III Всероссийские литературно-философские чтения
«Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Влияние сетевых технологий на формирование информационного сознания в современном обществе
С появлением Интернет - коммуникаций информация стала доступнее. Но тут же появляется вопрос: как эта информация влияет на нас? Как правило, такие ответы отрицательны. Одни говорят об отчуждении от человека реальности и как следствие — устранении этой реальности. Другие - об эмоциональном обнищании, неспособности к сопереживанию, вере только лишь в коммерческие ценности, отторжении культурных традиций. Третьи указывают на процессы влияния огромных потоков информации на общественное сознание. При этом объемы этой информации создаются общественным сознанием в его актуальном состоянии.
III Всероссийские литературно-философские чтения
«Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Влияние сетевых технологий на формирование информационного сознания в современном обществе
С появлением Интернет -коммуникаций информация стала доступнее. Но тут же появляется вопрос: как эта информация влияет на нас? Как правило, такие ответы отрицательны. Одни говорят об отчуждении от человека реальности и как следствие — устранении этой реальности. Другие - об эмоциональном обнищании, неспособности к сопереживанию, вере только лишь в коммерческие ценности, отторжении культурных традиций. Третьи указывают на процессы влияния огромных потоков информации на общественное сознание. При этом объемы этой информации создаются общественным сознанием в его актуальном состоянии. Развитая система коммуникаций, несомненно, во многом облегчает жизнедеятельность людей. Невозможно представить современное общество без пронизывающих его незримых сетей глобального характера. Один из ведущих социологов современности, специализирующийся в области теории информационального общества, Мануэль Кастельс определил современное общество как сетевое. Процесс изменения сознания и бытия людей, а также коммуникативного пространства под влиянием сетевых технологий на сегодняшний день уже невозможно обратить вспять. Сетевое общество существует в пространстве глобального мира, что характеризует его как глобальное, информационно-сетевое. В наши дни Интернет — это ключевой механизм, формирующий сети. Интернет выделился как уникальная, имеющая особую значимость, продуктивная зона общения и является единым глобальным пространством коммуникации и общения . Интернет — это «сеть сетей», отражение не только образа жизни, но также мыслей современного ЧЕЛОВЕКА в различных профессиональных сферах: культурной, научной, деловой и художественной. Именно Интернет стал родоначальником сетей нового типа — социальных, сделавших устойчивыми такие человеческие контакты, как форумы, блоги, интернет-конференции и т. д. Интернет, являясь элементом материальной и духовной культуры, вместе с такими сферами жизнедеятельности как искусство, наука, образование, традиции, нравственность, право, политика и техника, способен влиять на познавательные личностные характеристики человека. Посредством познания в виртуальной среде личность приобретает такие свойства, как активность и целенаправленность.
В киберсообществе формируется собственный язык, набор ценностей и этических норм, предпочтений, стандартов и символов. Но виртуальный мир, создаваемый социальными сетями, становится причиной утраты человеком связи с реальным миром, ведет его к эгоцентризму. Изменяется идентификация человека в виртуальном мире и его пространственные представления о физических границах общения, так как он присутствует и осознает себя одновременно в виртуальном и реальном мире. Такое человеческое существование во многом имеет конструктивную основу: выстраивается образ партнера по коммуникации, а также нормы взаимодействия в виртуальной реальности. Но в то же время обостряется необходимость конструирования социальных отношений, утрачивается первостепенная роль межличностных отношений, поскольку только посредством прямого и тесного контакта можно достичь общности в разговоре. «У людей теперь нет времени друг для друга». Ущерб, наносимый виртуальными технологиями живому общению, создает фундамент для возникновения симулякров — имитации несуществующего. Симулировать значит делать вид, что имеешь то, чего нет на самом деле. Примером служат средства массовой коммуникации, создающие симулякр событий (т. е. псевдособытия, псевдоисторию) посредством предоставления «нереальной» информации, являющейся лишь данными с места событий, но не полученной вследствие живого опыта или непосредственного участия в них. Тем самым разрушаются традиционные нравственные категории, поскольку сознание человека трансформируется, меняется его отношение к действительности ввиду полной симуляции и в условиях сконструированного виртуального общения.
