Отзыв на отрывок из очерка М. Цветаевой " Мой Пушкин".
Вложение | Размер |
---|---|
ergeshova_tinatin_otzyv_moy_pushkin.docx | 17.21 КБ |
Татьяна на той скамейке сидит вечно.
М. Цветаева.
Я знала Марину Цветаеву как поэтессу. А теперь познакомилась с примером ее оригинальной прозы – отрывком из очерка “Мой Пушкин”, написанного в 1937 году.
Это рассказ о том, как ребенок открыл для себя поэзию, которая впоследствии стала делом всей его жизни, понимание любви между мужчиной и женщиной и чуткости восприятия окружающего мира. Марина Ивановна описывает ранние детские впечатления, самые непосредственные и искренние. Это очень необычный рассказ. Проза не только о поэзии, но и, возможно, психологический этюд.
В четыре года Цветаева узнает, кто такой Пушкин, а уже в шесть лет к ней приходит понимание, что такое любовь. Приходит через знакомство с творчеством Александра Сергеевича, его романом в стихах “Евгений Онегин”. Поэтесса пишет: “ Пушкин меня заразил любовью. Словом — любовь.”
И вот
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним.
“Скамейка. На скамейке — Татьяна”. Сцена встречи Онегина с Татьяной набросана писателем схематически: “ Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова”. Вывод звучит лаконично: “… что это — любовь: когда скамейка, на скамейке — она, потом приходит он, и все время говорит, а она не говорит ни слова.” Вот оно! Любовь! Онегин и Татьяна!
Разговор шестилетней девочки с матерью, сестрой Брюсова и директором школы Зографом переплетается с внутренним монологом героини. Будто ребенок живет в двух мирах сразу. Внешний мир и мир внутренний стоят в противоречии друг к другу. Мать не понимает, почему среди множества интересных детских книг и литературных героев дочь выбирает Онегина и Татьяну. Ей сложно проникнуть в романтический мир ребенка, потому что девочка не спешит, а может, не хочет впускать туда никого. Благодаря монологам Муси, мы начинаем понимать романтическое мироощущение и самой писательницы.
Для передачи эмоционального настроения действующих лиц Цветаева использует различные выразительные средства: “мандаринные улыбки”, “седьмой сон, как мера глубины сна и ночи” (эпитеты и сравнения); “упрямее десяти ослов“ (фразеологизмы), “Опозорила!! Не поблагодарила за мандарин! Как дура — шести лет — влюбилась в Онегина!” (восклицания), вопросительные предложения, “он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушел, она осталась” (элементы анафоры), повторы.
Эмоциональное состояние чувствуется в рассуждениях героини о любви: печаль, тоска, жалость и одиночество. Да, чувство любви посещает двоих. Они должны понимать друг друга. А у Цветаевой получается, что женщина всегда любит немного больше, чем мужчина. Она любит и встает со скамейки, потому что стоит он. Он говорит, а она молчит. Онегин уходит – Татьяна остается. Чувствуется какая-то зависимость одного влюбленного от другого, подчиненное положение, всепрощение со стороны Татьяны. После прочтения данного отрывка остается чувство безысходности, печали. Но почему ребенок воспринимает “любовь” как что-то трагическое? Это и есть любовь?
Для героини, которая стесняется объяснить взрослым людям, что ее выбор литературных героев связан с тем, что она исследует поведение влюбленных, пытается понять их, настоящее чувство любви почему-то ассоциируется с образом Татьяны Лариной, которая испытала в юности трагедию первой любови. Может, поэтому девочка любит Татьяну чуть-чуть больше, чем Онегина.
Мне кажется, что в этом отрывке скрыт глубокий смысл. Делясь своими воспоминаниями о детстве, Марина Цветаева предлагает задуматься читателя над вечными проблемами: взаимопонимание родителей и детей, любовь между мужчиной и женщиной, как отличить глубокое, настоящее чувство от влюбленности.
Эти вопросы не дают покоя многим поколениям людей. Нам, молодым людям двадцать первого века, некогда задумываться. Мы спешим испытать все и сразу. Упростилось понимание любви. Она перестала быть тайной для окружающих, но по-прежнему мы редко раскрываем свой внутренний мир перед родителями, поэтому очерк Марины Цветаевой “Мой Пушкин” будет актуален для нас, людей, уже знакомых с ее творчеством и все еще не знакомых с ним.
Для себя же я сделала вывод, что главное в жизни – найти смелость разговаривать с родными и доверять им, чтобы они понимали, что меня беспокоит, а для влюбленных – понять, как уйти от той “скамейки” вдвоем со своим “Онегиным”?
10.09.2018 года.
Белый лист
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Солдатская шинель
Груз обид
Два морехода