ярких произведений русской и мировой художественной литературы. На протяжении многих лет он привлекает исследователей слова глубиной авторской мысли и необыкновенным мастерством. Для читателя по-прежнему актуальны проблемы, поднятые писателем полтора столетия назад, по-прежнему привлекательны благородный князь Андрей, умный Пьер, искренняя Наташа и отвратительны пустой и недалекий Анатоль, бездушная Элен и карьерист Борис Друбецкой. Роман «Война и мир» еще долго будет радовать исследователей удивительными находками.
Цель работы: доказать, что «сон» или «бессонница» являются одним из способов характеристики героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и средством выражения авторского отношения к ним, влияют на развитие фабулы произведения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- познакомиться с критическими статьями, отзывами, исследовательскими работами и рецензиями на роман «Война и мир»;
- познакомиться с научным психологическим обоснованием причин сна и бессонницы;
- исследовать текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир», найти эпизоды, в которых герои не спят или спят спокойно, проанализировать их;
- определить, какие герои и в каких ситуациях не спят или спят;
- доказать, что положительных героев можно отнести к категории «неспящих», а отрицательных – к категории «спящих»;
- классифицировать причины бессонницы по идентичности происхождения;
- дать психологическое обоснование бессонницы героев;
- установить, влияет ли бессонница героев на развитие фабулы романа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ эпизода, сопоставление, аналогия, исследование, обобщение, классификация, использование критической литературы.
Исследовательская работа «Сон и бессонница как средство характеристики героев и авторского отношения к ним в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого» - новый взгляд на создание образов героев и выражение авторского отношения. Автор исследования обращает внимание на то, что одни герои на протяжении романа спят спокойно в любых ситуациях, другие же герои не спят в сложные переломные моменты жизни. Исследовав текст романа, вычленив необходимые эпизоды, автор приходит к выводу, что главных героев можно разбить на два лагеря: «спящие» и «неспящие» персонажи, причем к «спящим» относятся отрицательные герои, а к «неспящим» положительные. Опираясь на мнение критиков и литературоведов о главных героях романа, автор работы доказывает, что сон и бессонница являются одним из способов, помогающих Л.Н.Толстому создать образы персонажей ярче и многограннее, и помогают выразить свое отношение к ним. Данное исследование особенно интересно тем, что автор объясняет бессонницу героев с психологической точки зрения: инсомния, адаптационная инсомния, неуточненная неорганическая бессонница, инсомния, связанная с проблемами со здоровьем, неуточненная органическая инсомния. В работе приведена классификация причин бессонницы, составлена таблица по каждому «неспящему» герою. Данная работа привлекает внимание оригинальностью суждений, неравнодушным отношением к произведению: наряду с устоявшимся представлением о героях и способах авторской характеристики появляются новые суждения о них, ярче проявляются грани авторского мастерства.
В результате исследования романа были сделаны следующие выводы:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_valeevoy_m.docx | 73.09 КБ |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
“Юность.Наука.Культура”
Направление: литературоведение
Тема: «Сон и бессонница как средство характеристики героев и авторского отношения к ним в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого».
Валеева Маргарита
Когалымская СОШ , Ханты- Мансийский округ
11 класс
Научный руководитель:
Харитонова Нэлли Викторовна,
учитель русского языка и литературы
г. Обнинск, 2011/2012 учебный год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
I.Основная часть………………………………………………………………………………..4
I.1 Роль бессонницы в изображении героев и развитии фабулы романа …………………... 4
II. Сон и бессонница как средство изображения персонажей романа...............................5
II. 1 «Спящие» персонажи. Сон как характеристика героев…………………………………. 5
II.2 «Неспящие» персонажи. Классификация бессонницы героев по причине ее возникновения…………………………………………………………………………………....6
II.3Пьер Безухов………………………………………………………………………………….7
II.4 Князь Андрей Болконский………………………………………………………………...10
II.5 Николай Ростов………………………………………………………………………….....12
II.6 Наташа Ростова……………………………………………………………………….……13
II.7Княжна Марья Болконская………………………………………………………………....14
II.8 Петя Ростов…………………………………………………………………………………15
Выводы…………………………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………………………...16
Приложение……………………………………………………………………………...…17-28
Введение
Всмотритесь, вчитайтесь, попробуйте обозреть весь рассказ,
как одно целое, — впечатление будет усиливаться
и возрастать по мере вашего внимания и изучения.
Какая громада и какая стройность!
Ничего подобного не представляет нам ни одна литература!
Со временем значение ,,Войны и мира“ перестанет
быть вопросом, и это произведение займет в нашей литературе
то незаменимое и единственное место
Страхов Н.Н.
«Евгений Онегин», «Преступление и наказание», «Война и мир» - ярчайшие звезды на небосклоне русской классической, да и, пожалуй, мировой литературы. Но особенно ярко, на мой взгляд, сияет в этом ряду роман – эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир».
С романом «Война и мир» у человека, знающего и любящего русскую классическую литературу, связаны представления о чести и бесчестии, поиске вечных истин, настоящей любви, русской культуре. За многие годы на роман «Война и мир» было написано много отзывов, критических статей, рецензий. Исследователи «языка и слова» или же просто деятели истории и искусства досконально рассмотрели это произведение, увидели то, что скрыто от глаз простого читателя. Уже не одно поколение зачитало «Войну и мир» буквально «до дыр». Для одних этот роман стал поистине кладовой знаний, для других – путеводителем в огромном жизненном мире, для третьих - проявлением виртуозности мастера и его грандиозными знаниями истории.
«Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем», - именно так некогда сказал сам Толстой, и с ним невозможно не согласиться. Доступность – это проявление прежде всего мастерства творца, поскольку произведение должно быть не только эпопеичным, но в то же время емким и содержательным, а самое главное, сочетающим в себе всевозможные приемы, позволяющие автору нарисовать картину жизни более ярко, полно и правдоподобно.
Мне всегда казалось: роман настолько сложен и необъятен, что мне никогда не удастся понять его до конца, найти что-то новое, ранее не изученное: приемы и детали, которые использует автор для создания образов героев и выражения собственных мыслей. После первого прочтения мне захотелось еще раз познакомиться с этим великим даром, я прочитала роман еще раз и еще. И каждый раз мне открывался не увиденный мною ранее мир, который таит в себе множество загадок. Я по - другому стала рассматривать фабулу романа, стала замечать детали, о которых ранее никто не говорил. Заметила, что одни герои не спят в определенных ситуациях, другие же, напротив, спят совершенно спокойно, почему же так происходит? Это случайность или задуманная писателем закономерность? Что хотел сказать этим автор? Помогает ли этот прием в раскрытии образов героев? Может ли бессонница персонажей повлиять на развитие сюжетной линии романа? Все это заинтриговало меня. Возник вопрос: есть ли в литературоведении исследования по этой теме? Я познакомилась с научными статьями, обратилась за помощью к Интернету и поняла, что эти проблемы не рассматривались ранее. Мне захотелось заняться этой проблемой и попытаться ее осветить в своем исследовании.
Цель работы: доказать, что «сон» или «бессонница» являются одним из способов характеристики героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и средством выражения авторского отношения к ним, влияют на развитие фабулы произведения.
