Святой Сергий (в детстве Варфоломей) родился в семье бояр Ростовских Кирилла и Марии. Имение родителей находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. На этом месте построен Варницкий монастырь.
Вложение | Размер |
---|---|
radonezhskiy.doc | 436 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Астапковичская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Литературно-художественный конкурс
«Душа по капле собирает свет…»
Номинация
«Преподобный Сергий. Душа России».
Выполнила: ученица 6 класса
Марченкова Арина
Консультант: учитель русского языка
и литературы
Петухова Нина Петровна.
год.
План работы.
Детство и отрочество Сергия Радонежского
( в миру Варфоломея).
Начало монашеской жизни.
Образование Троице-Сергиева монастыря.
Общественное служение Сергия Радонежского.
Старость и кончина Сергия Радонежского. Духовное
завещание.
Источники сведений о святом Сергии.
Сергий Радонежский – один из самых почитаемых
святых, подвижник Земли Русской.
Детство и отрочество Сергия Радонежского ( в миру Варфоломея).
Святой Сергий (в детстве Варфоломей) родился в семье бояр Ростовских Кирилла и Марии. Имение родителей находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. На этом месте построен Варницкий монастырь.
Родители Варфоломея (Сергия), «бояре знатнные, небогатые, были люди тихие, спокойные. Уклад их жизни был крепкий и серьёзный. О роскоши в семье говорить не приходилось. Домашний быт семьи был ближе к крестьянскому : мальчиком Сергия (а тогда – Варфоломея) посылали за лошадьми в поле». Значит, он умел их спутать и обротать. И подведя к какому-нибудь пню, ухватить за чёлку, вспрыгнуть, с торжеством рысцою гнать домой. Быть может, он гонял их в ночное и, конечно, не был барчуком», - таково мнение Бориса Константиновича Зайцева.
Родители его, по-видимому, были людьми почтенными, справедливыми и очень религиозными. Они часто принимали странников, помогали бедным. Скорее всего, встречи со странниками и сыграли определённую роль в дальнейшей судьбе Варфоломея (Сергия). В их жизни он видел то, чего не было в повседневном быту: нечто ищущее, мечтательное, противящееся обыденности.
Конкретных сведений о годе рождения святого нет. Это промежуток с 1314 по 1322 год. Известно только, что 3 мая у Марии родился сын, и священник дал ему имя Варфоломей, приурочив это событие к дню празднования святого.
Варфоломей был ребёнком, на котором с детства лежал особый отпечаток.
Когда ему исполнилось семь лет, его вместе с братом отдали учиться грамоте, в церковную школу. Но грамота ему давалась с трудом, хотя Варфоломей был старательным и упорным учеником. Учитель иногда его наказывал, товарищи смеялись. Мальчику было очень больно, но вперед он не двигался.
Однажды отец послал Варфоломея разыскать пропавших жеребят. Он добросовестно искал их, но не нашёл. Зато встретился со «старцем-черноризцем» в сане пресвитера. Варфоломей рассказал ему о своих огорчениях и попросил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
Старец помолился, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Это даётся тебе в знак благодати и для разумения священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей», - сказал он мальчику. Варфоломей в знак благодарности пригласил старца домой, где его приняли хорошо, как принимали странников.
Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Варфоломей не хотел читать: боялся показать своё неумение. Но старец дал мальчику книгу и приказал читать.
Случилось чудо: Варфоломей начал читать хорошо.
Родители Варфоломея накормили старца обедом и рассказали о знамениях над сыном. Старец сказал, что теперь Варфоломей хорошо будет понимать Священное Писание, одолеет чтение и будет «…обителью святой Троицы; он многих приведет за собой к уразумению Божественных заповедей».
После этого у Варфоломея не было проблем с чтением: любую книгу он читал без запинки. «В истории с его учением, неудачами и неожиданным, таинственным успехом видны в мальчике некоторые черты Сергия: знак скромности, смирения есть в том, что будущий святой не мог естественно обучиться грамоте», - отмечал Б.К.Зайцев.
Дальнейшая жизнь Сергия говорит о том, что не в способностях к наукам была его сила. Сила Сергия была в том, что уже в детстве обозначилась в нём живая, непосредственная связь с Богом. Сергий принадлежал к тем, кому обычное дается тяжко, зато необычное раскрывается целиком. Варфоломей (Сергий) нашёл своё призвание в чтении священных книг, посещении церкви. Больше всего он любил церковные службы.
Он стал аскетом, хотя никто не принуждал его к этому, и постился по средам и пятницам: ел только хлеб и пил воду. Одевался скромно. В общении с людьми был ласковый, добрый. Бедному человеку мог отдать последнее, что у него было.
Родители давно почувствовали в нём нечто особенное. Им казалось, что он изнуряет себя. Мать упрашивала Варфоломея не насиловать себя. Варфоломей на это возражал. Но несмотря на возражения, он оставался послушным сыном (об этом сказано в «Житии…»).
