Литературный проект по теме: «Лирический герой поэзии Дмитрия Сергеевича Мережковского в живописи и в критике» выполнен группой учащихся 9, 11 классов.
Научный руководитель: Харитонова Н.В.
С творчеством поэтов Серебряного века в литературоведении связаны представления о русской культуре, красоте родной природы, поиске истины. Поэзия символистов необыкновенно своеобразна и загадочна, прикосновение к ней дает безграничные возможности для развития личности.
Цель проекта: создание школьного литературного альманаха как средства развития познавательной и творческой деятельности подростков.
Проект "Школьный литературный альманах " особенно актуален сегодня, так как современному обществу требуется творческая, активная личность, имеющая собственный взгляд на многие вопросы, обладающая широким кругозором и развитым мышлением. Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.
Продукт проекта – литературный альманах «Два взгляда на лирического героя поэзии Дмитрия Сергеевича Мережковского».
Практическая значимость: альманах можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях.
Работа над проектом позволила учащимся соприкоснуться с творческим наследием удивительного поэта Серебряного века Д.С.Мережковским, попробовать себя в роли критика, живописца и редактора. Совместная работа способствовала как развитию нашей познавательной и исследовательской деятельности, так и развитию сотруднических отношений: ученик – учитель.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 71.27 КБ |
literaurnyy_almanah_vypusk_no1.docx | 2.87 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Проект литературного альманаха
«Лирический герой поэзии Дмитрия Сергеевича Мережковского
в живописи и в критике»
Великан Алина,
ученица 11 «А» класса,
Шамитова Карина,
ученица 9 «И» класса
Мирсояпов Виктор,
Ученик 9 «И» класса
Научный руководитель:
Харитонова Н.В.
Когалым, 2017
Оглавление
I. Введение 2
II.Основная часть 6
1. Создание творческой группы 6
2. Работа над альманахом 6
3. Оформление альманаха 9
4. Представление проекта
5. Отзывы учащихся, родителей и учителей 16
III. Заключение 18
IV. Список литературы 19
V. Приложение 20
2
Альманахи сделались представителями
нашей словесности. По ним со временем
станут судить о её движении и успехах.
А.С.Пушкин
Введение
Школа – это начало жизни, это время, когда происходит становление личности человека. Поэтому хочется, чтобы школьные годы были яркими, насыщенными и запомнились на всю жизнь, чтобы каждый учащийся сумел раскрыть свой потенциал, имел возможность реализовать свои способности, свой талант. Мы задумались над тем, что может помочь нам, старшеклассникам, увлекающимся творческой деятельностью, литературой, сделать школьную жизнь яркой и незабываемой? И пришли к выводу, что послужить достижению наших целей может литературный альманах. Во – первых, школьный альманах, на наш взгляд, способствует воспитанию патриотизма, любви к родной литературе и языку, во – вторых, издание альманаха способствует расширению кругозора, развитию творческих способностей, формированию активной гражданской позиции, повышению интереса к учёбе, в – третьих, работа над созданием альманаха позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по творческим способностям, способствует сплоченности, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.
Цель проекта: создание школьного литературного альманаха как средства развития познавательной и творческой деятельности подростков.
Для достижения цели проекта нами были поставлены следующие задачи:
3
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. метод сбора материала; 2. метод сплошной выборки; 3. метод рефлексивного осмысления и фиксирования полученных результатов;
В процессе работы была выдвинута гипотеза: если выпускать школьный литературный альманах, посвященный творчеству того или того писателя или поэта, то такая работа сделает жизнь в школе интереснее, а каждый участник проекта почувствует собственную значимость и причастность к решению важных задач.
Актуальность
Проект "Школьный литературный альманах " особенно актуален сегодня, так как современному обществу требуется творческая, активная личность, имеющая собственный взгляд на многие вопросы, обладающая широким кругозором и развитым мышлением. Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.
Продукт проекта – литературный альманах «Два взгляда на лирического героя поэзии Дмитрия Сергеевича Мережковского».
Практическая значимость: альманах можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях.