Для достижения данной цели я поставила в своем исследовании следующие задачи:
- познакомиться с критическими статьями, отзывами, исследовательскими работами и рецензиями на роман «Война и мир»;
- познакомиться с научным психологическим обоснованием причин сна и бессонницы;
- исследовать текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир», найти эпизоды, в которых герои не спят или спят спокойно, проанализировать их;
- определить, какие герои и в каких ситуациях не спят или спят;
- доказать, что положительных героев можно отнести к категории «неспящих», а отрицательных – к категории «спящих»;
- классифицировать причины бессонницы по идентичности происхождения;
- дать психологическое обоснование бессонницы героев;
- установить, влияет ли бессонница героев на развитие фабулы романа.
Для решения поставленных задач я использовала следующие методы (см. приложение 9):
- анализ эпизода;
- исследование;
- сопоставление;
- аналогия;
- использование критической литературы;
- классификация.
В процессе исследования мною была выдвинута следующая гипотеза: персонажи, импонирующие автору романа, не спят из-за своих переживаний, противоречий, возникающих при столкновении их внутреннего мира и реальной действительности, вечного поиска истин, а герои, которых автор осуждает и презирает, спят, потому что им чужды переживания и душевные смятения, а вечные философские вопросы их не интересуют; бессонница персонажей играет особую роль в развитии фабулы романа.
Новизна исследования: хотя роман «Война и мир» считается достаточно изученным произведением, данное исследование дает возможность посмотреть на роман с новой стороны, дать психологическое обоснование поведению героев в сложных жизненных ситуациях: нравственного выбора, определении цели жизни, поиска истин.
Есть проблемы, которые можно отнести к категории «вечных», значимость которых с годами не только не утрачивается, но возрастает многократно. Есть произведения, ценность которых будет только увеличиваться от поколения к поколению. К таким произведениям можно отнести роман «Война и мир», внимание к которому, на мой взгляд, не ослабеет на протяжении еще долгого времени. Мое исследование – неординарный взгляд на способы создания образов героев и средство авторского отношения к ним – является актуальным, так как не только в романе «Война и мир», но и в других произведениях авторы используют такой прием для характеристики своих персонажей.
Практическая значимость: данную исследовательскую работу можно использовать как пособие для проведения уроков литературы по творчеству Льва Толстого, как материал для более глубокого анализа романа « Война и мир» в профильных классах с углубленным изучением гуманитарных наук.
I.Основная часть
I.1 Роль бессонницы в изображении героев и развитии фабулы романа
С точки зрения психологического обоснования бессонница характеризуется как патологическое отклонение здорового психического состояния (см. приложение 1).
В рамках романа бессонница выступает в качестве «измерителя», «показателя» степени духовности, богатства внутреннего мира персонажей. В этом контексте героев романа я условно поделила на две категории: «неспящие» - персонажи, импонирующие самому Толстому, герои с богатым внутренним миром, такие, как Пьер Безухов, семьи Ростовых и Болконских; «спящие» - персонажи, нравственно бедные и духовно не развитые. Именно этих героев читатель не видит в состоянии бессонницы, большинство «спящих» персонажей спит крепко, несмотря на то, что происходит вокруг. Наглядный пример – крепкий сон Анатоля Курагина во время его сватовства к княжне Марье в Лысых Горах. Таким образом, можно выделить первую «художественную» функцию бессонницы: бессонница подразделяет героев на категорию нравственно богатых и духовно бедных, помогая автору дать более полную характеристику персонажам.
Большую роль «бессонница» играет и в композиции романа. Путь духовного поиска смысла жизни одного из «спящих» персонажей Пьера Безухова можно проследить, анализируя эпизоды его бессонных ночей, во время которых он страдает и радуется, любит и ненавидит. В состоянии бессонницы большинство «неспящих» персонажей размышляет о сложившейся действительности, иногда эти размышления опережают основные события сюжетной линии романа. В качестве примера можно привести эпизод встречи Андрея Болконского и Наташи Ростовой в Отрадном, повлиявший на дальнейшее развитие отношений между героями еще задолго до того, как завяжутся их отношения. Следовательно, можно выделить вторую «художественную» функцию бессонницы: бессонница играет и композиционную роль в романе.
II. Сон и бессонница как средство изображения персонажей романа
II. 1 «Спящие» персонажи. Сон как характеристика героев
Рассмотрим более подробно категорию «спящих» персонажей. Сон, как и бессонница, играет важную роль в изображении героев и трактуется с точки зрения психологии, как состояние, характеризующееся более или менее полным отсутствием сознания и впечатлений со стороны органов чувств (см. приложение 2). Образный ряд романа изобилует своей неоднородностью. Читатель параллельно видит душевные невзгоды одних героев и душевное спокойствие, вызванное нравственною пустотой, других, «спящих» персонажей романа. К этой категории по праву можно отнести семью Курагиных и Бориса Друбецкого.
Мир для этих героев есть не что иное, как «материал» для удовлетворения своих прихотей. Люди и окружающая действительность лишь средство для достижения своих обыденных целей. Эти персонажи относятся к высшему светскому обществу, но их едва ли можно назвать дворянами, так как эти герои лишены понятия «дворянская честь». Их внутренний мир – совокупность эгоизма, духовной деградации, глупости, обыденности и примитивности. Недаром многие критики, писавшие на роман «Война и мир» отзывы и рецензии, собственно как и сам Толстой, отзывались о них негативно.
Галерею «спящих» персонажей открывает Борис Друбецкой. Это достаточно противоречивый герой, поскольку в начале романа, читатель видит Бориса еще совсем юным и полным жизненной энергии человеком, а в завершении – лишь бездушным карьеристом, таким же пустым, как и большинство представителей светского общества. В статье Д.И. Писарева «Старое братство» о Борисе Друбецком упоминается следующим образом: «Предоставляя матери пресмыкаться перед сильными лицами, Борис сам умеет оставаться чистым и изящным, скромным, но независимым джентльменом. Чистота, изящество, скромность, независимость и джентльменство, разумеется, дают ему такие выгоды, которых не могли бы ему доставить жалобное попрошайничество и низкое угодничество»[5,с.70]; «Основываясь на самых ясных и недвусмысленных указаниях опыта, Борис решает раз и навсегда, что служить лицам несравненно выгоднее, чем служить делу, и, как человек, нисколько не связанный в своих действиях нерасчетливою любовью к какой бы то ни было идее или какому бы то ни было делу, он кладет себе за правило всегда служить только лицам и возлагать всегда все свое упование никак не на свои какие- нибудь собственные действительные достоинства, а только на свои хорошие отношения к влиятельным лицам, умеющим награждать и выводить в люди своих верных и покорных слуг». [5, с.73]
Другие не менее яркие представители категории «спящих» персонажей, члены семьи Курагиных: князь Василий, Анатоль, Элен, Ипполит. Про это семейство сказать, что они бездушны и глупы, - значит, ничего не сказать. К качествам, присущим Друбецкому, добавляются еще жестокость, мелочность, узость интересов. Курагины живут в омуте вечных интриг, обмана и разврата. Их ничто не беспокоит, не трогает, кроме собственной выгоды. Читатель ни в одном эпизоде не увидит этих героев в состоянии бессонницы. Истинные чувства чужды их разуму и сердцу. Толстой некогда в письме к иллюстратору романа «Война и мир» М.С. Башилову отозвался о семье Курагиных таким образом: «Портрет князя Василия – прелесть» [5,с.440]; «Портрет Ипполита, которого вы ошибочно назвали Анатолем, - прекрасен, но нельзя ли, подняв его верхнюю губу и больше задрав его ногу, сделать его более идиотом и карикатурнее?» [5,с.440] (см. приложение 10)
В своей статье под названием «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»» С. Г. Бочаров так охарактеризовал Курагиных: « Курагины - третье в романе семейное объединение – лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти что животного. Такая семейная связь не есть положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание». [5,с.406]
Эгоизм Анатоля непосредственный, животно – наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он не стеснен у Анатоля внутренними переживаниями. Курагин лишен способности знать того, что ожидает его дальше минут удовольствия, и как оно скажется на жизни других людей, и как на это посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем. Он искренне убежден, инстинктивно, в том, что все предназначено только для его развлечения. Анатоль, несмотря ни на что, искренне считает себя безукоризненным, высоко несет свою красивую голову. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая бы заставляла сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений
Исследовав текст романа, я пришла к выводу, что Борис Друбецкой, члены семьи Курагиных спят крепко, безмятежно, не думая о проблемах устройства мира и самосовершенствовании. Читатель видит, как спит Анатоль и как мучается бессонницей Пьер. «Свобода такая полная дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? А в то время, как Пьер замучен страшным вопросом, Курагин живет, удовольствуясь каждой минутой, - глупо, животно, зато легко и уверенно» [5,с.409], - именно так некогда точно подметил Бочаров в своей статье.
