Цель проекта : узнать, что такое имя, узнать об истории и происхождении имен определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они обозначают.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Я и мое имя" | 121 КБ |
Выполнили обучающиеся
4 класса.
Руководитель Новикова Н.А.,
учитель начальных классов
Содержание
1.Актуальность проекта.
2.Методический паспорт проекта
3.Этапы проекта
5. Имена нашего класса
6. Значение наших имен.
7.Распространенные имена в нашей школе
5.Заключение
6. Используемая Литература
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Наши имена?» |
Учебный предмет | Внеклассная работа |
Адресация | Обучающиеся начальных классов |
Участники проекта | Учитель, дети, родители |
Тип проекта | Поисково-исследовательский, индивидуально-групповой, среднесрочный, информационный; |
Обоснование темы выбранного проекта | Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Мы хотели узнать историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён. |
Цель проекта | 1.Узнать, что такое имя. 2. Узнать об истории и происхождении имен. 3.Определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они обозначают. |
Задачи проекта | 1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. 2.Развивать навыки исследовательской деятельности 3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих 4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения. 5.Изучить списки учащихся обучающихся с целью определения частоты употребления имён. 6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы. |
Предмет исследования | Имена учащихся класса, школы. |
Методы исследования | 1.Изучение литературы. 2.Беседа с родителями; 3.Поиск информации в Интернете; 4.Собственные наблюдения. 5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников, обобщение. |
Методика исследования | 1 этап: подготовительный Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования. Планирование, определение источников информации. Определение группы учащихся Определение направлений работы 2 этап: работа по определённым ранее направлениям Анкетирование и опрос обучающихся начальных классов. Изучение этапов истории имен Проведение социологического исследования 3 этап: обработка и оформление собранного материала Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов. 4 этап: защита проекта Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени. Проведение классных часов. Творческие работы обучающихся. Презентация проекта. |
Планируемый результат | Углубить знания о своих именах Создать справочник об именах обучающихся 4 «а» класса |
1.Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта?
Мы учимся в 4 «а» классе средней школы р.п. Шемышейка. Мы - это 29 юных россиян: 12 девочек и 17мальчика. Нашу учительницу зовут Нина Алексеевна.
Нам стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Нам захотелось узнать больше о наших именах.
Мы поставили перед собой вопрос – что же означают наши имена? Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена. Вот поэтому мы решили больше узнать об именах.
Цель нашей работы.
Мы поставили перед собой цель узнать, какие имена носят ребята в нашем классе, школе.
Мы поставили перед собой задачи узнать:
1) значение и происхождение имён
2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?
3)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе, школе?
Как мы проводили исследование.
1.Изучение литературы.
2.Беседа с родителями
3.Поиск информации в Интернете;
4.Собственные наблюдения.
5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников.
Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 29 человек.
Результаты анкетирования.
Вопросы | Да | Нет |
Знаешь ли ты, что такое «имя»? | 10 | 19 |
Знаешь ли ты значение своего имени? | 8 | 21 |
Знаешь ли ты происхождение своего имени? | 8 | 21 |
Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.
Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Приступив к изучению данной темы, мы решили следовать следующему плану:
1. Определить самые распространенные и редкие имена в классе и в школе
2.Собрать информацию о значении и происхождении имен учащихся .
3. Выявить знаменитых людей, которые имеют такие же имена.
Какие же имена есть в нашем классе?
1. В нашем классе 2- Юлии, 2- Александра,
2-Ильи,1- Дарья,1 – Альбина, 1- Камил, 1- Ольга , 1- Екатерина, 1- Ангелина, 1- Анастасия,1- Валерий ,1- Дмитрий , 1- Олег , 1- Кирилл ,1- Максим,1- Никита,1-Нина,1- Роман,1- Владислав ,1- Родион,1- Елизавета 1- Данила ,1 Олеся,1- Антон ,1- Татьяна,1- Артем, 1-Карина
Перед нами встал вопрос: «Нину Алексеевну считать?». Нина Алексеевна всегда нам говорит: «Мы - одна семья, мы должны жить дружно», а значит считать. Нина у нас тоже одна.
