Исследование темы Любца Ковровского р-на Владимирской области в творчестве писателей и художников
Вложение | Размер |
---|---|
n._sonina_lyubets.docx | 40.44 КБ |
Тема: Село Любец в творчестве С.М. Голицына и художников В.А.Борисова, А.Н.Модорова, Н.П.Ларского, Е.Захарова, Кима и Натальи Бритовых.
Автор: Сонина Н. МС-317
Мы часто не ценим окружающую нас красоту природы, зданий. Не умеем, не хотим, потому что не умеем. А ведь наши предки сумели создать и сохранить настоящие шедевры архитектуры. А сколько шедевров не сохранилось, т.к. знать не хотели или не умели.
Есть у нас певцы красоты родного края. Среди них Сергей Михайлович Голицын. Живописные просторы поймы Клязьмы вдохновляли не только мастеров слова. Многие художники приезжали в Любец, восхищенные его красотой, стремились передать нам свое настроение.
Мастера воспевали наш край в пейзажах. Меня привлекли работы Виктора Александровича Борисова, Модорова Андрея Николаевича, Николая Петровича Ларского, Евгения Захарова, Кима и Натальи Бритовых. В своем проекте я анализирую их работы. С некоторыми из них я познакомилась, обучаясь в художественной школе, другие заинтересовали позднее.
Моя работа построена на анализе текста сборников рассказов об истории и архитектуре нашего края «Сказания о белых камнях», «Село Любец и его окрестности», биографических статьях, анализе репродукций картин.
Цель: показать значение села Любец в творчестве писателя С.М. Голицына и художников: В.А.Борисова, Модорова А.Н., Ларского Н.П., Захарова Е., Кима и Натальи Бритовых.
Задачи :
1. Раскрыть роль села Любец в творчестве писателя С.М.Голицына и художников Виктора Александровича Борисова, Модорова Андрея Николаевича, Николая Петровича Ларского, Евгения Захарова, Кима и Натальи Бритовых;
2. Охарактеризовать историю, архитектуру и природу села по произведениям Голицына.
3. Охарактеризовать природу и архитектуру села Любцы по произведениям живописи.
Метод: сплошной анализ текста, художественный анализ картин .
1. Роль села Любец в становлении творчества С.М.Голицына и В.А.Борисова, Модорова А.Н., Ларского Н.П., Захарова Е., Кима и Натальи Бритовых.
Виктор Борисов-Мусатов родился в 1870 г. в Саратове. Преодолевать жизненные трудности ему всегда помогала живопись: «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве». В 1890г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, через год он перевелся в Петербургскую академию художеств. в 1895г. уехал в Париж, где поступил в мастерскую Фернана Кормона. Здесь молодой художник провел три зимы, учился классическим приемам рисования и правильной технике. В музеях и галереях Парижа он изучал произведения искусства маститых художников. Сложное финансовое положение вынудило его вернуться в Россию в Саратов, «туда, где меньше людей, где все проще и чище». Путешествия помогли мастеру найти свой живописный язык. В это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ. В 1905г. скоропостижно скончался. Похоронили художника в городе Тарусе, на берегу Оки.
Бритова Наталья родилась в 1961 г. во Владимире. Окончила Московское художественное училище памяти 1905 г. (1980 г.) и Московский художественный институт им. В. И. Сурикова (1988 г.). В 1990 г. принята в Союз художников России. Награждена Дипломом Российской Академии художеств (2003 г.), Почётной грамотой Министерства культуры РФ (2012 г.). Лауреат премии им. Виктора и Аполлинария Васнецовых Правительства Кировской области в номинации "Вдохновение" (2012 г.). Указом президента РФ Владимира Путина присвоено звание Заслуженного художника РФ (декабрь 2014 г.). Работы Н. Бритовой находятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, а также во многих частных коллекциях в России, Бельгии, Франции, Голландии, Испании, Германии и США. Художница побеждала на конкурсах «Лучший городской пейзаж г. Сан-Сован (Франция)».
В ее пейзажах видны не только мастерство, не только умение чувствовать гармонию и красоту мира, но и любовь, душа, личное человеческое чувство. Она много путешествует. Ее пейзажи маленьких провинциальных городов выполнены в легкой, светлой импрессионистической манере, удивительным образом сохраняющей традиции русского реализма.
Захаров Евгений родился в 1958 г., окончил в 1983 г. Московское художественное училище. В 32 года стал членом Международного союза художников ЮНЕСКО.