Показателен в этом отношении эпизод сватовства Анатоля к княжне Марье в Лысых Горах: «Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто не спал эту ночь». [1,с.271]
Можно с уверенностью сказать, что душевная пустота представителей семьи Курагиных и Бориса Друбецкого есть не что иное, как счастливая беззаботная жизнь, не лишенная здорового крепкого сна.
II.2 «Неспящие» персонажи. Классификация бессонницы героев по причине ее возникновения
Проанализировав текст романа, вычленив эпизоды, в которых герои не спят, я определила, что к категории «неспящих» персонажей можно отнести представителей семей Болконских, Ростовых, а также Пьера Безухова. Исходя из психологического обоснования бессонницы, я составила классификацию, в которой показала причины возникновения бессонницы героев романа, не спящих в определенных ситуациях.
Группы причин бессонницы героев | Герои романа | Индивидуальные причины | Место в произведении(стр.); (см. список лит-ры пункт 1,2) |
По причине военных событий | Андрей Болконский | Победные сражения, | 179 ( 1 том, часть 2) |
После Аустерлицкого сражения; | 187 ( 1 том, часть 2) | ||
Николай Ростов | после Шенграбенского сражения; | 237-238 (1 том, часть 2) | |
Петя Ростов | перед первым сражением; | 475-477 (4 том, часть 3) | |
Пьер Безухов | Бородинское сражение; | 255-257 (3 том, чсать3) | |
новые знакомства; встречи после долгих расставаний | Пьер Безухов | знакомство с Осипом Алексеевичем Баздеевым- масоном; | 420(2 том,часть2) |
знакомство с Платоном Каратаевым | 390(4 том.часть1) | ||
встреча с Элен после долгого расставания; | 246-247 (1 том,часть3) | ||
встреча с Болконским в салоне Шерер; | 40(1том,часть1) | ||
встреча с Ростовой после долгого расставания | 544-545 (3том, часть 4) | ||
Андрей Болконский | знакомство с Ростовой | 501-502 (2 том, часть 3) | |
Ростова Наташа | знакомство с семьей Курагиных - Анатолем и Элен; | 682(2 том, часть 5) | |
знакомство с Болконским; | 562 (2том, часть 3) | ||
Марья Болконская | знакомство с Анатолем; | 271 (1 том, часть 3) | |
психологические потрясения | Андрей Болконский | отказ Ростовой; | 186 (3 том, часть 2) |
Пьер Безухов | дуэль с Долоховым; | 377-379 (2 том, часть1) | |
пленение Пьера; | 390 (4 том, часть1) | ||
Марья Болконская | известие о гибели Андрея; | 387 (2 том, часть1) | |
тяжелые роды Лизы; | 387 (2 том, часть 1) | ||
болезнь старого князя; | 122 (3 том, часть 2) | ||
смерть старого князя; | 137-138 (3том, часть 2) | ||
Николай Ростов | страх, одолевший героя во время Шенграбенского сражения; | 237-238 (1 том, часть 3) | |
по причине положительных эмоций | Пьер Безухов | встреча с Ростовой после освобождения из плена; | 544-545 (4 том, часть 4) |
Наташа Ростова | ночь в Отрадном; | 501-502 (2 том, часть 3) | |
после первого бала; | 562 (2 том, часть 3) | ||
Николай Ростов | встреча с императором Александром; | 305, 316 ( 1том, часть 3) |
Исходя из составленной классификации, можно сделать вывод, что положительные персонажи романа, несмотря на свои исключительные и индивидуальные черты характера, во многом схожи между собой, поскольку причины их бессонницы иногда возникают в идентичных ситуациях: психологическое потрясение от случившегося и радость предстоящих событий, ожидание встреч и горечь расставаний, желание совершить что-нибудь особенно значимое для своей страны.
К примеру, по причине военных событий не могли уснуть наиболее яркие персонажи романа, такие как Болконский или же братья Ростовы.
Их многое различает, но еще большее объединяет. Все они не спят из-за душевных тягот и вечных раздумий об улучшении действительности и своего жизненного пути.
II.3 Пьер Безухов(приложение 3)
Статую красит вид, а человека – деяния его
Пифагор
“Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”[1,с.15],- именно таким читатель впервые видит Пьера Безухова, того самого Пьера, которого Толстой на протяжении всей фабулы романа изображает в поисках вечных истин. Я с уверенностью могу заявить о том, что этот образ можно отнести к галерее «лучших персонажей» русской литературы. Душа Пьера - загадка. Безграничная доброта и душевность соседствует с мужеством, честью, гордостью и бурей эмоций. Как отважен, но в то же время робок он, непримирим и горд. Этого человека волнует все, что происходит в мире. Мир для него – это раздумья, мысли и переживания. Поэтому не случайно на протяжении всего романа Пьера мучает бессонница, ввиду противоречивости его внутреннего мира и стремления постичь его.
Бессонница этого персонажа представляет собой своеобразную ленту жизни, где каждый кадр есть ее новый этап.
Сначала читатель видит Пьера еще не уверенным в себе молодым человеком, находящимся в состоянии поиска жизненного пути. Эпизод бессонной ночи после появления в салоне Анны Шерер, а затем разговора с князем Андреем о смысле жизни, иллюстрирует его душевные смятения, причиной которых является внутренняя борьба главного героя с самим собой: «такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже не честного, не бесчестного…»[1,с.40]. При этом Толстой дает такое описание ночи: «Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь…ночь, походившая более на утро. Далеко было видно по пустым улицам» [1,с.40]. С психологической точки зрения состояние героя в такую бессонную ночь можно охарактеризовать как инсомнию.
