В данном исследовании раскрывается многофункциональная роль тире в поэзии М. Цветаевой.
Вложение | Размер |
---|---|
ryazanova_karina_issledovatelskaya_rabota_mbou_ssh811_klass_napravlenie_russkiy_yazyk.docx | 76.64 КБ |
III региональный Конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников
Исследовательская работа
Многофункциональная роль тире в поэзии Марины Цветаевой
Направление «Русский язык»
Автор: Рязанова Карина Андреевна
Класс 11 А
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8»
Руководитель: Винокурова Розалия Хамитовна,
учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8»
г. Нижневартовск, 2018
Аннотация
В данном исследовании раскрывается многофункциональная роль тире в поэзии М. Цветаевой.
Работа состоит из четырех частей: введения, теоретической, практической части и заключения. Поставлена цель и определены задачи. Цель работы: доказать многофункциональную роль тире на материале поэзии М. Цветаевой.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Вследствие чего была выдвинута гипотеза: если тире в поэзии М. Цветаевой наиболее употребительный знак препинания и служит для расширения границ использования и обогащения изобразительных возможностей, то тире является одним из многофункциональных и эстетически значимых знаков.
Для достижения целей и подтверждения гипотезы автором использовались следующие методы: метод углубленного чтения, анализ, сопоставление, оформление результатов, обобщение, анкетирование, поисково-исследовательский метод.
В теоретической части автор раскрыла историю возникновения тире и выявила его основные функции. В практической части на основе анализа московского цикла М. Цветаевой, включающее 9 стихотворений, она определила количественное соотношение употребления тире и раскрыла его многофункциональность.
Результаты исследования сведены в таблицы.
В ходе исследования использовано 11 информационных источников.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования материала и выводов работы на уроках русского языка, элективных курсах при подготовке к итоговой аттестации.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
№№ | Проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза | Описание метода исследования | Библиография |
11 | Актуальность темы. | Используя метод анализа информационных источников, была выявлена актуальность темы исследования, а также сформулированы исследовательские вопросы. | 1.Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. - Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012 г. 2. Прохоров Д.А. Как написать исследовательскую работу: методическое пособие для школьников, учителей, студентов. - Спб.: Изд-во МБИ, 2006. – 40 с. 3. Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? - Москва: Первое сентября, 2010 г. |
22 | Выдвижение цели и задач. Формулировка гипотезы. | Гипотеза: если тире в поэзии М. Цветаевой наиболее употребительный знак препинания и служит для расширения границ использования и обогащения изобразительных возможностей, то тире является одним из многофункциональных и эстетически значимых знаков. Проблемно-поисковый метод. Выдвижение гипотезы, доказательства или опровержения гипотезы. | 1. Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? - Москва: Первое сентября, 2010 г. 2. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. - Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012 г. 3. Прохоров Д.А. Как написать исследовательскую работу: методическое пособие для школьников, учителей, студентов. - Спб.: Изд-во МБИ, 2006. – 40 с. |
33 | Выявление основных функций тире в русском языке | На материале научных исследований А.Х.Востокова методом анализа, сопоставления, поиска информации и систематизации были выявлены основные функции тире в русском языке. | 1. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009. - 432 с. 2.Востоков А.Х. Русская грамматика Александра Востокова, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная. Изд.12-е.: / Востоков А.Х. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 246 с. 3. http://orthographia.ru |
44 | Составление диаграммы, таблицы. | Поисково-исследовательский метод. Поиск ответа на вопросы: 1. Какую функцию выполняет тире в поэтике М. Цветаевой? 2. Почему именно этому знаку препинания поэтесса отдает предпочтение? Методы анализа и сравнения, систематизации и обобщения, сопоставления. | 1. Цветаева М. И. Стихотворения. Поэмы / Сост., вступ. ст. А. М. Туркова; Примеч. А. А. Саакянц. — М.: Сов. Россия, 1988. — 416 с. (Поэтическая Россия) 2. Лосская В.К. Марина Цветаева в жизни: Воспоминания современников. М.: ПРОЗАиК, 2011. 384 с., ил., 5000 экз., ISBN 978-5-91631-101-3 3.http://umnik.rikt.ru/informat/Library/excel1.htm |
