Памятники в Самаре в настоящем, прошлом и будущем.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.86 КБ |
Ежегодная городская (открытая) научно-практическая конференция образовательных учреждений городского округа Самара «Челышовские чтения»
Секция: «Архитектурная уникальность моего города.»
Тема: «Образ журавлей в памятниках Великой Отечественной войне.»
Подтема: «Памятники в Самаре в прошлом, в настоящем и будущем времени.»
Выполнила:
9 класс (16 лет)
МБОУ «Школа №15»
Самарского р-на г.о. Самара
Руководитель:
Гилянина Антонина Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №15»
Самара, 2018
Содержание
Стр
Введение 3
Заключение 12
Список использованных источников информации 13
Поселок Алексеевка находится в 15 километрах от Самары. Главная достопримечательность здесь - холм, с которого открывается вид на реку Кинель и на бескрайние поля и луга. На холме возвышается памятник «Материнская доблесть». Это памятник крестьянке Прасковье Володичкиной, у которой война забрала самое дорогое - любимых сынков. С разных уголков России тропинки памяти ведут людей к подножию мемориала семье Володичкиных - матери и девяти ее сыновьям, которые героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Тема легендарной семьи Володичкиных интересовала нас давно. Каждый год ребята нашей школы приезжают отдать дань уважения к памятнику Великой Матери Солдатской. Он представляет собой стелу из розового и серого гранита высотой 11,5 метра. Девять бронзовых журавлей, символизирующих погибших солдат, клином уходят в небо. И их провожает мать. На гранитном монументе — имена всех девяти сыновей и их матери. А рядом слова: «Семье Володичкиных — благодарная Россия».
Актуальность работы: в культуре сложился очень глубокий и интересный образ памяти в виде вечного огня и летящих журавлей. Они символизирует отрыв души в вечную неизвестность. Бессмертный образ белых журавлей стал родным и близким миллионам людей на нашей планете. История создания мемориала семье Володичкиных в Самарской области весьма символична в создании памятников-журавлей. Подобные памятники - это напоминание потомкам о героических страницах в истории нашей страны.
Данная проблема определила цель нашего исследования: изучение истории появления памятника семье Володичкиных, определение его значения для жителей Самарской области.
Для реализации цели исследования мы сформулировали следующие задачи:
Объект исследования: история создания памятника семье Володичкиных в Самарской области.
Методы и приемы:
1.1. Песня - реквием
Не одно литературное произведение не создается просто так. Каждое из них имеет свою судьбу. Интересна судьба песни «Журавли», которой поэт Расул Гамзатов посвятил в своей прозаической книге «Мой Дагестан» несколько страниц: «... Эта песня родилась у меня в 1965 году в городе Хиросиме. О трагедии этого города написано много, и я возложил венок своих горестных стихов у памятника жертвам большой беды века - написал поэму «Колокол Хиросимы», который ежедневно звонит о погибших, написал о рояле Хиросимы, чьи сгоревшие клавиши играли во мне музыку страшной трагедии, написал о хиросимских часах, которые навечно остановились утром 6 августа 1945 года, в 8 часов 15 минут.
Песня «Журавли» стоит особняком. Неожиданно для меня она стала больше чем стихи... Увидев в Хиросиме проект памятника простой японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела - скончалась. Потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище - тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток». Потом была телеграмма о кончине матери. По дороге домой, на всей воздушной трассе, поэт думал о матери, о погибших двух братьях, о миллионах, не вернувшихся с войны, женщинах в белом одеянии, и о многом другом, но мысли поэта все время возвращались к белым журавлям. Он написал несколько вариантов стихов и один из них стал
песней. В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир» и начиналось словами: «Мне кажется порою, что джигиты, с кровавых не пришедшие полей…». Стихотворение «Журавли», напечатанное в журнале, попалось на глаза певцу Марку Бернесу. В песне «джигитов» заменили «солдатами», и созданная песня покорила сердца миллионов людей. Именно с тех пор и начали появляться памятники - журавли.
1.2. Образ журавлей в памятниках Великой Отечественной войне
Оказывается, наша страна и другие страны богаты на памятники, изображающие гордых журавлей. Все они воздвигнуты как символ вечной памяти погибшим вследствие кровопролитных войн и не только. По некоторым данным такие скульптуры имеются в 30 городах. И каждая из них самобытна, потому что выражает индивидуальное видение мастера.
В число наиболее интересных в художественном отношении памятников, посвящённых героической обороне Ленинграда во время Великой Отечественной, входит Невский мемориал - «Журавли». Этот памятник возведён на месте братского воинского кладбища, где в блокадные годы войны было похоронено около 50 000 ленинградцев и защитников города, умерших от ран в располагавшемся неподалёку военном госпитале. Уже в 1949 году у братских могил была установлена прямоугольная гранитная колонна с рельефным орнаментом, увенчанная урной, а в 1975 году началась разработка проекта мемориального комплекса.