Не одно десятилетие формировался индивидуальный авторский стиль. Сейчас Евгений работает в технике лессировочного письма, воплощая свои фантазии при помощи холста и масла. Лессировка позволяет автору создавать самые разнообразные оттенки и насыщенные цвета, что делает его картины неповторимыми и притягательными для самой взыскательной публики. Работы Евгения Захарова оценили не только на родине, но и за рубежом. Выставка работ Евгения Захарова была организованна в галерее Санта-Фе (США). Необычные сюжеты картин для каждого раскрываются по-своему и даже одному и тому же человеку каждый раз они являются по-новому. Чувственно и оригинально, свежо и ярко, неожиданно и легко картины будят фантазию и возвышают дух зрителя. Эстетическое удовольствие - неизменный спутник всех творений Захарова. Совершенный, удивительный и сказочный мир воссоздан в работах Евгения Захарова, современного русского художника. Его картины насыщенны глубокими, дышащими красками, богатыми оттенками и наделены неожиданными сюжетами. Богатая фантазия художника каждый раз создаёт новые фантастические образы, наполненные жизнью и светом.
Ким Николаевич Бритов родился в 1925 г. Детство провёл в Коврове, где получил первые уроки рисования у Сергея Чеснокова. В 1945г. поступил во Мстёрскую художественную школу промысловой кооперации. Травма руки не позволила закончить учебу он ушел в с 4-го курса, но не смогла помешать стать художником, и не просто художником, а мастером. В 1948—1955 гг. обучался во Владимире в художественной студии при Доме народного творчества у Николая Петровича Сычёва. Ему удавалось главное для художника – показывать свои работы публике. «Критика была страшная, вплоть даже до исключения из Союза художников. У нас ни одной работы не отклоняли, хотя критические статьи были убийственные», - признавался живописец. В 1995 г. стал Народным художником. В 1997г. стал обладателем Золотой медали Российской Академии художеств. В 1997—2003 гг. преподавал на художественно-графическом факультете Владимирского государственного педагогического университета. В 2002 г. стал лауреатом премии имени Левитана.12 июня 2003 г. получил звание Почетного гражданина города Владимира. Мастер умер 5 января 2010 года и был похоронен на Алее Почета кладбища Улыбышево. «Спасибо художнику за то, что он открыл мир, который мы не замечали. В каком красивом мире мы живём!» 16 ноября 2011 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски Народному художнику России Киму Бритову.
Ларский Николай Петрович родился в 1937 г в Москве. В 1965 г. окончил художественный факультет Московского Полиграфического института. В своих ранних работах, написанных в 1960-е годы, художник уже чувствует время перемен. Он не может работать так, как принято, ему претят установленные догмы соцреализма, он взбунтовался против них, отвергает их, пробует разные формы, ищет свой образный строй, создает работы авангардного направления. В 1970-80-е годы летние месяцы проводил в деревне Любец Владимирской области. Работа над темой «Деревня Любцы, окрестности и люди» и др. Созданные в 1990-х годах акварельные импровизации Н. Ларского— это красочные игры с цветом, а живопись этого времени насыщена экспериментами с элементами сюрреализма, экспрессионизма и поп-арта. Николай Ларский за цикл живописных работ «Коррозии» в 2007 г.награжден Дипломом Российской академии художеств. В работах 2000-х годов художник передает бешеный ритм современного мира, когда меняется стиль жизни, это калейдоскоп впечатлений. Произведения художника находятся в музейных, частных и корпоративных собраниях в России и за рубежом.
Модоров Олег Николаевич 1963 г.р. Живописец-пейзажист. Яркий представитель династии, ведущей свой отсчет от народного художника России, академика Академии художеств СССР, профессора, ректора Государственного художественного института им.В.И. Сурикова, Модорова Ф.А. Сын одного из мэтров владимирской пейзажной школы живописи Модорова Н.Н., продолжающий и развивающий своим творчеством накопленные десятилетиями достижения владимирского искусства. Окончил Владимирский государственный педагогический институт им. Лебедева-Полянского (1985). Постоянный участник областных, зональных, республиканских, всероссийских выставок. Он является участником международных художественных выставок и симпозиумов по живописи Франция 1997г., Словакия 1998г., Германия 2002г., Россия 1996, 2000, 2001, 2008, 2009 гг., Украина 2005,2006гг.