Позже, адаптировавшись в новом обществе, Пьера беспокоит бессонница, связанная со встречей с прекрасной Элен, чье присутствие волнует героя и заставляет задумываться о возможности женитьбы на ней. Но в тоже время, будучи личностью отстранённой от всего приземленного и земного, Пьера мучает смятение, связанное с появлением новых чувств, пугающих его: « он понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеяно говорил: «да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему» [1,с.246-247]; : « и опять он говорил себе, что это невозможно; что что-то гадкое, противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке…но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственною красотою»[1,с.246-247]. Такое состояние Пьера, с точки зрения психологии, можно охарактеризовать как адаптационную инсомнию (приложение 1).
Брак с красавицей Элен не оправдал надежд Пьера, предшествующие сомнения по поводу этого союза были не беспочвенными. Дуэль с Долоховым и последующее разочарование в своей супруге заставляют героя по-новому посмотреть на реальность: «ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и устами, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо-насмешливое лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег» [1,с.377-379]. Примечательно, но эпизоды бессонных ночей, причинами которых являлись сомнения по отношению к Элен, не иллюстрируются описанием природы или ночных пейзажей, а психологическое состояние Пьера можно охарактеризовать как неорганическую, не уточненную бессонницу.
Дальнейшая деятельность Пьера направлена на поиски нового смысла жизни, он находит себя в масонстве. Бессонная ночь Пьера после его встречи с Осипом Алексеевичем Баздеевым, масоном, была вызвана впечатлениями, произведенным на Пьера разговором о масонстве и мыслями, о возможности исправления своего жизненного поприща: «…обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко» [1,с.420]. Этот эпизод не иллюстрируется пейзажной зарисовкой, вследствие психологического состояния Пьера – адаптационной инсомнии. (приложение 1).
Пьер в скором времени разочаровывается и в масонстве, его мысли отныне будут связаны с военными событиями. Бородинское сражение, свидетелем которого стал Пьер, сыграло ключевую роль в изменении его мировосприятия: « О как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они…они все время, до конца были тверды, спокойны…солдатом быть, просто солдатом…одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как я хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом…»[2,с.255-257]. Описание ночи дополняет иллюстрацию внутреннего состояния героя: « все было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлепая по грязи, шел какой-то денщик. Над головой Пьера, под темной изнанкой тесового навеса, встрепенулись голубки от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, радостный для Пьера…крепкий запах постоялого двора, запах сена, навоза и дегтя. Между двумя черными навесами виднелось чистое звездное небо». [2,с.255-257] Психологическое состояние Пьера после увиденных боевых действий можно охарактеризовать как адаптационную инсомнию. (приложение 1).
Судьба сыграла злую шутку с Пьером, военные события 1812 года коснулись и его. Пожар в Москве и плен, во время которого Безухов познакомился с Платоном Каратаевым, заставили задуматься героя о свободе, истинном смысле жизни: «…и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе» [2,с.390]; « Поймали меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня- мою бессмертную душу…»[2,с.390]. Бессонные ночи, причинами которых стали эти события, иллюстрируются ярким описанием: « солнце давно село. Яркие звезды кое-где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась…Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледные. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидимые прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль…»[2,с.390]. Психологическое состояние героя во время такой бессонницы, можно охарактеризовать, как адаптационную инсомнию или инсомнию, связанную с проблемами со здоровьем. (приложение 1).
Приняв для себя мировосприятие, близкое к взглядам Платона Каратаева, и окончательно разочаровавшись в войне и обыденности человеческих потребностей, Пьер ищет душевное успокоение в любви к Ростовой. Последний эпизод бессонной ночи Безухова связан с новыми переживаниями, мечтаниями и надеждами о возможности счастья с Ростовой, а также с верой и надеждой о будущей счастливой жизни: « Надо как ни странно, как ни невозможно это счастье, - надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой»[2,с.544-545]. Психологическое состояние Пьера в такую бессонную ночь можно охарактеризовать как адаптационную инсомнию. (приложение 1).
В результате своего исследования я пришла к выводу, что именно Пьера более всех остальных героев читатель видит неспящим, так как этот герой совершает ошибки, мучается, страдает, ищет свой путь на земле и в итоге находит его в любви и служении людям. «А я говорю: возьмёмтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — деятельная добродетель… Я хочу сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия, — всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто»,- сказал Пьер Безухов.
II.4 Князь Андрей Болконский( приложение 4)
Мужество – добродетель, в силу которой люди
в опасностях совершают прекрасные дела.
Аристотель
«Князь Андрей был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами» [1,с.20], - именно с таким описанием Андрея Болконского читатель знакомится в начале произведения. Образ Андрея Болконского - воплощение представлений Толстого о настоящей доблести, об истинном мужестве. Но и этот по-настоящему мужественный человек увлекается призрачными мечтами о славе, совершает ошибки, мучается, влюбляется и разочаровывается в своей любви. Он, как и Пьер, в течение романа ищет свой путь, и в самые важные моменты жизни мучается бессонницей.
В начале романа мы видим Андрея, разочаровавшегося в светском обществе, в семейной жизни, в любви. Он упрекает себя за то, что жизнь его пуста и однообразна. Он хочет изменить свою жизнь, быть нужным людям, быть любимым ими. Он мечтает о славе, ради нее он готов пожертвовать всем, даже семьей. Ради славы он идет на войну, он думает, что там он может реализовать себя, совершить великий подвиг. Он мечтает о своем Тулоне. Во время Шенграбенского сражения, в отличие от других штабных офицеров, князь Андрей ведет себя достойно и поистине храбро. После победного сражения во время поездки в Брюнн он долго не может уснуть : «то перебирая впечатления прошедшего сражения, то радостно воображая впечатления, которое он произведет известием о победе…князь Андрей скакал в почтовой бричке, испытывая чувство человека долго ждавшего, и наконец достигшего желаемого счастия…он снова вспоминал все подробности победы, свое спокойное мужество во время сражения» [1,с.179]. «…он закрыл глаза, но в то же мгновение в ушах его затрещала канонада, пальба, стук колес экипажа, и вот опять…он испытывает то чувство удесятеренной радости жизни, какого он не испытывал с самого детства» [1,с.187]. Однако Толстой описывает ночь этого эпизода скупо: «ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения». [1,с.179] Показывая героя неспящим, Толстой хочет подчеркнуть, что этот момент жизни для героя особенно важен, решается его судьба. Он словно чувствует, что наступает время, когда его мечта о славе сбудется. Но этот эпизод, на мой взгляд, играет еще и другую роль. Князь Андрей не может уснуть от радости за русскую армию, он гордится ее победой, представляет, как обрадуются нашей победе союзники. Но Болконского ждет разочарование: известие о победе русских не произвело никакого впечатления на союзников. Прием контраста: радость Болконского и равнодушие союзников – помогает Толстому дать исчерпывающую характеристику миру людей лживых и подлых.
