Научно-исследовательская работа" Кавказ в жизни и творчестве русских поэтов и писателей"
Вложение | Размер |
---|---|
bugulma_issledovatelskaya_rabota_gimazetdinovoy_lilii.docx | 39.13 КБ |
Республиканская Филологическая научно-практическая конференции имени Ярослава Гашека
Тема исследовательской работы:
«Кавказ в жизни и творчестве русских поэтов и писателей»
(Поэма А.С. ПУШКИНА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
и рассказ Л.Н. ТОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»)
ФИО участника конференции:
Гимазетдинова Лилия, ученица 7класса
МБОУ Михайловская СОШ Муслюмовского
муниципального района Республики Татарстан
Руководитель: Макарова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Набережные Челны
2018
Оглавление:
III.2.«Кавказский пленник» - анализ произведения А.С.Пушкина...6 стр.
IV. 1.Кавказский период в творчествеЛ.Н.Толстого.......................7стр. IV.2. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» - анализ произведения.....7 стр
V.Заключение...........................................................................................8 стр.
VII Список использованной литературы …………………………....9 стр.
I. Введение
Тема моей работы - «Кавказ в жизни и творчестве русских поэтов и писателей»
(Поэма А.С. ПУШКИНА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
и рассказ Л.Н. ТОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»)
Для научного-исследования я выбрала жизненный путь и творчество русских поэтов и писателей 19 века, как: А.С.Пушкин и Л.Н. Толстой. К этой теме я обратилась в связи с тем, что тема Кавказа актуальна и в наши дни. Решила выяснить, как в произведениях «Кавказский пленник»А.С.Пушкина и Л.Н. Толстого трактуется образ Кавказа.
Тема предопределила цели работы:
1) на примере жизни и творчестве А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого показать, как формировалось творческое мастерство великих русских поэтов и писателей под влиянием Кавказа;
2) исследовать кавказский период в их творчестве, акцентируя внимание на то, почему великие люди находили здесь приют;
3) показать актуальность и современность данной темы.
Было проведено исследование:
1. Выявила писателей и поэтов 19 –нач. 20 вв, которые побывали на Кавказе.
2. В процессе сравнения и сопоставления выяснила, у кого из писателей кавказский период стал самым плодотворным периодом их творчества.
3. Соотнесла тему Кавказа с творчеством современных советских поэтов и писателей с целью: посмотреть, в творчестве какого советского поэта нашло отражение творчества А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого в кавказский период ( С.Есенин «На Кавказе» из цикла «Персидские мотивы»)
Я заинтересовалась этой темой и выдвинула гипотезу: я предполагаю, что язык рассказа чрезвычайно богат и разнообразен, а художественно – изобразительные средства и особенности языка привлекают внимание при чтении, вызывают живой интерес к произведению и оставляют глубокое впечатление от прочитанного.
Практическая значимость: использование материала на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.
Актуальность:Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлому, опираясь напроизведения, сохранившиеся документы. Рассказ « Кавказский пленник» Л.Н.Толстого - есть образец мастерства языка, простота и ясность которого несёт читателям мысли о мире, дружбе, толерантности, необходимые в нашем мире.
Новизна: урок имеет большое воспитательное и развивающее значение, учит детей мыслить, анализировать, сопереживать. Формируются качества характера гражданской личности.
Цель работы:
Выявить значение и роль темы Кавказа в произведениях писателей, особенности, язык повествования.
Для достижения целей решались следующие задачи:
II. Кавказ в произведениях русских писателей
Около двух столетий назад, как одна из важных и волнующих тем, возникла в русской литературе тема Кавказа. История Кавказа тесно связана с именами многих известных людей. Русских поэтов и писателей манил к себе Кавказ, таинственный рай, «где люди вольны, как орлы».В те далекие годы считалось, что Кавказ – беспокойная окраина, где идут бесконечные войны и куда царское правительство высылает инакомыслящих. И только романтическая поэзия А.С. Пушкина, и творчество других поэтов, писателей, композиторов и художников создали славу красотам природы Кавказа, Благородству свободолюбивых его народов.
Так сложилось, что Кавказ оказался важным для истории русской литературы. Здесь находил вдохновение А.С.Пушкин. Два с половиной года провел на Кавказе Л.Н.Толстой. Летом в 1888 году путешествовал по Кавказу А.П.Чехов, а 24 августа 1896 года он побывал в Кисловодске. Был на Кавказе М.Горький, первый напечатанный рассказ которого «Макар Чудра» был создан в Тбилиси. Здесь родился великий советский поэт В.Маяковский. Побывал на Кавказе и С.Есенин, который посвятил Грихии цикл «Персидские мотивы». С.Есенин справедливо заметил, что Кавказ издавна манил к себе. Очарованный это волшебной страной, он написал стихотворение «На Кавказе», в нем С.Есенин рассказывает о том, как Кавказ повлиял на судьбы собратьев по перу.