Место и роль села Любец в жизни С.М.Голицына
Детство провел в имении 1909–1917. Получил домашнее воспитание и обучение. Перебрались в Москву. Окончил школу . В 1927 поступление с младшей сестрой Марией на Высшие государственные литературные курсы (ВГЛК). Имел судимость по политической статье. 1941, 3 июля мобилизация в армию. Служба в строительных войсках. [4]
«Ещё до войны занесла меня работа во Владимирские края, на берега Клязьмы, в окрестности села Любец. Отсюда ушел я на фронт, а жена с двумя маленькими сыновьями осталось в Любце; записалась она в тамошний колхоз, стала работать кладовщиком, а сыновья пошли в школу за три километра, в соседнюю деревню Погост.
Жили они всю войну в сравнении с другими эвакуированными семьями неплохо, завела жена козу и поросенка, в огороде копалось. После войны вернулась моя семья в Москву, и я вскоре к своим присоединился.» СЛ с.9 Во время войны Голицын, будучи некоторое время на службе под Владимиром имел возможность навещать семью. «Приеду домой, увижу двух своих маленьких сынков, сытых и в тепле, так словно полегче на душе станет.» [1] с.102
Работал на строительстве оборонительных укреплений, дорог, мостов от Сталинграда до Берлина. Восстановление разрушенной Варшавы, вокзала в Гомеле. [4]
1960–1979. — Покупка дома в селе Любец на берегу Клязьмы. Написание ряда повестей. Описание жизни и творчества художников В.Д. Поленова, В.А. Фаворского. Историко-просветительская работа, проводимая с пионерами и несовершеннолетними правонарушителями. Создание музея предметов народного быта. [4]
«Мы никогда не забывали гостеприимные клязьминские берега, в иные годы проводили в Любце отпуск. А когда стал я в 1960 году только писателем, то купил на краю села домик и вот уже почти тридцать лет провожу там весну, лето и осень, книги пишу, с пристальным вниманием наблюдаю за жизнью села и его окрестностей и все, что мне кажется любопытным, заношу в свои блокноты; сейчас у меня их добрый десяток набрался.» [2] С.9
С 1960 Сергей Голицын каждое лето (примерно с апреля по начало октября) жил в селе Любец на берегу Клязьмы. Остальное время он проводил в Москве. Здесь Голицын состоялся и как писатель и как защитник древнерусского зодчества. «Окна моей светелочки глядят прямо в лес. И когда я работаю там, то наблюдаю белок, синиц, щеглов и пеночек, а однажды я увидел даже лису.
Люблю я Любец, дышу его чистым сосновым и черемуховым воздухом и пишется мне там привольно». [1] с.46
Автор проводит экскурсии туристам. «Особенно дороги мне гости юные. Веду я их на высокую гору над Клязьмой, показываю им сверху необъятную ширь Клязьминской поймы, а потом шагаю с ними вдоль берега к Любецкой церкви.
Как красиво она стоит на высоком берегу, над крутой излучиной Клязьмы! За десятки верст, словно два платочка, белеют стройная шатровая колокольня и сам храм с одним куполом». [1] с.46
Голицын не просто воспевает красоту края, он стремится воссоздать разрушенное, активно заступается за памятники старины. Он встречался с Н.Н.Ворониным- ярым защитником памятников старины, своим единомышленником.
«Несколько лет подряд с большой горечью подходил я к церкви. Она медленно погибала. От времени накренился купол, алчные люди сорвали железо с крыши, пытались выбить отдельные кирпичи стен, легкомысленные кладоискатели ломали выворачивали белокаменные плиты пола, искали подземный ход.
Какой же мог быть подземный ход у обыкновенной сельской церкви! И старое кровельное железо совсем проржавело и никуда не годилась. И кирпичи со стен не выламывались, а только крошились, известь-то по десяти лет в ямах выдерживали да гасили ее не одной водой родниковой, а лили в ямы молоко, бросали сырые куриные яица; схватывала та известь крепче нынешнего цемента.
Бессмысленно и дико было разрушать церковь. Когда же вышла моя книга и многие мои читатели стали отовсюду посылать письма о грозящей прекрасному памятнику старины опасности, реставраторы вне всякой очереди решили его восстановить. [1] с.46
Стараниями Голицына церковь реконструировали. Этот человек заставил многих задуматься о роли архитектурного наследия для нас. Не пропагандируя религиозную веру, он был высоко духовным, и эта духовность располагает к себе в его произведениях. Он писал о себе, что старинное русское зодчество – это его любовь. «Ну а моя вторая любовь – это старое русское зодчество».[1] с.7 Со страниц своих книг, несущих эту любовь, призывает нас ценить то, что досталось нам от наших предков.