Информационная эпоха сформировала так называемое информационное общество, в котором информация незаметно подчинила себе всю нашу повседневную жизнь. Мобильные телефоны и компьютеры стали предметами первой необходимости. Особую роль в формировании новой реальности сыграл Интернет. Все это не могло не повлиять на общественное сознание и поведение людей, которые оказались погруженными в особый тип культуры – медиакультуру. Если изменяется мир и с ним язык, то можно ожидать преображения человеческого мышления о нем. Например, одной из форм интернета является медиакультура, которая активно влияет на массовое сознание. Среди позитивных воздействий следует отметить, во-первых, расширение эрудиции за счет доступности, скорости получения информации и ее удешевления, во-вторых, развитие коммуникативных навыков у человека, который включен в информационный обмен и оставляет комментарии, ведет переписку в твиттере, активно присутствует в соцсетях, т. е. ведет коммуникативный образ жизни. В современном информационном обществе под влиянием медиакультуры формируется особый тип общественного сознания – информационное сознание. Виртуальный мир – это один из возможных миров, который отличается от реального, в нем действуют, возможно, другие, отличные от привычных нам законы (мало того, могут нарушаться законы логические). Это мир требует от нас определенных интеллектуальных усилий, т. к. человек к нему не приспособлен. Безусловно, виртуальность – динамически подвижная среда, имеющая относительную временную непродолжительность, ирреальный характер. Прав был один из героев Брэдбери , возмутившись такой ситуацией в мире: « На что вы тратите свое свободное время? Либо вы мчитесь в машине со скоростью сто миль в час, так что ни о чем уж другом нельзя думать, кроме угрожающей вам опасности, либо вы убиваете время, играя в какую-нибудь игру, либо вы сидите в комнате с четырехстенным телевизором, а с ним уж, знаете ли, не поспоришь. Почему? Да потому, что эти изображения на стенах – это «реальность». Вот они перед вами, они зримы, они объемны, и они говорят вам, что вы должны думать, они вколачивают это вам в голову. Ну вам и начинает казаться, что это правильно – то, что они говорят. Вы начинаете верить, что это правильно. Вас так стремительно приводят к заданным выводам, что ваш разум не успевает возмутиться и воскликнуть: «Да ведь это чистейший вздор!»
Естественно, данные процессы затрагивают сознание в целом. Информационное сознание – это процесс отражения символов, знаков, ценностей, связанных с преобразованием окружающей действительности посредством информации. Включаясь в Интернет, сознание трансформируется, а Интернет является лишь порождением сознания современного человека, и поэтому выступает не столько как определяющий сознание, сколько как определяемый сознанием феномен.
При всех негативных моментах огромное значение во всем мире придается проектам, связанным с организацией доступа широких слоев населения к Интернету. Ожидается, что это приведет к позитивным глобальным преобразованиям личности путем качественной трансформации познавательной и коммуникативной деятельности, а также стиля обучения. Работа в Интернете позволяет повысить активность познающего субъекта, индивидуализировать процесс обучения, получить доступ к разнообразным источникам информации и т.д. Применительно к коммуникативной деятельности информатизация не только не способствует сужению сферы общения, а напротив, помогает развитию и расширению связей между людьми за счет расширения круга потенциальных коммуникативных партнеров. Таким образом, можно с уверенностью отметить, что происходит процесс формирования нового типа сознания, которое характеризуется как информационное сознание.
Какими бы ни были прогнозы на будущее в отношении Интернета, я придерживаюсь иной точки зрения и полностью согласен с нашими фантастами, ибо они пророки : «Я не люблю машины. Я ненавижу Интернет, ненавижу компьютеры. Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга».
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Как напиться обезьяне?
Выбери путь
Знакомые следы
Тупое - острое