В работе проводится исследование способов современного экологического воспитания на основе изучения художественной литературы., в частности, романа Д.Глуховского "Метро-2033". В романе создаются яркие картины того, как природа мстит человеку за его грехи везде: и под землёй, в туннелях метро, где смогли выжить жертвы атомной войны, и на поверхности, где все живое погибает от радиации. Идея произведения высказана одним из героев романа: «Сдавайся, сапиенс! Ты больше не царь природы! Тебя свергли! Природа больше не хочет тебя…»
Вложение | Размер |
---|---|
fatyhova_issledovatelskaya_rabota.docx | 30.95 КБ |
Республиканская научно-исследовательская конференция
XVII Рождественские чтения
Секция: русская литература
Исследовательская работа
Художественная литература
как средство формирования у учащихся
эмоционально-ценностного отношения к природе
(на основе романа Д. Глуховского «Метро-2033»)
Фатыхова Алзиля, МБОУ «Каратунская СОШ с УИОП», 11б класс,
н. п. жд. ст. Каратун, Апастовский МР, Татарстан
Научный руководитель:
Заббарова Алсу Галимулловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Казань 2018
Оглавление
Введение …………………………………..…………………………………….. 3
Основная часть …………………………………………………………...……… 4
Заключение ………………………………………………………………..……... 10
Список использованной литературы …………….…………………………….. 12
ВВЕДЕНИЕ
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Поэтому в наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом, основным требованием которого является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.
Проблема воспитания экологической культуры, которая в современной литературе приравнена к проблеме формирования культуры природолюбия школьников, занимает значительное место в теории и практике современной школы [1, с.294-297].
Под экологической культурой надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Основной задачей этого сравнительно нового направления в воспитании является формирование у школьников бережного и ответственного отношения к природной среде.
Русский поэт А. Твардовский особо отмечал, что урок литературы – это «не увеселительный урок или не урок отдыха между остальными предметами, а это урок мотивации, эмоционального подъема и даже больше - это урок духовного очищения; литература изображает жизненный опыт людей, сообщает учащимся о нем и готовит их к его освоению».
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах академика Н.Н. Моисеева [3, с.4-6]. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Цель данного исследования – узнать роль и значение художественной литературы как способа воспитания экологической культуры.
Объект исследования – как произведения художественной литературы «воспитывают» читателя, «учат» его проявлять любовь и уважение к природе.
Предмет исследования – роман Д. Глуховского «Метро 2033».
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
В ходе исследования использованы следующие теоретические методы: теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме; практические методы: анкетирование, составление таблиц, беседы.
Новизна исследования состоит в анализе романа Д. Глуховского «Метро 2033» с точки зрения возможного развития событий в случае наступления в мире экологической катастрофы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Роман Д. Глуховского «Метро 2033» - произведение фантастическое, вымышленное. Однако оно во многом соответствует реальности. Говоря другими словами, это наше будущее, если мы будем пренебрегать природой и не беречь её.
Иногда мы совсем забываем об экологии. Ведь наша голова забита иными мыслями, которые мы называем «проблемами». Между тем настоящая проблема – умереть в руках умирающей природы, не сумев помочь ей, не защитив её хоть маленьким поступком, например, посадив маленький росток, который станет одним из основателей нашего будущего. Мы вредим ей, когда занимаемся «решением» своих личных «проблем». Например, в романе «Метро 2033» смерть природы начала наступать из-за войны, которую автор назвал «Третьей Мировой войной». Эта война завязана человеком, самым беззащитным ребёнком Матери Земли (ибо у него нет ни когтей, ни густой шерсти, ни клыков или других защитных функций), но и самым опасным для неё. Всё началось из-за желания получить огромную власть, славу, деньги. Но природа не выдержала, устала от этого. Она дала отпор человеку.
Люди стали жить в туннелях метро, потому что они боятся не только радиации, но и испепеляющих и губительных для подземной жизни солнечных лучей поверхности. Как пишет автор, «радиационный фон там был такой, что чрезмерно любопытные изжаривались за пару часов, не успев нагуляться вдоволь и насмотреться на диковинный мир поверхности».