«С нарастающей тревогой начал замечать, что молодые коренные жители Любца один за одним переезжали за шесть километров в город Ковров или куда-то совсем далеко, продавали дома наследники после смерти родителей». [2]с.9Умер в 1989 и похоронен в Любце. [3]
Т.о. Село Любец сыграло важную роль в творчестве Голицына и художников. Ким Бритов провел детство в нашем крае, Бритова Наталья родилась во Владимире. Остальные из названных мной пейзажистов приезжали работать над своими полотнами в Любцы. Голицын работал там в своем доме с 1960г. до смерти в 1989г. Здесь он состоялся как писатель, защитник русской старины: архитектуры и истории. Он – подлинный исследователь, опирающийся на проверенные научные источники. Голицын – неподражаемый мастер слова. Он несет свою любовь к зодчеству, истории, природе своим читателям.
2. История, архитектура и природа села по произведениям Голицына.
Источниками по исследованию села стали для Голицына результаты археологических раскопок, архивы древних актов, рассказы деревенских старожилов. [2] с.3
«Старики крестьяне все помнят, все знают, что передали им когда-то их деды, а тем, в свою очередь, их деды. Так вьется и не обрывается веревочка древних преданий за многие столетия, за многие поколения».[1] с.44
Обязательно осмыслить события, происходившие по всей Руси для восстановления истории поселения. Он упоминает неоднократно в своих произведениях «Историю русского искусства» И.Э.Грабаря, «Зодчество Северо-восточной Руси» Н.Н.Воронина, «Сказание о чудесах иконы Владимирской Богоматери» Кузьмище Киянина.
«Согласно летописи, в 1163 году он на ладьях со своей дружиной плыл вниз по Клязьме и, по преданию, остановился ночевать на ее правом берегу, под сосновым бором. Утром поднялся он на высокую гору, глянул вверх по реке, глянул вниз по реке и увидел на противоположном низком левом берегу Клязьмы черемуховые, осыпанные белым цветом рощи, увидел дальние лесные просторы… И будто сказал он:
-Любо мне здесь!
По его велению построили на том месте сторожевой пост и назвали его Любец (ударение на первом слоге).» [2] с. 3
Археологические раскопки показали, что это –красивая легенда. «В Х веке здесь жили переселившиеся с киевских земель славяне; значит, селение существовало еще за двести лет до Андрея Боголюбского.
Откуда же происходит столь поэтичное название одного корня со словами «любить», «любоваться»? [2] с.4
«Видимо, тогда же от переселенцев с днепровского Любеча получило свое имя и селение Любец.»[2] с.4
Голицын исследует историю села. «После его смерти (Всеволод Большое Гнездо) в 1212 году к востоку от Владимира образовалось княжество Стародубское, доставшееся седьмому, самому младшему сыну Всеволода – Ивану. Западная граница этого княжества видимо проходила по речке Нерехте недалеко от села Любец. Сколько там было тогда дворов – неизвестно, может быть, всего три – четыре.» [2] с.5
С горечью повествует о захвате русских земель Батыем. «Среди сметенных завоевателями сел , несомненно, был и Любец. При приближении врагов жители зачастую успевали укрыться в лесах, а потом возвращались, вновь строились. Так возродился и Любец.» [2] с.5
Село росло и развивалось.«В конце XIV – в начале XV веков стали на Руси основываться не в городах, а по глухим местам малые монастыри, видимо, тогда же возник монастырь и в Любце.
Первое документальное упоминание об «Успенском, что на Любецком рожку, монастырьке» относится к 1462 году, когда великий князь Московский и всея Руси Иван 3 особой грамотой указал, что данный монастырек подчиняется его «государеву двору»,а не митрополиту московскому. Уменьшительное название обители доказывает, что монахов в ней было немного.
Сто лет спустя, в 1569 году, был составлен любопытнейший документ-князя Ивана Васильевича Пожарского, который был, видимо на два поколения старше знаменитого воеводы Дмитрия Михайловича.
Много княжеских родов пошло от Ивана Стародубского, порой они владели всего несколькими деревнями, среди них были князья Пожарские, чьи земли находились недалеко от Любца.