Большую роль в жизни князя Андрея сыграла любовь к Наташе Ростовой. Разочаровавшись в славе, в военной карьере, Андрей ограничил свою жизнь семейным кругом и уже думал так доживать свою жизнь. Но встреча с Наташей в Отрадном изменила судьбу героя, пробудила в его душе давно угаснувшие чувства и интерес к жизни: « в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние…»[1,с.501-502], долго не мог уснуть. Пожалуй, это один из немногих эпизодов, который дополняется красочным описанием ночного пейзажа, детали которого напоминают что-то обновлённое и свежее: «Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревьями была какая-то сочная мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе». [1,с.501-502]
Жизнь для Болконского не только мечтания о славе и любви, но и череда разочарований, как на военном поприще, так и во взаимоотношениях с Наташей Ростовой. Отказ Ростовой выйти замуж за Болконского стал страшным ударом для героя, после которого жизнь снова поблекла и утратила свой смысл. Такое отношение к жизни можно проиллюстрировать эпизодом бессонной ночи Андрея после разговора с Пьером Безуховым:
« Ему ничего этого не нужно было. Он ничего не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел». [2,с.186]
Андрей Болконский, в отличие от Пьера Безухова, несомненно, более хладнокровный и рассудительный герой, но и он на протяжении романа не может уснуть в самые важные переломные моменты жизни. «Бессонница» героя помогает автору дать ему более яркую и полную характеристику: он способен на сильные чувства, глубокие переживания.
II.5 Николай Ростов(приложение 5)
Отвага — меч, и щит, и разум храбреца.
В. Альфьери
«Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица»,- такое описание Николая Ростова дает читателю Толстой. Николай Ростов – лучшее воплощение русского офицерства. Олицетворение отваги и доблести. Душа этого персонажа - воплощение мужества, но в то же время тонкого устройства внутреннего мира. Николай - один из немногих персонажей, способных искренне любить, отдаваясь всецело этому чувству.
Любовь для Николая - это и любовь к Родине, читатель не раз видел его мужественно сражающимся. Но в то же время душа его – отражение чуткого мировосприятия. Как виртуозно и гармонично Толстому удалось соединить в одном образе чувство долга и любви к Родине, страстность натуры и ее тончайшее мироощущение.
Читателю не раз приходится наблюдать Николая Ростова неспящим. Причинами его бессонницы, по большей части, являются переживания, связанные с военными событиями и безграничной любовью к императору Александру. Это можно проиллюстрировать эпизодами бессонных ночей Ростова во время нахождения в Ольмюце, перед Аустерлицким сражением: « …мечтая о том, какое было бы счастье умереть, не спасая жизнь, а просто умереть в глазах государя. Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества.»[1,с.305]; « о, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков…»[1,с.316], «И Ростов, для того, чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика-немца, которого он с наслаждением убивал, но по щекам бил в глазах государя» [1,с.316]. Психологическое состояние Ростова во время бессонницы можно охарактеризовать как адаптационную инсомнию, которая дополняется пейзажной зарисовкой: « Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что-то; то мелькали как будто огоньки, там, где, должен быть неприятель…». [1,с.316]
Однако в начале романа перед читателем Ростов предстает еще совсем юным. Первое военное сражение закончилось для него пулевым ранением. Его преследует чувство страха. Впечатления от военных действий стали причинами бессонницы Николая Ростова: «он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминая русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со своею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!»- думал он». [1,с.237-238] Психологическое состояние героя можно охарактеризовать как инсомнию, связанную с проблемами со здоровьем или органическую инсомнию, не уточненную. Дополнением такой психологической характеристики персонажа служит следующая пейзажная зарисовка: « Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летами порошинки падавшего снега» [1,с.237-238]. Вместе с тем, эпизод этой бессонной ночи играет и другую роль. Воспоминанием о русской зиме, тепле и семье Толстой осуждает войну: здесь льется кровь, погибают такие же, как Николай Ростов, чьи-то любимые сыновья, а все должно быть иначе, должен быть мир, любовь и счастье.
Отважный офицер, любящий брат и сын, патриот своей родины, Николай Ростов стал одним из лучших героев русской литературы. Толстой мастерски нарисовал его образ, используя наряду с другими и такое средство характеристики персонажа, как бессонница героя.
II.6 Наташа Ростова (приложение 6)
Во всякой женственности должна быть эта
доверчивая беспомощность, что-то детское,
знак того, что девушка, женщина всегда таит
в себе будущее дитя.
И.А. Бунин
«Всё, всё в ней есть, - продолжал этот мужчина, - умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, - плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!",- именно так некогда отозвалась сама о себе Наташа Ростова. Образ этой героини настолько неоднозначен, что порой, при прочтении романа мне не раз приходилось то гордиться ею, то восхищаться наилучшими из ее качеств, а то и вовсе осуждать ее.
Наташа – воплощение женственности, тонкого мировосприятия, олицетворение детской наивности и мужества. Возможно, именно поэтому, ввиду такого противоречивого и богатого внутреннего мира, образ Наташи Ростовой является одним из любимых образов самого Толстого.
Читатель не раз увидит на страницах романа, как мучается бессонницей Наташа Ростова, а именно адаптационной инсомнией. Одна из отличительных черт характера героини – ее необычайная поэтичность, способность тонко чувствовать природу. Чтобы подчеркнуть в героине это ее удивительное качество, Толстой приводит эпизод бессонной ночи в Отрадном. Восхищение красотой ночи, юные ожидания и мечтания героини не дают ей покоя: « Ах, какая прелесть!...Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало…Нет, ты посмотри, что за луна!...Ах какая прелесть!...Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -туже, как можно туже,- натужиться надо, и полетела бы. Вот так!». [1,с.501-502] Именно ее восторженность, детская мечтательность всколыхнули в князе Андрее уснувшие мечты о счастье, желание жить. Эпизод бессонной ночи играет три функции в романе: дает характеристику Наташе, противопоставляя ее Соне, заставляет Андрея задуматься о своей жизни, предвосхищает дальнейшие события – последующую встречу героев в Петербурге.
Любовь для Наташи, в отличие от Элен Курагиной и Жюли Карагиной (их фамилии в романе не случайно созвучны), не сеть интриг и пошлости, для нее любовь – это настоящее испытание, сомнения и переживания. Полюбив Болконского, она испытывает внутреннее смятение и страх, которые не дают ей уснуть: «…но такого, такого…со мной никогда не бывало! Мне так страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит?» [1,с.562] В романе мы ни разу не заметили, чтобы Элен или Жюли не спали, мучаясь подобными вопросами, им все понятно, так как единственным мерилом их поступков является личная выгода. Этот эпизод показывает глубину переживаний Наташи и отношение к ней Толстого, но вместе с тем он выполняет и другую функцию. Автор как будто предупреждает: Болконский и Наташа слишком разные, они не могут быть вместе, их любовь обречена.
Светское общество вмешивается в жизнь Ростовых и Болконских, бездушно и эгоистично рушит их мечты и надежды. Элен ради забавы, очередного развлечения сводит Наташу с Анатолем. Наташа, еще не знающая, на что способны эти люди, верящая в искренность и чистоту других людей, увлекается бездушным Анатолем. Очередная бессонная ночь – это вопрос, мучающий Наташу, кого она любит, Анатоля или Андрея: «Что же мне думать, когда я люблю его и люблю другого?» [1,с.682] И читатель не может не сочувствовать героине, понимая, как тяжело ей будет пережить предательство Анатоля и расставание с князем Андреем.
Эпизоды бессонных ночей помогают автору создать образ героини ярче и многогранней, а читателю позволяют отнести Наташу Ростову к галерее «лучших женских образов русской литературы».
II.7 Княжна Марья Болконская( приложение 7)
Любить – значит, желать другому того, что
считаешь за благо, и желать при том не ради себя,
но ради того, кого любишь, и стараться по
возможности доставить ему это благо.