Невский мемориал - памятник «Журавли», авторами которого являются скульптор Леонид Георгиевич Могилевский и трое архитекторов (Д. С. Гольдгор, А. П. Изотов и А. В. Аланнэ), сооружался в 1978-1979 годах методом народной стройки и был открыт в 1980-м.
На постаменте колонны с лицевой стороны выполнен текст врезными знаками: «Здесь захоронены воины, мирные жители, героически защищавшие Ленинград 1941-1943 гг» На одной из стел бронзовая надпись со словами ленинградского поэта М. А. Дудина: «Тверже стали и камня была ваша стойкость, герои, славу мужества вашего гордый хранит Ленинград» А на стеле с журавлями, с лицевой стороны, также накладными знаками начертано: «Память павших героев, защитников жизни, священна будь достоин её светлым подвигом жизни своей».
Самый высокий памятник по мотивам «Журавлей» открыт 9 мая 1982г. в Саратове в парке Победы на Соколовой горе. Скульптор Ю.И.Менякин. Над горой главенствуют три 40-метровых пилона и вознесшиеся ввысь над городом двенадцать серебристо-белых журавлей, символизирующих души погибших солдат (только в первые дни войны свыше 130 тысяч жителей города Саратова ушли добровольцами на фронт). Они видны из многих точек Саратова, с моста через Волгу и с самой реки. Жителей и гостей Саратова, пришедших сюда, встречает большой камень, на котором высечены слова: "Вам, отцам и дедам нашим, братьям и сестрам, детям своим, землякам, товарищам, однополчанам, мы, живущие ныне, памятник этот воздвигли". На мозаичной плите приведен список городов Саратовской области, жители которых ушли защищать от врага свое Отечество.
Работая над этой темой, мы узнали, что символ журавлей используется также и в памятниках жертвам локальных войн, терроризма и ядерных катастроф.
2.1. Семья Володичкиных
Трагическая история этой семьи — уникальная, единственная в мире... До Великой Отечественной войны в поселке Алексеевка Кинельского района жила дружная семья Володичкиных: глава семейства Павел Васильевич, его жена Прасковья Еремеевна и девять сыновей — Александр, Андрей, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Федор и Николай. ...Семья Володичкиных жила в Алексеевке в просторной крестьянской избе на Полевой улице. В 1895 году родился у них первенец - Александр. Через полтора года опять появился на свет мальчик, потом еще, и еще, и еще... Последний, девятый, сын Николай родился в 1918 году...
Родственники Прасковьи Володичкиной представляют ее как высокую статную женщину с суровым лицом и темными глазами. На долю Прасковьи Еремеевны выпало немало испытаний. Она пережила революцию, голод в Поволжье, коллективизацию, сломила ее только война.
Семью Володичкиных называли кулаками. У них было крепкое хозяйство. Девятерых сыновей с малолетства приучали к крестьянскому труду. Судьбу семьи изменила коллективизация. Большую часть хозяйства и земли у Володичкиных отняли. Для главы семьи Павла Васильевича это стало сильным ударом, и он скончался в 1935 году. После смерти мужа Прасковья Еремеевна стала одна распоряжаться оставшимся хозяйством. Тем не менее, по словам родственников, женщина не была властной. Напротив, ее вспоминают как спокойную и неконфликтную. И вот уже сыновья Прасковьи Еремеевны отслужили в армии, вернулись домой. Остался только самый младший Николай, в сентябре 1941 года заканчивался срок его срочной службы в Забайкалье. Уже присмотрели ему в поселке девчонку в жены, хорошую работу, а там, глядишь, и собственный дом отстроит, да нарожают они внуков на радость миру - вот оно, простое материнское счастье...
Так думала вечерами Прасковья Еремеевна, но война распорядилась иначе.
От мала до велика поднимался многомиллионный народ на вражеские полчища. Вместе с соотечественниками прикрыть своим телом родимую землю уходили и братья Володичкины. Из семьи Володичкиных отправились на фронт сразу три брата - Василий, Петр и Федор. А затем еще пятеро. Осенью 1941 года ушел на войну самый меньший и любимый сын - 23-летний Коля. Самый обласканный в семье, младшенький, кровинушка родная, как говаривали в старину на Руси, уже мчался в воинском эшелоне из далекого Забайкалья на запад. Три года он не был дома, вот уже и родные заволжские степи показались, но «литерный» притормозил в Кинеле лишь на пару минут. Совсем рядом со станцией родной поселок, где живет его мама, хоть бы одним глазком увидеть ее, прижаться щекой, обнять, а там и на фронт, но...