Не от хорошей жизни Иван Васильевич заложил свои вотчины суздальскому Спас-Евфимиеву монастырью, чьи богатства наживались ростовщическим путем . В числе свидетелей заклада называется : «Отец мой духовный Любецкий поп Елеуферий». Значит, в то время Любец существовал не только как монастырь, но был также крестьянским селом, в церкви которого служил священник, бывший духовником Пожарского.
С ХVII века сохранилось уже много документов о Любецком монастыре, который, так же как и село Рождествено-Коврово, будущий город Ковров, стал собственностью все того же Спас-Евфимиева монастыря…в Любце ежегодно проходила многолюдная ярмарка, также дававшая доход монахам.» [2] с.6.
Секуляризация церковных земель привела село к новому статусу. «В 1764-м был издан указ-отобрать большую часть земель у монастырей, а все малые обитатели закрыть. Закрыли и Любецкий монастырь. Церковь стала сельской, приходской, а крестьяне села Любец и соседних деревень стали именовать «экономическим», то есть государственными; крепостного права они никогда не знали.» [2] с.6. Занимались сельским хозяйством, промыслами. Кому-то приходилось с нечерноземья уходить на заработки. К началу ХХ века в селе 24 дворов «Кроме дома священника, все избы были крыты соломой, зимой сугробы наметало до самой крыши.
По рассказам дедов, скучно жилось в селе. Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу в ткали холсты, ребятишки –и то далеко не все –ходили за три версты в деревню Погост в двухклассную земскую школу девицы и парни собирались в какой–нибудь избе на посиделки.
А после революции Советская власть дала любецким крестьянам пойменные луга на противоположном левом берегу Клязьмы. Гражданская война помешала-не сразу люди стали разводить скот, не сразу пришел в село достаток.
В двадцатых годах построились в Любце вдоль реки на горе в два порядка дома-пятистенки :то три окошка на улицу, два –в сад, то все пять-на улицу; были они крыты осиновой, точно серебряной, дранкой .
Побежала затейливая резьба по оконным наличникам, по причелинам да подзорам, кружевом завилась над крылечками и на малых теремках чердачных окошек. Над водосточными трубами по углам крыш словно железные цветы выросли. А стены, срубленные из вековых елей и сосен, выглядели темными, суровыми…» [2]с.7
Война остановила развитие деревни. Готовили провизию для фронта. После войны село приходило в запустение как и многие села средней полосы России. Многие перебирались в Ковров, что в 6 км от села.
«За последние годы владимирские, ярославские, московские селения, те, что близ больших дорог раскинулись, несомненно похорошели. Многие хозяева крыши домов железом или шифером покрыли; старались они принарядились свои жилища, обшивали стены поверх бревен узкими дощечками наискось в елочку и красили их яркими красками, оконные наличники – в два цвета, а крышу – третьей краской
Расцвел по селам Нечерноземья новый стиль 60-70-80-х годов ХХ века. Так похорошели все тридцать домов в Любце. Но, увы, хозяева их были чаще люди приезжие; так несколько художников, восхитившись красотой любецких окрестностей, купили там дома.
Да, конечно, в городе щедрее награждали, нежели в совхозе, ну и скучала молодежь в селе зимою снегами занесенном. Вот и покидали один за другим дедовские дома.
Запустели окрестные поля, и на зиму оставались жить в Любце одни старожилы.» [2]С.9-10
Природа и архитектура
Село Любец стоит на берегу Клязьмы в живописном месте
«В 1693 году вместо двух пришедших в ветхость деревянных церквей построили одну, кирпичную, побеленную известью,-церковь Успения Богоматери». [2] с.6
«Умели наши предки выбирать места, где строить. Воздвигали они храм не на вершине горы, а немного ниже по склону, чтобы Клязьма текла прямо к ней, у подножия заворачивала бы и несла свои воды дальше.