Аристотель.
«Некрасивое слабое тело и худое лицо... глаза княжны, большие, глубокие и лучистые, были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательными», - именно такой изображает Толстой Марью Болконскую. Внешняя некрасивость – это всего лишь скрытый намек на то, что за этим «наружным» недостатком таится куда более богатый внутренний мир. Перечитывая роман, я не раз удивлялась качествам княжны Марьи. Ее самоотверженность, искренность душевных порывов и самоотдача заставляли меня переоценивать существующие представления о глубине и богатстве внутреннего мира людей.
Марья Болконская, как и все девушки, мечтает о семейном счастье, и, казалось бы, оно должно ей улыбнуться, так как к ней едет свататься молодой князь Курагин. Возможное замужество, шанс уехать из отцовского имения не дают героине уснуть: « неужели это мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина : главное -добрый»…она боялась оглянуться; ей чудилось что кто-то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто-то был он - дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом». [1,с.271] Ее психологическое состояние можно охарактеризовать как адаптационную инсомнию. Этот эпизод очень значим для раскрытия авторского замысла: Марья взволнована предшествующими событиями – встречей с красавцем Анатолем и недовольством старого отца. Особенно значимо упоминание о дьяволе – это точная авторская характеристика: Анатоль – и есть дьявол во плоти, а его сватовство – искушение для Марьи. Читатель вздохнет с облегчением, узнав, что афера со сватовством провалилась.
Марью Болконскую волнует не только ее судьба, но и судьба всех, кто ее окружает. Тяжелым испытанием для семьи стали роды и смерть Лизы, маленькой княгини. «Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянною злобой свои последние снега и бураны». [1,с.387]Описание пейзажа созвучно тому, что происходит с героями. Княжна Марья не может уснуть, ее мучает беспокойство за судьбу Лизы и ребенка. С точки зрения психологии состояние Марьи Болконской можно охарактеризовать как неорганическую, не уточненную бессонницу. Как бы ни была тяжела жизнь героини в доме отца, как невыносимы порой были его выходки по отношению к ней, она всегда относилась к нему с почтением и любовью. Показателен эпизод бессонной ночи перед его смертью, княжна Марья не может уснуть. Беспокойство за отца, мысли о его смерти не дают героине покоя: « Но никогда так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспомнила всю жизнь с ним, в каждом слове, поступке она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли». [2,с.122] Смерть старого князя потрясла героиню, и как следствие – снова бессонная ночь. «Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего - болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое - она чувствовала- она была не в силах созерцать даже в своем воображении…».[2,с.137-138]
Образ Марьи Болконской – воплощение идеала Толстого и его представлений о доброте и нравственной красоте. И если автор романа восхищается непосредственностью Наташи Ростовой, то высокой духовностью княжны Марьи он гордится. Внутренняя красота героини – это и всепоглощающая любовь к близким, и чувство ответственности за их судьбы. Поэтому читатель видит Марью Болконскую «неспящей» чаще всего в те моменты, когда она думает и переживает за других. Таким образом, с помощью бессонницы Толстому удается создать образ героини привлекательным для читателя, достойным восхищения и подражания.
II.8 Петя Ростов( приложение 8)
Пасть за отечество — счастливая чреда:
Умерший доблестно бессмертен навсегда.
Корнель П
«Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами»,-именно таким юным и отважным героем запомнился мне Петя Ростов. В этом образе Толстому удалось гармонично соединить молодость и доблесть, отвагу и непримиримость. Петя Ростов – юноша, опередивший своих сверстников. Как отважен этот герой, несмотря на свои 16 лет. Толстой гордится этим персонажем. "Ну теперь, папенька, я решительно скажу — и маменька тоже, как хотите, — я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу... вот и все...",- сказал Петя Ростов.
Петю мы видим неспящим лишь единожды, перед смертью. И это неслучайно, так как Петя еще совсем ребенок. Его не волнуют неразрешимые тайны бытия, душа его спокойна, муки любви еще не коснулись его сердца. Мир для Пети - неразгаданная тайна, он находится в начале жизненного пути. Но так как Петя – натура очень чувственная и тонко развитая, то именно перед смертью он долго не может заснуть. Толстой, словно жалея своего героя, дает ему возможность насладиться красотой ночи: « Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность…».[2,с.475-477]
В последнюю ночь мир для Пети открывается в новых, ранее не увиденных красках, обыденное становится чем-то загадочным и удивительным, непохожим на действительность: «И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, а над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды». [2,с.475-477]
Доживая свою последнюю бессонную ночь, Петя, словно, прощается с миром, тайны которого так и остаются для него неразгаданными: «Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно». [2,с.475-477] С точки зрения психологии состояние героя можно охарактеризовать как адаптационную инсомнию.
Выводы
Исследовав роман – эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир» и критические статьи, отзывы, рецензии на это произведение мною было установлено, что сон и бессонница выполняют ряд художественных функций: во-первых, выполняют композиционную роль, во-вторых, помогают автору сделать характеристику героев ярче, многограннней, тем самым делая персонажей более привлекательными или отталкивающими для читателя. Всех персонажей можно условно поделить на две категории: «спящих» и «неспящих». «Неспящие» - персонажи с богатым внутренним миром, чутким мировосприятием, с наличие высоких чувств, им чужды обыденность и примитивность. К числу «неспящих» персонажей по праву можно отнести семью Болконских, Ростовых и Пьера Безухова. «Спящие» - персонажи, лишенные благородных качеств, с явной нравственной деградацией и примитивностью внутреннего мира. К этой категории героев можно отнести семейство Курагиных и Бориса Друбецкого. Такая классификация дает возможность научно трактовать сон и бессонницу героев с психологической точки зрения. Большинство «неспящих» персонажей мучаются адаптационной инсомнией, ввиду внутренних переживаний и поисков вечных истин. Основываясь на психологическом обосновании бессонницы, я составила классификацию, в которой показала причины возникновения бессонницы героев романа, не спящих в определенных ситуациях( по причине военных событий, новых знакомств, встреч после долгих расставаний, психологических потрясений, по причине положительных эмоций).
В процессе исследования доказала гипотезу: персонажи, импонирующие автору романа, не спят из-за своих переживаний, противоречий, возникающих при столкновении их внутреннего мира и реальной действительности, вечного поиска истин, а герои, которых автор осуждает и презирает, спят, потому что им чужды переживания и душевные смятения, а вечные философские вопросы их не интересуют; бессонница персонажей играет особую роль в развитии фабулы романа, выдвинутую мною ранее.
«Сегодня кажется, что эта книга была всегда. Она так же привычна, как воздух, которым мы дышим. Она и вошла в состав воздуха нашей культуры, воспринимаясь не просто как роман, пусть самый замечательный, а как Книга, неповторимая и единственная».[5,с.7]
Список литературы
1) Толстой Л.Н. Т53 Война и мир: Роман, тома 1 и 2: Серия библиотека «Всемирная литература»: Составление и худ.оформление-издательство «Каравелла».- СПб.: «Каравелла», 1993.-720 стр.
2) Толстой Л.Н. Т53 Война и мир: Роман в 4-х томах.Т. 3. И 4./Примеч. Г.В.Краснова.-М.: Худож.лит.,1983.-702 с.-(Б-ка классики. Русская литература)
3)Манасеина, "Сон, как треть жизни" (1892).