55 | Многофункциональность тире на примере московского цикла М. Цветаевой. | На материале стихотворений М. Цветаевой, используя метод анализа и сравнения, систематизации и обобщения, сопоставления, а также поисково-исследовательский метод, была доказана многофункциональность тире. | 1. Валгина Н. С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М. Цветаевой // Русская речь, 1978, N 6. - С. 58. 2. Цветаева М. И. Стихотворения. Поэмы / Сост., вступ. ст. А. М. Туркова; Примеч. А. А. Саакянц. — М.: Сов. Россия, 1988. — 416 с. (Поэтическая Россия) 3. Антокольский П. Книга Марины Цветаевой // Новый мир, 1966. — N 4. |
66 | Составление библиографии. | Метод составления библиографии включает список литературы, выстроенный строго по алфавиту фамилий авторов в соответствии с установленными нормами. | 1. Прохоров Д.А. Как написать исследовательскую работу: методическое пособие для школьников, учителей, студентов. - Спб.: Изд-во МБИ, 2006. – 40 с. 2. Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? - Москва: Первое сентября, 2010 г. |
Содержание
Страницы
Введение 7
Основная часть 9
1. Теоретическая часть 9
1.1 История возникновения тире и его основные функции в
русском языке 9
2.Практическая часть 10
2.1 Результаты исследования. Количественное соотношение употребления тире на примере московского цикла М. Цветаевой …… 10
2.2 Многофункциональная роль тире в поэтике
М. Цветаевой 12
Заключение 15
Использованная литература 16
Введение
Творчество Цветаевой - богатый материал для исследования функций знаков препинания. За последнее десятилетие появилось много новых работ о поэзии Цветаевой, но все же следует признать, что тексты Цветаевой еще по-настоящему не прочитаны.
Самым излюбленным знаком препинания в творчестве Цветаевой является тире. Тире в пунктуации Цветаевой – самый емкий и смысловой знак, приобретающий в каждом стихотворении свой оттенок, свой внутренний подтекст.
Сама поэтесса в стихотворении "В седину - висок..." пишет о тире следующие строки:
Как на знак тире -
Что на тайный знак -
Брови вздрагивают -
Заподазриваешь?
Можно сказать, что тире стал отличительной особенностью цветаевского стиха.
Данная особенность нас заинтересовала, и мы задались вопросами: «Почему тире является одним из наиболее употребительных знаков препинания в поэтике М. Цветаевой? Какую функцию выполняет тире в поэтике М. Цветаевой?». Именно поэтому мы решили провести собственное мини-исследование.
Актуальность: проблему исследования считаем актуальной, так как, во-первых, это одна из попыток понять творчество уникального поэта, во-вторых, нестандартные, оригинальные формы выражения мысли через пунктуацию способствуют совершенствованию современного русского языка.
Цель работы – доказать многофункциональную роль тире на материале поэзии М. Цветаевой.
Ее решение определялось следующими задачами:
В ходе работы была выдвинута гипотеза: если тире в поэзии М. Цветаевой наиболее употребительный знак препинания и служит для расширения границ использования и обогащения изобразительных возможностей, то тире является одним из многофункциональных и эстетически значимых знаков.
Основные методы исследования: метод углубленного чтения, анализ, сопоставление, оформление результатов, обобщение, анкетирование, поисково-исследовательский метод.
Предмет исследования: знак препинания тире.
Объект исследования: поэтический цикл Марины Цветаевой «Стихи о Москве».
Наша работа имеет практическую значимость для людей, интересующихся творчеством Цветаевой, и может быть использована на занятиях по русскому языку, элективных курсах при подготовке к итоговой аттестации.
1. Теоретическая часть
1.1 История возникновения тире и его основные функции в русском языке
Тире́ (от французского - растягивать) - один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее - «знак мыслеотделительный» (в «Сокращенной русской грамматике» А. Х. Востокова). [3, 39]
Каковы же основные закономерности его употребления?
Тире, прежде всего, означает всевозможные пропуски - пропуск связки в сказуемом, пропуск члена предложения в неполных предложениях и в предложениях с нулевым сказуемым, пропуск противительных союзов. Тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, сохраняет принадлежащее им место, например: Солотча - извилистая, неглубокая река (К. Паустовский) - пропуск связки.
Вторая функция тире – смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически, т.е. союзами. Например: Биться в одиночку - жизни не перевернуть (Н. Островский) - первая часть предложения означает условие.
Тире можно назвать и знаком «неожиданности» - смысловой, интонационной, композиционной. Так, с помощью тире обозначается неожиданное присоединение. Например: Она испуганно осмотрелась – никого (В. Распутин).
Тире может выступать и как своеобразный отграничитель. Прежде всего, тире сигнализирует о границе авторских слов и прямой речи: Например «Ты что?» - спросила она Пашку (В. Шукшин). То же при абзацном расположении реплик диалога: На пороге, прислонившись головой к косяку и обеими руками прижимая к груди концы шерстяного домашнего платка, стояла Ирен.