Дикий животный мир тоже стал меняться во вред человеку. Крысы стали намного больше и агрессивнее, чем до войны. Они съедали заживо, нападали на тех, кто попадался на их пути: на мёртвых и живых, даже на своих убитых сородичей. Слепо. Неумолимо. Вызывая острые ощущения, «предсмертные вопли, полные боли и отвращения», не только у жертв, но и в воображении читателей, доставляя им неприятные переживания.
Как говорилось раньше, на поверхности жить невозможно, поэтому приходится в прямом смысле «выживать» в туннелях метро. Там всё, оставшееся в живых, бледнеет, лишается природных качеств, слабеет. Например, фермерские свиньи белые и толстые. Толстые из-за того, что кормят их грибами, ибо это единственный источник питания не только для них, но и для людей. Чай для подземных жителей роскошь. Он стоит в 10 раз дороже, чем грибы. Поэтому люди пьют отвар из грибов, к вкусу которого не сразу привыкнешь. Но потом с нужды будешь зависим от него.
Дело дошло до такой степени, что в метро, ставшем подземным убежищем от опасности, жить тоже рискованно. На многих станциях за каждым метром подстерегают людей всё новые и необычные мутированные существа. Они различны внешне, но их объединяет единая цель – кровавая расправа со своей жертвой – человеком.
Создаётся картина, будто природа мстит человеку за его грехи везде: и под землёй, и на поверхности. Это отражается в эмоциональном монологе Сухого, отчима Артёма: «Мы будем на собственном дерьме растить грибочки, и свиньи станут новым лучшим другом человека, так сказать, партнером по выживанию… Мы с аппетитным хрустом будем жрать мультивитамины, тоннами заготовленные заботливыми предками на случай, если жизнь однажды покажется слишком светлой и захочется почувствовать себя немного хуже… Мы будем робко выползать наверх, чтобы поспешно схватить еще одну канистру бензина, еще немного чьего-то тряпья, а если сильно повезет — еще горсть патронов, и скорее бежать назад, в свои душные подземелья, воровато оглядываясь по сторонам, не заметил ли кто, потому что там, наверху, мы уже не у себя дома. Мир больше не принадлежит нам, Охотник… Мир больше не принадлежит нам». «Сколько ты продержишься на грибах, мультивитаминах и свинине? Сдавайся, сапиенс! Ты больше не царь природы! Тебя свергли! Природа больше не хочет тебя…» [2, с. 22].
Земля, можно сказать, умирает. Она будет похоронена в так называемом гробу – в космосе, растворится в нём, разлетаясь на маленькие песчинки, помнящие историю об убитой человеком Природе. Есть малая вероятность того, что наша планета изменится в лучшую сторону. Но дело в том, что проблема находится в самих людях.
С детства нам говорят, что природу надо любить и ценить, как собственную мать. Ведь в ней будут жить наши дети и следующие поколения. Но из-за того, что люди «пережёвывают» информацию за нас, из-за того, что мы не проходим через процесс действия, когда полученные знания навсегда закрепляются в уме, мы не чувствуем, не видим всех деталей проблемы. Это как дать ребёнку, не умеющему читать, лучшую книгу и самому рассказать о ней, вместо того, чтобы совместно и углубленно учить ребенка читать и понимать смысл книги.
Если каждый человек попробует решать проблемы экологической культуры, предпринимать какие-либо действия, а не просто будет смотреть и сокрушаться, что «да, состояние природы ухудшается», то всё изменится в лучшую сторону и наше будущее не будет таким, как в романе. Но надо начинать с самого начала. Сейчас активно изучается роль художественной литературы в воспитании экологической культуры у учащихся [4, с.14]. Молодое поколение учат видеть экологические проблемы, учат чувствовать, помогают формировать гуманную природу внутреннего мира человека с помощью литературы. Ведь внутренняя «природа» взаимосвязана с окружающей природой.
Учитывая, что среди современного молодого поколения чтение книг не является приоритетным в получении учебной или развлекательной информации, мы захотели узнать, задумываются ли школьники об экологических проблемах и вносят ли от себя вклад в защиту природы. Для определения уровня экологической культуры школьников Каратунской СОШ было проведено анкетирование. В нем приняли участие 87 человек. Они отвечали на данные вопросы, свободно выражая своё мнение. Результаты получились следующими:
Как вы понимаете выражение «экологическая культура человека»?