4)Скатов Н.Н. Литературные очерки.– М.: Современник, 1985.– 366 с.
5) Война из-за «Войны и мира»: Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении.- СПб: Азбука-классика, 2002.
Интернет-ресурсы:
1)http://ru.wikipedia.org/wiki/%
2)http://slovari.yandex.ru/~
3)http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
4)http://dlyavasdevushki.ru/psixologiya/218-to_takoe_son_s_tochki_zreniya_psihoanaliza.html
5)http://5ballov.qip.ru/referats/preview/95802/22/?kursovaya-cnyi-i-snovideniya-v-russkoy-literature
6)http://www.newsland.ru/news/detail/id/303357/
7) http://www.kinopoisk.ru/
Приложение 1
Трактовка термина бессонница с точки зрения психологического обоснования(причины и виды бессонницы)
Термин «бессонница» означает полное отсутствие сна, но на практике он трактуется шире, как «расстройство сна, проявляющееся нарушением засыпания, прерывистым поверхностным сном и/или преждевременным пробуждением».
Причины бессонницы
У здорового человека временная бессонница может быть вызвана многими причинами: чрезмерное нервное возбуждение, перегрузки, действие нейротропных медикаментов, переедание, духота, шум и др.
Виды бессонницы
Расстройства сна включают более 80 частных нарушений сна, из которых почти половина приходятся на инсомнии.
Хроническая бессонница — это бессонница, которая продолжается несколько ночей подряд.
Адаптационная инсомния
Такое расстройство сна ещё называют острой или кратковременной бессонницей, возникающее на фоне острого стресса, конфликта или изменения окружения. Нормальный сон восстанавливается сразу после исчезновения причины его нарушения или после адаптации. Стресс может быть вызван не только негативными событиями. Иногда очень бурные положительные эмоции тоже могут привести к нарушению сна.
Инсомния, связанная с проблемами со здоровьем
Причиной такой бессоницы обычно становится какое-нибудь серьезное заболевание (например, рак), из-за которого человек постоянно испытывает страх за свою жизнь, боль, дискомфорт и т.п. В результате чего возникают нарушения сна: тяжелое и длительное засыпание, частые ночные пробуждения, после которых человек долго не может уснуть, беспокойства по поводу плохого качества сна.
В случае, если бессонница принимает серьезный характер и начинает влиять на психологическое, а следовательно усугублять и физическое состояние человека, она требует отдельного лечения.
Неорганическая бессонница, не уточненная
Данный тип бессонницы предполагает, что все возможные причины бессонницы, включая влияние психотропных веществ и «органические» заболевания были исключены. Это означает, что причиной бессонницы скорее всего является какое-то имеющееся психическое расстройство, психологический фактор или неправильное поведение, нарушающее сон.
Данный диагноз может ставиться как временный диагноз на тот период, пока продолжается обследование, а также в том случае, когда признаки наблюдаемой бессонницы не совпадают с признаками какого-либо другого типа бессонницы.
Органическая бессонница, не уточненная
Бессонница данного типа может быть вызвана заболеванием, плохим физическим состоянием или воздействием каких-либо веществ. При этом точная причина остается неустановленной. Для уточнения истинной причины обычно требуется проведение дополнительных исследований. Данный диагноз может быть поставлен в качестве временного на тот период, пока продолжается обследование.
Приложение 2
Сон- состояние, характеризующееся более или менее полным отсутствием сознания и впечатлений со стороны органов чувств. Сон наступает, по-видимому, от утомления больших полушарий мозга, деятельность которых в это время понижена; назначение сна: дать отдых всем органам. Количество времени для сна в сутки зависит от возраста. Дети 1-2 лет нуждаются в 16-18 часах сна в сутки; люди средних лет от 6-8 часов. Если во время сна мозговые аппараты приходят в деятельность под влиянием следов дневных впечатлений, то рождаются субъективные образы, воспоминания, представления (сновидения), сочетание которых всегда несвязно. Чаще сновидения слагаются из зрительных образов и слуховых; реже сновидения в области других чувств.
Засыпание
Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, характеризующееся:
1)снижением уровня сознания;
2)зевотой;
3_понижением чувствительности сенсорных систем;
4)урежением частоты сердечных сокращений, снижением секреторной деятельности желёз (слюнных → сухость слизистой рта; слёзных → жжение глаз, слипание век).
Структура сна
Сон — особое состояние сознания человека и животных, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга.
У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна (Non-REM сон), которая длится 5-10 минут. Затем наступает 2-я стадия, которая продолжается около 20 минут. Ещё 30-45 минут приходится на период 3-4 стадий. После этого спящий снова возвращается во 2-ю стадию медленного сна, после которой возникает первый эпизод быстрого сна, который имеет короткую продолжительность — около 5 минут. Вся эта последовательность называется циклом. Первый цикл имеет длительность 90-100 минут. Затем циклы повторяются, при этом уменьшается доля медленного сна и постепенно нарастает доля быстрого сна (REM сон), последний эпизод которого в отдельных случаях может достигать 1 часа. В среднем, при полноценном здоровом сне отмечается пять полных циклов. Последовательность смены стадий и их длительность удобно представлять в виде гипнограммы, которая наглядно отображает структуру сна пациента.
Функции сна:
Сон обеспечивает отдых организма.
Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий.
Сон — это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).