Паспорт проекта
№ | Параметры Проекта | |
1 | Наименование Проекта | «Литературный альманах. Два взгляда на лирического героя поэзии Дмитрия Сергеевича Мережковского» |
2 | Вид проекта | Информационный, практико – ориентированный |
3 | Предметно-содержательная область | Межпредметный проект |
4 | Разработчики Проекта | Учитель русского языка и литературы Харитонова Нелли Викторовна Учащиеся 9-х, 11-х классов |
5 | По характеру контактов | Внутришкольный |
6 | Основные участники Проекта. | Учащиеся МАОУ СОШ №7. |
7 | По количеству участников | Групповой |
8 | Цель проекта | Создание школьного литературного альманаха как средства развития познавательной и творческой деятельности подростков. |
9 | Задачи проекта: | 1. Создать рабочую группу из творческих заинтересованных учащихся 9 – 11 классов. 2. Познакомиться с жанром литературного альманаха. 3. Определиться с темой выпуска №1. 4. Отобрать материал, который можно использовать в выпуске №1 литературного альманаха. 5. Создать рукописный вариант альманаха. 6. Подобрать дизайн альманаха на компьютере. 7. Выпустить альманах. 8. Разместить альманах на сайте школы. 9. Создать презентацию альманаха. 10. Познакомить с первым выпуском альманаха учащихся 9 – 11 классов, чтобы заинтересовать их и привлечь к работе над следующим выпуском. 11. Способствовать развитию творческой свободы, активности, инициативы учащихся, развитию умений пользоваться компьютером, программами для создания литературного альманаха. |
10 | Сроки реализации Проекта | 2017 - 2018 годы. |
11 | Этапы реализации программы | 1 этап – Создание творческой группы. 2 этап - Разработка плана работы редколлегии. 2.1. Организационно-подготовительный. 2.2. Обучающий. 2.3 . Исследовательский. 2.4. Издательский. 2.4. Итоговый. 3 этап – Презентационный (самооценка и самоанализ). |
12 | Ожидаемые результаты реализации Проекта. | Повышение социальной и гражданской активности учащихся. Развитие познавательной, исследовательской и творческой деятельности. Повышение интереса к литературе: к жизни и творчеству русских писателей и поэтов. Развитие ценностной ориентации учащихся: гордость за творческое наследие русских писателей и поэтов. Развитие эстетических вкусов учащихся. Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители. Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании. |
13 | Материально-техническое обеспечение. | Компьютеры Принтер Сканер Цифровой фотоаппарат Интернет Школьный сайт |
5
Ход проектной деятельности:
Основная часть
1. Создание творческой группы
В состав творческой группы вошли учащиеся 11 «А» класса и 9 «И» класса: Великан Алина, Шамитова Карина, Мирсояпов Виктор. Между членами творческой группы были распределены обязанности: все члены группы познакомились с жанром литературного альманаха [Приложение 1], обсудили тему выпуска №1 и пришли к выводу, что этот выпуск должен быть посвящен поэзии Серебряного века, так как этот период русской литературы отмечен интересными творческими именами, но при этом творческое наследие Серебряного века меньше всего нашло отражение в школьной программе. Из всего многообразия имен Серебряного века мы остановили свой выбор на творчестве Д.С.Мережковского, так как лирический герой его поэзии показался нам наиболее интересным. Мы решили представить лирического героя Д.С.Мережковского в живописи и критике.
2. Работа над альманахом
Для того чтобы лучше понять лирического героя Д.С.Мережковского, его чувства и переживания, необходимо было познакомиться с биографией поэта, его мировоззрением и творческим наследием. Следовательно, мы изучили необходимый материал, отобрали основные сведения о Мережковском и разместили их на первых страницах нашего альманаха, чтобы познакомить читателей с этим поэтом [Приложение 2].
Членами творческой группы было отобрано несколько лирических стихотворений Д.С.Мережковского различной тематики. Великан Алина проанализировала стихотворения и написала критические статьи, а Шамитова Карина отобразила свои впечатления в живописи. При этом участники проекта на этом этапе не совещались. Основная мысль проекта заключалась в том, чтобы в итоге получилось два независимых взгляда на лирического героя [Приложение 3].
6
3. Оформление альманаха
Особого внимания потребовало оформление альманаха на компьютере. Прежде всего необходимо было найти шаблон альманаха, отвечающий теме, затем выбрали формат газеты, фон сделали строгим, в пастельных тонах, такой, чтобы подходил к выбранной теме, определили размер шрифта 12 и выбрали сам шрифт Times New Roman, разместили биографию и фотографии Д.С.Мережковского на первых страницах альманаха, далее разместили стихи, критические статьи и иллюстрации к каждому стихотворению. Черновой вариант созданного альманаха отдали на редактирование учителю. После редактирования альманаха распечатали несколько экземпляров в школьной типографии и разместили альманах на школьном сайте.
4. Представление проекта
Проект альманаха был представлен на уроках в 11 «А» и в 9 «И» классах и получил всеобщее одобрение. Также мы выступили с презентацией нашего проекта на школьном этапе конкурса «Время проектов» и получили I место.
5. Отзывы учащихся и учителей
Мы предложили прочитать статьи и рассмотреть иллюстрации из альманаха учащимся нашей школы и выразить свое отношение к ним. Все ребята дали высокую оценку нашему проекту.
Маша, ученица 11 «А» класса: «Мне не очень нравилась поэзия Серебряного века, так как она мне была не очень понятна, но после знакомства с творчеством Мережковского и его интерпретацией в альманахе, я им заинтересовалась».
Аня, ученица 11 «А» класса: «Особенно интересно, на мой взгляд, то, что представлены два взгляда на творчество поэта. Иллюстрации великолепны».
Миша, ученик 9 «И» класса: «Проект очень интересный, хотелось бы в нем поучаствовать».
Заключение
Школьный литературный альманах играет большую роль в жизни издающих его подростков. Он способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы над проектом каждый чувствует собственную значимость и причастность к решению важных задач. Работа над созданием альманаха воспитывает ответственность за порученное дело, вырабатывает навыки работы в команде, позволяет правильно оценить свои возможности, повышает самооценку учащихся.
Исходя из отзывов учащихся и учителей нашей школы можно сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая нами, доказана: если выпускать школьный литературный альманах, посвященный творчеству того или того писателя или поэта, то такая работа сделает жизнь в школе интереснее, а каждый участник проекта почувствует собственную значимость и причастность к решению важных задач.
Работа над проектом позволила нам соприкоснуться с творческим наследием удивительного поэта Серебряного века Д.С.Мережковским, попробовать себя в роли критика, живописца и редактора. Совместная работа способствовала как развитию нашей познавательной и исследовательской деятельности, так и развитию сотруднических отношений: ученик – учитель.
Список литературы
1. Новые возможности системы MS Office 2007/Мюррей К.; пер. с англ. – М.: Издательство «ЭКОМ», 2007
2. Самоучитель работы на ПК / А. Левин. – Спб.: Питер, 2008.
3. Сергеев А. П. MS Office 2007. Самоучитель: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.
