В исследовательской работе «Передача внутреннего состояния героев средствами языка литературы и кинематографии» учащаяся 10 класса МАОУ «Средняя школа №8» Жовнир София Александровна сравнивает выразительные возможности литературы и кино в передаче чувств и эмоций героев на примере повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке» (2002 г.) и одноимённого фильма режиссера Константина Худякова (2004 г.). Руководствуясь актуальностью данной проблемы, автор работы выдвинула гипотезу: в современном мире эмоциональное воздействие на человека средствами кинематографии гораздо сильнее, чем воздействие словом в художественном произведении. Цель работы: раскрытие возможностей художественного произведения и кино как видов искусства и уровня их воздействия на читателя, зрителя.
Слайд 1
Тема: «Передача внутреннего состояния героя средствами литературного языка и кинематографии» Подготовила: Жовнир СофияСлайд 2
Повесть «На Верхней Масловке » Написана современным автором – Диной Ильиничной Рубиной , которая родилась 19 сентября 1953 года в городе Ташкенте. Повесть « Н а В ерхней Масловке » написана в 2002 году. Экранизация Константина Худякова снята в 2004 году. Дина И льинична Рубина Константин Худяков
Слайд 3
Фрагмент фильма. Главные герои повести: Анна Борисовна и Петр Авдеевич
Слайд 4
Фрагменты фильма
Слайд 5
Цитаты из повести: « И что … со временем… я смогу с честью… занять кресло… самого Бирюзова ?»... « застонал», «обхватил», «процедил», «захохотал», «смеялся», «вскидывал головой » . «Он молча сцеплял и расцеплял кисти рук » ; «Процедил он, глядя в тарелку и массируя виски » «хотелось мычать», «он застонал», «захохотал и смеялся долго, истерично, до икоты ».
Слайд 6
« Убить ее. Убить немедленно. Трахнуть по лбу сахарницей или бюстиком Бетховена … Это она все погубила сегодня. Все дело в ее телефонном звонке, а вовсе не в декретных отпусках Елены Ивановны и Инги Семеновны ». Цитата из повести
Слайд 7
Фрагмент фильма
Слайд 8
«Я все знаю,- спокойно сказала старуха (…) да, я ему позвонила, - продолжала она, разглаживая блестящую обертку ногтем большого пальца и машинально мастеря из нее фантик » «Она глядела на его истерику с недоумением (…) не драматизируй, - отмахнулась она». Цитата из повести:
Слайд 9
Фрагмент фильма
Слайд 10
«Из мастерской вышла Нина, постояла мгновение, очевидно, осваиваясь в полутьме коридора, и неторопливо прошла в сторону уборной. Он смотрел на нее сверху. У нее легкая худощавая фигура. Впрочем, в бедрах не такая уж худощавая. И вообще – что можно сказать о фигуре одетой женщины? Он вдруг почувствовал сильный, горячий пульс в висках и подумал – а собственно, почему его должна заботить фигура жены Матвея? И зло повторил себе : да-да , жены Матвея, жены, вот именно. А ты стой на этой обшарпанной лестнице и воровато подглядывай, как ходит незнакомая непринужденная женщина , чужая жена. Впрочем, ему нет никакого дела до жены Матвея ». Цитата из повести:
Слайд 11
« Интересно – была ли у этой женщины в жизни страсть? Та самая, что любое прекрасное воспитание разносит в клочья? Не похоже. Он попробовал представить ее в постели, но ничего не получалось: Нина лежала в широкополой своей шляпе , торчали из-под одеяла каблуки сапог … Так прекрасно воспитана, что и брезгливой гримаски не оставила.» Цитата из повести:
Слайд 12
« спиной, затылком он ощутил мгновение, когда она стихла. Спиною он ощутил за собой огромное, пустое, осиротелое пространство мастерской. И медленно обернулся. (…) Петя застонал, кинулся к ней, повалился лбом в ее судорожно сведенные руки и заговорил торопливым исступленным шепотом, свято веря, что она еще слышит его. Он жаловался . Он говорил : жизнь без нее невозможна…» Цитата из повести:
Слайд 13
Фрагмент из фильма
Слайд 14
Художественный текст: эмоционально-экспрессивная речь героев, выразительные средства языка (тропы), стилистический прием - градация, синтаксические средства языка (фигуры речи) – умолчание, риторические вопросы в монологе героя, психологические приемы (внутренний монолог), авторский текст как пояснение интонации речи героев. Художественный фильм: мимика, жесты, движения героев; долгий кадр, крупный план, акцентирующие внимание на психологическом состоянии героя; музыка. Заключение
Волшебная фортепианная музыка
Извержение вулкана
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Невидимое письмо
Попробуем на вкус солёность моря?