Расставим наши имена в соответствии с этим порядком:
А - Александр, Альбина, Ангелина, Анастасия, Антон
Б - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
В - Валерий, Владислав.
Г - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
Д - Дарья, Данила.
Е - Екатерина, Елизавета.
Ж , З, - в нашем классе имен, начинающихся с этих букв нет.
И - Илья.
К- Кирилл, Камиль
Л - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
М-Максим.
Н - Никита, Нина.
О - Олеся.
П - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
Р - Родион
С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
Ю-Юлия
Я - в нашем классе имен, начинающихся с этих букв нет
Таким образом, мы сделаем следующие выводы:
Исследование имен учащихся 4 «а» класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен-15 (Артем, Ангелина, Анастасия, Александр, Дмитрий, Екатерина, Кирилл, Никита, Олеся, Родион Нина;
На втором месте имена, которые имеют латинское происхождение-9 (Антон, Юлия, Карина, Максим, Роман,
Альбина, Валерий, Татьяна).
На третьем месте имена, имеющие еврейское происхождение– 3 (Илья, Елизавета, Данила).
2 скандинавских имени - Ольга и Олег
По одному: славянское (Владислав), персидское (Дарья), арабское (Камил).
Самое популярное в классе женское имя – Юлия. Девочек с таким именем насчитывается -2
Самые популярные мужские имена – Александр и Илья их носят по два человека. Остальные имена носят по одному человеку.
Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?
Оказалось, что:
50% обучающихся назвали в честь близких родственников;
20% - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;
20% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;
5%- были названы именами, потому что они редкие;
5% - не смогли ответить на этот вопрос.
Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».
Так у нас появился словарь-справочник наших имён.
Каждый ученик нашего класса искал значение своего имени из книг.
У нас появился словарь- справочник наших имен:
Ангелина - (греч.) это имя означает `ангельская.
Александр – (греч.) защитник людей.
Анастасия – (греч) воскресшая, возрожденная.
Альбина - (латин.) - белая.
Валерий - (латин.) бодрый, крепкий.
Владислав - (славян.) владеющий славой.
Дарья – (лат.) Сильная, побеждающая, победительница. Женский вариант имени персидского царя Дария. И с древнеперсидского переводится приблизительно как "обладательница", "владеющая".
Данила – (евр.) означает «судья Божий».
Дмитрий – (греч) посвященный Деметре, богине плодородия.
Екатерина - (греч.) означает чистая.
Елизавета - (греч.) почитающая Бога.
Илья - (евр.) сила божья.
Кирилл - (греч.) господин, повелитель.
Камиль - (араб.) самый лучший.
Максим - (латин.) величайший.
Никита - (греч.) означает победитель, победоносный, побеждать.
Нина - (греч.) означает услышанная Богом.
Олеся - (греч.) мужественная.
Родион - (греч.) герой.
Юлия - (латин.) июльская» или «из рода Юлиев».
Проводя исследования, мы обнаружили, что многие знаменитости названы теми именами, которые мы изучали.
Актуальность проекта
Что мы узнали нового об именах.
Так как большинство учеников, опрошенных нами, не имели чёткого представления о том, что значит имя человека, то мы попытались при помощи справочной литературы определить понятие «имя».
По словарю В.И. Даля:
«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»
Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена вождя крупнейшего восстания в Италии, жившего более 2 тысячи лет назад, — Спартака, царицы Ассирии — Семирамиды, которой приписывают сооружение в Вавилоне висячих садов — одного из семи «чудес света».
А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, а имена живут.
Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис — «совенок» или Хома-Хомани — «утреннее облачко». У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало «камень», Фока — «тюлень», Хризис — «золото».
Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Значение их было понятно. Могли дать мальчишке имя Волк — чтобы он был силен, смел и долго жил. Кто родился в субботу — называли Соботкой, первенца — Первушей, крикливого младенца — Бессонном или Неупокоем.
А почему же потом таких имен не стало?
Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван — это измененное древнее имя Иоканаан, значившее «божий подарок».
Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека».
Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.
Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.
Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.
В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами?
Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.
Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и разные традиции и системы табу, связанные с именами. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (т.е. своего рода образец для подражания); а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником-молитвенником перед Богом именно для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.