48% респондентов ответили, что это возможность использовать свои знания в повседневной деятельности (соблюдение чистоты своей среды обитания и природы);
48% - личная ответственность каждого человека за Планету;
3% - способность создать свою среду обитания;
1% - не поняли вопроса.
Кто должен воспитывать в человеке экологическую культуру?
33,3% - родители, учителя, писатели, друзья;
33,3% - каждый человек сам себя воспитывает;
33,3% - человек сам и всё окружение.
Играет ли роль изучение художественной литературы в воспитании экологической культуры?
30% - нет (средства общения и социальные сеты более доступны и проще);
70% - да.
Считаете ли вы себя экологически грамотным и культурным человеком?
5% - нет;
25% - нет, но стараюсь;
70% - да.
В чём проявляется ваша экологическая культура?
1) Не кидают мусор;
2) Соблюдают чистоту своей среды обитания и природы;
3) Не обижают животных, строят скворечники, кормушки, сажают деревья;
4) Призывают остальных к чистоте;
5) Читают литературные произведения, воспитывающие экологическую культуру.
Среди произведений художественной литературы, играющих наиболее важную роль в воспитании экологической культуры, ученики младших классов отметили рассказы М.М. Пришвина, К.Д. Ушинского, К.Г. Паустовского. Через них они научились видеть красоту природы, обращать внимание на жизнь растений и животных. В старших классах учащиеся назвали произведения В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой», В.П. Астафьева «Царь-рыба», Б.К. Екимова «Охота на хозяина» и др. Многие из учащихся, изучив эти произведения по требованию учебной программы, в дальнейшем продолжили свое самообразование в этом направлении.
Необходимо дать понять людям, что «экологическая культура» - это не только воздействие человека на природу. Это и чистота, порядок внутреннего мира. Без чистоты души невозможно по-настоящему принести пользу природе. В романе Д. Глуховского «Метро 2033» описывается поступок Андрея. Он спас жизнь щенку, маленькому, «дрожащему, жалкому, мокрому, невыносимо грязному, со свалявшейся шерстью непонятного и неразличимого цвета, с черными глазами, наполненными ужасом, и прижатыми маленькими ушами». Сначала приятели Андрея настороженно отнеслись к этому щенку, даже побаивались его, смотрели с подозрением. Но Андрей смог даже в их твёрдой, закалённой суровыми испытаниями душе пробудить мягкость, любовь к маленькому собрату. Если бы этот герой не спас его, то щенок бы погиб. А могло случиться и еще хуже: он мог стать одним из врагов человеческой расы и природы, людоедом, свирепым, кровожадным иродом. Можно сказать, Андрей спас не только жизнь этому щенку, но и обрёл верного друга, будущего четвероногого помощника, на которого уже с первой встречи начал возлагать надежды: «Может, из него еще что-нибудь полезное вырастет. Немецкая овчарка, например» [2, с. 14].
Также нужно отметить то, что в романе чтение для подземных жителей – это драгоценность. «На ВДНХ гордились тем, что, несмотря на удаленность от центра, от главных торговых путей, поселенцам удавалось не просто выжить в ухудшающихся день ото дня условиях, но и поддержать, хотя бы только и в пределах станции, стремительно угасающую во всем метрополитене человеческую культуру. Администрация станции старалась уделять этому вопросу как можно больше внимания. Детей обязательно учили читать, и на станции даже была своя маленькая библиотека, в которую, в основном, и свозились все выторгованные на ярмарках книги. Беда была в том, что книги челнокам выбирать не приходилось, брали что было, и всякой макулатуры скапливалось предостаточно. Но отношение к книгам у жителей станции было таково, что даже из самой никчемной библиотечной книжонки никогда и никем не было вырвано ни странички. К книгам относились как к святыне, как к последнему напоминанию о канувшем в небытие прекрасном мире, и взрослые, дорожившие каждой секундой воспоминаний, навеянных чтением, передавали это отношение к книгам своим детям, которым и помнить уже было нечего, которые никогда не знали и которым не было суждено узнать иного мира, кроме нескончаемого переплетения угрюмых и тесных тоннелей, коридоров и переходов. Но немногочисленны были станции, на которых печатное слово так же боготворилось. И жители ВДНХ с гордостью считали свою станцию одним из последних оплотов культуры, северным форпостом цивилизации на Калужско-Рижской линии» [2, с. 45-46]. Значит, одним из факторов, поддерживающих жизнь человеческой расы, является чтение. Книга открывала людям иной мир, иные взгляды, идеи, мысли. Она становилась пищей для ума.