Сон восстанавливает иммунитет
Приложение 3
Предшествующее событие перед бессонницей | Причины бессонницы (виновники) | Психологическое обоснование | Описание ночи (пейзаж) |
Вечер в салоне Анны Павловны Шерер и дружеская встреча с Андреем Балконским | Внутренне противоборство главного героя: «такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла ,особенно ежели сообразить, что может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже не честного, не бесчестного…» | инсомния | «Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь…ночь, походившую более на утро. Далеко было видно по пустым улицам.» |
Вечер у Шерер, где Пьеру навязывали общество Элен: « он понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеяно говорил: «да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему» | Внутренне противоборство: « и опять он говорил себе, что это невозможно; что что-то гадкое, противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке…но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственною красотою.» | Адаптационная инсомния |
_____ |
Женитьба на Элен, дуэль с Долоховым | Разочарование в своей жене, ранение Долохова, внутреннее противоборство и отчаяние: «ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и устами, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо-насмешливое лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.» | Неорганическая бессонница, не уточненная | _____
|
Поездка в Петербург, встреча с Осипом Алексеевичем Баздеевым-масоном | Впечатления, произведенные на Пьера разговором с масоном и мысли о возможности исправления своего жизненного поприща: «…обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко». | Адаптационная инсомния | ______ |
Сражение на Бородинском поле | Эмоции, возникшие после увиденного на Бородинском сражении, а также размышления о «них»- солдатах, т.е об ином поприще героя, не давали ему покоя: « О как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они…они все время, до конца были тверды, спокойны…солдатом быть, просто солдатом…одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как я хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом…» | Адаптационная инсомния | « все было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлепая по грязи, шел какой-то денщик. Над головой Пьера, под темной изнанкой тесового навеса, встрепенулись голубки от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, радостный для Пьера…крепкий запах постоялого двора, запах сена, навоза и дегтя. Между двумя черными навесами виднелось чистое звездное небо.» |
Пожар в Москве, взятие Пьера в плен; встреча с Платоном Каратаевым | Разговором с Платоном Каратаевым- солдатом, находящимся вместе с героем в плену, заставил Пьера задуматься о вечных истинах и жизненном поприще: «…и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе» | Адаптационная инсомния | _______ |
Пленение Пьера; поход из Москвы | Пленение Пьера заставило задуматься его о жизни и свободе, которые так необходимы ему: « Поймали меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня- мою бессмертную душу…» | Инсомния, связанная с проблемами со здоровьем или адаптационная инсомния | « солнце давно село. Яркие звезды кое-где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась…Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледные. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидимые прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль…» |
Освобождение из плена, встреча с Наташей в Москве | Встреча с Наташей после его пленения не давала Пьеру покоя, новые переживания, мечтания и надежды о возможности счастья с Ростовой заставили Пьера грезить о будущей жизни: « Надо как ни странно, как ни невозможно это счастье, - надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой». | Адаптационная инсомния | _______ |
Приложение 4
Предшествующее событие перед бессонницей | Причины бессонницы (виновники) | Психологическое обоснование | Описание ночи (пейзаж) |
Первое военное сражение Болконского, которое ознаменовалось победой | Грядущие впечатления и мечты главного героя, а также восторженные воспоминания о прошедшем военном сражении : « то перебирая впечатления прошедшего сражения, то радостно воображая впечатления, которое он произведет известием о победе…князь Андрей скакал в почтовой бричке, испытывая чувство человека долго ждавшего, и наконец достигшего желаемого счастия…он снова вспоминал все подробности победы, свое спокойное мужество во время сражения» ( поездка в Брюнн с известием о победе) | Адаптационная инсомния | «ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения» |
Первое военное сражение Болконского, которое ознаменовалось победой; Встреча с Билибиным и приезд в Брюнн | Радостные впечатления, произведенные на Болконского прошедшим военным сражением: « он закрыл глаза, но в то же мгновение в ушах его затрещала канонада, пальба, стук колес экипажа, и вот опять…он испытывает то чувство удесятеренной радости жизни, какого он не испытывал с самого детства…» | Адаптационная инсомния |
_____ |
Приезд в Отрадное ( имение Ростовых) после смерти Лизы Встреча с Ростовыми | Встреча с Наташей пробудила в герое давно угаснувшие чувства и интерес к жизни: « в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние…» | Адаптационная инсомния | «Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревьями была какая-то сочная мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе.» |
Отказ Ростовой; разговор с Пьером | Мысли, возникшие после разговора с Пьером, а также воспоминания о Наташе и ее связи с Анатолем : « Ему ничего этого не нужно было. Он ничего не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел». | Адаптационная инсомния |
_____ |
Приложение 5
Предшествующее событие перед бессонницей | Причины бессонницы (виновники) | Психологическое обоснование | Описание ночи (пейзаж) |
Шенграбенское сражение (первое для героя военное событие) | Первое впечатление, возникшее вследствие недееспособности героя в военном сражении, а также пулевое ранение: «он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминая русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со своею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!»- думал он.» | Инсомния, связанная с проблемами со здоровьем или органическая инсомния, не уточненная | « Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летами порошинки падавшего снега.» |
Встреча с императором Александром ( перед Аустерлицким сражением) | Впечатление, произведенное на главного героя императором Александром: « …мечтая о том, какое было бы счастье умереть, не спасая жизнь, а просто умереть в глазах государя. Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества.» | Адаптационная инсомния | «Поздно ночью, когда все разошлись…» |
Встреча с императором ( перед Аустерлицким сражением) Ольмюц | Впечатления, произведенные на главного героя императором, а также предстоящее Аустерлицкое сражение: « о, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков…», «И Ростов, для того, чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика-немца, которого он с наслаждением убивал, но по щекам бил в глазах государя.» | Адаптационная инсомния | « Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что-то; то мелькали как будто огоньки, там, где, должен быть неприятель…» |
Приложение 6
Предшествующее событие перед бессонницей | Причины бессонницы (виновники) | Психологическое обоснование | Описание ночи (пейзаж) |
Приезд Болконского в Отрадное | Восхищение красотой ночи, юные мечтания героини, не дававшие ей покоя: « Ах, какая прелесть!...Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало…Нет, ты посмотри, что за луна!...Ах какая прелесть!...Так бы вот села на Корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -туже, как можно туже,- натужиться надо, и полетела бы. Вот так!» | Адаптационная инсомния | «Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревьями была какая-то сочная мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе.» |
Встреча с Болконским; первый бал | Состояние влюбленности и эмоции, которые испытывала героиня к Андрею Болконскому, внутреннее смятение: «но такого, такого…со мной никогда не бывало! Мне так страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит?» | Адаптационная инсомния | _____ |
Уезд Болконского, встреча с Анатолем Курагиным | Вопрос, мучавший Наташу по поводу того, кого она любит- Анатоля или Андрея: «Что же мне думать, когда я люблю его и люблю другого?» | Адаптационная инсомния | ______ |
Приложение 7
Предшествующее событие перед бессонницей | Причины бессонницы (виновники) | Психологическое обоснование | Описание ночи (пейзаж) |
Приезд Анатоля в Лысые Горы, знакомство его с семьей Болконских | Возможное замужество, шанс уехать из отцовского имения: « неужели это мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина : главное -добрый»…она боялась оглянуться; ей чудилось что кто-то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто-то был он - дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.» | Адаптационная инсомния | «…никто долго не спал в эту ночь.» |
Известие о гибели Андрея, роды Лизы | Роды Лизы и переживания героини за судьбу невестки и ее ребенка | Неорганическая бессонница, не уточненная | «Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянною злобой свои последние снега и бурана» |
Болезнь старого князь | Беспокойство за отца, мысли о его смерти, не дававшие героине покоя: « Но никогда так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспомнила всю жизнь с ним, в каждом слове, поступке она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли». | Адаптационная инсомния | _____ |
Смерть старого князя | Переживания и воспоминания по поводу смерти отца не давали покоя героине: «Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего - болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое - она чувствовала- она была не в силах созерцать даже в своем воображении…» | Адаптационная инсомния | «С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из-за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман-роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина». |
Приложение 8
Предшествующее событие перед бессонницей | Причины бессонницы (виновники) | Психологическое обоснование | Описание ночи (пейзаж) |
Встреча с Денисовым и Долоховым (перед смертью героя) | Впечатления, возникшие после поездки в фран. лагерь, а также торжественный настрой перед предстоящим военным маневром: « Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность…Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.» | Адаптационная инсомния | « На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фигуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое-где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса… И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, а над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, что рукой можно было достать его.» |
Приложение 9
Аналогия – это метод научного познания, который основан на сходстве объектов исследования по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение о сходстве по другому объекту.
Классификация представляет собой деление изучаемых объектов на несколько отдельных групп в зависимости от какого-либо признака. Данный метод исследования часто используется в гуманитарных науках.
Анализ – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Исследование – метод научного познания, основанный на выяснении, изучении чего-нибудь; научное изучение
Сопоставление – метод научного познания, основанный на сравнении, соотнесенности одного объекта с другим для получения какого-нибудь вывода.
Ералаш
Одеяльце
Весёлая кукушка
Смекалка против Змея-Горыныча
Пятёрки