Давно ли люди начали обращать внимание на роль имени в судьбе ребёнка? Кажется, это началось с того момента, как человек начал осознавать себя как разумное существо.
Когда мы начали работу, много прочитали об именах. Узнали, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.
Вот пятерка наиболее популярных имён 20-х годов:
• Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция
• Донэра - Дочь Новой ЭРы
• Ледат - ЛЕв Давидович Троцкий
• Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет
• Тролебузина - ТРОцкиЙ, ЛЕнин, БУхарин, ЗИНовьев
Пятерка наиболее популярных имён 30-х годов:
• Бестрева - БЕрия СТраж РЕВолюции
• Ворс - ВОРошиловский Стрелок
• Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА
• Даздрасмыгда - ДА ЗДРАвствует СМЫчка Города и Деревни
• Лагшмивара - ЛАГерь ШМИдта В Арктике
Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена
В эпоху, предшествующую Христианству, у восточных славян были только личные имена. Давались личные имена родителями при рождении ребёнка. Большинство таких имён имело очевидное толкование, при этом, в основном, это были двухосновные имена или сложные имена из двух корней, которые были связаны соединительной гласной. Например, Ярослав {толкование имени: сильный и славный), Всеволод {толкование имени: все и владеющий, богатый). Такие имена по праву относятся к исконно славянским, русским именам. Далее к ним добавились некоторые скандинавские имена, например: Олег {толкование имени: святой), Игорь {толкование имени: молодой).
В эпоху Христианства появились так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена имеют уже не славянское, а греческое происхождение. Однако, и некоторые славянские имена были признаны церковью, даже не смотря на то, что к святым они отношения не имели. Это, например, Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Вячеслав и скандинавское Олег. Самыми распространенными в эпоху Христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил.
Так, начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, даваемое родителями для обозначения внутрисемейных прозвищ. При этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет. К концу 17 века прозвища на Руси уже употреблялись достаточно редко, также не сохранились и многие древние языческие славянские и скандинавские имена. При это имя человеку могла дать только церковь - такой порядок действовал до 1905 года, затем эти строгие правила несколько ослабли, и только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.
Давно канули те времена, а все так же серьезно подходят к выбору имени новоиспеченные родители.
Пусть ребенок получит свое собственное «правильное» имя, и с ним будет сам строить свою собственную судьбу. И пусть он будет счастлив!
Мы провели социологическое исследование имён нашей школы. Всего в школе 633 обучающихся.Имен-104
По частоте употребления имена распределились следующим образом.
Самыми редкими оказались имена:
У девочек | У мальчиков | ||
Камиля | Арина | Богдан | Марат |
Вера | Ася | Мелик | Али |
Инна | Надежда | Наиль | Нодар |
Влада | Марьям | Рамазан | Ринат |
Элла | Айлаз | Айлаз | Мураз |
Людмила | Инесса | Рустам | Станислав |
Жанна | Оксана | Рафаэль | Тимур |
Галина | Даяна | Игорь | Камил |
Лариса | Любовь |
Занимаясь проектной деятельность мы также собрали немало
дополнительного материала об именах
Пословицы об именах
Добр Мартын, коли есть алтын;
худ Роман, коли пуст карман.
Проворна Варвара на чужие карманы.
Наш Филат не бывает виноват.
Друг на дружку, а все на Петрушку.
Загонят — куда Макар телят не гонял.
Каков Пахом, такова и шапка на нем.
По Сеньке шапка. Не по Сеньке шапка.
У всякого Матвея своя затея.
У всякого Мирона свой приемы.
Хитрый Митрий, да и Иван не дурак.
Скороговорки об именах
Варя варит, Жора жарит,
Петя песенки поет.
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка
На подносе принес.
Вася косит косилкой свежий овес.
Купила Марусе бусы бабуся.
Заключение.
Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.
Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.
Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.
« Не имя красит человека,
а человек имя.»
Литература:
1.Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.
2.С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.
3.Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.
4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.
Как нарисовать ветку ели?
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Заяц-хваста
Загадочная система из шести экзопланет
Ералаш