Интернет – ресурсы
1.www.tech-office2010.ru/page/kak-sdelat-gazetu-v-publisher
2. nsportal.ru/…/master-klass-po-teme-sozdanie-klassnoy-gazety-v-program
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Альманах
4. www.mediasprut.ru/jour/theorie/genre/ak-genre.shtml
Приложение 1
2. Жанр литературного альманаха
Альмана́х (от араб. ألمناخ — астрономический календарь и не только) — разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).
В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединённые по определённому признаку.
Приложение 2
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережковский Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик и публицист. Родился 2 августа 1865 г. В Петербурге Мережковские жили в старом доме на углу Невы и Фонтанки у Прачечного моста, против Летнего сада. В Крыму у Мережковских было имение. Порой по просьбе матери отец брал Дмитрия Сергеевича в это имение. Чувство семьи у Д. С. Мережковского было связано лишь с матерью, оказавшей заметное влияние на его духовное становление. В остальном он с детства сроднился «…с чувством одиночества, которое находило сокровенную отраду в поэзии уединения среди болотистых рощ и прудов наводнённого тенями прошлого елагинского парка». В 1876 году Дмитрий Сергеевич Мережковский поступил в Третью классическую гимназию Петербурга. Но учеба в гимназии получила отрицательную оценку со стороны самого писателя. Первые стихи, стиль которых определял впоследствии как подражание пушкинскому «Бахчисарайскому фонтану», Мережковский начал писать в тринадцать лет. В гимназии, Дмитрий Сергеевич увлекся творчеством Мольера и даже создал «мольеровский кружок». Поле создание кружка им заинтересовалось Третье отделение, хотя кружок и не был политическим. Удачному завершению дела способствовало положение отца Мережковского. Первым человеком, заинтересовавшемся творчеством Дмитрия Сергеевича, стал его отец, увлекающейся религией и литературой. Вскоре писатель познакомился с престарелой княгиней Е. К. Воронцовой. В стихах юноши она «…уловила подлинно поэтическое свойство — необыкновенную метафизическую чуткость души» и благословила его на продолжение творчества. В 1880 году в журнале «Живописное обозрение» состоялся литературный дебют Мережковского: здесь были опубликованы стихотворения «Тучка» (№ 40) и «Осенняя мелодия» (№ 42). Год спустя стихотворение «Нарцисс» вошло в благотворительный литературный сборник. В 1884 году Мережковский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Здесь будущий писатель увлекся философией позитивизма. В 1888 году Д. С. Мережковский, защитив весной дипломное сочинение о Монтене, окончил университет и решил посвятить себя исключительно литературному труду. Основными темами стихотворного творчества Мережковского в 1880-х годах были «одиночество поэта, призрачность жизни и обманчивость чувств». Большое влияние на Мережковского оказал Г. И. Успенский: молодой поэт ездил к нему в Чудово, где ночами напролёт вёл беседы о «религиозном смысле жизни», о том, как важно «обращаться к народному миросозерцанию, к власти земли». В июне 1902 года он с женой посетил берега озера Светлояр в Нижегородской губернии (берега которого, по преданию, скрывают град Китеж). В 1885 году Н. К. Михайловский привлек Мережковского к работе в созданном им вместе с А. А. Давыдовой журнале «Северный вестник». В начале мая 1888 года, по окончании университета, Мережковский предпринял путешествие по югу России: сначала в Одессу, оттуда морем — в Сухум, потом по Военно-Грузинской дороге в Боржом, куда прибыл в последних числах месяца. Впоследствии отмечалось, что оно словно бы повторяло паломничество Вл. Соловьёва к пирамидам и воспринималось молодым автором как «духовное странничество, предпринимаемое неофитом для откровения Истины». В Боржоме Мережковский познакомился с девятнадцатилетней Зинаидой Гиппиус. Оба испытали ощущение полного духовного и интеллектуального единения, уже 8 января 1889 года, в Тифлисе обвенчались, а вскоре переехали в Петербург.