- Я знала, что это вы.
- Простите, что в такой ранний час...
Петя с трудом перевел дух (В. Катаев).
Наконец, тире способно передавать и эмоциональную сторону речи: динамичность, резкость, быструю смену событий, например: Как говорил один нестарый мой из запаса рядовой знаток и той, что он оставил, и этой жизни, фронтовой: «Воюй - и все твое с тобой».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что диапазон употребления тире действительно в русском языке достаточно широк.
2.1 Результаты исследования. Количественное соотношение употребления тире на примере московского цикла М. Цветаевой
Чтобы доказать, что тире в поэтике М. Цветаевой отводится значительное место, мы проанализировали цикл «Стихи о Москве», включающий 9 стихотворений.
В исследовании приняли участие одноклассники, поделенные на группы. Каждой группе была дано одно стихотворение. Таким образом, ребята посчитали все знаки препинания и, распределив их по видам, свели в таблицу, которую можно увидеть на слайде (Таблица 1):
Таблица 1
№ | Цикл «Стихи о Москве» | точка | запятая | восклицательный знак | точка с запятой | вопросительный знак | двоеточие | многоточие | тире | итого |
1. | «Облака - вокруг» | 4 | 12 | 4 | 0 | 0 | 1 | 0 | 11 | 32 |
2. | «Из рук моих - нерукотворный град» | 7 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 7 | 20 |
3. | «Мимо ночных башен» | 4 | 7 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 20 |
4. | «Настанет день - печальный, говорят!» | 9 | 19 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 10 | 41 |
5. | «Над городом, отвергнутым Петром» | 4 | 6 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 13 |
6. | «Над синевою подмосковных рощ» | 3 | 9 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 17 |
7. | «Семь холмов - как семь колоколов!» | 4 | 10 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 22 |
8. | «Москва! - Какой огромный» | 7 | 7 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 23 |
9. | «Красною кистью» | 5 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 7 |
| Итого: | 47 | 76 | 20 | 0 | 1 | 3 | 1 | 47 | 195 |
Так, в стихотворении «Облака – вокруг» встречается 4 точки, 12 запятых, 4 восклицательных знака, 1 двоеточие и 11 тире. Всего – 32 знака препинания. Если перевести данные в диаграмму, то наглядно станет видно, что наиболее употребительны такие знаки препинания, как точка – 47, запятая -76, тире – 47. Причем 40 из них являются авторскими. Количественное соотношение употребления тире в цикле стихов представлено в диаграмме. (Диаграмма 1)
Диаграмма 1
Как оказалось, наибольшее количество тире употребляется в стихотворении «Облака – вокруг» - 11, «Настанет день - печальный, говорят!» - 10, «Из рук моих - нерукотворный град» - 7, «Москва! - Какой огромный» - 6. Когда мы обратили внимание на названия стихотворений, то заметили, что в пяти из девяти (а это 55.5 %) также присутствует тире. (Диаграмма 2)
Диаграмма 2
Таким образом, на примере московского цикла мы доказали, что тире является одним из наиболее употребительных знаков препинания в поэтике М. Цветаевой.
2.2 Многофункциональная роль тире в поэтике М. Цветаевой
Второй вопрос нашего исследования: «Какую функцию выполняет тире в поэтике М. Цветаевой и почему именно этому знаку препинания поэтесса отдает предпочтение?»
В поисках ответа на этот вопрос, мы проанализировали стихотворения поэтессы и выявили основные функции тире:
во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков, тире заполняет эти структурно пустые места («Ночь - твой распадов плащ», пропуск связки);
во-вторых, при бессоюзии тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений - условно- временных и следственно- сравнительных («Настанет миг - я слёз не утаю»);
в-третьих, служит целями создания эмоционально-экспрессивных качеств речи («Беженская мостовая! Гикнуло – и понеслось/ Опрометями колёс», передача динамичности, быстрой смены событий);
в-четвертых, оформляет сложную синтаксическую структуру цветаевского стиха - «ломкого» и «импульсивного», «тяжеловесного» и «громоздкого».
По словам В.В. Виноградова, тире - это «ступеньки», «шаги» к созданию поэтического образа, языковой личности и всего поэтического мира М. Цветаевой.
Тончайшая музыкальность внутренней структуры также свойственна поэтическому языку М. Цветаевой. Ритм - это сама суть, сама душа её поэзии. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!» - так сама М. Цветаева определила мелодию своей поэтической речи, поэтому подчас непросто разобраться в её «преткновения пнях, / Сплошных препинания знаках» (стихотворение «Куст», 1934 г.). Её ритмика - это резкие перебои, паузы, это «как удары сердца»:
Мало - тебе - дня,
Солнечного огня!