Годы отрочества, ранней юности определили его стремление уйти из мира низшего и среднего в мир высший, мир светлых созерцаний и непосредственного общения с Богом.
Но осуществиться этому было дано в других местах: не там, где, проходило детство Варфоломея (Сергия)…
Около 1328 года обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.
Ещё при жизни родителей в душе Варфоломея возникло желание посвятить себя монашеской жизни. Когда ему исполнилось 20 лет, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили сына повременить с этим решением до их смерти, так как сын был их единственной опорой: старшие братья жили отдельными семьями. Через 2-3 года похоронил Варфоломей отца и мать, которые незадолго до смерти приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трёх верстах от Радонежа и был одновременно мужским и женским.
Начало монашеской жизни.
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к пустынному житию, он вместе с братом Стефаном основал пустынь на берегу реки Кончуры посреди глухого Радонежского бора, где и построил около 1335 года небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре брат уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Оставшись в полном одиночестве, Варфоломей призвал игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Было ему 23 года.
Образование Троице-Сергиева монастыря.
Года через два или три стали приезжать к Сергию иноки; образовалась обитель, которая в 1345 году оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра), и Сергий был её вторым игуменом (первый Митрофан) и пресвитером, который подавал всем пример усердием и трудолюбием. Он запретил инокам принимать подаяние и поставил перед ними правило: жить от своего труда. Сам подавал им в этом пример. Постепенно слава его росла. В обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. Многие жертвовали ей своё имущество. Пустынь стала богатым монастырём.
Слава Сергия дошла до Царьграда. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и дал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). С благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.
Общественное служение Сергия Радонежского.
По словам современников, Сергий мог «тихими и кроткими словами» действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца и очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривал их подчиниться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, перед битвой князя благословил Сергий, который предрек ему победу и спасение от смерти, и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю.
В 1382 г., когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тохтамышева нахожения бежа в Тверь», под защиту князя Михаила Александровича Тверского.
После Куликовской битвы великий князь стал с ещё большим уважением относится к радонежскому игумену. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский – на Киржаче, Старо-Голутвин – близ Коломны, Высоцкий, Георгиевский – на Клязьме). Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой, Ферапонтом, Кириллом, Сильвестром и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский. Согласно житию, Сергий Радонежский совершил много чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Житие утверждает, что однажды Сергий воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
Старость и кончина Сергия Радонежского. Духовное завещание.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, привёл к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
25 сентября 1392 г. Сергий Радонежский скончался.
Источники сведений о святом Сергии.
Наиболее известным источником сведений о Сергии Радонежском является легендарное Житие Сергия (1417-1418 г.г.), написанное его учеником Епифанием Премудрым, которое в середине XV в. Было дополнено и переработано Пахомием Логофетом. Известно до десятка вариантов жития. Над ним трижды работали в XVI в., в XVII в., в XVIII в. Его перерабатывали Митрополит Московский Коломенский Платон (Левшин) и даже императрица Екатерина II, в XIX в.-митрополит Московский Филарет, а в XX веке- архиепископ Никон (Рождественский) и патриарх Московской и всея Руси Алексий.
Церковный историк Голубинский упоминает о княжеской грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемой 1449 или 1450 годом. В ней настоятель русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его в ряд с другими чудотворцами и святителями. Общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозёрским и святителем Алексием было одним из первых деяний Митрополита Ионы после возведения его на кафедру.
7. Сергий Радонежский – один из самых почитаемых
святых, подвижник Земли Русской.
Исключительно плодотворной была деятельность Сергия Радонежского. Примером своей жизни, недосягаемой высотой интеллекта он сумел поднять дух народа, пробудил в нём веру в свои силы, вдохнул надежду на освобождение от ненавистных оков вражеского ига. В этом состоял его бессмертный подвиг во имя России и её многострадального народа. Не наделенный никакой административной властью над людьми, тем не менее он имел над ними духовную власть: правдивым добрым словом, силой убеждения он воздействовал на людские души. Самой возможностью жить вольно и свободно Сергий Радонежский дал понять и почувствовать заскорбевшему, униженному и оскорблённому народу русскому, что он не погиб, если в тайниках его души ещё не всё погасло, не всё доброе и здоровое умерло, а продолжает жить. Ярким лучом света в жизни России можно назвать Сергия: он помог своим соотечественникам, русским людям, заглянуть в их собственный внутренний мрак и увидеть впереди озаряющий светоч.
«Душой России» по праву называют преподобного Сергия Радонежского, неутомимого собирателя русской духовности. Он почитается православной церковью в лике святых и считается величайшим подвижником земли Русской.
Дни памяти:
- 25 сентября (8 октября) – представление;
- 5 (18) июля - обретение мощей;
- 6 (19) июля - Собор Радонежских святых.
Кроме того, 24 августа (7 сентября) церковью празднуется явление Богородицы преподобному Сергию.
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Нора Аргунова. Щенята
Без сердца что поймём?
Сказки пластилинового ослика
Простые летающие модели из бумаги