В начале 1889 года Мережковские уехали из Петербурга и поселились в Крыму. Поэт активно сотрудничал и с журналом «Русская мысль». Весной 1891 года, супруги предприняли свою первую совместную поездку в Европу. По возвращении через Швейцарию в Россию, супруги вернулись на дачу Гиппиус в имении «Глубокое» под Вышним Волочком: здесь писатель вплотную приступил к работе над своим первым романом. В марте 1892 года Мережковский повёз жену на лечение в Ниццу, супруги посетили Италию и Грецию. Впечатления от этой поездки легли в основу путевого очерка, а кроме того, во многом сформировали образность второго исторического романа Д. С. Мережковского. Из Турции супруги вернулись в Одессу и лето вновь провели в имении «Глубокое». В апреле 1896 года Мережковские и Волынский совершили давно задуманное совместное путешествие по Италии и Франции по местам Леонардо да Винчи, чтобы собрать материал для второго романа трилогии. Главным событием 1897 года стало для Мережковского выход книги его статей о литературе и культуре «Вечные спутники». Отношение писателя к Первой русской революции было во многом предопределено событиями 9 января: он заявил, что окончательно уверился в «антихристианской» сущности русского самодержавия. В октябре Мережковский приветствовал введение гражданских свобод в России, но это не помешало ему сблизиться с эсерами и «неонародниками». Писатель был убеждён в эти годы, что революция не только не противоречит христианскому учению, но, напротив, вытекает из него. Если религиозного обновления не произойдет, весь мир, и Россию в том числе, ждет «Грядущий хам», — утверждал писатель. …Одного бойтесь — рабства худшего из всех возможных рабств — мещанства и худшего из всех мещанств — хамства, ибо воцарившийся раб и есть хам, а воцарившийся хам и есть черт, — уже не старый, фантастический, а новый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют, — грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам. По Мережковскому «хамство» в России имеет три «лица»: прошлое, настоящее и будущее. В прошлом лицо хамства — это лицо церкви, воздающей кесарю Божье, это «православная казенщина», служащая казёнщине самодержавной. Настоящее лицо хамства связывалось Мережковским с российским самодержавием, с огромной бюрократической машиной государства. Но самое страшное лицо хамства — будущее, это «лицо хамства, идущего снизу — хулиганства, босячества, чёрной сотни». Весной 1906 года Мережковские вместе с Философовым отправились в первую парижскую эмиграцию— «добровольное изгнанье», призванное послужить «переоценке ценностей». В 1908 году Д. С. Мережковский опубликовал завершённую ещё в Париже драму «Павел I», ставшую первой частью трилогии «Царство Зверя. Произведение, по мнению цензоров, «оскорблявшее самодержавие», было немедленно конфисковано; его публикация повлекла за собой продолжительное судебное преследование (лишь 18 сентября 1912 года суд оправдал автора и издателя «за отсутствием состава преступления»). Роман (второй в трилогии) «Александр I» печатался в «Русской мысли» в 1911—1912 годах, отдельным изданием вышел в 1913 году (и был переиздан в Берлине в 1925 году). Заключительная часть трилогии, роман «14 декабря», вышел в 1918 году. Получив из России письмо от сестёр Гиппиус о политических обвинениях, выдвинутых против него («связь с террористами»), Мережковский не отказался от решения вернуться в Россию с завершённой первой частью «Александра I». В мае «Русская мысль» начала печатать роман, публикация которого продлилась весь этот и следующий, 1912 год. Воспользовавшись советом друзей, Мережковский телеграфировал прокурору, что явится лишь непосредственно на судебное заседание, и, чтобы избежать ареста, тут же возвратился в Париж. Несколько месяцев спустя при очередном пересечении границы у Мережковского были конфискованы рукописи заключительных глав «Александра I»; писателю при этом были предъявлены официальные обвинения. Они были полностью сняты 18 сентября, когда состоялся суд, Мережковского и Пирожкова «за отсутствием состава преступления» оправдавший. В декабре 1919 года, комментируя предложение произнести речь в день годовщины восстания декабристов на торжественном празднике, устроенном в Белом зале Зимнего дворца, Мережковский писал в дневнике: «Я должен был прославлять мучеников русской свободы пред лицом свободоубийц. Если бы те пять повешенных воскресли, их повесили бы снова при Ленине, так же, как при Николае Первом». Он покинул Петроград как раз в день этого ожидавшегося от него выступления. Сначала писатель подал заявление в Петроградский совет с просьбой разрешить «по болезни» выехать за границу, на что получил категорический отказ. В ночь 24 декабря 1919 года чета Мережковских и их друзья тайком покинули Петроград. В начале февраля 1920 года они выехали в Вильно. Из Вильно Мережковские выехали в Варшаву; здесь, получив от издателя Бонье крупный аванс, писатель приступил к работе над книгой о России и большевиках, погрузившись одновременно в антикоммунистическую деятельность Русского комитета в Польше.
После недолгой остановки в Висбадене, Мережковские прибыли в Париж. Здесь в конце 1920 года Мережковский создал антикоммунистический «Религиозный союз» (впоследствии — «Союз непримиримых»), а 16 декабря выступил в Зале научных обществ с лекцией «Большевизм, Европа и Россия», в которой разоблачил «тройную ложь» большевиков, говоря, что лозунги «мир, хлеб и свобода» на самом деле означают «война, голод и рабство». Согласно Мережковскому, в России «настало царство Антихриста»; он «предпочел бы, чтобы Россия не существовала вовсе», если бы знал, что «Россия и свобода — несовместимы»[ В 1932 начались задержки с выплатами пособий русским писателям-эмигрантам от Чехии, Сербии и Франции. Материальное положение Мережковских ухудшилось. В 1934 году бывший президент Франции Г.Думерг образовал правительство «Национального единства»; Мережковским это показалось началом «новой социалистической революции» во Франции. Творчество Мережковского в эмиграции вызывало противоречивые отклики. Современные исследователи в большинстве своём считают, что именно во Франции писатель достиг своего творческого пика. Осенью 1938 года, когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию и захватила Судеты, а потом и Чехословакию, Мережковский и Гиппиус выступили с категорическим осуждением «Мюнхенского сговора». 1 сентября 1939 года начало Второй мировой войны супруги встретили в Париже. В начале июня начались бомбардировки Парижа, супруги вновь «эвакуировались» в Биарриц, но 27 июня сюда вошли гитлеровцы, и осенью Мережковские вернулись в столицу, где некоторое время вынуждены были ночевать у знакомых и жить в приюте для беженцев. Мережковский скоропостижно скончался 7 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. 10 декабря состоялись отпевание в православном храме Святого Александра Невского на улице Дарю и похороны на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Надгробие — белый обелиск, повторяющий контуры византийского православного храма, увенчанный маковкой с «восьмиконечным» православным крестом, — в нише своей имело изображение Пресвятой Троицы в обрамлении слов из прошения молитвы Господней: «Да приидет Царствие Твое».
Могила Дмитрия Сергеевича на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа.
