Исследовательская работа по литературе по рассказам М.М.Пришвина
Вложение | Размер |
---|---|
zaytseva.docx | 913.57 КБ |
Управление образования молодежной политики и спорта Бутурлинского муниципального района
МБОУ Базинская основная общеобразовательная школа им. Н.В.Сутягина
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция: «Филология»
Певец природы- М.М.Пришвин
Выполнила ученица 6 класса
Зайцева Евангелина.
Научный руководитель
Милютина Наталья
Александровна, учитель русского
языка и литературы высшей квалификационной
категории.
Бутурлино, 2017
Содержание
Введение………………………………………………………….3-5
Глава 1. М.М.Пришвин- певец природы
1.1. «Старичок- лесовичок» отечественной литературы..………5
1.2.Произведения М.М.Пришвина о природе………………….6-7
Глава 2. Природа- это я.
2.1. Взаимоотношения человека с природой…….………………7-8
2.2.Книги Пришвина- азбука природы….……………………….8-9
Заключение………………………………………………………..9-11
Список литературы……………………………………………….12
Приложения……………………………………………………….13-19
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..
Ф.И.Тютчев
Введение.
2017 год в России объявлен президентом В.В.Путиным Годом экологии. Сохранение природной среды и разумная охрана природы - одна из острейших проблем, стоящих перед человечеством, особенно в настоящее время. Опасность происходящих в природе изменений заставляет нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. От состояния природы зависит жизнь человека. Мы, жители 21 века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками экологической катастрофы. Природа гибнет, просит помощи. Мы должны спасти её, сохранить, ведь природа - наш дом, наша земля.
В данном исследовании я решила рассмотреть, как произведения русских писателей влияют на воспитание гуманного отношения учащихся к природе, как воспитывают чувство прекрасного. Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, умирающие полесские болота, зараженный радиацией Чернобыль... Вырубаются старинные леса, в лесу всё меньше и меньше становится растений, записанных в Красную Книгу. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, забывший, откуда он родом.Об отношении человека к природе писали многие русские поэты и писатели.
Актуальность темы. В настоящее время книги о взаимоотношении человека и природы не пользуются спросом у читателей, их вытеснили детективы, беллетристика, детективы. Но судьба книги о природе, о месте человека в ней волнует не только детей, но и взрослых.
Объектом исследования является ряд рассказов М.М.Пришвина о природе.
Цель исследования: выявление представления Пришвина о красоте природы и его мыслей о сохранении природы, бережном отношении к ней человека.
В соответствии с целью я определяю следующие задачи.
1. Проникнуть в размышления писателя об отношении человека к природе.
2. Выявить способы создания образов природы в творчестве писателя.
3. Накопить опыт собственной творческой деятельности.
4. Соединить аналитическую и творческую работу при постижении художественных произведений.
Новизна данного исследования заключается в том, что я попыталась соотнести образ природы с ее изображением в литературе.
Область применения работы. Данный материал может применяться на уроках литературы, факультативных занятиях, посвящённых изучению творчества М.М.Пришвина и русских писателей 19-20 в.в. о природе.
Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается нам в процессе познания, труда и творчества.
Чтобы подросток вырос настоящей личностью, ему нужно помочь в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития. Эту очень важную задачу решают в своём творчестве многие русские классики. Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту!
В своих произведениях русские классики не только восхищаются красотой природы, но и предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшим эпохам. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Их произведения раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.
Глава 1. М.М.Пришвин- певец природы.
С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят ее в течение всей жизни.
Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.
Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.
Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой в его творчестве.
Еще в первом произведении «В краю непуганых птиц» Пришвин тревожится за отношение человека к лесам: «Только и слышишь слово «лес», но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной и т.д.». Но это полбеды. Вырубаются лучшие деревья, используются только равные части ствола, а остальное «... бросается в лесу и гниет. Гниет также и пропадает даром весь сухолистный или поваленный лес ...» (Приложение 1)
На протяжении всей своей литературной деятельности М.М. Пришвин пропагандировал идею сохранения флоры и фауны. В любом произведении писателя звучит высокая любовь к природе: «Пишу – значит, люблю», - говорил Пришвин.
Пришвин в своих рассказах так умело описывает все прелести природы или повадки животных, что в нашем воображении сразу рисуется их яркий образ, мы наяву слышим, как поют птицы или шумят листья на деревьях.
Первая книга М.М.Пришвина– о русском Севере - «В краю непуганых птиц». Главная тема- человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.(Приложение2)
Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы. В основе зарисовок Пришвина лежит пристальное внимание к миру, вглядывание в цветок, в круги на воде, в молодые еловые иголки и ощущение кровного с ними родства.
А сколько еще в рассказах Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами – наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется – и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. И Хозяин Леса, сильный своим разумом, добрый «сердечной мыслью», всматривается, вслушивается в нее, любуется, понимает – и принимает под свою защиту.
Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу.
Глава 2 «Природа- это я»
2.1. Взаимоотношения человека с природой.
Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты». Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Одностраничный рассказ «Лисичкин хлеб» важен писателю, его название вынесено в заголовок цикла, объединяющего четырнадцать рассказов.(Приложение 3) Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным.
В своём дневнике в 1951 году Пришвин пишет: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражённое в природе: природа – это я. Труднее всего говорить о себе, от того так и трудно говорить о природе».
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.
Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-подлистьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях («Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки»).
В природе людей поражают её творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. У нас формируется понятие о добре и зле, совести и чести.
Так Пришвин в рассказе «Ёж» очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест».(Приложение4)
Рассказ «Ребята и утята» учит быть добрыми и внимательными к живым существам: «И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята: «До свидания, утята!”» (Приложение 5)
2.2.Книги М.М.Пришвина- азбука природы.
В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы пробуждают и развивают те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор, получаем информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни.
Человек - часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мёртвой планете, поэтому и обращается Пришвин к нам: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни… Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи и горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
Книги Пришвина “Лисичкин хлеб”, “В краю дедушки Мазая”, “Золотой луг” - азбука природы. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учиться бережному отношению к природе.
Заключение.
Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях, особенностях развития и их значимости. Жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости, не могут понять чужую боль и прийти на помощь.
В своих рассказах М.М. Пришвин воспитывает любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру. Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.
Писатель очень любил природу и поэтому с каждой строчки, написанной им, сквозит неподдельная любовь и нежность к Природе – матушке.
Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью, которая неотделима от сознания своей связи с природой. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. «Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее, ответственнее. Наличие этого чувства – обязательный признак доброго сердца…»,-говорил М.М.Пришвин.
Сегодня природа как никогда нуждается в защите и охране, в бережном к ней отношении, а без любви к ней всё это крайне затруднительно, даже почти невозможно. Любовь к природе является главной причиной её охраны. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов и прозаиков. Они могли в неброской, внешне неяркой русской природе находить смысл; природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. К своей родной природе надо относиться патриотично, как русские писатели, то есть беречь её. Чтение художественного произведения помогает обогащаться знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы, любить и беречь окружающий нас мир.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Возможно, не каждый ребёнок поймёт тот или иной поступок героя, но нравственное начало в поступках человека должно послужить для него примером. Также стоит рассмотреть в каждом конкретном случае в человеке личность, которая принимает то или иное решение и выяснить – почему человек поступает так, а не иначе. Таким образом, в природоведческой литературе можно проследить отношение человека к природе,через неё идёт знакомство детей с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывая нравственные, эстетические и другие качества человека, формирует личность.
Против варварского уничтожения лесов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам — это вопрос об отношении к Родине.
Я предложила ребятам нашей школы ответить на один вопрос: «Как можно спасти и сохранить природу?»
Школьники выступают за бережное отношение к природе, рациональное
использование ее природных богатств и ресурсов. Особо хочется отметить ответы, в которых ребята пишут о чувстве вины перед природой, но они считают, что человек может спасти природу, ведь он часть ее.
(Приложение 6)
Есть четыре закона экологии, которые сформулировал американский ученый Барри Коммонер: «Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас». Но, мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситуацию. Все в наших руках!
Литература
Приложение
Рассказы М.М.Пришвина
Рассказ «Лисичкин хлеб»
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
- Это что за птица? - спросила Зиночка.
- Терентий, - ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.
- Сами лечатся, - ответил я. - Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
- Откуда же это в лесу взялся хлеб?
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
- Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг - золотой.
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
- А, ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал - ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и - здравствуйте! - ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.
И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу - какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:
- Зачем это ёжику газета понадобилась?
Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
- Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.
- Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
- Ну иди, иди, - говорю. - Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода...
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.
- Пей, - говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:
- Хороший ты малый, хороший!
Напился ёж, я говорю:
- Давай спать. Лёг и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочки дам - съест.
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
- Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
- Пустим.
- Вот то-то "пустим"! - сказал я очень сердито. - Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
- А вон сидит! - хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята - пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
- Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.
- Что вы смеетесь, глупыши? - сказал я ребятам. - Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите "До свиданья"!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
- До свиданья, утята!
Результаты анкетирования.
| 5 класс 11 человек | 6 класс 10 человек | 7 класс 12 человек | Общее |
Не жечь костры | 38% | 23% | 21% | 82% |
Не засорять леса, реки, озера | 39% | 20% | 16% | 75% |
Рационально использовать природные богатства | 28% | 14% | 16% | 58% |
Проказы старухи-зимы
Рисуем "Ночь в лесу"
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
По морям вокруг Земли
В какой день недели родился Юрий Гагарин?