И каждый вечер, управившись по дому, выходила Прасковья Еремеевна за околицу, словно там, в заречье, в затухающей зарнице можно было угадать судьбу ее сыновей...
А потом стали приходить похоронки... В пятистеннике Прасковьи Еремеевны наступили непроглядные черные дни. Сомкнув на груди исхудалые руки, она с утра напряженно прислушивалась: не принесет ли почтальон очередное горестное послание. Пятеро из ее сыновей — Николай, Андрей, Фёдор, Михаил, Александр — погибли в 1941 — 1943 годах, Василий — в январе 1945 года. Меркнул в глазах солнечный свет, когда почтальон вручал ей очередную похорону. Судорожно сжимало сердце, а оно с каждым разом стучало все неувереннее, все слабее. И вот на нет испепеленное материнскими страданиями остановилось. Девятерых сыновей отдала Великая Мать на защиту Родины, и в скорби своей не дожила до светлого Дня Победы. С фронта вернулись лишь трое сыновей, но и они вскоре скончались от ран.
Почти полвека ни страна, ни Самарская область ничего не знали о Володичкиных - девятерых братьях, ушедших на фронт, из которых вернулись только трое. Еще трое до сих пор числятся "пропавшими без вести". В 90-е годы, благодаря местным краеведам, эта история стала известна всей стране. В 1994 году в ходе подготовки в Самарской области "Книги Памяти", посвященной 50-летнему юбилею Победы, трагедия семьи "всплыла на поверхность". Из книги В.Мясникова «Великая мать солдатская» мы узнали, что в конце 1992 года в рабочую группу Книги поступила информация о том, что в поселке Алексеевка Кинельского района самарской области жила семья, из которой ушло на фронт девять сыновей. Подобное сообщение вызвало недоверие. Информацию потребовали проверить и подтвердить. На запрос в г.Кинель был получен ответ: «…Сведения о женщине, потерявшей на фронтах Великой Отечественной войны девять сыновей, подтвердились…». А уже через год в Алексеевке улицу Красноармейскую переименовали в честь братьев Володичкиных и установили памятник высотой 11,5 метра: фигура матери и девяти журавлей, символизирующих сыновей, ушедших на войну. В 1995-ом году к победному юбилею по Указу Президента России возвели монумент Великой солдатской матери. Архитектором комплекса стал Юрий Храмов, автор многих известных самарских зданий. На строительство Мемориального комплекса семьи Володичкиных выделены средства Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельцином, Самарской областной администрацией, пожертвования жителей Самарской области. 7 мая 1995 года, накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных. В день открытия памятника, который успел стать достопримечательностью международного значения, мемориал посетили более пяти тысяч человек. За 20 лет существования музея в нём побывало около 200 тысяч человек со всех уголков земли. Среди посетителей были и американские миллионеры, и норвежские туристы, и писатель Александр Солженицын.
А 7 мая 2010 года в поселке Алексеевке прошла областная легкоатлетическая эстафета памяти семьи Володичкиных и в честь 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Стартовали и финишировали соревнования у памятника семье Володичкиных...
Учитель алексеевской школы Нина Антоновна Косарева по собственной инициативе начала создавать музей легендарной семьи ещё в восьмидесятых годах, разместив его в небольшой комнатке дома, в котором жила семья Володичкиных. За эти годы она сумела собрать много экспонатов и документов. Сейчас для Алексеевки Прасковья Володичкина - легенда.
«Эту историю я узнала совершенно случайно в восьмидесятых годах. Удивительно, но в маленьком поселке горесть семьи Володичкиных мало кто знал. Я присматривала информацию о Володичкиных в архивах, потом удалось найти двух снох и внуков Прасковьи Еремеевны. Они рассказали мне многое об этой женщине»,- говорит Нина Антоновна Косарева. Ребята нашей школы неоднократно встречались с Ниной Антоновной, благодаря ее экскурсии узнали много новых подробностей о легендарной семье Володичкиных. Нина Антоновна подарила им две замечательные и уникальные книги - В.Мясникова «Великая мать солдатская» и А.Артамоновой «Журавлиные песни».
Мы, наше поколение, должны сохранить светлую память о великом подвиге простых русских людей, которые не задумываясь, не торгуясь, положили жизни свои за Родину. А пока стоит на взгорке солдатская мать и смотрит вдаль в ожидании...
Ее взгляд направлен вдаль, куда ушли ее дети. Над ней возвышается клин из девяти журавлей, устремленных в бессмертие...
Заключение
По результатам нашей работы сделаны следующие выводы:
По морям вокруг Земли
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Воздух - музыкант
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Притча о гвоздях