Мережковский и Россия
Мережковский считал, что русский народ - самый «последний, крайний, предельный и... по всей вероятности, объединяющий все остальные культуры, преимущественно синтетический народ», близкий к пределам всемирной истории. Запад виделся Мережковскому захлестнутым волной «удушающего мертвого позитивизма», Восток – воплощением позитивизма. Россия и русские люди «нового религиозного сознания» должны были, по его замыслу, стать искрой, которая вызовет взрыв, коренное изменение в мировой культуре и цивилизации.
Б. Розенталь писала, что у Мережковского «Россия вмещает Европу, а не Европа - Россию. Они не являются по-настоящему равноценными. Для Мережковского Европа - это Марта, она олицетворяет работу мира, но Россия для него - Мария, душа мира. Душа важнее тела. Россия вберет в себя Европу через любовь». Именно от России, согласно Мережковскому, следовало ждать - или всемирного спасения, или всемирной катастрофы.
При этом Мережковские были свободны от проповеди национального превосходства и изоляционизма. Они были убеждены, что «последний христианский идеал Богочеловечества достижим только через идеал всечеловечества, то есть идеал вселенского, все народы объединяющего просвещения, вселенской культуры».
«Да будет один царь на земле и на небе - Иисус Христос» - это вся Россия когда-нибудь скажет - и сделает. Господь не покинет России. Только бы с Ним, только бы с Ним - и такая будет революция, какой мир не видал!» - писал Мережковский. Высшая миссия России, по его мнению, - «правда Христа».
Приложение 3
Родина
Над немым пространством чернозема,
Словно уголь, вырезаны в тверди
Темных изб подгнившая солома,
Старых крыш разобранные жерди.
Солнце грустно в тучу опустилось,
Не дрожит печальная осина,
В мутной луже небо отразилось,
И на всем — знакомая кручина...
Каждый раз, когда смотрю я в поле,
Я люблю мою родную землю;
Хорошо и грустно мне до боли, —
Словно тихой жалобе я внемлю.
В сердце — мир, печаль и безмятежность,
Умолкает жизненная битва...
А в груди — задумчивая нежность
И простая детская молитва.
Стихотворение «Родина», на мой взгляд, одно из самых проникновенных произведений Д.С.Мережковского. В нем автор выражает свои заветные чувства: любовь к родному краю и к родной природе. Какой же видит лирический герой свою родину? Образ родины в этом стихотворении – это образ крестьянской Руси: чернозем, старые крыши изб, жерди. Ничего примечательного, яркого, красочного лирический герой не видит на своей родине, напротив, он подчеркивает убогость, бедность жизни народа. Большую роль в первой строфе играет цветопись: «чернозем», «уголь», «темных». Цветовой ряд первого четверостишия помогает выразить состояние тоски и безнадежности, навеваемые такой картиной. Отсутствие звукописи в описании также, на мой взгляд, играет немаловажную роль: «над немым пространством чернозема». Эпитет «немой» в сочетании со словами «пространство» и «чернозем» позволяет нарисовать абсолютно статичную картину: отсутствие всякого движения, отсутствие каких бы то ни было звуков в природе и в мире человека. Мне кажется примечательным и тот факт, что перед читателем возникает описание весны: на полях еще не появились всходы (голый чернозем), подгнившая солома крыш и разбросанные жерди (крестьяне крыли избы соломой, и, если сена до весны не хватало, им приходилось снимать слому с крыш, чтобы кормить домашний скот. Во второй строфе лирический герой от описания жизни народа переходит к наблюдению за жизнью природы. Чаще всего в стихотворениях русских поэтов мы видим радостное восприятие весны лирическими героями: буйство красок и звуков, пробуждение природы, восторженные чувства людей. Что же видит лирический герой Мережковского в весенней природе? В жизни природы, как и в жизни человека, на всем лежит «знакомая кручина». Лирический герой останавливает свое внимание на отдельных деталях пейзажа: грустное солнце как будто прячется в тучу, осина «печальная», «мутная лужа», в которой отражается неясное сумрачное небо. И снова мы отмечаем отсутствие красок и звуков и в жизни природы. В восприятии лирического героя мир природы статичен и беззвучен. Какие же чувства вызывает эта, на первый взгляд, непримечательная картина в душе лирического героя? Эти чувства герой выражает в прямом признании в любви к родному краю:
Каждый раз, когда смотрю я в поле,
Я люблю мою родную землю.
Оказывается, любовь Мережковского к родной земле так велика, что никакие «некрасивости», никакие изъяны не могут заставить его разлюбить родной край. Но его любовь – это любовь-боль, любовь-сострадание. Легко любить процветающую благодатную землю и воспевать ее. Но истинный патриот любит свою родину не потому, что она прекрасна, а потому, что она его родина. И тогда родина исцеляет больную душу человека, помогает ему найти покой и позволяет ощутить гармонию с самим собой и с миром.
В сердце — мир, печаль и безмятежность,
Умолкает жизненная битва...
А в груди — задумчивая нежность
И простая детская молитва.
Таким образом, если говорить о лирическом герое Мережковского в этом стихотворении, то можно отметить, что перед нами человек, бесконечно влюбленный в русскую природу, умеющий ее тонко чувствовать и понимать, сопереживающий всем тяготам народной жизни, ощущающий себя глубоко русским человеком, страдающий вместе со своим народом. Он, подобно древнегреческому Антею, питается силой родной земли, находит в общении с ней успокоение своей страдающей душе. Эта любовь позволяет ему очистить свою душу, вернуться в детство.
Чужбина-родина
Нам и родина — чужбина,
Всюду путь и всюду цель.