Можно сказать, что так же происходит и в реальном мире, сейчас. Как говорилось раньше, изучение художественной литературы усиливается, так как она пробуждает в человеке интерес к чему-либо, рождает эмоции, толчок к нравственным поступкам. Таким образом, мы с уверенностью можем подтвердить, что чтение – одно из значимых условий воспитания экологической культуры человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив роман Д. Глуховского, я выделила следующие проблемы и заключения по ним:
1) Проблема дисбаланса между «двумя мирами»: человека и природы;
2) Проблема равнодушия человека по отношению к природе;
3) Проблема «прогрессивного человечества, которое доигралось-таки с прогрессом»;
4) Проблема искушения человека;
5) Добро всегда восторжествует;
6) Природа – живое существо;
7) Человек – действительно могущественнейшее творение самой природы;
8) Чтение дороже золота.
Произведение Д. Глуховского «Метро 2033» раскрывает эстетическую сущность природы, духовное состояние человека, отношение его к природе и ко всему живому на земле. Значит, оно может влиять на сознание человека и рождать в его душе положительные эмоции. При чтении романа читатель проникает в чувства, мотивы действия и настроения персонажей. Даже воображение начинает выполнять свою функцию: оно автоматически включается, работает, будто прожектор, отображая прочитанное, как в кино. По словам ученого С. Рыспаева, «Любовь к природе – это не профессия и не специальность, которые специально готовят, это формирование гуманной природы внутреннего мира человека». Именно тогда может произойти важное: баланс «двух миров» – человека и природы.
Автор оригинальным образом смог добиться своего, раскрыть все ветви не только экологической проблемы, но и духовной. Также он доказал, что человек – сильное существо и оно может жить вечно, если будет использовать свои знания правильно и воспользуется ими во благо, не навредив Матери Природе.
Таким образом, мы доказали, что художественная литература действительно важна и её невозможно заменить ничем. Она всегда будет сопровождать человека, помогая ему преодолевать испытания, впитывать всё происходящее и передавать полученный опыт, знания следующему поколению, как наследие. И я невероятно рада, что активно занимаются этим искусством великие люди – Писатели. Не важно, в каком жанре автор творит, но творческие темы всегда актуальны, значимы, укрепляют идейно-художественные нравственные ценности литературного наследия. Своим творчеством писатель не может не влиять на жизнь человека и общества, ведь суть слова – созидающая энергия. Литературный процесс не бизнес, цель творчества - самоотдача, концентрированное выражение духовно-эстетического опыта самого человека, народа, даже всего мира. Произведения писателя должны иметь эстетическую художественную ценность и соответствовать духовным традициям национального воспитания.
Основные мысли литературных произведений, посвящённых воспитанию экологической культуры человека, – это как семена в душе читателя. Они должны прорасти, стать крепкими, «разумными», «решительными». Как эти посеянные семена будут расти, будут ли они приносить пользу или умрут – дальше решать самому человеку. Но надеемся, что они смогут выжить и найти баланс и во внутреннем мире человека, и в мире природы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бектуров Т.М. Художественная литература как средство формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе. Журнал «Современные наукоемкие технологии». – 2016. – № 2 (часть 2).
2. Глуховский Д. Метро 2033. http://knizhnik.org/dmitrij-gluhovskij/metro-2033/1
3. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования// Экология и жизнь – 2010. - № 8.
4. Печко Л.П. «Экологическое и эстетическое воспитание школьников». М., 1984.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Рисуем крокусы акварелью
Рождественские подарки от Метелицы
Военная хитрость
Лист Мёбиуса