- активизация ритма, усиление значений слов – ещё одна из функций тире.
В строках:
Далеко - в ночи - по асфальту - трость,
Двери - настежь - в ночь - под ударом ветра.
-Заходи - уйди! - нежданный гость,
В мой покой пресветлы….
благодаря тире каждое слово произносится отрывисто, весомо, что наполняет речь внушающей, гипнотизирующей интонацией.
В строках:
Июльский ветер мне метёт - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь…
наиболее ярко просматривается музыкальность цветаевского стиха. Последнее слово каждой строки выделено логически и интонационно. Звуковая ровность строки «перебита» паузой, зафиксированной авторским тире. Выделенные слова односложны и имеют в своём составе один гласный «у». Он «пронизывает» концы строк и сцепляет их в единое смысловое и музыкальное целое.
- заместительная функция тире в поэтике Цветаевой заключается в постановке данного знака на месте другого знака, например – запятой.
В строчках:
Други его - не тревожьте его!
Слуги его - не тревожьте его!
мы видим тире вместо запятой, как это положено при обращении. Такая замена подчеркивает эмоциональную насыщенность, взволнованность высказывания. Интонационно такое значение достигается долгой паузой.
О том, что Цветаева пошла дальше, раздвинула привычные рамки функциональности тире, свидетельствуют и научные труды знаменитых исследователей, высказывания которых мы оформили в виде в таблице. (Таблица 2)
Таблица 2
№ | Исследователи | Название работы | Функциональная роль тире в поэтике М. Цветаевой |
1. | Валгина Н.С. | «Стилистическая роль знаков препинания в поэзии Марины Цветаевой» | Способ воплощения авторского «я». («Цветаева как бы просеивает слова сквозь сито, в котором остаются только крупные зерна»). |
2. | Ковтунова И.И. | «Поэтика пунктуации» | Эмфатическая функция. («Перерыв в речи, обозначенный тире, способен прямо передавать задержку дыхания, вызванную сильным аффектом, эмоциональным потрясением»). |
3. | Твардовский А.Т. | «Марина Цветаева «Избранное» | Передает ритм дыхания. («Затрудненная, местами как бы пунктирная, где заменой слов являются необыкновенно выразительные тире, стихотворная речь Цветаевой обладает чертами глубокой эмоциональной силы − она, как дыхание, прерывистое, нервное, но живое, а не искусственное»). |
4. | Бродский И.А. | «Предисловие. Поэт и проза» | Служит «для прыжков через само собой разумеющееся». |
5. | Бальмонт К.Д. | «Цветаева Марина Мать и музыка» | Придают стиху музыкальность. («Ты требуешь от стихов того, что может дать − только музыка!»). |
Наблюдения над употреблением тире в художественном тексте, анализ пунктуационной системы Цветаевой помогли нам не только глубже проникнуть в смысловую ткань текста, но и определить эстетические взгляды поэтессы.
Заключение
Таким образом, тире в пунктуации Цветаевой - самый употребительный знак препинания. Выполняет следующие функции: оформляет обобщенно-пояснительные отношения между словами; создает интонационно-ритмический рисунок; актуализирует наиболее важное слово в высказывании; противопоставляет друг другу смысловые части текста; предваряет неожиданный вывод, результат; фиксирует пропуск целого сюжета; соединяет номинации, раскрывающие содержание образа.
В поэтике Цветаевой тире зачастую играет даже большую роль, чем сами слова.
Максимально используя все ресурсы русской пунктуации, а также обогащая ее функциональные возможности, Цветаева тем самым способствовала органичному ее развитию и поступательному совершенствованию русского литературного языка. Сегодня этот знак препинания вытесняет и запятую, и двоеточие. Удивительно, как смогла М. Цветаева почувствовать возможности тире почти век назад!
Значит, наша гипотеза подтвердилась: если тире в поэзии М. Цветаевой наиболее употребительный знак препинания и служит для расширения границ использования и обогащения изобразительных возможностей, то тире является одним из многофункциональных и эстетически значимых знаков.
Перспективы развития моего проекта - публикация материалов исследования на сайте интернет - проекта для одаренных детей «Алые паруса» с целью обмена опытом и получения квалифицированной оценки своей работы. Публикация работы также позволит познакомить широкую аудиторию с многофункциональностью тире.
Использованная литература
Информационные ресурсы
Сверчок
Крутильный маятник своими руками
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Астрономический календарь. Январь, 2019 год