Так гребцы, проплывая вниз и вверх по реке, видели церковь издалека. И с другого берега клязьминской поймы она видна отовсюду. Охотники, рыболовы, грибники, пробирающиеся там меж многочисленных озер стариц , не могли заблудиться. Колокольня, как белый маяк, указывали им дорогу; шатровая , словно гигантский карандаш, она была поразительно пропорциональна. Неведомый талантливый зодчий воздвиг ее не слишком высокую и не слишком приземистую, а такую, как мера, красота и глаз ему подсказали. Сам храм- одноглавый куб- он оставил почти без украшений. И лишь вокруг окон повел тонкую резьбу по фигурным, побеленным известью кирпичам наличников…
Во время реставрации была обнаружена половина огромной белой каменной могильной плиты. По краям ее шла плетеная лента каймы, а буквы одна за другой выстроились высокие, узкие: «Лъта 6660(от есть в 1652 году) апреля 5 дня представился…» А кто представился (умер)- остается загадкой . Не однажды предпринимались поиски второй половины плиты, но пока безуспешно; так и неизвестно, кто же под ней был похоронен.» [2] С.8
Голицын многое сделал для реставрации храма. Он призывал беречь наследие предков в своих произведениях, встречался с Ворониным. «Явились в Любец искусные мастера. Они покрыли новым железом крышу, покрасили ее зеленой краской, выпрямили купол, заделали щели и выбоины на стенах и побелили все здание.
С тех пор высится оно обновленное, сверкающие на солнце, отражаясь в синих водах Клязьмы. И будут люди им любоваться века.» [1] С.47
Очень многое Голицын сделал для исследования техники и технологии древнерусских построек. Он интересовался и более поздними постройками. Голицын стремился ответить на вопросы: кто эти строители? Откуда они? Как постигли они искусство строительства?
«Печаль древней Руси была в том, что мы не знаем и никогда не узнаем имен тогдашних творцов прекрасного…Откуда пришли эти первые на Суздальской земле зодчие- хитрецы?
Переняли ли свое мастерство от строителей соборов и замков Италии и Германии, или учились у искусных греков из Царьграда, или строили в княжестве Галицком, что на юго-западе Руси, или возводили храмы в далеких Грузии и Армении? Или те зодчие лишь в самые седые времена Киевской Руси учились у иноземцев, а позднее их сыновья стали искусными мастерами, творцами прекрасного?» [1] С.29
Т.о. Голицын упоминает село Любец во многих произведениях. Отзывается о нем с большой теплотой. Автор не просто воспевает красоту села, он заботится о его судьбе.
3. Природа и архитектура села Любцы по произведениям живописи
№1.
Н. Ларский « Деревня Любцы»
Сельский пейзаж ,художественный стиль. Село Любцы изображено масляной краской. Глядя на картину ощущается запах свежескошенной травы, тепло солнечного дня легкое дуновение ветра. Автор картины хочет донести до зрителя прелесть сельской жизни и красоту пейзажа.
№2.
Захаров «Церковь в селе Любец». Сельский пейзаж, художественный стиль. Церковь в селе Любец изображено масляной краской. На картине изображена осень, что навевает легкую грусть об ушедшем лете. Хочет донести красоту и тишину осеннего дня
№3
Бритова «Осень в селе Любец». С/П, ХС. Осенний день в селе Любец. Изображено масляной краской. Солнечный ясный день, прекрасный для прогулки . Автор хочет передать нам прелесть сельской жизни.
№4
1Ларский «Любец»
Сельский пейзаж, художественный стиль. Изображена тропинка к одиноко-стоящему дому на конце села. Изображено масляными красками Картина навевает легкую грусть о прошедшем лете. В картине ощущается одиночество художника.
№5
1)Ким Бритов «Село Любец, Снег выпал». С/П, Х/С.Изображено церковное подворье на фоне только что выпавшего снега. Изображена масляной краской. Отрешенность церковной жизни ощущение остановил течение жизни. Умиротворение зимних сельских вечеров.
№6
Сельский пейзаж, художественный стиль. Золотая осень. Храм Успения Богородицы на фоне золота берез. Зрелая красота природы и архитектуры. Изображено масляными красками
Анализ произведений показывает, что этот уголок нашего края прекрасен в любое время года, в любую погоду. Художники призывают нас обратить внимание на неброский, но такой выразительный пейзаж. Они учат нас видеть красоту окружающего мира. Надо только остановиться и присмотреться к природе.
Вывод по докладу: Село Любец – неиссякаемый источник вдохновения для ценителей прекрасного – мастеров кисти и пера.
Литература:
[1]Сказание о белых камнях. Ярославль Верхне-Волжское книжное издательство.1987 222с.
[2]Село Любец и его окрестности : Повести, очерки . – М.: Советский писатель, 1989. 304 с. С.3-9
[3]Голицын С.М.
[4] https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=author&i=640
[5] С.М. Голицын Бел горюч камень. Ярославль Верхне-Волжское книжное издательство.1986
Как напиться обезьяне?
Весенняя сказка
Три орешка для Золушки
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Глупый мальчишка