Нам безвестная долина —
Как родная колыбель.
Шепчут горы, лаской полны:
«Спи спокойно, кончен путь!»
Шепчут медленные волны:
«Отдохни и позабудь!»
Рад забыть, да не забуду;
Рад уснуть, да не усну.
Не любя, любить я буду
И, прокляв, не прокляну:
Эти бледные березы,
И дождя ночные слезы,
И унылые поля...
О, проклятая, святая,
О, чужая и родная
Мать и мачеха земля!
У каждого человека есть такое место на земле, которое он считает своей Родиной. У каждого человека своя Родина, которую он любит и которой гордится. Находясь далеко на чужбине, человек тоскует, так как вспоминаются родные места, родной дом, природа. Хочется вернуться на родину, отдохнуть, набраться сил. Но как быть человеку, для которого родина является чужбиной, как для лирического героя Мережковского?
Нам и родина — чужбина,
Всюду путь и всюду цель.
Примечательно, что герой говорит не о себе лично, он употребляет местоимение «мы», обобщая такое восприятие родины всеми своими современниками, ощущающими себя чужими, лишними на родной земле. Вместе с тем для него чужая земля воспринимается «родной колыбелью», что говорит о противоречивости восприятия лирическим героем родины.
Нам безвестная долина —
Как родная колыбель.
Противоречивым является и отношение лирического героя к родине:
Не любя, любить я буду
И, прокляв, не прокляну:
Эти бледные березы,
И дождя ночные слезы,
И унылые поля...
О, проклятая, святая,
О, чужая и родная
Мать и мачеха земля!
Лирический герой не может не любить свою родину, хотя ничего особенно примечательного он в ней не видит. В его воображении возникает самый обычный пейзаж средней полосы России: «бледные березы», «унылые поля», дождь. Но именно такой родная земля особенно дорога поэту, она и «проклятая», и «святая», и «мать», и «мачеха». Это стихотворение, на мой взгляд, необыкновенно проникновенное, оно является ярким примером глубокого философского размышления человека об особенностях восприятия своей родной земли, о том, как порой неоднозначно мы можем воспринимать родину.
Возвращение (Глядим, глядим все в ту же сторону...)
Глядим, глядим все в ту же сторону,
За мшистый дол, за топкий лес.
Вослед прокаркавшему ворону,
На край темнеющих небес.
Давно ли ты, громада косная,
В освобождающей войне,
Как Божья туча громоносная,
Вставала в буре и в огне?
О, Русь! И вот опять закована,
И безглагольна, и пуста,
Какой ты чарой зачарована,
Каким проклятьем проклята?
И все ж тоска неодолимая
К тебе влечет: прими, прости.
Не ты ль одна у нас родимая?
Нам больше некуда идти,
Так, во грехе тобой зачатые,
Должны с тобою погибать
Мы, дети, матерью проклятые
И проклинающие мать.
Говорят, что человек получает при рождении жизнь, мать и родину. Так странно и так просто. Казалось бы, это все, что нужно человеку для осознания счастья. А если человек любит родину, но при этом видит, что не все, что происходит в его стране с его народом, правильно? Как быть тогда человеку? Так и герой стихотворения «Возвращение» восхищается Родиной, ее героическим прошлым, единением народа, готового встать на защиту суверенитета свой страны:
Давно ли ты, громада косная
В освобождающей войне,
Как Божья туча громоносная,
Вставала в буре и в огне?
Образ Родины в этом стихотворении – образ «Божьей тучи», кары, которая готова обрушиться на голову врага, готовой смести все на своем пути.
В то же время лирический герой воспринимает Родину через определенные символы: каркающий ворон (постоянный образ устного народного творчества как символ беды), мшистый дол, топкий лес, темнеющие небеса. Эти символы создают в представлении лирического героя образ страдающей, больной земли.
Автор сравнивает Родину с костной громадой. Чувство любви по родине, щемящей тоски по ней острее воспринимается в минуты горькие и страшные и тогда, когда ты находишься далеко от нее. На земле есть много прекрасных мест, но где бы ты ни был, что бы ни делал, душой ты остаешься дома. Как дерево, человек прирастает корнями к своей земле. Оторванный от нее, он теряет силы и радость жизни.
А всё ж тоска неодолимая
К тебе влечет: прими, прости.
Не ты ль одна у нас, родимая,
Нам больше некуда идти.
Родина – не просто край, где ты родился, это то место, к которому ты прикипел душой, частью которого ты себя считаешь.
Так, во грехе тобой зачатые,
Должны с тобою погибать
Мы, дети, матерью проклятые
И проклинающие мать.
Мы можем что угодно говорить о России: ругать ее, сравнивать с другими странами. Но это на словах. А сердце не обманешь. Лирический герой стихотворения искренне любит свою страну, гордится ею и страдает вместе с ней.
Природа говорит мне с царственным презреньем:
Природа говорит мне с царственным презреньем:
«Уйди, не нарушай гармонии моей!
Твой плач мне надоел, не оскорбляй мученьем
Спокойствия моих лазуревых ночей.
Я все тебе дала — жизнь, молодость, свободу, —
Ты все, ты все отверг с бессмысленной враждой,
И дерзким ропотом ты оскорбил природу,
Ты мать свою забыл — уйди, ты мне чужой!
Иль мало для тебя на небе звезд блестящих,
Немого сумрака в задумчивых лесах,
И чудной музыки в волнах моих шумящих,
И дикой красоты в заоблачных горах?
Я все тебе дала, — и в этом чудном мире
Ты не сумел хоть раз счастливым быть, как все:
Как счастлив зверь в лесу и ласточка в эфире,
И дремлющий цветок в серебряной росе.