Описывая ссылку Пушкина, С.Есенин также говорит, что талант поэта проявил себя в полную силу в атмосфере Кавказа. С.Есенин говорит о трагической судьбе М.Ю. Лермонтова, который нашел здесь смерть: он был навеки«пулей друга успокоен» на Кавказе. Этой перифразой С.Есенин говорит о роковом выстреле Мартынова- дуэлянта. С.Есенин вспоминает о другой ужасной для русской литературы потере- смерти А.С.Грибоедова. В 1829 году, находясь на службе в Персии, был растерзан толпой фанатиков великий русский драматург. Великие люди находили здесь приют, убегая от друзей и врагов.
В. Г. Белинский писал, что «с легкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний!»
III.1. А.С.Пушкин - первооткрыватель кавказской темы.
Одним из первых, кто затронул тему Кавказа, был великий А.С.Пушкин. Александр Сергеевич побывал на Кавказе дважды. В свой первый приезд в сентябре 1820 года он писал брату: «Два месяца я жил на Кавказе. Воды мне чрезвычайно помогли. Жалей, мой друг, что ты со мною не видел великолепную цепь этих гор, ледяные их вершины, которые издавали кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными.»
Биограф А.С.ПушкинаБартнев писал: «Эти поездки, эта жизнь вольная, заманчивая и совсем не похожая на прежнюю, эта новость и нечаянность впечатлений, жизнь в кибитках и палатках, разнообразные прогулки, ночи под открытым южным небом, и кругом причудливые картины гор, новые нравы, невиданные племена, аулы, сакли и верблюды, дикая вольность горских черкесов, а в нескольких часах пути упорная, жестокая война,- все это должно было чрезвычайно как нравиться молодому Пушкину».
Под этим глубоким впечатлением зародилась поэма «Кавказский пленник». Пушкин не раз писал о том, что любит поэму потому, что в ней есть стихи его сердца. В России эта маленькая, но такая страстная поэма была принята с восторгом. Живые впечатления на читателей.
Душевному подъему поэта постоянно сопутствовало и ощущение личного счастья. Пушкин был влюблен в Машеньку Раевскую. Через 5 лет после этой поездки на Кавказ она станет княгиней Волконской, а еще через год Пушкин в Москве придет проститься с нею навсегда перед ее отъездом в Сибирь вслед за декабристами. Во второй свой приезд на Кавказ в 1829 году Пушкин испытал душевный кризис. Самовольная поездка поэта на Кавказ в действующую армию длились около 5 месяцев. Пушкин раздвоен, странен в поступках, не понятен окружающим. На Кавказе он был в обществе друзей, лечился там, играл и писал, здесь он начал вести путевые записки, которые доработал позднее, назвав их «Путешествие в Арзрум». Значение Кавказа для творчества Пушкина было огромно. Об этом еще при жизни поэта писал Н.В. гоголь : «Он один только певец Кавказа : он влюблен в него всею душой и чувствами; он проникнут и напитан его чудными окрестностями, южном небом.» У А.С.Пушкина свыше десятка шедевров его лирики, посвященные кавказской теме. Отдельные произведения были написаны на Кавказе, другие в южной ссылке и в Петербурге.
III.2.Анализ поэмы «Кавказский пленник» А.C. Пушкина
Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1821 году. Это первая поэма Пушкина, в которой присутствует романтизм. До этого ещё никто из авторов не создавал подобного рода произведения. Она принесла большой успех писателю, так как внесла ряд нововведений в русскую литературу. Поэма «Кавказский пленник» стала известной, благодаря тому, что она отражала образ современного романтического героя. Глазами главного героя поэмы, автор нам показывает вольнолюбие и смелость. Пленник убегает от светского общества, приняв долю страдания. Он попал в плен, благодаря своей утонченной натуре, которой нет в других людях. Пушкин видит свободу души в заточении, нежели в тяготах цивилизованного общества. Многообразный мир, пленник считает пустым и никчемным. Поэтому, нашел свободу духовную, но и она не помогла найтисчастье. Находясь в заточении, пленник понимает, что ему не быть свободным, будучи закованным в цепи. Со временем он начинает понимать, что ему не быть вместе с Черкешенкой, так как лишился всего земного. Чувства его померкли, и он стал холодным.
Только в плену он начинает понимать, что не способен любить. Но даже холод его души не может отнять любовь к свободе. Как бы невзначай, он начинает описывать природу и родину. Из контекста поэмы видно, что пленник становится окаменелым и холодным, благодаря своей страсти. И эта страсть – Черкешенка. Она же, по своей натуре очень страстна и обаятельна, чем и отличается от пленника. Автор сталкивает две натуры, дабы показать психологические черты героев.Черкешенка очень переживает и страдает по пленнику.
В поэме так же присутствует описание прошлой неразделенной любви героя. Он говорит о том, что не знает взаимной любви, потому что любил один. Таким образом, пленник вызывает ревность со стороны Черкешенки. Но она сильная женщина и сумела побороть в себе это чувство. Мы видим, как она идет освобождать своего возлюбленного с гордо поднятой головою. Черкешенка прекрасно понимает, что он любит другую женщину, но она готова смириться и с этим. Ее очень волнует судьба любимого, и она готова отдать его сопернице, только чтоб он был счастлив.
Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).При описании природы встречаются олицетворения: «Оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины».Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.В данной поэме присутствуют страсти дикого общества. Романтичность героини Черкешенки связана с исключительностью. Она не похожа на других и готова совершать необдуманные поступки. Ведь именно в этом заключается сущность первого романтического произведения. Пушкин сумел отразить целую эпоху европейской молодежи.
IV. 1.Кавказский период в творчестве Л.Н.Толстого
Л.Н.Толстой два с половиной года провел на Кавказе. В возрасте 23 лет, в мае 1851 года с братом Николаем Николаевичем, командиром двадцатойартиллерийской бригады прибыли они сюда, на левый берег Терека. Через гол из-за болезни Л.Н.Толстой отправляется в Пятигорск. Он много бродит по окрестностям, восхищается снеговыми вершинами, занимается творчеством, много размышляет о себе. В августе 1852 года Толстой покидает Пятигорск, чтобы в июле1853 года, по приглашению брата, вышедшего к тому времени в отставку, снова приехать на Кавказ. Он посещает Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, много читает, плодотворно трудится, философствует. В Пятигорске он закончил свое самое первое литературное произведение- повесть «Детство».Затем были «Письма с Кавказа»:рассказ «Набег»,повесть «Казаки»На Кавказе Л.Н.Толстой вступил в армию, принял участие в военных действиях. В письме Т.А.Ергольской он писал : «Мне кажется, что странная мысль поехать на Кавказ внушена мне свыше. Это рука Божия вела меня, и я непрестанно благодарю Его. Я чувствую, что здесь я стал лучше.»
8 октября 1853 года Толстой покидает Кавказ, а в начале 1854 года уезжает в Крым. На Кавказ он больше не приедет, но уже на склоне лет Лев Николаевич говорил, что период, который он провел на Кавказе был одним из самых главных в его жизни. Это была пора раздумий о смысле жизни, о своем месте в этом мире.Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.
IV.2Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» - анализ произведения.Рассказ «Кавказский пленник» написан с поразительным искусствам. В нём шесть небольших главок, каждая не более десяти страничек. А как много мы из него узнаём! Перед нашими глазами встают не только эпизоды Кавказской войны, но и жизнь горного аула. Не многие из художников слова умеют описывать природу так, как умел Толстой. В его произведениях природа живёт одной жизнью с людьми.
Вспомните описание той ночи, когда Жилин вторично бежит из плена: «Идёт Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, — бело, светло, совсем как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло всё. Только слышно — внизу речка журчит».Всё движется в нарисованной Толстым картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой. Несколькими красочными штрихами Толстой умеет создать запоминающиеся портреты своих героев. Вот Дина — с её чёрными глазами, которые в темноте светятся, «так и блестят, как звёздочки», с её ручонками «тоненькими, как прутики», с её звонкам, радостным смехом. Вот Жилин — ладный, ловкий, невысокий ростом, очень живой, подвижный, приметливый. А вот его неудачливый спутник Костылин — «мужчина грузный, пухлый...».
Язык «Кавказского пленника» напоминает язык народных сказок и былей. Фразы здесь нередко начинаются с глагола, со сказуемого, за которым идёт существительное, подлежащее: «Выехал Жилин вперёд...», «Прибежала девочка — тоненькая, худенькая...» и т. д. Так строя фразы, писатель не только достигает стремительности в передаче событий, но и делает язык рассказа близким кразговорному. Л.Н.Толстой сам почти три года, служил на Кавказе, воочию видел ужасы войны, знал, что такое война. К сожаленью, и сегодня на Кавказе и в мире идет война, ежедневно льется кровь. Классик мировой литературы, достояние России, наша национальная гордость Лев Николаевич Толстой убеждает нас в том, что важнее всего на свете мир, дружба между народами, любовь. Поэтому мы солидарны с М. Горьким, сказавшим: « Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком, нельзя считать себя знающим свою страну».
Заключение.
Изучив материалы биографии А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого, связанные с жизнью на Кавказе, сведения о жизни кавказских народов, познакомившись с двумя одноименными произведениями двух великолепных авторов, я смогла создать пусть небольшой, но свой научный труд и пришла к некоторым выводам.
Во-первых, когда же сравниваются произведения с одинаковым названием, одинаковым сюжетом, уделяется внимание всем деталям, любым мелочам.
Во-вторых, на основе прочитанного легко можно создать свое произведение, как это в свое время сделал писатель-юморист Саша Черный, который написал рассказ «Кавказский пленник», повествующий о том, как дети, играя, инсценировали одноименный рассказ Л.Н.Толстого.
В-третьих, в обоих произведениях присутствует тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека: красота души, поступков, человеческих чувств, возможность донести до каждого читателя идею произведения: люди должны жить в дружбе, пусть им не мешает война. Только труд и уважение сближают людей, помогают преодолеть национальную разобщённость, жить в мире и согласии.
Таким образом, великие русские писатели и поэты в своих кавказских творениях воспели прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания о жителях гор– мужественных и суровых, гордых и свободолюбивых народах.
Использованная литература.
Лягушка-путешественница
Сказка "Морозко"
Военная хитрость
Лупленый бочок
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"