Ты радость бытия сомненьем разрушаешь:
Уйди! Ты гадок мне, бессильный и больной...
Пытливым разумом и гордою душой
Ты счастья без меня ищи себе, как знаешь!»
Природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. Красота природы трогает сердца большинства людей. Сближение с природой облагораживает человека, делает его чище и милосерднее. Если внутренний мир человека и природа находятся в гармонии, составляют единое целое, то человек счастлив и спокоен. Если же человек не в состоянии увидеть красоту природы, понять законы, по которым она живет, ощутить себя частью всего живого, то такой человек глубоко несчастен. В стихотворении «Природа говорит мне с царственным презреньем», на мой взгляд, наблюдается противоречивость внутреннего мира лирического героя, создается впечатление, как будто в нем соединились два разных человека. Первый – тот, от имени которого идет философское размышление о роли природы в жизни человека. Он прекрасно понимает природу, ее жизнь и законы. Он понимает, что природа для него – заботливая и любящая мать, которая дала ему все, она не только создала его, но и сотворила прекрасный мир вокруг из:
…на небе звезд блестящих,
Немого сумрака в задумчивых лесах,
И чудной музыки в волнах моих шумящих,
И дикой красоты в заоблачных горах…
Он понимает, что человек должен быть счастлив в мире природы, как счастливы звери и птицы:
Как счастлив зверь в лесу и ласточка в эфире,
И дремлющий цветок в серебряной росе.
Однако человек, существо разумное, не сумел принять драгоценный дар природы, не смог стать счастливым:
Я все тебе дала, — и в этом чудном мире
Ты не сумел хоть раз счастливым быть, как все…
Второй, «бессильный и больной...с пытливым разумом и гордою душой», не способен стать счастливым, так как он все подвергает сомненью и презренью, он не способен просто жить и быть счастливым и потому глубоко несчастен. И природа сама отвергает свое детище, так как такой человек ей не нужен:
Ты радость бытия сомненьем разрушаешь:
Уйди! Ты гадок мне, бессильный и больной...
Пытливым разумом и гордою душой
Ты счастья без меня ищи себе, как знаешь!»
Природа не может простить лирическому герою того, что он забыл свою родную мать, человек становится чужим в мире, который был создан для него.
Перед нами глубоко несчастный и страдающий человек, его трагедия заключается в том, что он не может жить вне природы и не может жить в гармонии с ней, он осознает свою раздвоенность, но гордыня и разум не позволяют ему остановиться и по-другому посмотреть на мир вокруг себя. В этом и заключается трагедия современного человека.
Весеннее чувство (С улыбкою бесстрастия...)
С улыбкою бесстрастия
Ты жизнь благослови:
Не нужно нам для счастия
Ни славы, ни любви,
Но почки благовонные
Нужны,- и небеса,
И дымкой опушенные
Прозрачные леса.
И пусть все будет молодо,
И зыбь волны, порой,
Как трепетное золото,
Сверкает чешуей.
Как в детстве, все невиданным
Покажется тогда
И снова неожиданным -
И небо, и вода,
Над первыми цветочками
Жужжанье первых пчел,
И с клейкими листочками
Березы тонкий ствол.
С младенчества любезное,
Нам дорого - пойми -
Одно лишь бесполезное,
Забытое людьми.
Вся мудрость в том, чтоб радостно
Во славу Богу петь.
Равно да будет сладостно
И жить, и умереть.
В замечательном стихотворении «Весеннее чувство» автор основное внимание уделил красоте родной природы, основная мысль стихотворения, на мой взгляд, заключается в том, что счастье человека состоит в общении с природой, в умении принять окружающий мир и жить по его законам:
С улыбкою бесстрастия
Ты жизнь благослови:
Не нужно нам для счастия
Ни славы, ни любви.
Любовь и счастье, по мнению лирического героя, это призрачные ценности, которые не смогут принести успокоения и внутренней гармонии. Напротив, для абсолютного счастья необходимы: «почки благовонные», «небеса», «дымкой опушенные прозрачные леса». Лирический герой восхищен весенней природой. После долгих холодных зимних дней мир завораживает своими красками. С наступлением весны душа начинает радоваться и ликовать. Лирический герой понимает, что вьюги позади, и его ждут только тёплые и солнечные дни. Весна даёт начало новому и необыкновенному в природе, а это, в сою очередь, обновляет душу человека, дает возможность почувствовать себя ребенком, когда мир вокруг расцвечен яркими красками:
Как в детстве, все невиданным
Покажется тогда
И снова неожиданным -
И небо, и вода,
Над первыми цветочками
Жужжанье первых пчел,
И с клейкими листочками
Березы тонкий ствол.
Оказывается, только в детстве, когда душа еще не запятнана и способна воспринимать мир естественно и просто, человек способен понять, что жизнь природы является непреложной истиной, а со временем человек об этом забывает и считает это «бесполезным».
В конце стихотворения лирический герой приходит к важному философскому выводу:
Вся мудрость в том, чтоб радостно
Во славу Богу петь.
Равно да будет сладостно
И жить, и умереть.
Таким образом, пробуждение весенней природы помогает лирическому герою прийти к мысли о том, что человек должен научиться находить смысл жизни в простых вещах, наслаждаться жизнью в гармонии с природой и Богом.
Голубое небо (Я людям чужд и мало верю...)
Я людям чужд и мало верю
Я добродетели земной:
Иною мерой жизнь я мерю,
Иной, бесцельной красотой.
Я верю только в голубую
Недосягаемую твердь.
Всегда единую, простую
И непонятную, как смерть.
О, небо, дай мне быть прекрасным,
К земле сходящим с высоты,
И лучезарным, и бесстрастным,
И всеобъемлющим, как ты.
Лирический герой стихотворения «Голубое небо» - человек, глубоко разочаровавшийся в обыденной земной жизни:
Я людям чужд и мало верю
Я добродетели земной…
Что же противопоставляет он серой и грешной земной жизни? В чем находит успокоение? Мир и покой он находит в «лучезарном, бесстрастном и всеобъемлющем небе», потому что оно живет по другим законам, законам добра и справедливости, потому что небо – это Бог. Лирический герой чувствует себя совершенно одиноким и непонятым на земле, так как не принимает серости мироздания. Его влечет к себе голубое небо, оно недосягаемо, просто и непонятно, как смерть. Лирический герой хочет почерпнуть у него силы для того, чтобы противостоять жизни:
О, небо, дай мне быть прекрасным,
К земле сходящим с высоты,
И лучезарным, и бесстрастным,
И всеобъемлющим, как ты.
Человек, по мнению Мережковского, должен стать воплощением Бога, тогда и
наступит гармония. Гармония на земле, на небе и в душе человека.
Проклятие любви
С усильем тяжким и бесплодным,
Я цепь любви хочу разбить.
О, если б вновь мне быть свободным.
О, если б мог я не любить!
Душа полна стыда и страха,
Влачится в прахе и крови.
Очисти душу мне от праха,
Избавь, о, Боже, от любви!
Ужель непобедима жалость?
Напрасно Бога я молю:
Все безнадежнее усталость,
Все бесконечнее люблю.
И нет свободы, нет прощенья,
Мы все рабами рождены,
Мы все на смерть, и на мученья,
И на любовь обречены.
Удивительно интересным предстает образ лирического героя в стихотворении «Проклятие любви». Любовь для лирического героя невыносима, это некая цепь, которая сковывает душу героя, парализует его волю. Любовь несет человеку несвободу физическую и душевную. Поэтому лирический герой жаждет избавиться от любви и вновь стать свободным. Но он прекрасно понимает, что такое избавление невозможно, желание это «бесплодно».
О, если б вновь мне быть свободным.
О, если б мог я не любить!
Интересно и восприятие лирическим героем своей души, она, по его мнению, «полна стыда и страха, влачится в прахе и крови». Единственным избавителем лирического героя от мук любви является Бог, но герой напрасно молит Бога о спасении:
Все безнадежнее усталость,
Все бесконечнее люблю.
Лирический герой убежден в том, что люди обречены на любовь, на мучения, поэтому избавиться от любви человек не сможет никогда. Человек рожден рабом своих чувств. Лирический герой стихотворения, на мой взгляд, уставший от жизни и любви человек, глубоко страдающий, чувствующий невозможность изменить устроенный Богом порядок. Он не способен воспринять любовь как светлый дар, не способен отдаться этому чувству и позволить себе просто любить и быть счастливым. В каждой строке звучит обреченность героя на муки.
БОГ
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...
Пускай мученья мне грозят, —
Благодарю за этот миг,
За всё, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят...
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал — и не знал;
Еще не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал, —
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — всё. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури, Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда...
Пока живу — Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей;
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть — благодарю!..
Наиболее интересным и проникновенным, на мой взгляд, является стихотворение Мережковского «Бог». Название стихотворения просто и всеобъемлюще, в нем заключен целый мир и жизненная философия поэта, в нем с наибольшей полнотой раскрывается образ лирического героя поэзии Д.С.Мережковского. Стихотворение можно назвать молитвой и признанием в любви Богу. Лирический герой обращается к Богу, но он ничего не просит у него для себя:
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...
Поэт благодарит создателя за то, что дал возможность увидеть вечную красоту мира – божьего храма, любоваться природой. И даже если лирическому герою суждено будет страдать, он все равно благодарен Богу за мгновение счастья бытия. Бог, по мнению поэта, вездесущ и всеобъемлющ, он
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Даже еще не зная Бога, герой уже сердцем чувствовал его присутствие, хотя рассудком отрицал его существование, и Бог открылся человеку. Для лирического героя это откровение – самое большое счастье:
И Ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — всё. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури, Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда...
Жизнь без Бога на земле немыслима. Смысл жизни человека – верить в Бога и служить ему, тогда наступит мир и покой не только в душе одного человека, но и в душах всех людей, что приведет к всеобщему счастью:
Пока живу — Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей;
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть — благодарю!..
Именно безграничная и безоговорочная любовь к Богу может помочь человеку примириться с несовершенством земной жизни, позволит принять и жизнь, и смерть, ведь после смерти человек сможет слиться с Богом, стать частью мироздания.
Рим - это мира единство: в республике древней - свободы
Строгий языческий дух объединял племена.
Пала свобода,- и мудрые Кесари вечному Риму
Мыслью о благе людей вновь покорили весь мир.
Пал императорский Рим, и во имя Всевышнего Бога
В храме великом Петра весь человеческий род
Церковь хотела собрать. Но, вослед за языческим Римом,
Рим христианский погиб: вера потухла в сердцах.
Ныне в развалинах древних мы, полные скорби, блуждаем.
О, неужель не найдем веры такой, чтобы вновь
Объединить на земле все племена и народы?
Где ты, неведомый Бог, где ты, о, будущий Рим?
Лавовая лампа
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Как нарисовать черёмуху
Карандаши в пакете
Разлука